Файл: Индивидуальное предпринимательство (Постановка индивидуального предпринимателя на учет. Открытие банковского счета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Я. Парций, определяет лицензирование «как мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий» [32, с.31].

Принятие нового законодательного акта, взамен действовавшего с 2001 года Федерального закона с аналогичным названием, было обусловлено необходимостью создания концептуально новой структуры закона, унификации порядка лицензирования, а также повышения прозрачности лицензионных процедур и их совершенствования.

Подзаконное правовое регулирование в области лицензирования осуществляет Правительство РФ. Оно утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, устанавливающие порядок лицензирования. После вступления в силу ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» были утверждены положения о лицензировании почти всех видов деятельности, предусмотренных этим Федеральным законом в качестве лицензируемых. Правительство РФ также определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование определенных видов деятельности, устанавливает виды деятельности, лицензирование которых относится к ведению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Например, постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» был утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, в котором указано, какие именно виды деятельности подлежат лицензированию конкретными министерствами и ведомствами [37, с.117].

При формировании Перечня были также исключены виды деятельности, регулирование которых возможно осуществлять иными методами. Так, например, аудиторская, оценочная деятельность, а также деятельность в области строительства переведены на саморегулирование.

Что касается продолжения работы по ревизии видов деятельности, осуществляемых в соответствии с Законом № 99-ФЗ, то предусматривается дальнейшая поэтапная отмена лицензирования в ряде отраслей (например, производство и техническое обслуживание медицинской техники, деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности). Так, предложено исключить лицензирование нотариальной деятельности, порядок лицензирования которого осуществляется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1. Лицензия на право ведения нотариальной деятельности является документом, подтверждающим сдачу гражданином квалификационного экзамена, вместе с тем не дает права получившему ее лицу сразу осуществлять нотариальную деятельность, поскольку он должен участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса или работать помощником нотариуса по трудовому договору. Лицензия в данном случае не соответствует положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому лицензия - это право осуществлять деятельность с момента ее получения. Вместо лицензии лицам, претендующим на должность нотариуса, предлагается выдавать квалификационные свидетельства.


Основные издержки хозяйствующих субъектов при лицензировании складываются за счет:

  • «платности проведения экспертиз и получения заключений;
  • обременительной процедуры продления срока действия лицензии;
  • удаленности хозяйствующих субъектов от лицензирующих органов и бумажного документооборота;
  • излишних лицензионных требований».

В целях исключения платности проведения экспертиз, получения различного рода заключений в Законе № 99-ФЗ введен принцип недопустимости взимания платы с предпринимателей за осуществление процедур лицензирования. При лицензировании уплачивается только государственная пошлина, размер которой установлен Налоговым кодексом Российской Федерации.

В целях сокращения финансовых издержек сняты ограничения по срокам действия лицензии, с момента вступления в силу Закона № 99-ФЗ действие лицензии стало бессрочным. При этом за лицензиатом сохраняется право в любое время подать заявление о прекращении действия лицензии.

Законом № 99-ФЗ предусмотрен переходный период в целях исключения у лицензиатов излишних материальных и временных издержек. По истечении срока действия лицензий, выданных до вступления в силу Закона № 99-ФЗ, по заявлению лицензиата, их действие станет бессрочным. В случае если во время осуществления деятельности произошли изменения, лицензия будет переоформлена, после чего также станет бессрочной.

В 6 сферах, таких как образование, частная детективная и охранная деятельность, а также оказание услуг связи, телевизионного вещания и радиовещания введен общий порядок лицензирования, установленный Законом № 99-ФЗ, с сохранением особенностей процедур лицензирования в отраслевых законах.

Вместе с тем положения Закона № 99-ФЗ по-прежнему не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования следующих видов деятельности:

  • «использования атомной энергии;
  • производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • деятельности, связанной с защитой государственной тайны;
  • деятельности кредитных организаций;
  • деятельности по проведению организованных торгов;
  • видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами;
  • деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
  • клиринговой деятельности;
  • страховой деятельности» [34, с.22].

Анализ законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы лицензирования отдельных видов деятельности, показал, что с точки зрения нормативного правового регулирования и принятия подзаконных актов практически все проблемы решены. Вместе с тем некоторые вопросы правоприменительной практики остаются нерешенными.

В частности, на законодательном уровне не решена проблема передачи федеральных полномочий по лицензированию лома черных и цветных металлов, а также торговли алкогольной продукции органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В связи с отсутствием законов, регулирующих вопросы, касающиеся деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей и по производству и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции, Законом № 99-ФЗ в виде исключения введены нормы, устанавливающие лицензионные требования, которые должны предъявляться к хозяйствующим субъектам при осуществлении указанных видов деятельности.

