Файл: Одаренные дети: проблемы, поиски, пути воспитания и обучения (Отечественные теоретические исследование в вопросах одарённости и способности школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы работы. Одаренными называют детей, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, организаторской, художественной, спортивной и др.

Конкретных критериев одаренности пока не выработано, хотя многие специалисты сходятся во мнении, что для одаренных детей характерно опережающее развитие, т.е. опережение своих сверстников по ряду психических параметров. В познавательной области это проявляется в чрезвычайной любознательности, способности следить за несколькими действиями одновременно, активно изучать и познавать окружающий мир, воспринимать связи между явлениями и делать соответствующие выводы, создавая в воображении альтернативные системы и т.д.

Часто одаренным детям не достает эмоционального баланса, они могут быть нетерпеливы, порывисты, гипердинамичны, часто им свойственны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. В качестве отличительных черт одаренных детей иногда отмечают повышенный энергетический уровень (длительность сна, например, у них меньше, чем у сверстников) или сравнительно относительную неравномерность (гетерохронность) развития различных психических функций (например, развитие координации движений может отставать от развития познавательных способностей) и др.

Гипотеза исследования: формирование творческой личности ребёнка средствами социально-культурной среды образовательной организации будет успешным, если:

  • разработана и внедрена в практику модель формирования творческой личности ребёнка средствами социально-культурной среды образовательной организации;
  • разработано методическое сопровождение формирования творческой личности ребёнка.

Эмпирическая база исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 89». Общее количество диагностируемых детей составило 42 человека.

Структура работы отражает цели и задачи исследования, состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка используемых источников и литературы.


Глава 1. Теоретические аспекты работы с одаренными детьми

1.1. Отечественные теоретические исследование в вопросах одарённости и способности школьников

Истоки возникновения детской одаренности и ее развития в дошкольном возрасте наиболее последовательно начинали изучаться коллективом сотрудников лаборатории способностей НИИ дошкольного воспитания под руководством Л.А. Венгера. В качестве исходного момента была использована модель психики ребенка, согласно которой понятие одаренность раскрывается через понятие способности.

Под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющийся на протяжении длительного отрезка его жизни, в сочетании с выраженной познавательной мотивацией. Согласно этой концепции, умственно одаренный ребенок дошкольного возраста - тот, у которого наиболее развиты характерные для дошкольников способности и интерес к познавательной деятельности.

На основе данных о личности многие психологи соотносят понятия развивающаяся личность и развивающаяся одаренность и видят явную зависимость между этими понятиями. Пробуждающаяся одаренность может существовать, воздействуя на становление личности, вырабатывая личностные качества. Формирование личности вступает в сложные и иногда противоречивые отношения с проявлениями одаренности.

Стоит подчеркнуть, что важным для становления личности является ее собственная внутренняя активность. Так, принижение субъекта в человеке, распространение одномыслия, послушной исполнительности губительны для развитие его способностей. И, наоборот, в проявлении активности человек раскрывается как субъект во всем своем индивидуальном своеобразии [25, c.49].

Индивидуальные внутренние условия развития, имеющие свои врожденные предпосылки, формируются под воздействием внешних условий - в процессе взаимодействия растущего человека с миром, под влиянием обучения и воспитания в широком смысле этих слов. И сами индивидуально-природные данные развиваются, изменяются вместе с возрастным созреванием, включаясь в процессы психического развития.


Б.С. Алякринский, И. Акимов и многие другие ученые в своих работах определяют такую составляющую одаренности, как "талант" - исключительные способности. Талант - способность человека оригинально решать банальные задачи, которая проявляется, когда человек находится в диапазоне нормы. Если способности и талант проявляются в нескольких областях, говорят об одаренности. Одаренность и талант часто используются как синонимы, род и вид. Всякий талантливый ребенок является вместе с тем и одаренным, но не каждый одаренный может быть назван талантливым.

Следует с самого начала ввести еще одно понятие - "склонность". Употребляя это слово, психологи имеют в виду устойчивое стремление к каким-либо видам деятельности. Склонность, т.е. расположенность, тяготение к каким-нибудь видам занятий, - нечто большее, чем интерес к этим занятиям, хотя нередко развитие склонности начинается с интереса к той или иной сфере деятельности. Но интерес может и не перейти в склонность, так как склонность представляет собой расположенность только к личной непосредственной деятельности в данной области [7, c.148].

Таким образом, исследователи данной проблемы Б.М. Теплов, В.С. Юркевич, Б.С. Алякринский и другие сходятся во мнении, что "одаренность" обозначает высокий уровень развития способностей и включает в себя ряд взаимосвязанных друг с другом понятий. Однако при изучении феномена одаренности нельзя упускать из виду общественно-исторических изменений, как в самих видах деятельности, так и в оценке их успешности.

