Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Методика руководства дидактической игрой).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выполняя функцию учебного пособия, дидактическая игра может служить основной частью урока. Помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети изучают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры в качестве метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает концентрацию внимания. Обеспечивает лучшее изучение программного материала. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с играми, поэтому при организации игры особое внимание следует уделить наличию в классах развлекательных элементов: поиск, удивление, угадывание.

Руководствуясь общими дидактическими требованиями, мы пришли к выводу, что одним из необходимых условий является согласованность, то есть нам нужна система игр с постоянно развивающимся и более сложным контентом, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельные игры могут быть очень интересными, но используя их вне системы, невозможно добиться желаемого результата обучения и развития. Благодаря широкому распространению таких средств массовой информации, как телевидение, радио, кино, дети уже в дошкольном возрасте накапливают массу впечатлений, идей и информации об окружающей жизни. Они оказывают огромное влияние на чувства, речь, отношения и поведение детей. Однако этот объем информации, полученной в детском саду, дома, в непосредственной близости, не может быть обработан детьми самостоятельно. Поэтому, чтобы активно влиять на развитие детей, необходимо учитывать все источники информации и впечатлений, которые дети получают в своей работе. Мы разработали комплекс дидактических игр, чтобы познакомиться с окружающим миром. Этот карточный файл содержит дидактические игры, которые можно разделить на три блока:

1. Игры для ознакомления с растительным и животным миром, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных.

2. Игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление с отношениями между живыми объектами и окружающей средой.

3. Игры для знакомства с человеческой и животной средой, созданной человеком, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и различными видами человеческой деятельности в окружающем нас мире.

В процессе ознакомления с природой дети формируют представление о живом и неживом мире, о взаимосвязи между взаимозависимостью предметов и явлений природы. Особое внимание уделяется зависимости жизни и деятельности человека от естественных условий в постоянно меняющейся среде - дети учатся видеть, понимать истинные причины зависимости. Например: на уроке по знакомству с окружающим миром мы познакомились с обитателями леса, чтобы закрепить полученные знания, детям предложена игра «Устроим животных в нашем лесу», дети познакомятся с местом обитания. различных животных, укрепить знания о диких животных.


Знакомство с явлениями общественной жизни знакомит детей с миром социальных отношений и формирует представления о человеке, о структуре его тела, об основных функциях организма, о видах человеческой деятельности, о его чувствах и взаимоотношениях. общество. В ходе ознакомления с объективным миром, созданным руками человека, дети формируют представление о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о том, как с ними обращаться. В этот блок были включены следующие дидактические игры: «Моя комната», «Город и село», «Виды труда». Дидактические игры используются нами в определенной последовательности. Их сложность определяется развитием у детей умений - от умения определять метод действия конкретных предметов до умения назвать способ их использования и цели, до умения самостоятельно составлять загадку об объекте, описывающем его функция и цель.

Игры были включены в познавательную деятельность детей, «превращены» в элемент развивающей среды. «Угадай, из чего состоит предмет», «Ты знаешь, для чего предмет?», «Назови предмет». Например, дидактическая игра «Угадай, какой объект задуман» может проводиться индивидуально с каждым ребенком в двух вариантах. Ее цель - научить детей самостоятельно разгадывать загадки об объектах с описанием их признаков. Ребенок должен описать объект и его характеристики, не называя его. Если ребенку сложно составить головоломку, вы можете предложить другим детям помочь ему и задать вопросы: «Где я могу ее использовать? Есть ли колеса? Лежит, весит или стоит? Это тонет или нет? Больше человек или нет? Где: в помещении или на улице? Для чего человек это сделал? Или предложите алгоритм подсказки. В игре «Знаете ли вы, для чего предназначен объект?» Дети выбирают лидера. Он берет одну из картинок, не показывает ее другим участникам игры, определяет изображаемый объект и называет его функцию. Дети должны называть объекты, которые выполняют ту же функцию. За каждый правильный ответ докладчик дает фишку. Когда ответы исчерпаны, он предлагает назвать тему и объявляет об окончании игры. Он называет имя участника, который правильно угадал предмет, дает ему две призовые фигуры и показывает картинку. Если объект не угадан, мастер может дать подсказки, основанные на характеристиках объекта (материал, детали), в этом случае при угадывании дается только одна бонусная часть. Побеждает тот, кто собирает больше фишек. Он становится лидером.

