Файл: Процессы принятия решений в организации. (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По итогам проведенного SWOT-анализа разработаем следующие стратегии (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Стратегии на основе SWOT-анализа для ООО «МедЛаб»

Наименование стратегии

Описание

SO

- расширение номенклатуры товаров;

- увеличение объемов производства;

- увеличение производственных мощностей;

- развитие сети потребителей;

WO

- повышение квалификации персонала;

- развитие системы коммуникации с клиентами;

- оснащение производства;

- создание современной инфраструктуры на предприятии;

ST

- создание привлекательных условий труда для трудовых ресурсов;

- работа с целью увеличения объемов производства и сбыта;

WT

- расширение каналов товародвижения;

- привлечение новых трудовых ресурсов и последующее повышение их качества.

Применение данного метода позволило систематизировать представления о предприятии и о её конкурентном окружении, а также разработать ряд управленческих решений.

Проведенный SWOT-анализ подтверждает тот факт, что на исследуемом предприятии все функции по управлению персоналом выполняет одно лицо. Это свидетельствует о том, что работе с персоналом не может быть уделено необходимое внимание.

В стратегии управления персоналом основополагающими факторами являются: мотивация работников к достижению высоких результатов организации (работники должны быть носителями идеи, целей организации), что ведет к высоким конечным показателям деятельности фирмы, в том числе производительность труда; высокая квалификация управляющего лица и его заинтересованность.

На исследуемом в данной работе предприятии система управления кадрами является слаборазвитой. Отсутствует квалифицированный специалист в этой области. Следует отметить, что также не разрабатываются и не применяются специальные программы мероприятий по работе с трудовыми ресурсами. Работа по этому направлению основана на традиционных методах работы, которые сложились в период основания компании (более 20 лет назад). Данный традиционный метод включает в себя: традиционный отбор, найм, увольнение и работа, как с кадрами, так и с кадровой документацией. На предприятии не происходит улучшение рабочего места и не создаются условия, позволяющие создать удобства на рабочем месте. В первую очередь, это проявляется в том, что весь спектр работ производится на устаревшем оборудовании, которое не обновлялось с момента его покупки. Всё выше перечисленное говорит о невнимательности руководства к работникам, об отсутствии системы мотивирования и стимулирования, поэтому решение проблем именно по этому направлению поможет предприятию работать эффективнее и повысить показатели, рассматриваемые ранее.


На основе SWOT-анализа сформулируем прочие проблемы, существующие в пределах данной организации. Для ранжирования существующих проблем был выбран метод экспертных оценок В качестве экспертов выступал персонал предприятия. Исследование показало, что наиболее значимая для предприятия трудность, которая существует на данный момент и оказывает наиболее негативное влияние, - старое оборудование. В первую очередь это обуславливается тем, что на оборудовании, которое имеется в распоряжении предприятия в настоящее время, не позволяется технологически произвести изменения в товарах, предлагаемых к продаже, при условии существования такой технологии и методологии.

Для того чтобы выработать меры по превращению рассматриваемой слабости в «сильную сторону» необходимо произвести анализ факторов, под действием которых данное положение относится именно к слабостям предприятия. Одним из методов, позволяющих проанализировать причинно-следственные взаимосвязи, является графический метод исследования.

Проведем анализ разработанной диаграммы: в качестве факторов первого уровня выделяются: факторы внешней среды, персонал и организация работ и решений. Перечисленные факторы оказывают прямое или косвенное воздействие на существующую а предприятии проблему. С учетом проведенного исследования ООО «МедЛаб» было выявлено, что наиболее значительна роль персонала, т. к. именно из-за него не происходит обновление оборудования.

Таким образом, основываясь на проведенном SWOT-анализе, а также на построении и анализе диаграммы Исикавы верно следующее утверждение: проблема старого оборудования обуславливает общую демотивацию работников, создает предпосылки к ухудшению в целом условий и производительности труда и не позволяет предприятию повысить эффективность работ. Справедливо и иное суждение-учитывая основной состав рабочих (пенсионный возраст, традиционный принцип работ и субординации), происходит противодействие с их стороны, что не позволяет произвести замену существующего оборудования.

Важность замены или улучшений существующего оборудования обуславливается тем, что рабочее место является первым звеном в цепи производственного процесса предприятия, а также это позволит повысить такие показатели, как производительность труда, качество продукции и другие экономические показатели деятельности предприятия, позволит значительно ускорить процесс производства.

На предприятии используются различные виды оборудования: гематологический анализатор, устройства перемешивания, камера Горяева, фотометр, спектрофотометр, гемоглобинометр, автомат фиксации и окраски мазков, биохимический анализатор, анализатор мочи и пр.


В качестве объекта исследования был выбран автомат фиксации и окраски мазков по следующим причинам: срок службы данного оборудования составляет 9 лет, прибор используется для производства наиболее наукоёмких товаров, которые по итогам года составляют 60% от суммы выручки, а также 70% от общего количества закупаемого сырья идут на производство данного типа продукции, устаревший прибор потенциально опасен для работающих на нём сотрудников. Также выбор обуславливается тем, что на предприятии уже рассматривается вариант замены данного оборудования.

В первую очередь следует определить: произвести ремонт существующего оборудования или совершить покупку нового. Для того, чтобы выбрать, какая из двух альтернатив наиболее выгодна, построим дерево альтернатив (рис. 3.2). Построение велось при следующих условиях:

- в качестве критерия оценки был выбран фактор возможности производства нового вида продукции или усовершенствование, выделение из неё;

- знаком «*» обозначено, существует ли возможность усовершенствовать продукцию;

- на последнем уровне дерева отображены затраты на изобретение одного нового набора. При этом расчет затрат производился по ф. 3.1.

