Файл: Информационная база анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации, фирмы) и ее совершенствование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 488

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 3. Проблемы совершенствования информационной базы.

Управленческий учет – сложившееся самостоятельное научное и практическое направление, в рамках которого вся внутренняя информация (финансового и налогового учета) подвергается анализу.[29]

Совершенствование управленческого учета, по мнению Е.А. Шароватовой и Т.В. Макаренко[30] предлагают начать на этапе подготовки профессиональных кадров в области экономики и выделения управленческого учета в отдельную подсистему менеджмента.

Своевременность и целесообразность разработки профессионального стандарта в области управленческого учета стало ключевой проблемой обсуждения на Международной научно-практической конференции: «Управленческий учет: вызовы, приоритеты и пути развития», проходившей в Москве 20 марта 2018 года в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации. Участники конференции пришли к однозначному выводу о необходимости разработки профессионального стандарта для бухгалтера в области управленческого учета, поскольку сегодня необходим набор знаний в этом направлении.

Существует факт, что должны существовать определенные рекомендации по ведению управленческого учета, раскрывающие полный набор его теоретических и прикладных инструментов: терминологию, используемую в управленческом учете, возможный набор объектов учета, максимально возможные группировки затрат для различных целей, набор методов учета затрат в зависимости от различных факторов, форматы управленческой отчетности, технологию взаимосвязи с бюджетным процессом, рекомендации по оценке результатов управленческого учета и пр. Эти рекомендации могут пополняться особенностями зонального учета: учетом затрат на качество, учетом затрат на экономическую безопасность, использованием трансфертных показателей в управленческом учете, учетом в условиях нормативного метода и пр.

На законодательном уровне целесообразна разработка двух регламентов по управленческому учету: во-первых, профессионального стандарта бухгалтера по управленческому учету для использования в вузовском обучении по аналогии с Профессиональными стандартом «Бухгалтер»; во-вторых, методических рекомендаций по управленческому учету для типизации терминологии и универсальных инструментов управленческого учета в сфере управления бизнесом. Если первый станет основой для разработки и структуризации образовательных рабочих программ для подготовки бакалавров и магистров в области «Экономика», то второй будет носить рекомендательный, но позволит раскрыть вариативность приемов и способов управленческого учета в зависимости от различных факторов.[31]


Еще одной проблемой совершенствования управленческого учета, как информационной базы, по моему мнению, является то, что порядок ведения управленческого учета в каждой организации свой и ведут его в отдельной программе, например в Excel, в отличии от бухгалтерского учета, который ведется в специализированном программном комплексе.

Для заинтересованных пользователей Российским законодательством разрабатываются, изменяются и внедряются методы представления и раскрытия информации об экономических процессах и о результатах деятельности предприятия.

Так, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации субъекты, обязанные вести бухгалтерский учет, представляют годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в различные государственные органы: по общему правилу – в Росстат и налоговые орган. Кроме того, иными законодательными актами предусмотрено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями, осуществляющими отдельные виды экономической деятельности, в другие государственные органы и органы надзора. Законодатель решил убрать избыточную административную нагрузку на отчитывающиеся субъекты, дублирование функций государственных органов по получению и обработке годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности[32].

Статья 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402 «О бухгалтерском учете» дополнена положением, согласно которому бухгалтерская отчетность организации может быть составлена: 1) на бумажном носителе; 2) в виде электронного документа; 3) на бумажном носителе и в виде электронного документа. При этом независимо от того, в каком виде составлена бухгалтерская отчетность, она признается официальной отчетностью организации[33]. (До внесения изменений говорилось, что «Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта». Многие организации сдавали отчетность в электронном виде, но без подписанного бумажного экземпляра она не считалась составленной).

С 01 января 2020 года будет начато формирование государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности в новом порядке (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ будет действовать в новой редакции).

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – ГИРБО) – это совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять названную отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту[34].


В обновленной редакции ст. 18 Закона № 402-ФЗ раскрываются новые правила формирования ГИРБО. В него будут включаться все обязательные экземпляры годовой бухгалтерской отчетности и аудиторские заключения о ней, представленные в налоговые органы организациями, на которых возложена такая обязанность.

Кроме того, в ГИРБО будут включаться сведения из годовой бухгалтерской отчетности кредитных и некредитных финансовых организаций, переданной в налоговые органы Банком России.

В ГИРБО будут включаться сведения из годовой бухгалтерской отчетности тех организаций, которые освобождены от представления обязательного экземпляра, но согласно новым требованиям п. 5.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации должны сдавать в налоговые обычный экземпляр бухгалтерской отчетности[35].

В ГИРБО не включается бухгалтерская отчетность: организаций государственного сектора; Банка России; религиозных организаций; организаций, годовая бухгалтерская отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации; организаций в случаях, установленных Правительством Российской Федерации (ранее – только организаций государственного сектора и Банка России). Кроме этого, в ГИРБО не включается последняя бухгалтерская отчетность реорганизованных и ликвидируемых юридических лиц (ранее – подлежала включению)[36].