Нет необходимости доказывать, что ребенок учится во время игры, и что за несколько минут он многому научится в игре, что он не научится за час другим способом. Детям нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. Когда они чувствуют себя равными со взрослыми, их поведение становится более серьезным и значимым. Игровые ситуации освобождают ребенка; позволить ему почувствовать себя личностью, вселить в него уверенность в том, что его проблемы и переживания достойны внимания и обсуждения; развивать в нем наблюдение за всем, что происходит.


Дети воспринимают игровые ситуации более естественно, чем серьезные дискуссии. Игры помогают детям расслабиться, расслабиться и чувствовать себя комфортно. Эти факторы очень важны для обучения дошкольников.

В процессе работы у детей были сформированы следующие цели: стремление к независимости; проявление познавательного интереса в процессе общения со взрослыми и сверстниками; задавать поисковые вопросы; контроль собственной деятельности и действий партнера; использование элементов планирования в познавательной деятельности; умение выстраивать деловой диалог с совместным исполнением инструкций в случаях конфликта; самостоятельность в применении полученных знаний для решения новых задач; получать удовольствие от результатов самостоятельной познавательной деятельности; контролировать негативные эмоции, радоваться прогрессу сверстников.

Таким образом, дидактическая игра представляет собой многогранный, сложный педагогический феномен: это игровой метод обучения детей дошкольного возраста, форма воспитания, самостоятельной игровой деятельности и средство развития личности ребенка. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, они убедились, что они дают большой заряд положительных эмоций. Необходимо обеспечить, чтобы радость от игровой деятельности постепенно превращалась в радость обучения. Обучение должно быть радостным!

Вывод по 2 главе

В опытах на тему обучения детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игровых методов были предложены различные способы решения этой проблемы.

Изучив опыт работы учителей по этой проблеме, мы пришли к выводу, что в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной сферы личности. Вся деятельность ребенка подчинена познанию окружающего мира и самого себя в нем. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: знания об объектах и ​​явлениях расширяются. Детей интересуют связи, которые существуют между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие в современном мире - постоянно меняющееся и развивающееся. Все это облегчается обучением дошкольников посредством дидактической игры.

Заключение

На основании изученного материала можно сделать вывод, что игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его нравственных и волевых качеств, в игре осознается необходимость влияния на мир; возможность обучать детей младшего возраста с помощью интересных для них активных занятий - отличительная черта дидактических игр; знание естественной среды закреплено, мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) формируются.


Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме обучения детей с помощью дидактической игры позволил сделать следующий вывод: дидактическая игра способствует развитию познавательных способностей, обогащает сенсорный опыт ребенка; незаменимое средство преодоления различных трудностей умственной деятельности у отдельных детей.

Для успешного обучения детей необходим системный подход, необходима система игр с последовательно развивающимся и более сложным содержанием, с дидактическими заданиями, игровыми действиями и правилами. Отдельные игры могут быть очень интересными, но используя их вне системы, невозможно добиться желаемого результата обучения и развития. Для этого мы разработали картотеку дидактических игр для детей старшего возраста, чтобы они могли познакомиться с другими. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с играми, поэтому при организации игры особое внимание следует уделить наличию в классах развлекательных элементов: поиск, удивление, угадывание.Играя, общаясь со своими учениками, это драгоценная способность взрослого стать на один уровень с ребенком более чем вознаграждена блеском любопытных глаз, живой воспринимающей активностью, искренней любовью к воспитателю.

Мы увидели, что проведенная работа дала положительные результаты.

По результатам нашей работы можно сказать о целесообразности внедрения комплекса дидактических игр в воспитание старших дошкольников для ознакомления с окружающим их миром. Таким образом, задача исследования решена, гипотеза подтверждена.

