Файл: Одаренные дети: проблемы, поиски, пути воспитания и обучения (Отечественные теоретические исследование в вопросах одарённости и способности школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фантазёрка предлагал попробовать разные способы рисования картины из песка: мокрым песком, с помощью формочек и так далее. В ходе работы Фантазёрка подводил детей к понимаю того, что способ рисования песком может меняться в зависимости от цели и гипотезы и обобщению результата: рисовать можно мокрым и сухим песком.

Приходила посылка от жителей страны Фантазий. В письме лежало три картинки разных замков, песок нескольких цветов, стразы, бусинки, металлические колечки, бумажные флажки разных цветов, зубочистки, клей. Фантазёрка демонстрировал картинки, рассказывал, кто в каком замке живёт. Фантазёрка вмести с детьми рассматривали замки и пытались догадаться, кто в них живёт и какой у жителя характер. Фантазёрка путал ребят: рассказывал о славном рыцаре, который был очень храбрым и сильным, этого рыцаря боялись все враги, и показывал замок украшенный розового цвета украшенный стразами. Дети доказывали Фантазёрке, что он ошибся замками.

Дети, верно, угадывали, кто живёт в замке, доказывая своё мнение деталями оформления. Например, «я думаю, здесь принцесса живет, которая любит играть, потому, что на замке игрушки нарисованы» (Виктория К.); «здесь живёт фея, потому, что вход в замок на крылышки поход» (Валерия М.).

По окончанию работы Фантазёрка вместе с детьми делал вывод: «нужно подбирать такое украшение, чтобы оно походило герою».

При организации работы над заданием «Волшебные чернила» нами была поставлена цель: учить детей выбирать подходящий материал для деятельности и адекватные средства выразительности.

Фантазёрка рассказывал, что в результате должны получиться волшебные чернила, которые можно увидеть, только если нагреть листок с рисунком. Но как бы Фантазёрка не старался у него ничего не получалось: то «чернила» получались видимые, то чернила не проявлялись при нагревании. Фантазёрка подводил детей к выводу, что для работы он подбирал неподходящий материал (заменял ингредиенты «чернил», например, вместо лимонного сока добавил воду, так как она тоже жидкая). Детей просили помочь Фантазёрке изготовить волшебные чернила.

Интересным было рассуждение Полины Б. «тут лимонный сок нужен, а Фантазёрка добавил воду, нужно брать точно то, что нужно»; «тут сода нужна, даже если её нет, всё равно соль не подходит» (Анастасия Л.); «использовать точно то, что нарисовано» (Ярослав К.), «нельзя менять местами действия» (Кирилл Н.); «нельзя заменять состав рецепта» (Алексей Б.); «если сначала нагреть листок, а потом рисовать, то чернила будут видимые сразу, я так думаю» (Елизавета К.); «нам же нужно их волшебными сделать? Вот они и будут по рецепту: делаем всё точно по рецепту, тогда чернила станут волшебными, а если мы будем что-то менять, то у нас не получится, мы же не волшебники» (Софья С.).


Дополнительно было организовано и проведено занятие «Подсказка жителям страны Фантазий» Фантазёрка предлагал детям составить «Подсказку жителям страны Фантазий» в виде правил - алгоритма. Фантазёрка напоминал детям вопросы предыдущих занятий. После ответа сам делал вывод. Уточнял у детей: «значит, какое правило, мы напишем жителям страны Фантазий?» Дети составляли правила, выбирали условный знак, а Фантазёрка записывал их в алгоритм.

Дети предлагали такие правила: «знать, что нужно делать» (Виктория К.); «делать по порядку всё» (Елизавета К.); «знать, что должно получиться» (Ярослов М.); «подбирать подходящие украшения» (Иван К.); «уметь показывать своё отношение к результату» (Валерия М.); «можно добавлять и изменять действия, чтобы получилось, так как ты хочешь» (Анастасия Л.); «не бояться пробовать что-то новое» (Софья С.).

Цикл занятий «Сделаем вместе».

Цель: закреплять умение детей составлять алгоритм и действовать по нему, вносить дополнения, изменения, вариации и преобразования в знакомый материал, подбирать адекватные выразительные средства.

Особенностью работы в данном цикле занятий было то, что ребёнок и взрослый осуществляли практические поисковые действия совместно. Взрослый в ходе деятельности намеренно не завершает деятельность, давая ребёнку возможность по-своему закончить начатое. Ребёнок анализировал действия взрослого, выявлял возможный результат, анализировал предложенный материал. Дети в результате совместного обсуждения выбирали один из возможных способов развития событий, объясняли свой выбор и реализовывали задуманную деятельность, достигая результат. Важным здесь является, что способ развития событий у каждого был свой, чем-то незначительным, но отличающимся от других. Взрослый словесно стимулировал творческий поиск решений и создавал ситуацию успеха каждому ребёнку. В результате взрослый спрашивал, почему выбранный способ лучше для реализации идеи ребёнка.

