Файл: Информационная база анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации, фирмы) и ее совершенствование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 493

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как любой вид аналитической работы, применение методики анализа финансовой отчетности организации носит достаточно субъективный характер. Однако можно сформулировать некоторые общие принципы и последовательность ее реализации.

Анализ финансовой отчетности предприятия может быть выполнен в 4 этапа:

1) предварительный анализ (экспресс-анализ) финансовой отчетности предприятия;

2) углубленный анализ финансовой отчетности предприятия;

3) обобщение результатов анализа финансовой отчетности предприятия, переходящее в разработку рекомендаций, направленных на повышение ее финансовых результатов и улучшение финансового состояния;

4) прогнозирование финансовой отчетности предприятия[13].

Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы с целью изучения эффективности использования ресурсов, банки для оценки условий кредитования и определения степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.

Внутренний анализ проводится службами предприятия и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния предприятия, получение максимума прибыли и исключение банкротства.

Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель – установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.

Практика финансового анализа уже выработала методику анализа финансовых отчетов. Можно выделить шесть основных видов анализа:

- горизонтальный (структурный) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

- вертикальный (структурный) анализ – определение структуры финансовых показателей;

- трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенного от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов;

- анализ относительных показателей (финансовых коэффициентов) – расчет числовых отношений различных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

- сравнительный анализ, который делится на:


* внутрихозяйственный – сравнение основных показателей предприятия и дочерних предприятий, подразделений;

* межхозяйственный – сравнение показателей предприятия с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми;

* факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель[14].

1.3. Виды и порядок составления финансовой отчетности

Финансовая отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о финансовых результатах ее деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год). Бухгалтерская финансовая отчетность составляется по данным бухгалтерского учета нарастающим итогом с начала отчетного года.

При ведении организацией хозяйственных операций могут использоваться натуральные, трудовые и стоимостные измерители. Бухгалтерский учет должен вестись в денежном выражении.

Денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте Российской Федерации. Стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту Российской Федерации.

Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица[15].

Законодательством Российской Федерации регламентирован состав бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Также применяются национальные стандарты (положения) по бухгалтерскому учету (ПБУ): ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 № 106н, с изменениями от 11.03.2009 № 22), ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.0.1999 № 43н, в ред. от 18.09.2006) и другие нормативно-законодательные акты.

В соответствии с действующим законодательством финансовая отчетность является открытым источником информации, ее состав и формы представления унифицированы.

Каждая форма отчетности содержит определенную информацию, которая позволяет решать конкретные задачи финансового анализа.

Так в настоящее время в состав годовой бухгалтерской отчетности, включаются формы:


  • Бухгалтерский баланс – форма № 1 (см. приложение № 2);
  • Отчет о финансовых результатах – форма № 2 (см. приложение № 3);
  • Отчет об изменениях капитала – форма № 3 (см. приложение № 4);
  • Отчет о движении денежных средств – форма № 4 (см. приложение №5);
  • Отчет о целевом использовании полученных средств – форма № 6 (см. приложение № 6);
  • Пояснительная записка;

Итоговая часть аудиторского заключения (для предприятий, подлежащих обязательным аудиторским проверкам – параграф 9 ПБУ 4/99)[16].

Бухгалтерский баланс в рыночной экономике служит основным источником информации для различных пользователей:

1. Бухгалтерский баланс дает количественную и качественную характеристику всех активов, обязательств и источников финансирования предприятия.

2. Бухгалтерский баланс служит основой для определения финансового положения предприятия, в частности, его платежеспособности, т.е. способности отвечать по взятым обязательствам.

3. По балансу определяют конечный финансовый результат работы предприятия в виде наращивания собственного капитала.

4. На основе данных бухгалтерского баланса строится оперативное финансовое планирование, осуществляется контроль за движением денежных средств[17].

Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе предприятия по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату, как правило, на 1-е число месяца.

Средства предприятия отражаются в бухгалтерском балансе в денежном выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами предприятие располагает, другая – из каких источников они возникли.

Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, т.к. в них отражается одно и тоже имущество, но, с другой стороны, по составу и размещению, с другой – по источникам его образования.

Таким образом, баланс позволяет осуществлять наблюдение за состоянием хозяйственных средств и их использование на предприятии[18].

Отчет о финансовых результатах отражает доходы, расходы организации и порядок формирования финансовых результатов.

