Файл: Информационная база анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации, фирмы) и ее совершенствование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 482

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Экономический анализ – это способ познания хозяйственных процессов экономического субъекта, основанный на разложении целого на составные элементы и изучении последних в их взаимосвязи и взаимозависимости путем синтеза, т.е. объединения выделенных ранее частей объекта.

В процессе экономического анализа к экономическим и финансовым показателям применяются аналитические инструменты и методы с целью выявления существенных связей и характеристик, преобразования экономических данных в информацию.

Являясь важным элементом в системе управления производством, экономический анализ может использоваться для: предварительного прогноза при оценке инвестиционных проектов; прогнозирования финансовых условий и результатов; выявления текущих проблем управления; оценки финансового состояния организаций (предприятия). В результате экономического анализа повышается обоснованность составления бизнес-планов и нормативов, устанавливается экономическая эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявляются и измеряются внутренние резервы, осуществляется контроль выполнения и оптимизации хозяйственных решений[1].

Анализ и диагностика деятельности организаций предполагают изучение оценочных признаков, их описание, выбор методов их измерения и оценку отклонений от стандартных, общепринятых значений. На основе анализа и диагностики устанавливается реальное состояние организации, обосновываются оптимальные параметры функционирования предприятия, выстраивается система управления, осуществляются меры по совершенствованию организации труда и т.д.

Предметом анализа и диагностики финансово-экономического состояния организации являются производственные и экономические результаты, финансовое и имущественное состояние, уровень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, процессы производства и реализации продукции (работ, услуг)[2].

Данная тема является актуальной, так как преобразования, осуществляемые на сегодняшний день в системе учета и отчетности в нашей стране, значительно повышают информационную ценность финансовой отчетности, являются положительным явлением в условиях развития социально-экономических отношений в государстве.

Основная задача данной курсовой работы раскрыть роль финансовой отчетности предприятия, как важнейшего информационного источника его финансово-хозяйственной деятельности.


Раскрыть управленческий учет, статистику и бухгалтерскую (финансовую) отчетность, как информационную базу экономического анализа предприятия. А также проблемы совершенствования информационной базы.

Разобрать методы анализа финансовой отчетности на основе данных бухгалтерского и управленческого учета ООО «Новодвинская мебельная фабрика).

При написании данной работы мною были использованы учебные издания для студентов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет», «Экономика»; статьи журналов и периодических изданий; нормативно-правовые акты.

При использовании учебников за 2016 и 2017 года я столкнулась с проблемой. Так, во многих учебниках указаны неактуальная информация: данные о составе годовой бухгалтерской отчетности. Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» Приказом Министерства Финансов Российской Федерации № 57Н от 06.04.2015 «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» переименована в «Отчет о финансовых результатах». Приложение № 5 к бухгалтерскому балансу отменен в связи с изданием Приказа Минэкономразвития Российской Федерации № 25, Минфина РФ № 6 от 25.01.2011, вступившего в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год.

Глава 1. Информационная база анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Понятие и основные требования к информационной базе анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Экономический анализ находится во взаимосвязи со многими другими отраслями знаний.

Близкие по предмету изучения и аппарату исследования области знаний представляют такие научные дисциплины, как экономическая теория, экономическая история, экономика организаций, финансы, эконометрика и др. Эти предметные области знаний используют весь арсенал аналитических методов экономического анализа для решения конкретных задач, составляющих их содержание. Схематично взаимосвязь научных дисциплин показана на рис. 1 (Приложение № 1)[3].


Экономический анализ базируется на разнообразной исходной информации. Ее можно рассматривать как систему потоков нормативных, плановых (бюджетных), статистических, бухгалтерских и оперативных сведений, первичной документации, а также информации, разрабатываемой специализированными фирмами. Все источники делятся на нормативно-плановые, учетные и внеучетные[4].

Нормативно-плановая информация подразделяется на технико-экономические нормативы, нормы и планы. Технико-экономические нормы во многом определяются непосредственно данными конструкторской и технологической подготовки производства. Плановые данные, нормативы и ценники условно называют постоянной информацией, так как плановые показатели, нормативы и ценники не изменяются в пределах месяца, квартала, а иногда и года, а если такие изменения есть – их стремятся отразить отдельно.

Внеучетные источники информации – документы, регулирующие хозяйственную деятельность, а также данные, характеризующие изменения внешней среды функционирования предприятия (договоры, рыночная информация, маркетинговые исследования и т.п.).

Информация учетного характера – это данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все отчетности, первичная учетная документация[5].

Эффективность любой системы управления во многом зависит от качества, своевременности и достоверности представленной информации. Информационная система организации состоит из различных подсистем, среди которых наибольший удельный вес занимает экономическая, использующая, в основном, информацию учетной системы.

Одна из важнейших задач руководителя любого предприятия – с максимальной отдачей использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого необходима информация о наличии таких ресурсов.

Управленческий учет – это процесс определения, измерения, накопления, анализа, подготовки, интерпретации и предоставления информации, необходимой управленческому звену предприятия для осуществления планирования, оценки, контроля хозяйственной деятельности принятия обоснованных управленческих решений, обеспечения оптимального использования ресурсов предприятия и контроля за полнотой их учета[6].

