Файл: Социальное страхование и его функции (История развития социального страхования в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 400

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выделяются два вида обязательного социального страхования: 1) обязательное общее страхование; 2) обязательное профессиональное страхование.

Общее обязательное страхование распространяется на всех без исключения лиц, работающих по трудовому договору или контракту.

Обязательное профессиональное страхование распространяется на лиц, занятых на работах, связанных с повышенным травматизмом, особо опасными и неблагоприятными условиями труда. Уровень страховых взносов при обязательном профессиональном страховании выше, чем при обязательном общем страховании, и соответственно, выше уровень материального обеспечения.

Добровольное социальное страхование строится на принципах коллективной солидарности и взаимопомощи при отсутствии страховой поддержки государства (госбюджета). Его отличительными чертами являются демократизм управления страховыми фондами, наиболее полная реализация принципа самоуправления, социальное партнерство работодателей и наемных работников, тесная зависимость страховых выплат и программ от уровня доходов страхователей. [4, с.2]

Низкий уровень государственных гарантий в системе обязательного социального страхования и высокий уровень доходов страхователей благоприятствует тому, что фонды добровольного социального страхования рассматриваются не как альтернатива, а как дополнение к обязательному страхованию. Взаимное дополнение этих фондов позволяет недостатки одного вида страхования компенсировать достоинствами другого.

Понятие социального страхования, таким образом, охватывает различные формы общественного (государственного, или обязательного, и добровольно-общественного) страхования населения от различного рода социальных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов.

Помимо этого в рыночной экономике существуют разнообразные формы частного страхования от социальных рисков, являющегося разновидностью добровольного личного страхования граждан. Оно осуществляется за счет взносов физических и юридических лиц, частными страховыми компаниями, а также пенсионными фондами. Здесь действуют принципы рыночной эквивалентности индивидуальной оценки социального риска, зависимости размера возмещения от индивидуальной платежеспособности застрахованного лица, тесной взаимосвязи программы страхования с размером индивидуального взноса застрахованного лица. На частном рынке страхования от социальных рисков работают главным образом коммерческие страховые компании.


Таким образом, в развитой рыночной экономике система страхования от социальных рисков включает государственные, добровольно-общественные (коллективные) и частные институты, коммерческие и некоммерческие организации. Подобное ее построение позволяет обеспечить как гарантированную социальную защиту граждан от вероятностных причин потери трудоспособности и доходов, так и наиболее полное удовлетворение спроса различных категорий населения на услуги страхования от социальных рисков.

Перечислим важнейшие виды социального риска, ведущие к потере трудоспособности гражданина и дохода: 1) болезнь; 2) производственная травма; 3) профессиональное заболевание; 4) несчастный случай; 5) материнство и детство; 6) безработица; 7) старость; 8) смерть кормильца. [20, с.57]

В процессе развития социального страхования сформировались свои особые принципы его построения. Они не являются ни случайными, ни произвольными, ибо, во-первых, выработаны практикой и, во-вторых, определяются его сущностью как специфической формы социального страхования.

К основополагающим принципам социального страхования относятся следующие:

1. Принцип солидарности. Данный принцип является одним из основополагающих принципов социального страхования. По формальным признакам (объединение страховых средств, формирование страховых фондов за счет взносов, солидарное распределение ущерба и т. п.) он совпадает с такими же (по названию) принципами общего страхования. Однако принцип солидарности при социальном страховании — это особый вид солидарности. Функциональным назначением солидарности вэтом случае является взаимоподдержка и взаимопомощь всех участников социального страхования. Возможность осуществления этой задачи предполагает аккумулирование действительно необходимых финансовых ресурсов за счет взносов субъектов страхования. Естественно, принцип солидарности предполагает перераспределение средств между различными социально-экономическими и демографическими группами застрахованных (например, здоровый платит за больного, работающий за безработного и т. д.). Особое значение он имеет при солидарной поддержке поколений. В связи с этим хотелось бы также подчеркнуть, что принцип солидарности включает в себя и перераспределение финансовых ресурсов между территориями или субъектами Российской Федерации. Территории-доноры, естественно, недовольны, что им приходится отдавать часть средств дотационным регионам, стараясь всеми правдами и неправдами уйти от этой "повинности". Однако отказаться от принципа солидарности, от перераспределения финансовых ресурсов между территориями, — значит разрушить единую систему социального страхования, допустить ее распад на автономные структуры, выживающие в одиночку. Иной вопрос, что такое перераспределение должно быть минимизировано. [7, с.8]