Порядок формирования показателей строк Отчета о финансовых результатах зависит от вида деятельности организации, видах получаемых доходов и производимых расходов.

В отчете отражаются полученные организацией доходы от основного вида деятельности за вычетом НДС и акцизов; совокупность производственных затрат или затрат на выполнение работ и услуг по основному виду деятельности; покупную стоимость реализованных товаров[19].


Данный отчет дает представление о тенденциях развития предприятия, его финансовых и производственных возможностях не только в прошлом и настоящем, но и в будущем. Для инвесторов и аналитиков отчет – во многих отношениях документ более важный, чем баланс предприятия, т.к. в нем содержится информация о том, каких успехов достигло предприятие в течение года и за счет каких укрупненных факторов, каковы масштабы его деятельности.

Отчет о финансовых результатах является важнейшим источником для анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции, а также для определения величины чистой прибыли.

Отчет об изменения капитала состоит из двух разделов: «Изменение капитала» и «Резервы».

Этот отчет позволяет отразить изменение капитала и резервов организации не только за отчетный период, но и за предыдущий год. Это отвечает требованиям пункта 10 ПБУ 4/99 «Расходы организации». В отчете наглядно виден факт хозяйственной деятельности, который является причиной увеличения или уменьшения собственного капитала.

В отчет можно проследить изменение капитала в промежутке между 3 декабря и 1 января следующего года. Такое изменение возможно в результате переоценки основных средств или вследствие изменения положений учетной политики.

Раздел «Резервы» состоит из четырех частей:

- резервы, образованные в соответствии с законодательством;

-резервы, образованные в соответствии с учредительными документами;

- оценочные резервы;

- резервы предстоящих расходов.

Отчет о движении денежных средств – это динамический отчет, в котором методами балансовых обобщений определенных хозяйственных операций отчетного периода раскрывается в существенных аспектах поступление и выбытие реальных финансовых средств. В сравнении с балансом и отчетом о финансовых результатах он ориентирован на раскрытие для внешних пользователей бухгалтерской отчетности дополнительных сведений о финансовом положении организации, которые не могут быть прямо или косвенно получены из каких-либо других составных частей отчетности.

Данные отчета о движении денежных средств широко используются в оценке оборачиваемости активов, в создании моделей дисконтирования инвестиций и будущих экономических выгод, в оценке оптимальных остатков денежных средств. Бюджеты и сметы денежных средств в современных условиях хозяйствования стали нормой планирования бизнеса.


Отчет позволяет не только увязать между собой балансовые суммы остатков денежных средств с суммами оборотов денежной массы, но и в существенных аспектах раскрыть источники и характер денежных оборотов организации, влияние этих оборотов на финансовое положение организации, охарактеризовать эффективность оборота денежного капитала[20].

Некоммерческие организации, основными видами которых являются вступительные, членские, добровольные взносы и прочие аналогичные поступления, составляют «Отчет о целевом использовании полученных средств». Данная форма предназначена для контроля за использованием полученных и израсходованных средств, так как при использовании по целевому назначению (согласно утвержденной смете), они освобождаются от налогообложения.

В форме № 6 отражаются данные об остатках средств в частности основной (уставной) деятельности, ранее поступивших в отчетном и в предыдущем году в качестве вступительных, членских, добровольных взносов. Кроме того, указываются суммы прочих поступлений, а также расшифровывается сумма, относящаяся к целевому использованию полученных денежных средств в отчетном периоде и в предыдущем году.

Если расходы организации, произведенные в течение отчетного периода (с учетом остатка на начало года), превысили сумму поступивших целевых средств, то остаток средств приводится в форме № 6 по строке «Остаток средств на конец отчетного периода» в круглых скобках, а в Бухгалтерском балансе – в составе прочих оборотных активов. Этот факт необходимо отметить в пояснительно записке.

Состав и содержание пояснений к балансу и отчету о финансовых результатах определяются организацией самостоятельно с учетом норм и положений по бухгалтерскому учету, касающихся раскрытия информации о тех или иных объектах учета в отчетности.

Как правило, сведения о пояснениях расшифровывают числовые показатели бухгалтерского баланса или отчета о финансовых результатах. Это следует из п. 24 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

При определении детализации показателей необходимо учитывать положения п. 11 ПБУ 4/99, в соответствии с которыми показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях:

- должны приводится в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности;