Файл: Одаренные дети: проблемы, поиски, пути воспитания и обучения (Отечественные теоретические исследование в вопросах одарённости и способности школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Высокий уровень составили 1 (5%) ребёнок экспериментальной группы, в контрольной группе детей с высоким уровнем выявлено не было. Это дети, которые изобразили в рисунке все необходимые части птицы, подобрали адекватные средства выразительности для украшения рисунка. Работа оригинальна, но в тоже время не перегружена лишними элементами.

Средний уровень составили 12 (60%) детей экспериментальной группы и 14 (63,6%) детей контрольной группы. Это дети, которые нарисовали все необходимые части птицы, но не отличались оригинальностью или подобранные средства выразительности не советовали рисунку.

Низкий уровень 7 (35%) детей экспериментальной группы и 8 (36,4%) детей контрольной группы. Это дети, которые нарисовали значимые части птицы, но с заданием украсить её не справились. Эти дети не смогли подобрать адекватны средства выразительности рисунка.

Сравнивая результаты методик констатирующего эксперимента можно судить об общем уровне сформированности творчества детей в экспериментальной группе (см. рис. 1) и контрольной группе (см. рис. 2).

Рис. 1 Результаты констатирующего эксперимента в ЭГ

Рис.2 Результаты констатирующего эксперимента в КГ

Высокий уровень выявлен у 1 (5%) ребёнка экспериментальной группы и у 1 (4,5%) ребёнка контрольной группы. Это дети, которые демонстрировали искренность, непосредственность переживаний в отношении к творчеству, обладали высокими показателями качества творческих действий: не испытывали затруднений с внесением дополнений, изменений, вариаций, преобразований в знакомый материал, с созданием новой комбинации из усвоенных старых элементов, применением известного в новых ситуациях. Самостоятельно осуществляли поиски, пробы наилучшего решения задания и находили оригинальные приемы решения творческих заданий. Качеством продукции детского художественного творчества у таких детей являлось нахождение адекватных выразительных средств для воплощения образов в рисунке. Деятельность детей, относящихся к высокому уровню отличалась высокой долей самостоятельности.

Средний уровень выявлен у 15 (75%) детей экспериментальной группы и у 14 (63,7%) детей контрольной группы. Это дети, которые проявляли искренность, непосредственность переживаний в отношении к творчеству, обладали средними показателями качества творческих действий, то есть иногда испытывали затруднения с внесением дополнений, изменений, вариаций, преобразований в знакомый материал, и/или с созданием новой комбинации из усвоенных старых элементов, и/или применением известного в новых ситуациях. В осуществлении поиска, проб наилучшего решения заданий требовалась незначительная помощь взрослого. Не находили оригинальные приемы решения творческих заданий. Качеством продукции детского художественного творчества у таких детей характеризовалось затруднениями в нахождение адекватных выразительных средств для воплощения образов в рисунке. Деятельность детей, относящихся к среднему уровню по большей части самостоятельна, но иногда им всё же требуется помощь взрослого.


Низкий уровень выявлен у 4 (20%) детей экспериментальной группы и у 7 (31,8%) детей контрольной группы. Это дети, которые не проявляли искренность, непосредственность переживаний в отношении к творчеству, обладали низкими показателями качества творческих действий, то есть испытывали существенные затруднения с внесением дополнений, изменений, вариаций, преобразований в знакомый материал, с созданием новой комбинации из усвоенных старых элементов, применением известного в новых ситуациях. Не могли осуществить поиск, проб наилучшего решения заданий или требовалась значительная помощь взрослого. Не находили оригинальные приемы решения творческих заданий. Качеством продукции детского художественного творчества у таких детей характеризовалось затруднениями в нахождение адекватных выразительных средств для воплощения образов в рисунке. Деятельность детей, относящихся к низкому уровню либо отсутствовала, либо для осуществления деятельности таким детям требовалась значительная помощь взрослого.

Исходя из данных об уровне сформированности творческой личности детей - преобладающем среднем уровне, можно говорить о недостаточной сформированности творческой личности у детей 7-8 лет и необходимости проведения мероприятий с целью повышения количества детей с высоким уровнем сформированности творческой личности.

Охарактеризуем второе направление работы.

Анализ воспитательно-образовательного процесса осуществлялся по критериям:

  1. наличие мероприятий творческого характера;
  2. акцентирование внимание детей на процессе творческой деятельности.

Для диагностики данных критериев мы использовали: анализ документов, беседу с воспитателем и наблюдение в режиме дня.

В результате проведённой работы нами было установлено, что с детьми реализуются задания творческого характера, но эта работа направлена на получение результата, внимание детей не акцентируется на процессе творческой деятельности.

2.2. Экспериментальная работа по формированию творческой личности ребёнка средствами социально-культурной среды


Исходя из цели и выдвинутой гипотезы, мы определили цель формирующего эксперимента: формировать творческую личность школьника через реализацию исследовательской деятельности с детьми посредством организации социально-культурной среды образовательной организации.

Исходя из разработанной нами модели формирования творческой личности средствами социально-культурной среды образовательной организации и выделением необходимых для этого педагогических условий, а также деление формирующей части эксперимента на три этапа опишем реализацию каждого заявленного педагогического условия учитывая специфику его реализации на каждом этапе.

Реализуя первое педагогическое условие - наличие творчески ориентированной предметно-пространственной среды образовательной организации, разработаны методические рекомендации к организации творчески ориентированной предметно-пространственной среды школа через организацию пространства.

Следует уточнить, что мы считаем необходимым введение в старшие группы так называемого «уголка творчества», где ребёнок мог бы реализовать свою потребность творческой деятельности в каждом из направлений детского развития: познавательном, речевом, эмоционально-волевом, социально-коммуникативном, художественно-эстетическом и физическом.