2. Принцип личной ответственности. Содержание принципа личной ответственности в условиях рыночной экономики применительно к социальному страхованию определяется необходимостью личного участия застрахованного в формировании финансовой базы страховых фондов. Поэтому право на получение страховых выплат и оказание услуг при наступлении страхового случая получают лишь те, кто платит страховые взносы, или те, за кого платят страховые взносы. Боле е того, размер страховых выплат ставится в прямую зависимость от величины уплаченных страховых взносов. В свою очередь устанавливается дифференциация величины страховых взносов в зависимости от оценки уровня социальных и профессиональных рисков. В действующей в России системе социального страхования этот принцип практически не работает. В страховые фонды работники взносов из личных заработков не платят. Уже в этом сказывается неполноценность существующей системы. [7, с.9]

Дело в том, что переход к частной собственности на средства производства и многоукладной экономике с преобладанием частного сектора, коренным образом изменил саму систему распределения общественного продукта и роль государства в этом процессе. Оно из монопольного собственника общественного продукта превратилось в одного из ряда других собственников (банки, финансовые группы и т. п.). Если до 1991 г. доля государства составляла свыше 70% пенсионных выплат , теперь 6-8%, а более 90% осуществляется за счет страховых взносов работодателей, или в конечном счете средств, заработанных самими работниками. В этих условиях государство может выступать (и фактически выступает ) гарантом социального обеспечения всего лишь на минимальном уровне. [6, с.13] Поэтому бесплатность значительной части услуг становится невозможной, следовательно их платность превращается в норму. А это означает необходимость перехода к социальному страхованию на базе такого основополагающего принципа, как личная ответственность индивида за формирование условий своей жизни.

3. Принцип страховых выплат только при наличии взносов в страховую систему. В этом принципиальное отличие страховой системы от иных форм социальной защиты (социальной помощи, социального обеспечения и т. п., в которых такой жесткой зависимости нет). Поэтому если человек не участвует в формировании финансовой базы страхового сообщества, т. е. не застрахован, он и не может претендовать на социальное (материальное) обеспечение при наступлении материально-финансовых трудностей при наступлении страхового случая. В качестве же плательщиков страховых взносов выступает либо сам работник, либо его работодатель, а в отдельных случаях плательщиком может быть государство. Но это только одна сторона этого принципа. Другая же состоит в том, что размер выплачиваемых выплат (пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, пособий по безработице и др.) должен быть адекватен уровню внесенных страховых взносов. Конечно, речь в этом случае не идет о полной эквивалентности выплаты и взноса (особенно в солидарно-распределительных системах), а лишь о соответствующей зависимости размера пособий от размера внесенных страховых взносов каждым застрахованным. В противном случае нарушается заинтересованность и работника, и работодателя в уплате страховых взносов со всей зарплаты застрахованного. Показателем адекватности размера страховых выплат размеру страховых взносов является коэффициент замещения утраченной зарплаты страховым пособием в случае наступления страхового случая. Чем он выше, тем выше степень соответствия размера пособия величине внесенных взносов застрахованных. Сегодня, в российских условиях такая должная взаимозависимость двух категорий отсутствует: при высоких и средних зарплатах коэффициент замещения составляет 5-25% от утраченной зарплаты. [8, с.14]


4. Принцип трехсторонности. Принцип трехсторонности предполагает участие в социальном страховании всех трех субъектов: работодателя, работника и государства. Его соблюдение важно с точки зрения социально справедливого распределения ответственности между субъектами при финансировании социального страхования. Решение этой проблемы на практике не так просто. В этой связи важно обеспечить сбалансированность ответственности государства, работодателя и работника в финансировании социального страхования. Она зависит от многих факторов, но наиболее важными из них являются состояние экономики, направленность социальной политики государства, политическая стабильность в обществе, сложившиеся в стране традиции и т. п. Если рассмотреть реализацию принципа трехсторонности в действующей системе социального страхования в России, то можно сказать, что он не работает. Во-первых, работники, как уж е отмечалось, участия в формировании финансовой базы страховых фондов непосредственно из личных заработков не принимают. И более того, уровень реальной оплаты труда таков, что введение страховых взносов из личных заработков значительную часть работников поставило бы в тяжелое материальное положение или даже отбросило за черту бедности. Налицо реальное противоречие. Радикальное его разрешение лежит на путях создания условий, позволяющих основной массе работников за счет доходов и в первую очередь за счет роста оплаты труда обеспечивать себя и свою семью на социально приемлемом уровне. Для этого необходимо изменить уровень оплаты труда. Вектор этого изменения один — заработанная плата должна быть адекватна рыночной стоимости физического и интеллектуального воспроизводства человека. Обеспечение этого условия предполагает, что удельный вес заработной платы (как показывает опыт экономически развитых стран) в себестоимости продукции должен составлять 70-75%. В РФ в 1991 г. он составлял 30%, сейчас 10%, т. е. из каждого рубля произведенной продукции работник получает лишь 10 копеек. С точки зрения квалификации наш работник не намного уступает, скажем, американскому или канадскому работнику. Во-вторых, участие государства в финансировании социального страхования предусмотрено законодательством (социальные пенсии, взносы в ФОМС за неработающих граждан и др.). Однако фактически государство (как на федеральном, так и на местном уровне) не только зачастую не вносит платежей в фонды социального страхования, но допускает безвозвратное заимствование средств на свои нужды из этих фондов. [7, с.10]