В ходе выполнения задания «Весёлые кораблики» мы поставили цель: закреплять умение детей вносить дополнения, изменения, вариации и преобразования в знакомый материал, оценивать собственную экспериментальную деятельность.

Фантазёрка раскрывал посылку от жителей страны Фантазий. В посылке было наборы для опыта «Весёлые кораблики» на каждого ребёнка и письмо-задание. Фантазёрка читает письмо детям: «дорогие ребята, в стране Фантазий проходит заплыв на волшебных корабликах. Я приглашаю вас, дорогие ребята, поучаствовать в этом заплыве. Для этого вам необходимо сделать кораблик. Вы должны помнить, что кораблики в стране Фантазий не такое как в вашей стране, оно волшебное, необычное! Подумайте, пожалуйста, и решите, что в вашем кораблике будет необычное: материал, украшения, форма или что-то другое». Фантазёрка вместе с детьми обсуждал, каким может быть весёлый кораблик, что можно изобразить на его борту. Фантазёрка предлагал каждому ребёнку подумать, чем его весёлый кораблик будет необычный, ссылаясь на слова из письма: «...материал, украшения, форма или что -то другое». По окончанию обсуждения детям задавался вопрос, как нужно расставить предметы на столе, что бы было удобно работать? Фантазёрка выполнял работу вместе с детьми, но его весёлый кораблик получился самым обычным, в нём ничего изменено не было, к тому же Фантазёрка смастерил кораблик из салфетки и поэтому его кораблик сразу размок и затонул. Завершив работу, Фантазёрка предлагал детям посмотреть, что у него получилось и объяснить, почему его кораблик не взяли на заплыв «Весёлых корабликов» в стране Фантазий? По завершению работы Фантазёрка предлагал каждому ребёнку попробовать пустить в плаванье свой кораблик и рассказать, почему его кораблик должен попасть на заплыв, что в нем необычного?


Дети предлагали различные варианты организации рабочего места: «водичку надо было поставить далеко от себя» (Полина Б.); «надо было раскрасить кораблик и сразу убрать водичку» (Елизавета С.); «водичку и краски надо было положить на одну сторону, а кораблик положить на другую» (Варвара Ш.). Рассматривая кораблик, сделанный Фантазёркой, дети объясняли: «в вашем кораблике нет ничего сказочного» (Ярослав К.); «нужно было что - то изменить! Сделать, так, как не бывает! Ну, например, сделать кораблик в форме дома или нарисовать на нём цветы» (София М.). Дети высказывались относительно результата своей работы: «я думаю, мой кораблик заслужила попасть на заплыв, потому что на нём необычные цветы как фигуры: квадратные, круглые, треугольные и овальные, зигзагистые и мой кораблик сделан из плотной бумаги, поэтому он не промокнет и не потонет» (Софья С.); «я считаю, мой кораблик попадёт на заплыв, он у меня совсем необычный, на нём труда в виде тучки, из которой идёт золотой дождь; золотинки падают на палубу и превращаются в цветы, которые могут сиять на солнце как радуга» (Полина Б.).

При проведении занятия «Собери звуки в домик» нами была поставлена цель: закреплять умение подбирать адекватные выразительные средства.

Экспериментатор предлагал нарисовать домики разным героям знакомых детям сказок и отправить их жителям страны фантазий как загадки, чтобы они угадали кто из героем в каком домике живёт. Уточняя: «украшения домика должно «подходить» герою». В ходе обсуждения выбираются несколько героев известных всем сказок для «заселения в домики». Экспериментатор выполняет работу вместе с детьми. По завершению работы экспериментатор демонстрирует домик бабы-Яги - розовый, стены украшены красными и жёлтыми цветами, радужной крышей и золотым крылечком. Детей спрашивали: «Что педагог сделал не так, и как надо было сделать?», «А твой домик подходит герою, для которого ты его рисовал?».

Предположения детей относительно ошибки были различны: «надо было посмотреть, что старая и сделать домик старый» (Алина К.); «сначала надо было ножки нарисовать, а потом домик и его другим цветом покрасить, коричневым» (Анна П.); «надо было цветочками стены не украшать и крыша простоя должна быть» (Ксения Б.). Большинство детей посчитали свои домики подходящими для героя.

После обсуждения экспериментатор предлагал подобрать на интерактивной доске каждому герою и домику звук из предложенных, а после, переставляя звуки местами, попробовать сложить мелодию из звуков-жителей определённого домика.


Цикл занятий «Сделай сам».

Цель: формировать умение детей создавать новые комбинации из усвоенных старых элементов и самостоятельному поиску, пробы наилучшего решения задания, планировать свою деятельность и действовать по плану.