Сегодня государственный информационный ресурс ведет Росстат. Но с 1 января 2020 года он утрачивает функцию по формированию этого ресурса. В то же время Росстат по-прежнему будет распоряжаться ранее сформированной базой и обеспечивать заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности и аудиторских заключений за отчетные периоды 2014-2018 гг. По истечении срока хранения бухгалтерской отчетности, установленного п. 1 ст. 29 Налогового кодекса Российской Федерации (не менее 5 лет после отчетного периода), старый государственный информационный ресурс Росстата перестанет функционировать.

ФНС России будет предоставлять всем заинтересованным пользователям данные из ГИРБО начиная с бухгалтерской отчетности за отчетный период 2019 года, причем в отдельных ситуациях – на платной основе. Случаи, размер и порядок взимания указанной платы предстоит утвердить Правительству РФ. Государственным органам, органам местного самоуправления, Банку России информация из ГИРБО будет предоставляться бесплатно[37].


Данное нововведение для организаций упрощает только порядок представления отчетности: в один государственный орган и в электронном виде. Получение же информации для пользователей становится платным.

Глава 4. Анализ финансовой отчетности предприятия по основным методам анализа.

Исследование финансовой отчетности осуществляется с помощью специального инструментария – методов экономического анализа.

При проведении анализа финансовой отчетности применяются такие основные методы: вертикальный анализ, горизонтальный анализ, сравнительный анализ, трендовый анализ, факторный анализ.

На основе этих методов проведем анализ ООО «Новодвинская мебельная фабрика» - предприятия, которое занимается изготовлением мебели и изготовлением материалов для производства своей мебели.

Данные были составлены на основании архивных данных, данных бухгалтерского и управленческого учета предприятия.

Вертикальный (структурный) анализ позволяет сделать вывод о структуре интересующего показателя. Методика вертикально анализа заключается в том, что итоговый показатель принимается за базу (100%), а составные части этого показателя представляются в виде доли от базового значения. Затем анализируется влияние каждой составной позиции отчетности на итоговый показатель. Вертикальному анализу подвергают баланс, отчет о финансовых результатах, источники финансирования и другие интересующие формы и показатели. Вертикальный анализ позволяет проанализировать структуру показателя, динамику этой структуры, а также провести сравнение с другими организациями (независимо от размера последних)[38].

Проанализируем структуру внеоборотных активов производственного предприятия на основе имеющейся информации.

Внеоборотные активы

Величина, тыс. руб.

Доля, %

Нематериальные активы

45 884

2,9

Результат исследований и разработок

8 990

0,6

Основные средства

673 839

42,1

Финансовые вложения

702 420

43,8

Прочие внеоборотные активы

170 808

10,6

Итого внеобротные активы

1 601 941

100


В структуре внеоборотных активов обращает на себя внимание крайне высокая доля финансовых вложений (43,8%). С учетом того, что организация занимается производством, ожидаемо, чтобы самая весомая часть внеоборотных активов приходилась на основные средства. Приоритет, отданный активам, не занятым в производстве, настораживает, т.к. свидетельствует о рискованной финансовой политике.

Горизонтальный (временной, динамический) анализ представляет собой сравнение данных с предыдущими значениями в целях установления динамики показателя. Горизонтальный анализ используется в формах официальной бухгалтерской отчетности (например, данные бухгалтерского баланса представляются на три даты). При сравнении с предыдущими периодами особое внимание нужно обращать на резкие колебания.

Проанализируем динамику внеоборотных активов производственного предприятия.

Внеоборотные активы

На 31.12.2017

На 31.12.2016

Абсолютный прирост

Прирост, %

Нематериальные активы

45 884

35 370

10 514

29,7

Результат исследований и разработок

8 990

6 462

2 528

39,1

Основные средства

673 839

722 164

- 48 325

- 6,7

Финансовые вложения

702 420

582 328

120 092

20,6

Прочие внеоборотные активы

170 808

137 128

33 680

24,6

Итого внеобротные активы

1 601 941

1 483 452

118 489

8

Внеоборотные активы выросли на 8 %. При этом прирост обеспечили активы, не связанные с хозяйственной деятельности. Основные средства, необходимиые для производственного процесса, снизились на фоне росат финансовых вложений.

Сравнительный (пространственный) анализ представляет собой сравнение экономических показателей с аналогичными среднеотраслевыми, нормативными, а также показателями конкурентов. Сравнительный анализ основан на простом визуальном сопоставлении данных, что не мешает получить достоверное представление о состоянии дел анализируемой организации.

Внеоборотные активы

Величина, тыс. руб.

Доля, %

Доля в среднем по отрасли

Нематериальные активы

45 884

2,9

0,9

Результат исследований и разработок

8 990

0,6

0,3

Основные средства

673 839

42,1

64,7

Финансовые вложения

702 420

43,8

27,9

Прочие внеоборотные активы

170 808

10,6

6,2

Итого внеобротные активы

1 601 941

100

100