5. Принцип самоуправления. Важность этого принципа очевидна. Его осуществление означает в первую очередь выведение из непосредственного государственного управления внебюджетных страховых фондов. Кроме того, оно предполагает однозначное отделение бюджетов страховых фондов от государственного и региональных бюджетов. [20, с.62]

Сущность любого экономического явления находит свое проявление и реализацию через его функции. Обычно в качестве определяющей функции социального страхования называют функцию защиты индивида перед такими общими опасностями, как болезнь, инвалидность, старость, безработица, несчастный случай, смерть кормильца. В принципе это положение не вызывает возражения. Но недостаток такого подхода заключается в том, что это положение носит общий характер. Ведь, скажем, социальная помощь также выполняет функцию социальной защиты населения. И это тоже верно. Однако как в первом, так и во втором случае не раскрывается качественная определенность каждой из них. Поэтому необходимо это общее положение конкретизировать. [8, с.10]

  1. Основной его функцией социального страхования является функция обеспечения воспроизводства рабочей силы при наступлении страхового случая. Соответственно и ее эффективность должна оцениваться с точки зрения того, насколько достигается эта цель.
  2. Другой важнейшей функцией является функция перерас­пределения доходов. Механизм такого перераспределения связан с образованием страховых фондов, которые формируются за счет необходимого продукта, а не прибыли. Осуществляется перераспределяются собствен­ные средства застрахованных, что позволяет тем, которые не затронуты наступившим риском, поддерживать тех, кто им затронут. В силу этого в принципе недопустимо изъятие государством средств из страховых фондов. Ресурсы, выделяемые рыночной системой для обеспечения воспроизводственного процесса, не могут перераспределяться для решения других социальных целей, например, для уменьшения дифференциации доходов, поддержания беднейших слоев населения и т. п. [8 с.11]
  3. Аккумуляция страховых ресурсов. Ее назначение состоит в аккумуляции необходимых средств для материального обес­печения застрахованных при наступлении страховых случаев. Для осуществления данной функции необходимы соответству­ющие организационные структуры и финансовый механизм. Они, естественно, не могут быть совершенно одинаковыми в разных системах социального страхования в силу различных политических, экономических, социальных условий, исторических особенностей развития страны, демографических, этнокультурных и других факторов.
  4. В число функций социального страхования входит и функ­ция страховых выплат. [8, с.12] Целевое назначение этой функции — обеспе­чение финансовыми средствами при наступлении страхового случая на уровне, обеспечивающем нормальное воспроизводство рабочей силы. Именно этому должно быть подчинено расходование страховых средств. Всякое иное отвлечение средств, носящее нестраховой характер, является нарушением основ социального страхования. Ведь его суть и смысл заключается в том, что оно осуществляется за счет собственных средств застрахованных (аккумулированные страховые взносы). И поэтому открытое или скрытое их перераспреде­ление на нужды государства (к чему оно может прибегать), неизбежно ведет к снижению уровня социальной защиты. Но это одна сторона дела. Другая же состоит в том, что величина страховых выплат должна обеспечить данную целевую функцию, т. е. воспроизводство рабочей силы. При этом социальное право застрахованного на страховую выплату определяется не его нуждаемостью или необходимостью обеспечения минимальных потребностей, а размером выплаченных страховых взносов. Иных оснований при социальном страховании нет и быть не может. Из этого следует вывод, имеющий определяющее значение для социального страхования: необходимость соответствия страховых взносов, с одной стороны, и стра­ховых выплат, с другой. Несоблюдение этого принципа одна из основных причин сбоев в функционировании социального страхования.