Проблемные ситуации предъявлялись детям в речевой форме (мысленный эксперимент), что позволило детям использовать полученные знания о структуре творческой деятельности решать различные проблемные творческие ситуации.

С целью обучения детей самостоятельному поиску, пробы наилучшего решения задания был предложен опыт-эксперимент «Взвешиваем воздух». Экспериментатор говорил: «мы хотим узнать вес воздуха. У нас есть алгоритм, но он не полный, в нём зарисован только необходимый материал. Давайте подумаем, как мы можем взвесить воздух? Возьми тот материал, который тебе будет необходим для выполнения опыта». Дети выстраивали последовательность действий сначала устно, совместно с экспериментатором, а потом зарисовывали каждый для себя «карточку-помощник», чтобы не ошибиться и ни чего не забыть. «Карточки-помощники» детей анализировались, ошибки исправлялись. После чего дети выполняли опыт-эксперимент, опираясь на свои «карточки-помощники».

Экспериментатор подводил детей к осознанию существования некого обобщённого алгоритма творческой деятельности. В совместном обсуждении принималось решение о символах, которыми будет обозначаться то или иное действие и алгоритм зарисовывался на доске.

III. Действенно-практический этап.

Цель: создание условий для проявления личности в самостоятельной исследовательской деятельности детей.

На данном этапе решались задачи:

  1. формировать умение детей применять известное в новых ситуациях;
  2. формировать умение детей самостоятельному поиску, пробы наилучшего решения задания;
  3. формировать умение детей нахождению оригинальных приемов решения творческих заданий.

Особенность этапа в изменении роли взрослого, его роль - стимулирующая. Экспериментатор создавал проблемные ситуации и организовывал среду: предлагал набор материала для деятельности, алгоритмы, а дети должны были выделить проблему, сформулировать гипотезу, осуществить планирование своей деятельности, применяя имеющиеся знания в новых ситуациях, найти оригинальные приёмы решения задач и самостоятельно выбрать лучший.

На данном этапе использовались различные опыты: «Смешаем разноцветные карандаши», «Рисуем без кисточки», серия заданий «Придумай эксперимент с предложенным материалом».


С целью формирования умения детей применять известное в новых ситуациях им предлагалось проблемное задание «Смешаем разноцветные карандаши». Экспериментатор предлагал детям смешать разноцветные карандаши. Просил решить каждого ребёнка, как он будет смешивать карандаши, организовать своё рабочее место и «нарисовать» рисунок. После детей просили рассказать о своём «рисунке»: как он рисовал смешенными карандашами, что он изобразил и т.д.

Интересными были способы смешивания цветных карандашей, выбранные детьми: «взять несколько карандашей и рисовать ими одновременно» (Ярослав Д.); «положить разноцветные кусочки на листочек и пальчиком размазать» (Валерия М.); «натереть цвет у карандашей, перемешать их, а потом пальцем рисовать» (Матвей Р.).

В проблемном задании «Рисуем без кисточки» была поставлена цель: учить детей самостоятельному поиску, пробы наилучшего решения задания и нахождению оригинальных приемов решения творческих заданий.

Экспериментатор предлагал ребятам рисование на свободную тему. Давал им воду, краски, но не давал кисточки. Дети должны были придумать, как рисовать без кисточки, распланировать свою деятельность и получить результат. По завершению работы ребята рассказывали о своих рисунках.

Большинство детей предложили рисовать пальцем (Алексей Б., Ярослав К., Ярослав Д., Иван К., Анна П., Кирилл Н.), но были и оригинальные варианты: «взять бумагу, сложить её, разрезать с краю и рисовать» (Ярослав М.); «взять палочку, намотать ватку и рисовать» (Софья С.).

С целью закрепления умений детей самостоятельному поиску, пробы наилучшего решения задания и нахождению оригинальных приемов решения творческих заданий предлагалась серия заданий «Придумай эксперимент с предложенным материалом».

Экспериментатор предлагал детям придумать эксперимент с предложенным материалом, нарисовать его алгоритм. Материал для «придумывания» опытов предлагался в разных направлениях детского развития: познавательном, художественном, музыкальном и физическом. По окончанию работы алгоритмы, составленные детьми они вместе с Фантазёркой запечатывали в конверт и отправляли по почте королю страны Фантазий.

В конце путешествия устраивался балл в замке у короля страны Фантазий, на котором король вручает ребятам паспорт гражданина страны Фантазий.

Таким образом, в ходе формирующего эксперимента посредствам социально-культурной среды в игровых ситуациях мы сформировали все показатели творческой личности; посредствам реализации предложенных нами педагогических условий - сформировали творческую личность посредствами социально-культурной среды образовательной организации.