Файл: Социальное страхование и его функции (История развития социального страхования в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 409
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты социального страхования и его организация в современных условиях
1.1 История развития социального страхования в Российской Федерации
1.2 Понятие социального страхования, основные принципы и функции
2 Анализ системы социального страхования Российской Федерации
2.1 Анализ эффективности функционирования Фонда социального страхования Российской Федерации
2.2 Основные концепции совершенствование системы социального страхования
Среди функций социального страхования в работах некоторых экономистов называются и такие, как обеспечение социальной справедливости, сглаживание противоречий между социальными группами капиталистического общества, инвестиционные и др. Конечно, эти и подобные им явления существуют. Но все дело в том, что они определяются не сущностью социального страхования как определенного экономического явления, а иными факторами. Так, например, превращение страховых средств в инвестиции (что действительно имеет место), вытекает из их денежной формы. [8, с.14]
Выводы: 1. Социальное страхование является ядром политики социальной защиты населения, наряду с социальным обеспечением, социальной помощью, благотворительностью. Источниками формирования фондов социального страхования являются государственные дотации, а также страховые взносы, которые уплачивают трудящиеся граждане и работодатели.
2. Посредством социального страхования общество решает множество задач: формирует денежные фонды, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных и лиц, не участвующих в трудовом процессе; обеспечивает необходимое количество и структуру воспроизводства трудовых ресурсов; сокращает разрыв в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества; добивается повышения жизненного уровня различных социальных групп населения, не вовлеченного в трудовой процесс.
3. Многообразие задач предполагает необходимость классификации его форм. Такая классификация осуществляется по ряду критериев: 1) юридическому статусу (обязательное, добровольное); 2) организационно-правовому положению (государственное, негосударственное); 3) по организационным формам (профессиональное, территориальное, корпоративное, личное); 4) страхуемым рискам (пенсионное страхование (по старости, инвалидности, потери кормильца, выслуги лет); страхование безработицы; медицинское страхование; страхование временной нетрудоспособности (по болезни, материнству, уходу за ребенком); страхование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
4. В процессе развития социального страхования сформировались свои особые принципы его построения. К основополагающим принципам социального страхования относятся следующие: солидарности; личной ответственности; принцип страховых выплат только при наличии взносов в страховую систему; трехсторонности; самоуправления.
5. В экономической литературе нет однозначно определенных функций социального страхования. Автор в работе придерживается классификации, предложенной В.Г. Павлюченко, и обосновывает этот выбор. Основные функции социального страхования:
- обеспечения воспроизводства рабочей силы при наступлении страхового случая;
- перераспределения доходов;
- аккумуляция страховых ресурсов;
- страховых выплат - обеспечение финансовыми средствами при наступлении страхового случая на уровне, обеспечивающем нормальное воспроизводство рабочей силы.
2 Анализ системы социального страхования Российской Федерации
2.1 Анализ эффективности функционирования Фонда социального страхования Российской Федерации
Система социального страхования реализует функции по охране здоровья, социального обеспечения граждан и влияет на качество их жизни. Согласно данным агентства Legarum Prosperity Index , в 2018-2019 году Россия занимает 61-е место из 142 в общем списке рейтинга по уровню жизни, расположившись между Шри-Ланкой и Вьетнамом. [30, c. 11]. Из своих ближайших географических и экономических партнеров Россия уступает Белоруссии, которая заняла 58 место, Казахстану – 47 место. При подсчете данных агентство ориентируется не только на общегосударственные показатели, но и на качество жизни самого населения, принимая во внимание уровень зарплат, образовательную систему, соотношение цен в государстве и реального материального положения среднестатистического гражданина. Это позволяет сделать предположение о слабости отечественной системы социальной защиты населения и системы социального страхования. Однако в отчете Программы развития ООН от 14 сентября 2018года «Индексы и показатели человеческого потенциала: обновление статистики в 2018году» Россия занимает 49 место из 189 стран мира и входит в группу 59 стран с очень высокими показателями человеческого развития. [15, с.5] Начиная с 1990 года, ООН рассчитывает данный показатель, опираясь на такие критерии как долгая и здоровая жизнь, знания и достойный уровень жизни. Основные показатели России таковы: ожидаемая продолжительность жизни при рождении – 71,2 года; ожидаемая продолжительность получения образования – 15,5 лет; валовой национальный доход на душу населения – 24 233 долл. в год по паритету покупательской способности, выраженному в международных долларах в ценах 2011г. Динамика баллов по индексу человеческого развития с 1990 по 2017 годы (таблица 1) показывает насколько серьезно «шоковая терапия» 90-х годов не только затормозила, но и отбросила назад достижения российских граждан, в то время как мир развивался. Затем за десятилетие с 2000 по 2010г. Наблюдалось наиболее быстрое наверстывание необходимых для человеческого развития базовых компонентов. Достигнутые темпы развития человеческого потенциала с 2010 по 2017г. немного снизились, но превысили среднегодовой индекс по миру в целом.
