Файл: Психологические модели управления людьми(Зарубежные модели управления персоналом).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
Методы управления, применяемые в Японии, очень отличаются от методов, применяемых в американской модели управления. Основу менеджмента данных стран составляют различные принципы управления, поскольку менеджмент в Японии, в первую очередь, опирается на человека, в первую очередь, японцы используют морально-психологические рычаги воздействия на личность. К данным рычагам относят формирование такого важного чувства, как чувство долга, возникающее перед коллективом. В рамках рассматриваемой страны чувство долга является почти равнозначным чувству стыда. Также в Японии с успехом применяется чувство коллективизма, поскольку расслоение в обществе данной страны исходя из уровня благосостояния является минимальным.
Чем же отличаются японские методы управления от тех методов, которые нашли применение в моделях управления персоналом в других странах?
Главным отличием является то, что основной предмет управления в данной стране – это трудовые ресурсы.
Целью руководителя в компании в Японии является повышение уровня эффективности работы посредством повышения уровня производительности трудовой деятельности. Но в странах Европы, а также в Америке основная цель менеджмента связана с получением максимальных выгод при наименьших затратах.
Для японской системы управления характерны определенные концепции, отсутствующие в Западных странах. Рассмотрим их далее более подробно:
1. Система осуществления пожизненного найма.
Одна из основных особенностей в рамках Японской модели управления – это система осуществления пожизненного найма. В крупные японские компании нанимают пожизненно, вплоть до самого выхода на пенсию. Данный подход создает у персонала убеждение, что компания берет на себя относительно них полную ответственность
Такая система подходит для компаний, которые обладают некоторой стабильностью в рамках осуществляемой ими деятельности.
Сегодня многими специалистами сделаны выводы, что система осуществления пожизненного найма нерентабельна, что можно объяснит изменениями отношения самих трудящихся к своей работе. Так, к примеру, для японской молодёжи характерно всё большее стремление к самоутверждению и желание начать «своё дело», что ведет к возникновению гибких форм обеспечения занятости.
2. Система должностей.
Вновь принятый сотрудник (как правило, выпускник образовательной организации) проходит определенный адаптационный курс, а также начальное обучение, которое длится до полугода. В ходе трудовой деятельности у него через 4–6 лет меняется профиль работы, таким образом, он осваивает новые профессии. Постепенно происходит его повышение по должностной лестнице в ходе его работы.
Ротация кадров, т.е. периодические передвижки работника, начиная от одной определенной работы к другой работе, в Японии обладает сильным развитием. Эта процедура обеспечивает ознакомление сотрудника на основе собственного опыта с деятельностью разных подразделений предприятия с целью расширить кругозор сотрудника и развить его способности.
Многие специалисты рассматривают этот процесс в качестве слабого места развития в рамках менеджмента в Японии. Однако при этом он обладает своими преимуществами и приводит к видимым результатам.
Так основное преимущество заключается абсолютное понимание между сотрудниками разных подразделений и в случае необходимости решить задачу руководству компании будет не сложно скоординировать деятельность работников различных подразделений для обеспечения необходимого уровня эффективности работы и достичь поставленной цели. Отсюда в Японии нет понятия функции одного работника, но есть функции компании. Ещё одно очевидное и очень значимое преимущество в кадровой ротации связано с быстрым освоением новых технологий и повышением производительности трудовой деятельности [2; 8].
3. Оплата труда работников в Японии.
Систему оплаты трудовой деятельности в Японии длительное время подвязывали к выслуге лет в рамках одного предприятия, другими словами, к стажу. Японские работодатели считают, что со временем у работников появляется еще больше интерес к своей работе и он начинают трудится еще эффективней. Кроме того оплату трудовой деятельности в Японии связывали с различными жизненными ситуациями, которые происходили с работниками. К примеру, после окончания образовательной организации и устройства в компанию, японцу полагается минимальная заработная плата, предусмотренная законом. Когда японец женится, в Японии это происходит в среднем в где-то 28 лет, его зарплату увеличивают и так далее [2; 3].
Сегодня многие крупные организации отходят от принципов оплаты трудовой деятельности, исходя из стажа, на их взгляд – это неэффективно и делают акцент, прежде всего, на результатах трудовой деятельности.
Формы по оплате труда могут быть разделены на две группы: комбинированную («зарплата исходя из старшинства» плюс зарплата, исходя из результатов труда); основную (зарплата, исходя из результатов труда).
4. Система реализации непрерывного обучения.
Обучению сотрудников в Японии уделяется значительное внимание, обучение состоит из самообучения, обучения в различных профессиональных заведениях. Основным убеждением японцев является то, что проведение постоянного обучения ведет к усовершенствованию мастерства. А достигая мастерства, человек получает удовлетворение.
Целями обучения выступают также подготовка к выполнению более ответственной работы и продвижение по служебной лестнице.
Обучение осуществляется без отрыва от производственной деятельности, в роли наставника выступает специально подготовленный инструктор, обучает на основе принципа «смотри и учись».
В рамках рассматриваемой модели осуществление постоянного обучения представляет собой часть процесса трудовой деятельности, при этом временные затраты на обучение каждым занятым составляют около 8 часов в неделю, из которых 4 часа выделяются из рабочего времени, а еще 4 часа из личного [3, c. 22].
5. Система мотивации персонала. Систему мотивации в Японии можно разделить на две группы:
- экономическая мотивация;
- психологическая мотивация.
Экономические стимулы в системе мотивации связаны с повышением оплаты труда, выплатой различных пособий и бонусов.
