Файл: Социальное страхование и его функции (История развития социального страхования в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 409

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Среди функций социального страхования в работах некоторых экономистов называются и такие, как обеспечение социальной справедливости, сглаживание противоречий между социальными группами капиталистического общества, инвестиционные и др. Конечно, эти и подобные им явления существуют. Но все дело в том, что они определяются не сущностью социального страхования как определенного экономического явления, а иными факторами. Так, например, превращение страховых средств в инвестиции (что действительно имеет место), вытекает из их денежной формы. [8, с.14]

Выводы: 1. Социальное страхование является ядром политики социальной защиты населения, наряду с социальным обеспечением, социальной помощью, благотворительностью. Источниками формирования фондов социального страхования являются государственные дотации, а также страховые взносы, которые уплачивают трудящиеся граждане и работодатели.

2. Посредством социального страхования общество решает множество задач: формирует денежные фонды, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных и лиц, не участвующих в трудовом процессе; обеспечивает необходимое количество и структуру воспроизводства трудовых ресурсов; сокращает разрыв в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества; добивается повышения жизненного уровня различных социальных групп населения, не вовлеченного в трудовой процесс.

3. Многообразие задач предполагает необходимость классификации его форм. Такая классификация осуществляется по ряду критериев: 1) юридическому статусу (обязательное, добровольное); 2) организационно-правовому положению (государственное, негосударственное); 3) по организационным формам (профессиональное, территориальное, корпоративное, личное); 4) страхуемым рискам (пенсионное страхование (по старости, инвалидности, потери кормильца, выслуги лет); страхование безработицы; медицинское страхование; страхование временной нетрудоспособности (по болезни, материнству, уходу за ребенком); страхование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

4. В процессе развития социального страхования сформировались свои особые принципы его построения. К основополагающим принципам социального страхования относятся следующие: солидарности; личной ответственности; принцип страховых выплат только при наличии взносов в страховую систему; трехсторонности; самоуправления.

5. В экономической литературе нет однозначно определенных функций социального страхования. Автор в работе придерживается классификации, предложенной В.Г. Павлюченко, и обосновывает этот выбор. Основные функции социального страхования:


  • обеспечения воспроизводства рабочей силы при наступлении страхового случая;
  • перерас­пределения доходов;
  • аккумуляция страховых ресурсов;
  • страховых выплат - обеспе­чение финансовыми средствами при наступлении страхового случая на уровне, обеспечивающем нормальное воспроизводство рабочей силы.

2 Анализ системы социального страхования Российской Федерации

2.1 Анализ эффективности функционирования Фонда социального страхования Российской Федерации

Система социального страхования реализует функции по охране здоровья, социального обеспечения граждан и влияет на качество их жизни. Согласно данным агентства Legarum Prosperity Index , в 2018-2019 году Россия занимает 61-е место из 142 в общем списке рейтинга по уровню жизни, расположившись между Шри-Ланкой и Вьетнамом. [30, c. 11]. Из своих ближайших географических и экономических партнеров Россия уступает Белоруссии, которая заняла 58 место, Казахстану – 47 место. При подсчете данных агентство ориентируется не только на общегосударственные показатели, но и на качество жизни самого населения, принимая во внимание уровень зарплат, образовательную систему, соотношение цен в государстве и реального материального положения среднестатистического гражданина. Это позволяет сделать предположение о слабости отечественной системы социальной защиты населения и системы социального страхования. Однако в отчете Программы развития ООН от 14 сентября 2018года «Индексы и показатели человеческого потенциала: обновление статистики в 2018году» Россия занимает 49 место из 189 стран мира и входит в группу 59 стран с очень высокими показателями человеческого развития. [15, с.5] Начиная с 1990 года, ООН рассчитывает данный показатель, опираясь на такие критерии как долгая и здоровая жизнь, знания и достойный уровень жизни. Основные показатели России таковы: ожидаемая продолжительность жизни при рождении – 71,2 года; ожидаемая продолжительность получения образования – 15,5 лет; валовой национальный доход на душу населения – 24 233 долл. в год по паритету покупательской способности, выраженному в международных долларах в ценах 2011г. Динамика баллов по индексу человеческого развития с 1990 по 2017 годы (таблица 1) показывает насколько серьезно «шоковая терапия» 90-х годов не только затормозила, но и отбросила назад достижения российских граждан, в то время как мир развивался. Затем за десятилетие с 2000 по 2010г. Наблюдалось наиболее быстрое наверстывание необходимых для человеческого развития базовых компонентов. Достигнутые темпы развития человеческого потенциала с 2010 по 2017г. немного снизились, но превысили среднегодовой индекс по миру в целом.


Таблица 1- Индекс человеческого развития 1990-2017гг. (Россия и мир)

Россия

годы

1990

2000

2010

2012

2014

2016

2017

Баллы ИЧР

0,734

0,72

0,78

0,798

0,807

0,815

0,816

Мир в целом

0,598

0,642

0,698

0,709

0,718

0,726

0,728

Россия

годы

1990-2000

2000-2010

2010-2017

1990-2017

Среднегодовой рост ИЧР в %

-0,18

0,8

0,66

0,4

Мир в целом

0,72

0,84

0,6

0,73

Данные приводятся на основании источника:Human Development Indices and Indicators. 2018 Statistical Update, 1990-2017.с.26. [22]

Системы государственной социальной поддержки в каждой стране имеют различия в подходах и методах. В таблице 2, содержащей данные Организации экономического сотрудничества и развития, приведена сравнительная характеристика систем социального страхования России и ряда развитых стран (данные на декабрь 2017 г., по курсу валюты: доллар - 58,59, евро - 69,36, шведская крона -7,38 руб.). [15, с.6]

Таблица 2 - Сравнительная характеристика систем социального страхования (данные в пересчете на декабрь 2017 г.)