Управленческий учет появился в результате необходимости создать учетную модель, которая позволяет получать данные о ходе основных бизнес-процессов и на их основе вырабатывать управленческие решения. Содержание управленческого учета определяется целями управления и может быть изменено по решению руководства и администрации в зависимости от конкретных целей и задач, поставленных перед руководителями структурных подразделений, рядовыми исполнителями. Конкретное наполнение системы управленческого учета возможно путем синтеза (интеграции) ее различных компонентов: учета как системы сбора и обобщения информации, планирования, анализа, бюджетирования[7].


Характеристика информации, предоставляемой управленческим учетом, также содержится в формулировке его цели, а именно представление руководству организации полного комплекта информации о фактических, плановых и прогнозных показателях функционирования предприятия как экономической и производственной единицы (включая представление данных по предприятию в целом и разрезе структурных и производственных подразделений, центров ответственности), а также необходимую информацию о внешнем окружении с целью обеспечения возможности принимать экономически взвешенные управленческие решения. Совершенно ясно, что преимущество в представлении по крайней мере плановой и прогнозной информации (за исключением соответствующей информации, касающейся деятельности бухгалтерии) имеют плановый отдел и подразделения предприятия, а информации о внешнем окружении (за исключением окружения, касающегося деятельности бухгалтерии) – подразделения предприятия, непосредственно взаимодействующие с внешним окружением (отделы продаж, рекламы, материально-технического снабжения, руковдство предприятия и др.)[8].

Статистическая отчетность (статистический учет), представляемая организациями, отражает результаты их деятельности, носит периодический характер и обеспечивает возможность получения сводной информации по отрасли, территории. Это основная форма наблюдения, при которой предприятия, учреждения, фирмы и другие юридические лица направляют в территориальные органы статистические органы в установленные сроки информацию в виде установленных законом отчетных документов, скрепленных подписями лиц, ответственных за их представление и достоверность сообщаемых сведений[9].

Информационной основой ежемесячного и ежеквартального анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций может служить оперативная статистическая отчетность: форма федерального государственного статистического наблюдения № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации».

Для анализа информации по итогам за год, кроме статистической отчетности, могут использоваться данные бухгалтерской отчетности, сбор и разработка которой возложены на органы государственной статистики Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.1995 № 399 «О совершенствовании информационной системы представления бухгалтерской отчетности»[10].

Формирование информации в бухгалтерском учете и отчетности обусловлено основными компонентами, которые составляют учетный процесс и включают наблюдение, измерение, регистрацию, обобщение данных о движении видов имущества, обязательств, фактов хозяйственной жизни, хозяйственных процессов и явлений, характеризующих деятельность субъекта экономики. Однако глобальные и региональные политические и экономические изменения, эволюция национальных условий хозяйствования, социальные трансформации обуславливают те или иные акценты в учетной деятельности, трансформируют значимость и практическое воплощение элементов метода бухгалтерского учета. В современных условиях российского предпринимательства, характеризующихся ростом кризисных явлений, предпринимательских рисков, хозяйственной неопределенности, растет значимость получения и активного использования бухгалтерской информации, отражающей эффективность работы предприятий посредством адекватного стоимостного измерения учетных объектов. Поскольку стоимостное измерение (оценка) является обязательным атрибутом бухгалтерского учета, ею охвачены все этапы учетного процесса, обоснованное использование оценки позволяет сформировать учетную и отчетную информацию, отражающую экономическую реальность[11].


Обращает на себя внимание обилие информации, а также особенные современные ее виды, такие как: реклама, которая, хотя пока и не совершенна, однако обладает значительными информационными возможностями; машинные источники; материалы печати, СМИ и Интернета; информация профессиональных консалтинговых фирм. К сожалению, последний из названных источников находится ныне в стадии становления, но важность его трудно переоценить. Информационно-маркетинговые центры, занимающиеся производством и реализацией информационных услуг о ситуации на рынках России и в других странах, позволяют отслеживать рейтинговые оценки конкурентов, облегчают формирование рациональных деловых решений.

К исходной информации в экономическом анализе предъявляются определенные требования. Главное из них – удовлетворять потребности широкого круга пользователей с разными и подчас противоречивыми интересами. Детализируя требования к учетной информации обратим внимание на наиболее важные из них[12].

Уместность (релевантность) учетной и отчетной информации означает ее своевременность, ценность, полезность для прогнозирования и оценки результатов.

Достоверность информации характеризуется: правильностью, соответствие нормативным актам и внутрихозяйственным положениям; нейтральностью, т.е. отсутствием «нажима», подталкивания к принятию решения, в котором заинтересован вовсе не пользователь; возможностью проверки и прозрачностью; осмотрительностью – отражением расходов и убытков прежде, чем доходов и прибылей.

Такое требование, как сопоставимость учетной информации, достигается в процессе проведения динамического и структурного анализа.

Рациональность экономической информации предполагает ее достаточность, оперативность, высокий коэффициент использования первичной информации, отсутствие излишних данных, преодоление противоречия между систематическим ростом объема информации и постоянной ее нехваткой для рационального управления из-за высокой стоимости получения (приобретения) необходимых сведений. Важным критерием рациональности является не только отражающая, но и организующая роль информации, если она приспособлена к требованиям конкретного пользователя и может быть зафиксирована в качестве ноу-хау.

Анализ финансовой отчетности

Анализ финансовой отчетности предприятия (организации, фирмы) – это часть финансового и соответственно экономического анализа, связанная исследованием финансового состояния и финансовых результатов коммерческой организации на основе данных ее финансовой отчетности.