Список использованной литературы

  1. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В.Н. Аванесова. М. : Просвещение, 1972. 176 с.
  2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева.М. : Просвещение, 1997.
  3. Афонькина, Ю. Спецкурс «Психолого-педагогические проблемы дидактической игры» / Ю. Афонькина // Дошкольное воспитание. 1998. № 9.
  4. Бабинский Ю.К. Педагогика: Учебное пособие. — М.: АСТ, 2016. — 340 с.
  5. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие /
  6. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко.
  7. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. 2-е изд. М.: Просвещение, 1983. 192 с.
  8. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.
  9. Глебова И. Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 33-35.
  10. Д.Б. Эльконин. Психология игры. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 228 с
  11. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. М. : Педагогика, 1996. С.544.
  12. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте / Т.Н. Доронова, О.А.Карабанова, Е.И. Соловьева. М. : Просвещение, 2002. 160 с.
  13. Дыбина, О. Игра - путь к познанию предметного мира / О. Дыбина // Дошкольное воспитание. 2005. № 4. С.45.
  14. Запорожец, А. В. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. М. : Просвещение, 1978. 246 с.
  15. Зебзеева, В. А. Проектирование образовательной программы детского сада в условиях реализации ФГОС ДО / В. А. Зебзеева. М. : ТЦ «Сфера», 2015. 128с.
  16. Иванова, М. Ю. Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] / М. Ю. Иванова // Социальная сеть работников дошкольного образования. 2015. 26 сентября.
  17. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. 192 с.
  18. Куликова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Издат. центр «Академия», 2015.- 431 с
  19. Л.Ю. Павлова. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. / Авт.-сост. Павлова Л. Ю — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. — 80 с.

М. : Просвящение, 1989. 176 с.

  1. Миленко, В. Нужно ли учить детей играть / В. Миленко // Дошкольное воспитание. 2005. № 4. 119 с.
  2. Михайленко, Н.А., Петрова О. К вопросу о строении игр с правилами / Н.А. Михайленко, О. Петрова // Дошкольное воспитание. 1998. № 1. С. 26.
  3. Поддьяков, Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддьяков. М. : Просвещение, 1986. 298 с.
  4. Расцветаева О. Н. Воспитание и обучение дошкольников посредством дидактической игры // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : сб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары : Интерактив плюс, 2015. – С. 170–171
  5. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) / сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; под ред. М. А. Васильевой. М.: Просвещение, 1986. 112 с.
  6. Сергеева, Е. Картотека дидактических игр по ознакомлению детей 5–7 лет с окружающим миром. [Электронный ресурс] / Е. Сергеева // МААМ.РУ. Международный образовательный портал. 2015. 3 августа.
  7. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры / А. А. Смоленцева. М. : Просвещение, 1987. 182 с.

Т.М. Бабунова. М. : ТЦ Сфера, 2007. 208 с.

  1. Усова, А. П. Обучение в детском саду / А. П. Усова. М. : Просвещение, 1972. 445 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [от 17.10.2013 № 1155]. — М.: УЦ Перспектива, 2013. — 32 с.

Приложение A

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей 5–7 лет с окружающим миром

Тема: «Жизнь в семенах»

Цель. Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур (семена перцев, томатов, огурцов, бобов фасоли, гороха, этапами развития растения. Формировать умение сопоставлять семена и взрослое растение одного вида, отличать семена овощных культур по форме, цвету, величине.

Материал: семена овощных культур, карточки, изображающие этапы развития овощных культур, специальные чашки с крышками и влажный фильтр.

Правила:

1. Количество играющих зависит от того, сколько заготовлено наборов; количество играющих можно увеличить, если играть по командам.

2. Победителем считается тот, кто рассказал и сделал все хорошо и правильно.

Тема: «Чей след»

Цель. Уточнять и закреплять знание детей о диких животных, об их образе жизни в зимнем саду. Познакомить с понятием «следы», выяснить, каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом. Познакомить с видами следов диких животных, формировать умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу. Развивать логическое мышление, воображение, связную речь.