Файл: Одаренные дети: проблемы, поиски, пути воспитания и обучения (Отечественные теоретические исследование в вопросах одарённости и способности школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. эмоционально-мотивационный: «Давайте познакомимся!» или «В гостях у жителей страны фантазий»;
  2. действенно-обучающий: «Путешествие по городам страны фантазий»;
  3. действенно-практический: «В замке короля страны фантазий».

Охарактеризуем особенности работы на каждом этапе.

I этап. Эмоционально-мотивационный этап: «Давайте познакомимся!» или «В гостях у жителей страны фантазий».

Цель: заинтересовать детей исследовательской деятельностью.

На данном этапе решались задачи:

  1. стимулировать желание осуществлять исследовательскую деятельность;
  2. стимулировать желание задавать вопросы о деятельности;
  3. стимулировать детей к рассуждению, высказыванию своего мнения, построению предположений и гипотез.

На этом этапе ведущая роль принадлежала взрослому, который выступал в роли игрового персонажа «Фантазёрки».

На первом этапе, с целью ознакомления детей с предстоящей деятельностью, а также стимулирования желания на эту деятельность, детям предлагается квест по поиску ключа от волшебной страны - страны Фантазий. По окончанию квеста дети получают не только ключ от страны, но и карту этой сраны с городами в путешествие, по которым они отправятся.

Фантазёрка помогал детям встретиться с жителями разных городов страны Фантазий. Фантазёрка от имени жителей показывал детям занимательные преображения окружающих детей вещей - фокусы - «Движение машинки», «Волшебное стёклышко», «Бумажный горн», «Волшебная травинка» с помощью которых мы подводили детей к пониманию того, что для осуществления деятельности нужно знать последовательность выполнения действий, а для этого необходимо задавать вопросы о деятельности.

В каждом городе Фантазёрка показывал и такие фокусы, целью которых было заинтересовать детей, вызвать у них положительный эмоциональный отклик на деятельности. Такие фокусы предлагались только для просмотра детям, они не предполагали их повторение с детьми или активное детское участие. Это фокусы, например, Яйцо в бутылки», «Летающая пробка».

Фантазёрка от имени жителей Воздушного города показывал фокус «Движение машинки», предлагал детям повторить его. Предлагал сначала спросить его про что угодно. С помощью наводящих вопросов подводил детей к следующим вопросам: «что должно получиться?», «что нужно сделать?», «как правильно сделать?». Предлагал попробовать самим детям показать этот фокус. После неудачной попытки детей, Фантазёрка показывал фокус ещё раз, но уже с установкой: «смотри, что и как нужно сделать, что бы машинка двигалась». При повторном показе Фантазёрка вычленял каждый этап своей деятельности, каждое действие и их последовательность, через вопросы к детям - «что я делаю сначала? Что потом?».


Детям было трудно задавать вопросы о деятельности, они стремились сначала сделать, а потом, когда фокус не удался, задавали вопросы Фантазёрки. Были и такие дети, которые не задавали вопросов совсем, а запомнив последовательность действий с повторного показа фокуса, стремились выполнить также. Дети задавали много лишних вопросов, не касающихся непосредственно деятельности.

После завершения фокуса Фантазёрка предлагал каждому ребёнку выразить своё отношение к результату и украсить, преобразовать его.

Сначала дети выражали своё отношение к результату в стандартных фразах часто без эмоций, но постепенно, когда дети поняли, что нет «правильного» или «не правильного» отношения к результату, выражения детей стали более искренними и эмоциональными.

Дети по просьбе Фантазёрки пробовали преобразовать или украсить результат. Такие пробы сводились к добавлению элемента или материала к результату. Например, «нарисовать на листе дорогу, по которой едет машинка» (Софья С.).

Аналогично Фантазёрка проводил показ фокусов от имени жителей других городов.

При показе фокуса «Волшебное стёклышко» Фантазёрка поощрял вопросы детей относительно деятельности, этапов осуществления фокуса, их последовательности. Акцентировал внимание детей на необходимости не только знать, что нужно сделать, но и как это сделать. Просил выразить своё отношение относительно результата и предложить способ его преобразования.

Вопросы детей стали более целенаправленны, и большинство детей задавали их до непосредственного выполнения деятельности. Некоторые дети проговаривали свои действия при выполнении.

Высказывания отношения детей к результату деятельности стали искренни, эмоциональны. Предложения перестали быть односложными их рассказы стали разнообразны.

