Файл: Одаренные дети: проблемы, поиски, пути воспитания и обучения (Отечественные теоретические исследование в вопросах одарённости и способности школьников).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты работы с одаренными детьми
1.1. Отечественные теоретические исследование в вопросах одарённости и способности школьников
1.2 Подготовка педагога для работы с одарёнными детьми
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование одаренности у детей
Выводы по второй главе:
В II главе работы проведено опытно-экспериментальное исследование процесса формирования творческой личности средствами социально-культурной среды образовательной организации. Исходя из цели и задач исследования, поставлена цель констатирующего эксперимента: выявить уровень сформированности творческой личности ребенка младшего школьного возраста. Эмпирические данные об уровне сформированности творческой личности детей - преобладающем среднем уровне, говорят о недостаточной сформированности творческой личности у детей 7-8 лет и необходимости проведения мероприятий с целью повышения количества детей с высоким уровнем сформированности творческой личности. Следовательно, следующим этапом исследования была экспериментальная работа по формированию творческой личности ребенка средствами социально-культурной среды образовательной организации.
Основное содержание и формы работы в практико-ориентированной модели формирования творческой личности средствами социально-культурной среды образовательной организации представлены по трем аспектам: с педагогами, со детьми и по формированию социально-культурной среды образовательной организации.
Базовые содержательные компоненты программы формирования творческой личности ребенка средствами социально - культурной среды образовательной организации представлены тремя уровнями: эмоционально-мотивационным; действенно-обучающим и действенно-практическим.
В результате опытной апробации представленной модели, были выделены оптимальные условия формирования творческой личности школьников:
- наличие творчески-ориентированной предметно-пространственной среды образовательной организации;
- использование личностно-ориентированных методов формирования творческой личности школьника;
- совместная деятельность воспитателя и детей в мероприятиях исследовательской направленности;
- программа исследовательского развития школьников.
Заключение
Показывая практическую целесообразность и эффективность педагогических условий формирования творческой личности ребенка средствами социально-культурной среды образовательной организации, в ходе формирующего эксперимента, мы сформировали все показатели творческой личности.
Таким образом, реализуя предложенные педагогические условия, успешно осуществлен целенаправленный процесс активного формирования творческой личности средствами социально - культурной среды образовательной организации.
Эффективность формирующего эксперимента подтверждена результатами контрольного эксперимента и положительной динамикой сформированности показателей творческой личности ребенка в двух группах: ЭГ и КГ.
Список используемой литературы
- Библер, В.С. Мышление, как творчество / В.С. Библер. — М.: Юрайт, 2014. - 148 с.
- Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика: учебное пособие / Б.М. Бим- Бад. — М.: Флинта, 2014. - 158 с.
- Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская. — М.: Знание, 2014. - 96 с.
- Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М.: Юрайт, 2017. - 200 с.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2014. - 92 с.
- Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.: Азбука- Аттикус, 2017. - 448 с.
- Гаврина, С.Е. Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет / С.Е. Гаврина. — М.: Академия Развития Яро, 2016. — 176 с.
- Голдстайн, Д. Творческая личность. Как использовать сильные стороны своего характера для развития креативности / Д. Голдстайн, О. Кре- гер. - М.: Манн, 2014. - 416 с.
- Голубева, М.В. Азбука цвета. Развитие творческих способностей у малышей / М.В. Голубева. — М.: Амфора, 2015. — 171 с.
- Гусева, С. Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности / С. Гусева, О. Гончарова // Дошкольное воспитание: журнал. — 2014 .— №9 .— С. 54-64.
- Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2012. - 368 с.
- Емельянова, И.Е. Особенности организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста / И.Е. Емельянова // Начальная школа плюс до и после: журнал. — 2014. — №5. — С. 18-22.
- Калошина, И.П. Управление творческой деятельностью в учебном процессе / И.П. Калошина. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 304 с.
- Когнитивная психология: учебник для вузов /Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова - М.: ПЕР СЭ, 2002 - 480 с.
- Коломийченко, Л.В. Развитие идей социального воспитания дошкольников в отечественной педагогике / Л.В. Коломийченко // Педагогика: журнал. — 2014 .— №9 .— С. 50-59.
- Крысько, В.Г. Педагогика и психология: учебник / В.Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2014. - 471 с.
- Курочкина, И. Поведенческая компетенция воспитателя / И. Курочкина // Дошкольное воспитание: журнал. — 2014 .— №8 .— С. 85-87.
- Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С.Мухина. - М.: Академия, 2011. - 640 с.
- Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: МПУ, 2011. - 269 с.
- Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников / Н.Н. Поддъяков. - М.: Просвещение, 2014. - 260 с.
- Пономарев, А.А. Психология творчества и педагогика / А.А. Пономарев. — М.: Педагогика, 2013. - 280 с.
- Развитие творческих способностей детей 5-7 лет через театрализованную сказку в процессе музыкального воспитания / И.В. Дубовик, А.А. Ушакова, Т.А. Харитонова и др. // Дошкольная педагогика: журнал. — 2014. — №4. — С. 35-40.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2015. - 718с.
- Руднева, Е.И. Понятие об интегрирующем факторе в теории и практике дошкольного образования / Е.И. Руднева // Педагогическое образование и наука: журнал. — 2014. — №3. — С. 91-94.