Знаб = т * Ззп + Пр + Среак*Nнаб, (3.1)

где т - количество дней, требуемое для разработки нового товара;

Ззп - заработная плата рабочего (занимающегося разработкой новых товаров) в день, руб.;

Пр - размер премии за разработку, руб.;

Среак - стоимость реактивов для производства одного набора;

Nнаб - количество тестовых (пробных) наборов для разработки нового товара, шт.

Имеются следующие данные: для разработки нового товара, в случае реконструкции оборудования, требуется 20 рабочих дней. В случае покупки нового - 15 дней; размер премии за разработку составляет 7000 руб.; стоимость реагентов в расчете на один набор составляет 7,46 рублей и 1 рубль; прежде чем начать производство, на рассматриваемом аппарате производится 10 тестовых наборов; размер заработной платы в день не указана. Таким образом, ф. 3.1 принимает вид:

Знаб = т * х + Пр + Среак*Nнаб

Рис. 3.2 - Дерево альтернатив

Из построенного дерева альтернатив видно, что экономия при производстве одного нового разработанного набора составляет 5х+70. Так, к примеру, при размере заработной платы в день равной 1000 рублей, экономия будет 5070 рублей. Из этого следует, что наиболее выгодным решением является покупка нового оборудования.

При выборе автомата существует ряд критериев, на которые требуется обратить внимание:


- обеспечивается ли безопасность работы;

- возможна ли реализация необходимых методик;

- какова реальная производительность автомата для планируемых методик;

- насколько часто необходимо производить загрузку стёкол (нужно ли постоянное присутствие лаборанта при работе автомата);

- может ли автомат работать со стёклами, применяемыми в лаборатории;

- является ли автомат открытой системой - возможно ли применение технологических жидкостей разных производителей и разного ценового уровня;

- какова цена и стоимость использования автомата с учётом закупки расходных материалов и принадлежностей;

- какое техническое обслуживание требуется при эксплуатации прибора.

Из приведённых данных, очевидно, что лидером по соотношению цена/качество, по крайней мере, из охарактеризованных приборов, является автомат ЭМКОСТЕЙНЕР-АВТО отечественного производства. Он наиболее доступен по цене, технические решения, использованные в нём, позволяют при небольшом количестве станций реализовывать самые сложные методики и добиваться высокой производительности, сравнимой с производительностью дорогостоящих автоматов. Автоматы ЭМКОСТЕЙНЕР используются для проведения различных гематологических методик (по Паппенгейму, Лейшману, «Дифф Квик» и др.); микробиологических методик (по Граму, Цилю-Нильсену (т.н. «холодный» вариант методики) и др.); цитологических методик (по Романовскому Лейшману, по Папаниколау (адаптированная методика)).

3.2. Определение возможных трудностей и разработка способов их преодоления при реализации разработанных решений на предприятии

В процессе принятия УР на предприятии могут возникать те или иные факторы, создающие барьеры на пути реализации решения. Условно данные факторы можно разделить на две группы:

- факторы внешней среды;

- факторы внутренние.

В предыдущем подразделе была определена проблема: проблема наличия устаревшего оборудования на предприятии, а также обоснован её выбор. На диаграмме Исикавы изображены основные факторы, негативно влияющие на рассматриваемое управленческое решение и относящие рассматриваемую проблему к слабостям предприятия. Однако в процессе принятия УР могут существовать также и другие препятствия.


Внутренние факторы:

1. противодействие со стороны сотрудников;

2. нехватка денежных средств для покупки оборудования;

3. проблемы с наладкой/установкой оборудования в связи с низкой компетенцией персонала в области управления оборудованием.

Внешние факторы:

4. в связи со «скачками» курса валют - нерегулируемый рост цен на приборы, их удорожание;

5. сбои в поставках реагентов и расходного материала для оборудования зарубежного производства в связи с введенными санкциями по отношению к РФ.

Рассмотрим варианты решений для трудностей, имеющих внутренний характер.

Противодействие со стороны сотрудников.

В первую очередь это обуславливается тем, что, как указывалось ранее, основной возрастной состав персонала - люди пенсионного возраста. По итогам проведенного анализа персонала было выявлено, что сотрудники привыкли работать по «старым» методам и любая инновация, в том числе новое оборудование, по их мнению, не требуется. Для решения этой проблемы предлагается провести ряд мероприятий по повышению технической грамотности персонала, задействованного в производстве. Так же имеется смысл произвести найм работников с соответствующим уровнем знаний.

Нехватка денежных средств для покупки оборудования.

Как правило, в данном случае широко распространена практика кредитования малых предприятий. Однако, в деятельности ООО «МедЛаб» наблюдаются скачки в показателях финансовой деятельности. Таким образом, нет гарантии того, что компания сможет рассчитаться по своим обязательствам. Наилучшим вариантом для рассматриваемого предприятия является продажа устаревшего оборудования перед покупкой нового, а также продажа лишней мебели с дальнейшей перепланировкой, что повысит площадь полезного использования помещения.

Проблемы с наладкой/установкой оборудования.

Несмотря на то, что на предприятии имеется специалист в области программирования и наладки оборудования, уровень его квалификации, с учетом современных тенденций, низок. Так, к примеру, после приобретения оборудования, данному специалисту требуется в среднем от 3х до 5ти дней для установки и настройки. С учетом этого рекомендуется произвести высвобождение данного работника с этой должности. Далее есть два варианта:

а) произвести найм нового специалиста на постоянной основе;

б) обращение к специалисту только в случае надобности.

В отличие от внутренних факторов, предприятие не может напрямую повлиять на факторы внешней среды, которые могут обуславливать существование проблем при реализации УР.