Таблица 1- Индекс человеческого развития 1990-2017гг. (Россия и мир)
Россия |
||||||||||
годы |
1990 |
2000 |
2010 |
2012 |
2014 |
2016 |
2017 |
|||
Баллы ИЧР |
0,734 |
0,72 |
0,78 |
0,798 |
0,807 |
0,815 |
0,816 |
|||
Мир в целом |
0,598 |
0,642 |
0,698 |
0,709 |
0,718 |
0,726 |
0,728 |
|||
Россия |
||||||||||
годы |
1990-2000 |
2000-2010 |
2010-2017 |
1990-2017 |
||||||
Среднегодовой рост ИЧР в % |
-0,18 |
0,8 |
0,66 |
0,4 |
||||||
Мир в целом |
0,72 |
0,84 |
0,6 |
0,73 |
Данные приводятся на основании источника:Human Development Indices and Indicators. 2018 Statistical Update, 1990-2017.с.26. [22]
Системы государственной социальной поддержки в каждой стране имеют различия в подходах и методах. В таблице 2, содержащей данные Организации экономического сотрудничества и развития, приведена сравнительная характеристика систем социального страхования России и ряда развитых стран (данные на декабрь 2017 г., по курсу валюты: доллар - 58,59, евро - 69,36, шведская крона -7,38 руб.). [15, с.6]
Таблица 2 - Сравнительная характеристика систем социального страхования (данные в пересчете на декабрь 2017 г.)
Параметры сравнения |
США |
Германия |
Франция |
Швеция |
Россия |
Основные источники финансирования |
Социальный налог и другие налоги |
Страховые взносы |
Страховые взносы |
Страховые взносы и налоги |
Страховые взносы |
Плательщик |
Работодатель и работник |
Работодатель и работник |
Работодатель и работник |
Работодатель и работник |
Работодатель |
Степень государственного вмешательства |
Высокая |
Низкая |
Средняя |
Высокая |
Высокая |
Максимальная база в месяц в нац. валюте |
9750 долларов |
4462.5 евро |
3129 евро |
36718 шведских крон |
53333 рублей |
в рублях |
571252,5 |
309519 |
217027,4 |
270973,8 |
53333 |
Относительный показатель сравнения (в сравнении с Россией), раз |
10,7 |
5,8 |
4,07 |
5,08 |
1 |
Из данных таблицы 2 можно сделать вывод о том, что в России, как и в европейских странах, система социальной защиты населения финансируется в основном за счет страховых взносов. Но в России эти страховые взносы уплачивают только работодатели, работники при желании могут вносить свои средства в негосударственные фонды. В России наблюдается самое наименьшее ограничение по размеру облагаемого взносами дохода и высокая степень государственного вмешательства в систему социальной защиты населения [15, c .11].Распределение тарифов страховых взносов в 2017 г. представлено в таблице 3.
Таблица 3 - Распределение тарифов страховых взносов в 2017 г.