Параметры сравнения

США

Германия

Франция

Швеция

Россия

Основные источники финансирования

Социальный налог и другие налоги

Страховые взносы

Страховые взносы

Страховые взносы и налоги

Страховые взносы

Плательщик

Работодатель и работник

Работодатель и работник

Работодатель и работник

Работодатель и работник

Работодатель

Степень государственного вмешательства

Высокая

Низкая

Средняя

Высокая

Высокая

Максимальная база в месяц в нац. валюте

9750 долларов

4462.5 евро

3129 евро

36718 шведских крон

53333 рублей

в рублях

571252,5

309519

217027,4

270973,8

53333

Относительный показатель сравнения (в сравнении с Россией), раз

10,7

5,8

4,07

5,08

1


Из данных таблицы 2 можно сделать вывод о том, что в России, как и в европейских странах, система социальной защиты населения финансируется в основном за счет страховых взносов. Но в России эти страховые взносы уплачивают только работодатели, работники при желании могут вносить свои средства в негосударственные фонды. В России наблюдается самое наименьшее ограничение по размеру облагаемого взносами дохода и высокая степень государственного вмешательства в систему социальной защиты населения [15, c .11].Распределение тарифов страховых взносов в 2017 г. представлено в таблице 3.

Таблица 3 - Распределение тарифов страховых взносов в 2017 г.

Страны

Работодатели, %

Работники, %

США

13,65

7,65

Германия

19,28

20,18

Франция

41,00

18,80

Швеция

31,42

7,00

Россия

30,00

0,00

Наибольшая нагрузка на работодателей наблюдается во Франции. В отличие от зарубежных стран, в России страховые взносы платят работодатели: в Пенсионный фонд - 22 % от фонда оплаты труда, в ФФОМС - 5,1 %, в ФСС - 2,9 %. Итого 30 %. В Германии работодатель и работник платят примерно по равной ставке [18, c. 71].

В отличие от других стран, в России ПФР и ФСС одновременно выполняют функции, как фонда, так и органа управления и контроля. ПФР администрирует взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. Взносы на другие виды обязательного страхования администрирует ФСС. В других странах этим занимаются отдельные органы. Во всех рассматриваемых странах общий контроль над всей системой социального страхования осуществляют министерства. В России этим занимается Министерство здравоохранения и Министерство труда и социальной защиты [19, c.225]. В таблице 4 [17, c. 72] представлен уровень расходов на социальное обеспечение в 2017 году.

Таблица 4 - Расходы на социальное обеспечение на 2017 году

Страны

США

Германия

Франция

Швеция

Россия

Удельный вес затрат на все виды социального обеспечения, % ВВП

20

26,2

33

28,6

16,6

Доля ВВП, которая используется на социальные цели в России составляет лишь 16,6 %, и это самый низкий показатель среди развитых стран [8, с.15].

Уровень страховых выплат в зарубежных странах замещает около 60-80 % прежнего заработка. [18, с.74] Этого в нашей стране пока еще нет. Следовательно, можно говорить о том, что в России не создана эффективная система социального страхования, поскольку страна не достигла соответствующего экономического развития.


Обеспечить государственные гарантии человеку призван производящий основную часть страховых выплат Фонд социального страхования. ФСС работает в трех основных направлениях: оплата больничных, выплата по несчастным случаям на производстве и выплата пособий, связанных с материнством.

При рассмотрении тенденций развития фонда социального страхования РФ необходимо обратиться к данным ФЗ "О федеральном бюджете РФ" за 2014-2021 гг., на основе которых построена диаграмма, представленная на рисунке 1. [2],[3].

Рисунок 1 - Сравнительная диаграмма общего объёма доходов и расходов бюджета Фонда социального страхования, млн. руб.

На протяжении нескольких лет бюджет ФСС РФ находится в состоянии дефицита, что вызвано увеличением расходов Фонда и отставанием темпов роста его доходов. Несомненно, данный факт мешал Фонду успешно функционировать и эффективно исполнять свои задачи, что отражалось на снижении уровня социальной защиты граждан и на их социальном обеспечении. Однако, начиная с 2017 года бюджет ФСС РФ является профицитным, доходы в 2017 году на 20 млр. рублей превосходят расходы. Эта тенденция сохраняется и в 2018, 2019 годах. Меньшее значение доходов – 541,3 млрд руб. зафиксировано в 2015году, однако для 2016 г. характерен их рост на 13,9%, который сохранился в 2017- 2019 годах. [21] По мнению автора, уровень доходов находится в прямой корреляции с общей экономической ситуацией в стране в соответствующий период: наблюдается снижение доходов в период кризиса и их постепенный рост по мере улучшения ситуации в экономике и роста совокупного фонда оплаты труда.

Для выявления причин отрицательного баланса бюджета ФСС РФ проанализируем структуру доходов и расходов бюджета Фонда за 2014-2019 годы. Из данных, приведенных в Приложении 1, видно, что произошло сокращение взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 2014 года в общем объеме неналоговых доходов: если в 2014 году данный показатель составлял 83,4%, то к 2018 году он снизился до 82,6%, что обусловлено сокращением совокупного фонда оплаты труда в связи с длительной макроэкономической нестабильностью. Поскольку страховые взносы в государственные внебюджетные фонды относятся к неналоговым доходам, следовательно, неналоговые доходы составляют основу формирования доходов бюджета ФСС РФ, причем ежегодно их доля в совокупном объеме доходов увеличивается: рост на 9,4% в 2018 году по сравнению с 2014 г., при этом безвозмездные платежи сокращаются. [13, с.111]