Психологические стимулы связаны с формированием у работников чувства долга перед коллегами, вовлечением их в разные производственные движения и др. Также посредством стимулирующих ежегодных выступлений руководителя предприятия перед работниками оказывается психологическое воздействие.
Особая роль в рамках общей системы по психологическому воздействию на наемных работников принадлежит так называемому «методу похлопывания по плечу». Данный метод состоит из неформального делового общения руководителя компании с подчиненными, нацеленного на демонстрацию работникам на их полного равноправия с руководством.
Помимо этого есть метод «поздравления работника с его Днем рождения», также метод «откровенной беседы в цехах», метод «внесения предложений», цели которых связаны с усилением в сознании работников чувства собственной принадлежности к компании и благодаря этому максимально повысить уровень производительности трудовой деятельности.
Как было указано выше, менеджмент появился впервые в Америке, поэтому Японией на начальном этапе были заимствованы методы по управлению персоналом у американского менеджмента. Но все же, данные страны обладают абсолютно разнополярными ментальностями, отсюда применение американской модели управления в Японии не было возможно. С данного момента и началось формирование отличной от американской японской модели, учитывающей специфику своей страны. Итак, можно утверждать, что японский менеджмент появился, впитав в себя местные культурные особенности и в связи с необходимостью привести в порядок страну, погрязшую в послевоенной разрухе.
К достоинствам японской модели можно отнести умение строит трудовые отношения с людьми.
Для японского менеджмента характерна ориентация на коллективные формы организации трудовой деятельности.
При этом практикуют групповую ответственность, при которой каждый член коллектива принимает участие в процессе принятия управленческих решений и несет равную ответственность за процесс их реализации. Именно поэтому, японская модель управления часто называют модель «с человеческим лицом». Действительно, в данной стране человек полностью отождествляется с компанией, японскими служащими демонстрируется высокая преданность своей организации, а компания, со своей стороны, рассматривает работников в качестве наиболее ценного ресурса. Компаниями активно осуществляется преимущественно публично стимулирование сотрудников, хотя высокая самоотдача работников формирует у них высокую самомотивацию.
Всем этим обеспечивается минимальная текучесть среди персонала. Согласно общественному мнению, смена организации недопустима, поскольку человек, который сменил место работы, может лишиться достигнутого им определенного уровня в заработной плате и ему придется снова начинать свою карьеру. Поэтому, что в таких условиях наблюдается длительный найм в компании. Такой системой найма определяется прямая зависимость положения в организации от возраста и имеющегося опыта: в Японии отсутствуют молодые директора, а уровень оплаты труда напрямую зависит от имеющегося стажа работника.
У руководителей в Японии нет отдельного кабинета, обслуживающего персонала и управленцы ходят в одинаковой форме, начальник постоянно находится на рабочем месте – вместе все это является важными элементами управленческой политики японской организации, которая направлена на формирование у работников ощущения, что работники являются членами единой большой семьи. Посредством создания подобных семейных отношений формируются благоприятные условия, обеспечивающие совершенствование межличностных отношений сотрудников между собой любого уровня, укрепление дисциплины и повышение эффективности трудовой деятельности.
Помимо этого, в Японии практикуют активное привлечение работников к решению проблем организации. Менеджер, как правило, всегда присутствует на производстве, отсюда все предложения, возникающие жалобы работников рассматривают без промедлений. Инициативу в Японии не только приветствуют, но и считают, что она обязательна. Каждый работник должен выдвигать любые предложения относительно функционирования компании, самые активные сотрудники поощряются, а выдвигаемые ими предложения передают начальникам отделов [1].
Для подведения итогов проведём сравнение моделей в японской, американской моделей и модели Z в таблице 1.
Таким образом, идеальная модель управления, согласно У. Оучи, предполагает сочетание индивидуалистических ценностей (чувство собственности, престиж, уверенность в себе) с коллегиальными формами воздействия. Она отвечает на потребности человека как в независимости, так и в объединении и делает акцент на повышенном внимании к человеку. Именно поэтому данная модель достаточно популярна [9].
Таблица 1 – Сравнительные характеристики японской, американской моделей и модели Z
Фактор |
Японская модель |
Американская модель |
Модель Z У. Оучи |
время занятости на фирме |
Пожизненный наем |
Краткосрочный наем |
Долгосрочный наем |
методы принятия решений |
Принятие решения по принципу консенсуса |
Индивидуальное принятие решения |
Принятие решений по принципу консенсуса |
характер ответственности |
Коллективная ответственность за результаты |
Индивидуальная ответственность |
Индивидуальная ответственность |
должностное продвижение |
Медленное должностное продвижение |
Быстрое должностное продвижение |
Медленное должностное продвижение |
формы контроля |
Мягкий неформализованный контроль |
Жесткий формализованный контроль |
Мягкий неформализованный контроль с помощью строгих формализованных средств |
повышение квалификации |
Неспецифический путь повышения квалификации |
Специфический путь повышения квалификации |
Разумно специализированный путь повышения квалификации |
степень внимания к работнику |
Повышенное внимание к человеку |
Внимание к человеку лишь как к исполнителю |
Повышенное внимание к работнику и его семье |
Анализ моделей управления показывает, что представления руководителя о потребностях и мотивах подчиненных во многом определяют выбор методов воздействия на них.
Функция модели управления состоит в том, что она задает руководителю ценностно-смысловые ориентиры во взаимодействии с подчиненными и, таким образом, определяет стратегию его поведения в управлении.