Страны |
Работодатели, % |
Работники, % |
США |
13,65 |
7,65 |
Германия |
19,28 |
20,18 |
Франция |
41,00 |
18,80 |
Швеция |
31,42 |
7,00 |
Россия |
30,00 |
0,00 |
Наибольшая нагрузка на работодателей наблюдается во Франции. В отличие от зарубежных стран, в России страховые взносы платят работодатели: в Пенсионный фонд - 22 % от фонда оплаты труда, в ФФОМС - 5,1 %, в ФСС - 2,9 %. Итого 30 %. В Германии работодатель и работник платят примерно по равной ставке [18, c. 71].
В отличие от других стран, в России ПФР и ФСС одновременно выполняют функции, как фонда, так и органа управления и контроля. ПФР администрирует взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. Взносы на другие виды обязательного страхования администрирует ФСС. В других странах этим занимаются отдельные органы. Во всех рассматриваемых странах общий контроль над всей системой социального страхования осуществляют министерства. В России этим занимается Министерство здравоохранения и Министерство труда и социальной защиты [19, c.225]. В таблице 4 [17, c. 72] представлен уровень расходов на социальное обеспечение в 2017 году.
Таблица 4 - Расходы на социальное обеспечение на 2017 году
Страны |
США |
Германия |
Франция |
Швеция |
Россия |
Удельный вес затрат на все виды социального обеспечения, % ВВП |
20 |
26,2 |
33 |
28,6 |
16,6 |
Доля ВВП, которая используется на социальные цели в России составляет лишь 16,6 %, и это самый низкий показатель среди развитых стран [8, с.15].
Уровень страховых выплат в зарубежных странах замещает около 60-80 % прежнего заработка. [18, с.74] Этого в нашей стране пока еще нет. Следовательно, можно говорить о том, что в России не создана эффективная система социального страхования, поскольку страна не достигла соответствующего экономического развития.
Обеспечить государственные гарантии человеку призван производящий основную часть страховых выплат Фонд социального страхования. ФСС работает в трех основных направлениях: оплата больничных, выплата по несчастным случаям на производстве и выплата пособий, связанных с материнством.
При рассмотрении тенденций развития фонда социального страхования РФ необходимо обратиться к данным ФЗ "О федеральном бюджете РФ" за 2014-2021 гг., на основе которых построена диаграмма, представленная на рисунке 1. [2],[3].
Рисунок 1 - Сравнительная диаграмма общего объёма доходов и расходов бюджета Фонда социального страхования, млн. руб.
На протяжении нескольких лет бюджет ФСС РФ находится в состоянии дефицита, что вызвано увеличением расходов Фонда и отставанием темпов роста его доходов. Несомненно, данный факт мешал Фонду успешно функционировать и эффективно исполнять свои задачи, что отражалось на снижении уровня социальной защиты граждан и на их социальном обеспечении. Однако, начиная с 2017 года бюджет ФСС РФ является профицитным, доходы в 2017 году на 20 млр. рублей превосходят расходы. Эта тенденция сохраняется и в 2018, 2019 годах. Меньшее значение доходов – 541,3 млрд руб. зафиксировано в 2015году, однако для 2016 г. характерен их рост на 13,9%, который сохранился в 2017- 2019 годах. [21] По мнению автора, уровень доходов находится в прямой корреляции с общей экономической ситуацией в стране в соответствующий период: наблюдается снижение доходов в период кризиса и их постепенный рост по мере улучшения ситуации в экономике и роста совокупного фонда оплаты труда.
Для выявления причин отрицательного баланса бюджета ФСС РФ проанализируем структуру доходов и расходов бюджета Фонда за 2014-2019 годы. Из данных, приведенных в Приложении 1, видно, что произошло сокращение взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 2014 года в общем объеме неналоговых доходов: если в 2014 году данный показатель составлял 83,4%, то к 2018 году он снизился до 82,6%, что обусловлено сокращением совокупного фонда оплаты труда в связи с длительной макроэкономической нестабильностью. Поскольку страховые взносы в государственные внебюджетные фонды относятся к неналоговым доходам, следовательно, неналоговые доходы составляют основу формирования доходов бюджета ФСС РФ, причем ежегодно их доля в совокупном объеме доходов увеличивается: рост на 9,4% в 2018 году по сравнению с 2014 г., при этом безвозмездные платежи сокращаются. [13, с.111]