Файл: Информационная база анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации, фирмы) и ее совершенствование.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 488
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Информационная база анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Глава 2. Финансовый (бухгалтерский), статистический и управленческий учеты.
2.1. Финансовый (бухгалтерский) и управленческий учет
Глава 3. Проблемы совершенствования информационной базы.
Глава 4. Анализ финансовой отчетности предприятия по основным методам анализа.
Глава 3. Проблемы совершенствования информационной базы.
Управленческий учет – сложившееся самостоятельное научное и практическое направление, в рамках которого вся внутренняя информация (финансового и налогового учета) подвергается анализу.[29]
Совершенствование управленческого учета, по мнению Е.А. Шароватовой и Т.В. Макаренко[30] предлагают начать на этапе подготовки профессиональных кадров в области экономики и выделения управленческого учета в отдельную подсистему менеджмента.
Своевременность и целесообразность разработки профессионального стандарта в области управленческого учета стало ключевой проблемой обсуждения на Международной научно-практической конференции: «Управленческий учет: вызовы, приоритеты и пути развития», проходившей в Москве 20 марта 2018 года в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации. Участники конференции пришли к однозначному выводу о необходимости разработки профессионального стандарта для бухгалтера в области управленческого учета, поскольку сегодня необходим набор знаний в этом направлении.
Существует факт, что должны существовать определенные рекомендации по ведению управленческого учета, раскрывающие полный набор его теоретических и прикладных инструментов: терминологию, используемую в управленческом учете, возможный набор объектов учета, максимально возможные группировки затрат для различных целей, набор методов учета затрат в зависимости от различных факторов, форматы управленческой отчетности, технологию взаимосвязи с бюджетным процессом, рекомендации по оценке результатов управленческого учета и пр. Эти рекомендации могут пополняться особенностями зонального учета: учетом затрат на качество, учетом затрат на экономическую безопасность, использованием трансфертных показателей в управленческом учете, учетом в условиях нормативного метода и пр.
На законодательном уровне целесообразна разработка двух регламентов по управленческому учету: во-первых, профессионального стандарта бухгалтера по управленческому учету для использования в вузовском обучении по аналогии с Профессиональными стандартом «Бухгалтер»; во-вторых, методических рекомендаций по управленческому учету для типизации терминологии и универсальных инструментов управленческого учета в сфере управления бизнесом. Если первый станет основой для разработки и структуризации образовательных рабочих программ для подготовки бакалавров и магистров в области «Экономика», то второй будет носить рекомендательный, но позволит раскрыть вариативность приемов и способов управленческого учета в зависимости от различных факторов.[31]
Еще одной проблемой совершенствования управленческого учета, как информационной базы, по моему мнению, является то, что порядок ведения управленческого учета в каждой организации свой и ведут его в отдельной программе, например в Excel, в отличии от бухгалтерского учета, который ведется в специализированном программном комплексе.
Для заинтересованных пользователей Российским законодательством разрабатываются, изменяются и внедряются методы представления и раскрытия информации об экономических процессах и о результатах деятельности предприятия.
Так, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации субъекты, обязанные вести бухгалтерский учет, представляют годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в различные государственные органы: по общему правилу – в Росстат и налоговые орган. Кроме того, иными законодательными актами предусмотрено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями, осуществляющими отдельные виды экономической деятельности, в другие государственные органы и органы надзора. Законодатель решил убрать избыточную административную нагрузку на отчитывающиеся субъекты, дублирование функций государственных органов по получению и обработке годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности[32].
Статья 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402 «О бухгалтерском учете» дополнена положением, согласно которому бухгалтерская отчетность организации может быть составлена: 1) на бумажном носителе; 2) в виде электронного документа; 3) на бумажном носителе и в виде электронного документа. При этом независимо от того, в каком виде составлена бухгалтерская отчетность, она признается официальной отчетностью организации[33]. (До внесения изменений говорилось, что «Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта». Многие организации сдавали отчетность в электронном виде, но без подписанного бумажного экземпляра она не считалась составленной).
С 01 января 2020 года будет начато формирование государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности в новом порядке (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ будет действовать в новой редакции).
Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – ГИРБО) – это совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять названную отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту[34].
В обновленной редакции ст. 18 Закона № 402-ФЗ раскрываются новые правила формирования ГИРБО. В него будут включаться все обязательные экземпляры годовой бухгалтерской отчетности и аудиторские заключения о ней, представленные в налоговые органы организациями, на которых возложена такая обязанность.
Кроме того, в ГИРБО будут включаться сведения из годовой бухгалтерской отчетности кредитных и некредитных финансовых организаций, переданной в налоговые органы Банком России.
В ГИРБО будут включаться сведения из годовой бухгалтерской отчетности тех организаций, которые освобождены от представления обязательного экземпляра, но согласно новым требованиям п. 5.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации должны сдавать в налоговые обычный экземпляр бухгалтерской отчетности[35].
В ГИРБО не включается бухгалтерская отчетность: организаций государственного сектора; Банка России; религиозных организаций; организаций, годовая бухгалтерская отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации; организаций в случаях, установленных Правительством Российской Федерации (ранее – только организаций государственного сектора и Банка России). Кроме этого, в ГИРБО не включается последняя бухгалтерская отчетность реорганизованных и ликвидируемых юридических лиц (ранее – подлежала включению)[36].