При проведении фокусов «Бумажный горн» и «Волшебная травинка» почти все дети задавали вопросы о деятельности, среди которых практически не было «лишних», несущественных вопросов. Дети предлагали много способов украшения, преобразования результата, они стали более разнообразны.

В содержание деятельности каждого занятия входил не только сам эксперимент - фокус, но и различные беседы о материалах, его свойствах и возможностях. Беседы имели проблемный характер и строились по принципу рассуждения детей. Важную роль в беседах играет опора на прежний опыт ребёнка.

В ходе беседы «Каким бывает воздух?» экспериментатор подводил детей к определению свойств и характеристик воздуха, через карточки - подсказки. Например, карточка-подсказка с изображением капельки подводила детей к пониманию того что воздух отличается по влажности: «воздух мокрый?! А нет! Воздух влажный, в прогнозе погоды ещё говорят про влажность воздуха!» (Софья С.).


Аналогично экспериментатор проводил и другие беседы. Так в ходе беседы «Что такое цвет?» экспериментатор подводил детей к пониманию того что любой цвет может получиться из трёх основных цветов.

Экспериментатор в ходе решения проблемных ситуаций «Как корабль попал в бутылку?» и «Почему, когда темно мы не видим цвет предмета?» стимулирование детей к рассуждению, высказыванию своего мнения, построения гипотезы.

В конце этапа Фантазёрка вместе с детьми делал вывод: «оказывается, что бы фокус получился, мы должны точно знать, что и как нужно делать».

Таким образом, если на первом занятии детям было трудно задавать вопросы о деятельности и Фантазёрке приходилось постоянно напоминать им о такой необходимости, детям было трудно сформулировать и высказать своё предположение, построить гипотезу и они были однотипные, то на втором занятии детей задающих вопросы о деятельности стало больше и их деятельность успешнее, высказывания и предположения, гипотезы стали более разнообразны, а на третьем занятии уже подавляющие большинство детей сами задавали вопросы о деятельности и чётко понимали, что от этого зависит получиться у них фокус или нет, высказывали предположения и чётко формулировали цель и гипотезу исследования.

II этап. Действенно-обучающий этап: «Путешествие по городам страны фантазий».

Цель: сформировать у детей представление о структуре творческой деятельности, умение организовывать свою творческую деятельность на основе этих представлений.

На данном этапе решались задачи:

  1. формировать умение детей вносить дополнения, изменения, вариации, преобразований в знакомый материал;
  2. формировать умение детей создавать новые комбинации из усвоенных старых элементов;
  3. формировать умение детей находить адекватные выразительные средства;
  4. формировать умение детей самостоятельному поиску, пробы наилучшего решения задания;
  5. формировать умение детей планировать свою экспериментальную деятельность относительно цели и выдвинутой гипотезы и действовать по плану или алгоритму;
  6. формировать умение детей формулировать выводы экспериментальной деятельности относительно выдвинутой цели и гипотезы, обобщать полученные результаты;
  7. формировать умение детей понимает причины неудач и предлагает способы их устранения.

Дети выполняли деятельность на этом этапе с помощью взрослого. Роль взрослого - обучающая. Особенностью работы на данном этапе - объектом изучения становится деятельность.


Этап состоял из трёх взаимосвязанных циклов занятий: «Помоги Фантазёрке», «Сделаем вместе», «Предвиденье последствий». В каждом цикле были разработаны и проведены различные формы работы с детьми: беседы направленные на изучение свойств объектов, материалов, явлений, а также исследовательская деятельность - опыты: «Волшебные чернила», «Картина у песка», «Взвешиваем воздух», «Весёлые кораблики», «Смешиваем краски», «Собери звуки в домик», «Цветные бусы» и дополнительное занятие «Подсказка жителям страны Фантазий».

Охарактеризуем особенности работы в каждом цикле занятий.

Цикл занятий «Помоги Фантазёрке».

Цель: формировать умение детей понимает причины неудач и предлагает способы их устранения, показать детям возможность внесения дополнений, изменений, вариаций и преобразований в знакомый материал, подбора адекватных выразительных средств.

Особенностью на этом этапе является то, что дети анализируют не свою деятельность, а деятельность сказочного персонажа. Предлагались ситуации, в которых результат деятельности не соответствует цели. Руководство экспериментатора направленно на организацию анализа ребенком деятельности и ее корректирование на достижение поставленной цели.

При проведении занятия «Смешиваем краски» был проведён опыт по рисованию радуги тремя цветами, целью которого было учить вносить преобразования в знакомый материал. Детям предлагалось найти разные способы смешивания красок. А при решении проблемного задания «Мокрые цветы» мы поставили цель: учить детей преобразовывать этапы деятельности для получения цели, понимать причины неудач.

Фантазёрка приходил с картинкой цветов, которую он нарисовал для мамы, что б поздравить её с 8 марта. На картине нарисованы три цветка: красный рисовали по мокрой бумаги, жёлтый - по сухой, но потом намочил его водой, а синий по сухой. Фантазёрка рассказывал, что не знал, как нарисовать цветы так чтоб они были «мокрые». Он рассказал, как пробовал сделать цветы «мокрыми». Фантазёрка забыл сразу взять синюю краску, пока ходил за ней, листок высох, и цветок не получился «мокрым». Детей спрашивали, что сделать в следующий раз Фантазёрки, что бы на картине все цветы получились «мокрые», какими способами ещё можно изобразить «мокрые» цветы на картине.

Дети анализировали деятельность героя и находили причины неудач: «нужно сначала всё приготовить, а потом делать, тогда ничего не забудешь и всё получится» (Анастасия Л.); «он забыл краски поэтому лист высок и ничего не получилось, нужно было ещё раз намочить это место» (Иван К.).


Дети предлагали различные варианты исправления ошибки: «намочить водичкой ещё раз, а потом нарисовать синий цветок» (Ярослав К.); «взять сначала все краски, а потом мочить листок» (Варвара Ш.); «нарисовать цветы, а сверху тучку, из которой капает дождик и мочит цветы» (Матвей Р.); «нарисовать цветы, а когда они высохнут добавить капельки на них клеем, цветы будут как будто в капельках, все «мокрые» (Ярослав М.); «нарисовать цветочки, а на них много-много блестяшек (страз) наклеить они будут на солнышке переливаться как капельки воду» (Полина Б.).

При проведении опыта «Цветные бусы» нами была поставлена цель: учить детей выделять цель, планировать свою деятельность относительно цели и гипотезы и осуществлять деятельность по плану.

Фантазёрка приносил посылку от жителей страны Фантазий в ней цветные и прозрачные льдинки, нитка, тоненькая палочка с заострённым концом, три баночки с гуашью: красной, жёлтой и синей и тонкая кисточка. Фантазёрка спрашивал у детей, что, по их мнению, хотели сделать жители страны Фантазий? Детей спрашивали, почему у жителей не получились бусы. А как надо было сделать? Как по-другому сделать бусы? А что ещё можно сделать из льдинок?

Дети отвечали: «Жители хотели, что б льдинки на ниточки были» (Иван К.); «бусы хотел сделать» (Ярослав Д.); «не получилось потому, что нитку не положил сразу, а потом уже льдинки твёрдые стали» (Елизавета С.).; «надо было положить нитку, а потом засыхать поставить в холодильник» (Валерия М.); «можно в льдинках палочкой дырочку проделать как в бусинках, а потом их на нитку нанизать» (Ярослав К.); «можно сделать бусы из прозрачных льдинок, а когда они застынут покрасить их в любой цвет» (Виктория К.); «а можно человечка сделать! Вот, туловище из большой льдинке на палочку одеть, теперь готова - маленькая льдинка, а руки и ноги сделать из льдинок на нитке» (Ярослав М.); «жители хотели поляну цветов сделать в ледяном королевстве; ниточка в льдинках застынет их вот так вот свернуть кругом и в серединку льдинку положить, получился цветочек!» (Софья С.); «светофор! Можно сделать светофор! Три льдинки на палочку вставим и покрасим краской: красный, жёлтый... Ой, а зелёный можно сделать из красной и жёлтой краски» (София М.).

Фантазёрка просил детей определить последовательность изготовления цветных бус и зарисовать её на карточках. После обсуждения из карточек составлялся единый алгоритм на доске, и Фантазёрка просил детей, опираясь на этот алгоритм, сделать цветные бусы.

В работе над опытом «Картина из песка» мы преследовали цель: учить детей вносить изменения в знакомый материал и подбирать адекватные средства выразительности, учить детей формулировать выводы экспериментальной деятельности относительно выдвинутой цели и гипотезы, обобщать полученные результаты.