  1. 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 Постановка индивидуального предпринимателя на учет. Открытие банковского счета

Одним из преимуществ принципа «одного окна», положенного в основу концепции государственной регистрации как индивидуальных предпринимателей, так и юридических лиц является то, что с 01.01.2004 г. зарегистрированный индивидуальный предприниматель не обязан совершать организационные действия, связанные с постановкой на налоговый учет – «эта обязанность возложена на регистрирующий орган (п. 10 ст. 83 НК РФ). Постановка на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном Правительством РФ (п. 3 ст. 83 НК РФ)».


Документом, подтверждающим факт постановки индивидуального предпринимателя на налоговый учет, является «свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, форма которого устанавливается МНС РФ (ФНС России). Обязанность выдать предпринимателю такое свидетельство п. 2 ст. 84 НК РФ возложил на налоговый орган, который осуществил постановку индивидуального предпринимателя на налоговый учет (т.е. налоговый орган по месту жительства)» [17, с.215].

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Этот номер налогоплательщик обязан указывать в подаваемых в налоговый орган декларациях, отчетах, заявлениях или иных документах, а также в других случаях, предусмотренных законодательством. Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения ИНН определяются МНС РФ (ФНС России).

Помимо регистрации в качестве налогоплательщика (постановки на налоговый учет) необходима также регистрация индивидуального предпринимателя в качестве страхователя:

«- в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;

- в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;

- в территориальном фонде обязательного медицинского страхования».

Органы соответствующих внебюджетных фондов, получившие указанные сведения, обязаны осуществить регистрацию предпринимателя в качестве страхователя. Основные правила регистрации страхователей в органах внебюджетных фондов (страховщиков) определяются в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», ФЗ от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования», ФЗ от 24.07.1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Законом РФ от 28.06.1991 г. Не позднее пяти дней с момента регистрации предпринимателя в качестве страхователя соответствующие органы внебюджетных фондов должны представить в орган, осуществивший государственную регистрацию, сведения о номере и дате регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя (см. п. 4 ст. 5 Закона о государственной регистрации). Эти сведения отражаются в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

В случаях, когда индивидуальный предприниматель заключает с физическими лицами трудовые договоры или договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также авторские договоры, он должен пройти также процедуру регистрации в качестве страхователя, производящего выплаты физическим лицам. Указанная процедура осуществляется по правилам, установленным соответствующим страховщиком.


Большинству индивидуальных предпринимателей для осуществления денежных расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью, необходимы один или несколько банковских счетов. В настоящее время для открытия банковского счета не требуется представление в соответствующий банк документов, подтверждающих регистрацию предпринимателя в качестве страхователя в органах внебюджетных фондов. В соответствии с ч. 2 ст. 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» [9] «открытие кредитными организациями банковских счетов индивидуального предпринимателя осуществляется на основании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе».

Не позднее пяти дней со дня открытия текущих (расчетных) счетов индивидуального предпринимателя банки обязаны представить сведения об указанных счетах в орган, осуществивший государственную регистрацию индивидуального предпринимателя. В целях обеспечения исполнения банками этой обязанности приказом ФНС РФ от 28.09.2009 N ММ-7-6/475@ «Об утверждении форм сообщений банка об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета, о предоставлении права (прекращении права) использовать корпоративное электронное средство платежа (КЭСП) для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов КЭСП»[12] были утверждены три формы таких документов: «Сообщение банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета», «Информационное письмо налогового органа о получении сообщения банка об открытии (закрытии) банковского счета», «Извещение банка об изменении номеров банковских счетов клиентов банка». Порядок представления указанных сведений определяется Правительством РФ.

Сведения о банковских счетах индивидуального предпринимателя в обязательном порядке включаются в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Наличные денежные расчеты (т.е. произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги) «индивидуальные предприниматели должны осуществлять, как правило, с использованием контрольно-кассовой техники. Такая техника необходима также при расчетах с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Случаи, когда применение контрольно-кассовой техники является обязательным, а также случаи, когда наличные денежные расчеты могут осуществляться без ее применения». Если индивидуальному предпринимателю необходимо использовать для расчетов контрольно-кассовую технику, то он самостоятельно приобретает соответствующее оборудование и обеспечивает его регистрацию в налоговом органе по месту учета предпринимателя в качестве налогоплательщика.