А.И. Савенков в своей работе заменяет категорию высокой креативности на группу хорошо обучающихся в школе детей, называя этот вид одаренности "академическая одаренность".

По результатам исследований психологии интеллекта М.А. Холодной, существует 6 категории одаренных детей: сообразительные, блестящие ученики, креативы, компетентные, талантливые и мудрые.

Ю.Э. Гильбух, основываясь на ранних исследованиях одаренности, выделяет черты общей умственной одаренности: необычайно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности, быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленная устойчивостью внимания и операционной памяти, сформированность навыков логического мышления, богатство активного словаря, оригинальность.

Одаренный дошкольник читает вывески, заголовки и даже книги, решает математические задачи, проводит связи между различными явлениями, хорошо запоминает факты и события, интересуется социальными и моральными проблемами. Особенностью интеллектуально одаренных детей является двусторонность их сознания, направленность его то на решаемую задачу, то на самого себя - на то, как собственная психика справляется с решаемой задачей [5, c.76].


Исследования показали, что развитие речемыслительной деятельности малыша в первые годы жизни неразрывно связано с двигательной деятельностью. Если ребенок рано начинает ходить, более активно идет ознакомление с окружающим и создаются предпосылки для раннего овладения речью и быстрого развития интеллектуальной сферы. Однако было отмечено, что многие одаренные дети не говорят рано, но, становясь старше, демонстрируют выдающуюся речевую способность.

Не менее существенным признаком является наличие в интеллекте одаренного ребенка творческого начала. Внешние проявления творчества многообразны.

Психологические исследования показывают, что преобладающая у творчески одаренного ребенка познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности и проявляется в большей чувствительности к новому, к новизне ситуации, обнаружению нового в обычном, а также ранней увлеченностью какой-либо деятельностью (музыкой, рисованием, чтением, счетом и т.д.).

В работах многих зарубежных и отечественных ученых отмечен и описан ряд аналогичных характеристик. Анализируя исследования Л.И. Божович, Л.А. Венгера, Д.Б. Богоявленской, А.М. Матюшкина, В. Вундра и многих других А.И. Савенков выявил особенности психического развития одаренных детей, деля их на познавательные и психосоциальные [4, c.7,11].

Таким образом, к особенностям развития познавательной сферы относятся:

Любопытство - любознательность - познавательная потребность. Одаренным детям в большей степени, чем их нормальным сверстникам, свойственно стремление к познанию. Одаренный ребенок не терпит ограничений своим исследований, и это свойство, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной особенностью.

Сверхчувствительность к проблемам - способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей. Еще Платон отмечал, что познание начинается с удивления обыденным вещам.

Склонность к задачам дивергентного типа, т. е способность понимать самые разнообразные по предметной направленности проблемные, творческие задания, главная особенность которых в наличии множества правильных ответов.

Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от общепринятых, а также творчески разрабатывать существующие. Оригинальность проявляется не только в мышлении, но и общении, поведении одаренного ребенка, а также во всех видах его деятельности.


Гибкость мышления - способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Высокий уровень гибкости мышления - явление редкое, поэтому его наличие свидетельствует об исключительности одаренных детей.

Легкость генерирования идей ("продуктивность мышления") очень близко к гибкости мышления, но характеризует несколько иную грань одаренности.

Легкость ассоциирования - способность выработки обобщенных стратегий на основе выявления скрытых связей и отношений. Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем его нормальные сверстники, воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, событиями и даже концепциями, которые могут носить нетрадиционный характер.

Кроме того, учеными отмечены такие характеристики познавательной сферы, как способность к прогнозированию, оценке, высокая концентрация внимания, отличная память, устойчивость, широта интересов и склонностей

К особенностям психосоциального развития относятся: эгоцентризм, повышенная уязвимость эмоциональной системы, склонность к лидерству, соревновательности, стремление к самоактуализации, перфекционизму, социальная автономность, ярко выраженное чувство юмора [19, c.122].

В рамках реализации президентской программы "Одаренный ребенок" в нашей стране была разработана "Рабочая концепция одаренности", целью которой было вобрать все лучшие достижения отечественной и зарубежной психологии. К созданию модели была привлечена большая группа авторитетных ученых Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков и многие другие, работу которых следует рассматривать, как подлежащую дальнейшей разработке.

В рамках "Рабочей концепции одаренности" особо интересным является представление "ядра одаренности" в виде двух компонентов - инструментального и мотивационного.

Авторы продуктивно провели разделение интеллекта и креативности внутри инструментального компонента одаренности.

Мотивация дифференцирована на пять основных признаков:

1) повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности;

2) ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям;

3) повышенная познавательная потребность;

4) предпочтение парадоксальной, противоречивой информации;

5) высокая критичность к результатам собственного труда.

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих тему одаренности. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще. Нынешним школьникам приходится вмещать столько в свою память, что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.