Организовывать предметно-пространственную среду следует с учётом целей каждого этапа. Общим при организации предметно -пространственной среды будет принцип достаточности, который подразумевает размещение в уголке материал для разнообразной деятельности в достаточном количестве. На каждом этапе работы в уголке творчества размещаются такие материалы, как листы для рисования, картон разной плотности, салфетки, карандаши, восковые мелки, фломастеры, акварельные краски, гуашь, пластилин, клей ПВА, клей карандаш, природный материал (шишки, жёлуди, полочки, листочки) и так далее. С целью повышения доли субъективности ребёнка в творческой деятельности в уголке творчества постоянна, действует открытая выставка с ежедневно сменяемой темой, например «Уточка», «Павлин», «Цирк» и другие. В рамках этой выставки детям предлагается в свободной деятельности изготовить работу по предложенной теме и разместить свою работы на открытой выставки. Обязательно на каждом этапе работы в уголке творчества размещается анонс: «сегодня мы узнаем/познакомимся с, ......

Охарактеризуем важные направления организации предметно -

пространственной среды на каждом этапе.


  1. этап - эмоционально-мотивационный. Предметно-пространственная среда на этом этапе организуется с целью заинтересовать всех участников образовательного процесса творческой деятельностью.

На эмоционально-мотивационном этапе важно эстетическое оформление пространства, важно «насытить» восприятие ребёнка предметами «творческого мира». Огромная роль отводится выставкам: выставка репродукций известных художников, тематические выставки поделок детей и родителей, выставки поделок детей группы.

Уголок творчества наполняется разнообразными альбомами для рассматривания, например фотоальбом «Фокусы», альбом картинная-галерея «Картины русских художников», «Картины зарубежных художников», «Картины современных художников» и другими.

  1. этап - действенно-обучающий. Предметно-пространственная среда на этом этапе организуется с целью обучения способам творческой деятельности. В уголок творчества группы добавляются алгоритмы с последовательностью деятельности, алгоритмы с пропущенными элементами, незавершённые алгоритмы, альбом с готовыми картинками «Укрась, как хочешь», альбом с картинками и набор дополнительных элементов для приклеивания «Создай свою сказку», альбом «Моё настроение». Главное правило работы с альбомами «нет, стандартам; да - творчеству».
  2. этап - действенно-практический. Предметно-пространственная среда на этом этапе насыщается разнообразным материалом для разнонаправленной творческой деятельности. Кроме непосредственно материалов для творческой деятельности уголок творчества комплектуется разнообразными альбомами типа «Игрушки из бумаги», «Рисуем пластилином», алгоритмы проблемных заданий, типа «как нарисовать картину без кисти» и другие.

Второе педагогическое условие - использование личностно ориентированных методов. Выбирая методы работы на каждом этапе следует ориентироваться на личностно-ориентированный подход. Методы работы должны быть позитивными, создавать ситуацию успеха и способствовать становлению положительного эмоционально-психологического климата.

Третье педагогическое условие - совместная деятельность воспитателя, детей и родителей.

Реализуя данное условие, был разработан школьный блок проекта «Одаренные дети. Лестница успеха» который стал победителем конкурса опорных площадок городского округа Тольятти.

Суть проекта заключается в создании условий для реализации эффективной совместной исследовательско -творческой деятельности учителей, детей и родителей. Охарактеризуем работу на каждом этапе более подробно.


  1. этап - эмоционально-мотивационный. Цель - заинтересовать деятельностью. На этом этапе организуется и проводится квест-игра детей совместно с родителями. Дети и родители делятся на несколько команд по цветам, например: команда зеленых, синих, красных, жёлтых и белых. Команды не соревнуются. Каждая команда «работает» со своим цветом. Каждая команда должна найти элементы алгоритма исследования своего цвета, составить из них алгоритм исследования, добыть весь необходимый материал, провести исследование и придумать как необычно, творчески они могут представить результаты. Эмоционально-мотивационный этап завершается в общем зале творческим представлением результатов исследования каждой командой и вручением почётных грамот участникам квест-игры.
  2. этап - действенно-обучающий. Цель - создать условия для усвоения этапов исследовательской с элементами творческой деятельности. На этом этапе воспитатель еженедельно, по пятницам, запускает лототрон с конвертами, в которых карточка со словесным описанием исследования (опыта) и карточка-алгоритм с пустыми квадратиками, карточка с заданием. Родители с детьми дома должны составить алгоритм опыта, провести его и творчески представить результат своего исследования. В понедельник утром воспитателем в группе организуется знакомство с результатами исследовательской деятельности детей.

В ходе совместной работы семьи активно представляли результаты исследования, стараясь сделать это творчески. Родителями совместно с детьми были подготовлены стен.газеты, лепбуки, альбом исследования, фотоколлажи, видеоролики, стены-выставка, книжки-малышки и много другое. По мере реализации этапа количество семей участвующих в работе увеличивалось и к концу этапа число семей участвующих в деятельности достигло 86%.

  1. этап - действенно-практический. Цель - создать условия для реализации творческого потенциала детей совместно с родителями и педагогами. На этом этапе организовывался и проводился городской конкурс «Юный естествоиспытатель» (Приложение 5). Конкурс организовывался в заочной и очной форме и предполагал творческое представление семьями результатов исследования. Условия для реализации творческого потенциала созданные на данном этапе с помощью введения соревновательного элемента доказали свою эффективность результатами конкурса.

Последним педагогическим условием является наличие программа формирования творческой личности детей. Работа по программе проводилась в три этапа: