Файл: Индивидуальное предпринимательство (Постановка индивидуального предпринимателя на учет. Открытие банковского счета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственная регистрация имеет свою цель, содержание, функции и принципы. С учетом мнений высказанных в литературе целью государственной регистрации - есть превентивный (предварительный) контроль за законностью приобретения, изменения или прекращения предпринимательской правосубъектности.

По нашему мнению, к содержанию государственной регистрации относят специальную фиксацию предпринимательской правосубъектности граждан и организаций. Государство в лице регистрирующего органа проверяет наличие предусмотренных законом оснований для признания за лицом, обратившимся, предпринимательской правосубъектности.

К основным признакам государственной регистрации, по мнению Е.С. Гречихо, можно отнести следующие:

1. Государственный (публичный) характер регистрации. Процедура регистрации предприятий и физических лиц-предпринимателей проводят специально уполномоченные на то государственные регистраторы.

2. Процессуальный характер регистрации. Государственная регистрация - это регламентированный законодательством процесс, который может быть разделен на несколько стадий:

- Нарушение регистрационного процесса - заявитель подает регистратору необходимые для проведения регистрации документы, а регистратор, в свою очередь проводит их проверку и формирует регистрационное дело;

- Рассмотрение регистрационных материалов по сути - регистратор проверяет соблюдение предусмотренных законодательством требований при создании предприятия;

- Внесение информации в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП);

- Выдача регистрационных документов.

3. Единство регистрации. Процедура государственной регистрации регламентируется Законом и является единой на всей территории РФ.

4. Обязательность регистрации.

5. Специальная фиксация регистрации. Факт создания (изменения или прекращения) субъекта предпринимательства фиксируется в Едином государственном реестре.

К функциям которые выполняет государственная регистрация можно отнести:

1. Контрольную - государство в лице регистратора осуществляет контроль за законностью возникновения, изменения и прекращения субъектов хозяйствования.

2. Учетную - путем ведения Единого государственного реестра.

3. Информационную - у государственного регистратора хранится регистрационное дело субъекта с регистрационными документами.

4. Статистическую - по данным Реестра можно проводить анализ динамики рынка, исследовать рыночную среду, осуществлять макроэкономическое прогнозирование ...


5. Охранительная - государственная регистрация является средством охраны прав и интересов других участников гражданского оборота [18].

К принципам можно отнести: законность, срочность, платность, территориальность, публичность, достоверность.

Таким образом, рассмотрев основные условия осуществления предпринимательства и сделав анализ основного условия функционирования предпринимательства в РФ, в том числе и индивидуального предпринимателя, подробно рассмотрим регистрационную процедуру индивидуального предпринимателя.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [6] государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом (п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).

Согласно ст. 9 Закона N 129-ФЗ документы могут быть направлены в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлены непосредственно или направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.

Согласно ст. 22.1 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации физического лица в качестве ИП в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации. Форма заявления о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (N Р21001), утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ [11]. Подпись заявителя должна быть засвидетельствована нотариально, за исключением случая, когда он представляет документы непосредственно в регистрирующий орган и представляет одновременно документ, удостоверяющий личность (п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ);

б) копия основного, удостоверяющего личность документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя;

в) копия документа удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином);

г) копия документа удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицом без гражданства);


д) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);

е) копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

ж) подлинник или копия документа, подтверждающего адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

з) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);

и) документ об уплате государственной пошлины. Размер государственной пошлины за государственную регистрацию индивидуального предпринимателя составляет 800 рублей (пп. 6 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);

к) справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная органом внутренних дел (в случае, если данное физическое лицо намерено осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 N 285). Справка представляется органами внутренних дел по межведомственному запросу регистрирующего органа в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.


Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа сведения, содержащиеся соответственно в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей (п. 3.1 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).

На основании сведений, содержащихся в ЕГРИП, налоговые органы осуществляют постановку индивидуального предпринимателя на учет в качестве налогоплательщика (п. 3 ст. 83 НК РФ) [42, с.83].

В соответствии с п. 4 ст. 22.1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя не допускается:

— в случае, если лицо уже зарегистрировано в качестве ИП и его государственная регистрация в таком качестве не утратила силу;

— не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью;

— не истек год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

— не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Кроме того, не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, который намерен осуществлять виды деятельности, указанные в пп. «к» п. 1 ст. 22.1 Закона N 129-ФЗ, в случае, если он имеет или имел судимость, подвергается или подвергался уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

2.2 Лицензирование отдельных видов деятельности

Основными методами государственного регулирования предпринимательской деятельности являются: государственный контроль (надзор), сертификация, аккредитация, различного рода разрешительные реестры и регистры и лицензирование, которое признается большинством стран мира как самый строгий административный барьер для входа на рынок хозяйствующих субъектов.


Большинство предпринимателей отмечают, что законодательные требования создают проблемы, отнимают много времени и требуют слишком больших затрат. При этом основные причины возникновения этих проблем, в принципе, одинаковы в большинстве стран мира: слишком большое количество сложных, часто изменяющихся форм и требований и частая необходимость представления этих форм и исполнения требований.

В начале 1990-х годов европейские страны начали принимать меры по оценке и устранению избыточных административных барьеров в сфере предпринимательской деятельности. На этот же путь встала Российская Федерация. Начиная с 1994 года, прослеживается четкая тенденция упорядочения порядка лицензирования и сокращения перечня лицензируемых видов деятельности аналогично другим странам.

Основные и ключевые проблемы, с которыми столкнулись законодательная и исполнительная власть в Российской Федерации при введении первых общих правил лицензирования в различных видах деятельности, это, прежде всего:

  1. «Некачественное законодательство: законодательству не хватало прозрачности и его трудно было исполнять. Получение лицензии на законном основании оборачивалось огромной потерей времени и средств.
  2. Противоречия между федеральными, региональными и местными законами и нормативными правовыми актами.
  3. Неурегулированность надзорной составляющей в лицензировании»[15, с.85].

Одним из ключевых моментов в формировании современных экономических институтов, способствующих развитию предпринимательской активности, является устранение избыточных административных барьеров на пути ведения бизнеса. Серьезные недостатки, сложившиеся в сфере осуществления лицензирования отдельных видов деятельности, превратили процесс получения лицензий в один из таких барьеров.

По общему правилу гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ). Однако для того, чтобы легально приступить к осуществлению некоторых видов предпринимательской деятельности, указанных в законодательстве, недостаточно только факта государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Речь идет о видах деятельности, являющихся лицензируемыми.

Основным нормативным актом, регулирующим отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, является Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который вступил в силу в ноябре 2011 года.