Сегодня государственный информационный ресурс ведет Росстат. Но с 1 января 2020 года он утрачивает функцию по формированию этого ресурса. В то же время Росстат по-прежнему будет распоряжаться ранее сформированной базой и обеспечивать заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности и аудиторских заключений за отчетные периоды 2014-2018 гг. По истечении срока хранения бухгалтерской отчетности, установленного п. 1 ст. 29 Налогового кодекса Российской Федерации (не менее 5 лет после отчетного периода), старый государственный информационный ресурс Росстата перестанет функционировать.
ФНС России будет предоставлять всем заинтересованным пользователям данные из ГИРБО начиная с бухгалтерской отчетности за отчетный период 2019 года, причем в отдельных ситуациях – на платной основе. Случаи, размер и порядок взимания указанной платы предстоит утвердить Правительству РФ. Государственным органам, органам местного самоуправления, Банку России информация из ГИРБО будет предоставляться бесплатно[37].
Данное нововведение для организаций упрощает только порядок представления отчетности: в один государственный орган и в электронном виде. Получение же информации для пользователей становится платным.
Глава 4. Анализ финансовой отчетности предприятия по основным методам анализа.
Исследование финансовой отчетности осуществляется с помощью специального инструментария – методов экономического анализа.
При проведении анализа финансовой отчетности применяются такие основные методы: вертикальный анализ, горизонтальный анализ, сравнительный анализ, трендовый анализ, факторный анализ.
На основе этих методов проведем анализ ООО «Новодвинская мебельная фабрика» - предприятия, которое занимается изготовлением мебели и изготовлением материалов для производства своей мебели.
Данные были составлены на основании архивных данных, данных бухгалтерского и управленческого учета предприятия.
Вертикальный (структурный) анализ позволяет сделать вывод о структуре интересующего показателя. Методика вертикально анализа заключается в том, что итоговый показатель принимается за базу (100%), а составные части этого показателя представляются в виде доли от базового значения. Затем анализируется влияние каждой составной позиции отчетности на итоговый показатель. Вертикальному анализу подвергают баланс, отчет о финансовых результатах, источники финансирования и другие интересующие формы и показатели. Вертикальный анализ позволяет проанализировать структуру показателя, динамику этой структуры, а также провести сравнение с другими организациями (независимо от размера последних)[38].
Проанализируем структуру внеоборотных активов производственного предприятия на основе имеющейся информации.
Внеоборотные активы |
Величина, тыс. руб. |
Доля, % |
Нематериальные активы |
45 884 |
2,9 |
Результат исследований и разработок |
8 990 |
0,6 |
Основные средства |
673 839 |
42,1 |
Финансовые вложения |
702 420 |
43,8 |
Прочие внеоборотные активы |
170 808 |
10,6 |
Итого внеобротные активы |
1 601 941 |
100 |
В структуре внеоборотных активов обращает на себя внимание крайне высокая доля финансовых вложений (43,8%). С учетом того, что организация занимается производством, ожидаемо, чтобы самая весомая часть внеоборотных активов приходилась на основные средства. Приоритет, отданный активам, не занятым в производстве, настораживает, т.к. свидетельствует о рискованной финансовой политике.
Горизонтальный (временной, динамический) анализ представляет собой сравнение данных с предыдущими значениями в целях установления динамики показателя. Горизонтальный анализ используется в формах официальной бухгалтерской отчетности (например, данные бухгалтерского баланса представляются на три даты). При сравнении с предыдущими периодами особое внимание нужно обращать на резкие колебания.
Проанализируем динамику внеоборотных активов производственного предприятия.
Внеоборотные активы |
На 31.12.2017 |
На 31.12.2016 |
Абсолютный прирост |
Прирост, % |
Нематериальные активы |
45 884 |
35 370 |
10 514 |
29,7 |
Результат исследований и разработок |
8 990 |
6 462 |
2 528 |
39,1 |
Основные средства |
673 839 |
722 164 |
- 48 325 |
- 6,7 |
Финансовые вложения |
702 420 |
582 328 |
120 092 |
20,6 |
Прочие внеоборотные активы |
170 808 |
137 128 |
33 680 |
24,6 |
Итого внеобротные активы |
1 601 941 |
1 483 452 |
118 489 |
8 |
Внеоборотные активы выросли на 8 %. При этом прирост обеспечили активы, не связанные с хозяйственной деятельности. Основные средства, необходимиые для производственного процесса, снизились на фоне росат финансовых вложений.
Сравнительный (пространственный) анализ представляет собой сравнение экономических показателей с аналогичными среднеотраслевыми, нормативными, а также показателями конкурентов. Сравнительный анализ основан на простом визуальном сопоставлении данных, что не мешает получить достоверное представление о состоянии дел анализируемой организации.
Внеоборотные активы |
Величина, тыс. руб. |
Доля, % |
Доля в среднем по отрасли |
Нематериальные активы |
45 884 |
2,9 |
0,9 |
Результат исследований и разработок |
8 990 |
0,6 |
0,3 |
Основные средства |
673 839 |
42,1 |
64,7 |
Финансовые вложения |
702 420 |
43,8 |
27,9 |
Прочие внеоборотные активы |
170 808 |
10,6 |
6,2 |
Итого внеобротные активы |
1 601 941 |
100 |
100 |