Файл: Роль, принципы и назначение управленческого учета (Сущность и назначение управленческого учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 524

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. Своевременность. Любая информация должна предоставляться вовремя. Данные предоставленные позже необходимого момента могут полностью потерять свою смысловую нагрузку или искривить результаты учета.

7. Периодичность. Управленческая отчетность, так же как и отчетность финансовая, должна иметь строгую периодичность. Для эффективности принятия стратегических решений в сфере управления, принцип периодичности обработки информации и составление управленческой отчетности имеет большое значение.

8. Существенность информации. Отчеты по управленческому учету должны включать в себя исключительно значимые данные. Значительность такой информации определяется не только количественными параметрами, но и качественными характеристиками хозяйственных фактов или событий.

9. Понятность. Учетная документация должна быть составлена так, чтобы ее содержание было понятно тому, для кого эта документация предназначена. То есть, специалист, который будет анализировать документ управленческой отчетности для последующего принятия по нему решения, должен четко понимать всю изложенную в этом документе информацию.

10. Экономичность. Постановка системы управленческого учета и ее работа должны быть организованы так, чтобы расходы на существование подобной системы окупались. Благодаря соблюдению всех вышеперечисленных принципов можно создать в компании систему учета, которая будет максимально соответствовать основной миссии управленческого учета и главным его целям[19].

Выводы

Управленческий учет – это система информационного обмена в организации, предназначенная для принятия управленческих решений, направленных на достижение целей всей организации.

Основная цель управленческого учета – предоставление руководителям и специалистам организации и структурных подразделений плановой, фактической и прогнозной информации о деятельности организации и внешнем окружении для обеспечения возможности принятия обоснованных управленческих решений.

Принципы управленческого учета: достоверность; преобладание сути над формой; обособленность; непрерывность деятельности компании; полнота данных; своевременность; периодичность; существенность информации; понятность; экономичность.


Глава 2. Организация управленческого учета в ИП Яковлева

2.1. Краткая характеристика предприятия

Уже более 15 лет «Кондитерский цех» ИП Яковлева занимает достойное место на рынке производителей кондитерских изделий города Томска и Томской области. Не смотря на то, что продукция ориентирована на обычного покупателя, она не уступает по качеству продукции самых дорогих производителей города Томска.

Одним из основных направлений деятельности «Кондитерский цех» ИП Яковлева является распространение продукции на внутреннем потребительском рынке города Томска оптом, находящийся по адресу: ул. Бердская 27, стр.3, «Кондитерский цех». Данный кондитерский цех является коммерческим предприятием.

Индивидуальный предприниматель Яковлева А.Ш. действует на основании свидетельства о государственной регистрации. Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности и получения прибыли.

Для достижения этих целей предприятие осуществляет производство и реализацию кондитерских изделий со следующим ассортиментом:

1) Пирожное-безе.

2) Печенье песочное.

3) Кекс «Ванильный».

4) Пироги бисквитные.

5) Хлеб.

ИП Яковлева реализует свою продукцию не только оптом, а так же имеет свои торговые павильоны, которые находятся по адресам:

‒ ул. Вокзальная, д. 21 - Вокзальный, торговый центр;

‒ Иркутский тракт, д. 61, стр. 6 – Октябрьский рынок;

‒ пр. Комсомольский, д. 58 - Фрунзенский рынок.

«Кондитерский цех» ИП Яковлева оказывает услугу доставки продукции, что способствует более успешной реализации. Оптовый склад кондитерских изделий даёт возможность приобрести нужную продукцию в одном месте, а не искать ее на нескольких разных точках. Площадь цеха составляет 108 м². Помещение находится в аренде в соответствии с договором аренды.

Индивидуальный предприниматель строит свои отношения с другими организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров, соглашений, контрактов. Кондитерский цех осуществляет производство песочного печенья 230-250 кг в сутки и кексов 150 кг в сутки. Снабжение поступает на данное предприятие небольшими партиями и отвечает требованиям действующих стандартов и технических условий, имеет сертификаты и декларации.


Рисунок 1. Организационная структура предприятия

Предприятие имеет функциональную организационную структуру, что показано на рисунке 1.

2.2. Основные элементы системы управленческого учета

Особенности производства кондитерских изделий обусловлена спецификой технологии и организации производственного процесса в данной отрасли. Проведенное исследование отраслевых особенностей производства кондитерских изделий позволило выявить основные особенности технологии и организации производства, а также характер их влияния на специфику организации управленческого учета в ИП Яковлева (рис. 2).

Рисунок 2. Взаимосвязь элементов управленческого учета и специфики деятельности кондитерского производства

По данным рис. 2 видно, что главной особенностью отрасли является необходимость строгого соблюдения разработанных рецептов, а также нормативов расходования сырья, используемого для производства кондитерских изделий.

Для того, чтобы точно учитывать расходы тех или иных видов материальных ресурсов, разрабатываются специальные формы управленческого учета и отчетности. Кроме того, это позволяет осуществлять контроль за соблюдением технологии, а также за качеством производимых изделий.

Вторая важная особенность кондитерского производства заключается в том, что состав затрат на производство различных видов кондитерских изделий во многом обусловлен и определен сборником рецептур и организацией производственного процесса. Это непосредственным образом отражается на элементах управленческого учета. Так, при выделении центров ответственности необходимо учитывать то, что за каждый вид затрат отвечают определенные сотрудники. Так, в ИП Яковлева за сырье и материалы несут ответственность кладовщик или заведующий складом при хранении на складах; при их отпуске в бригады на производственные нужды – технолог.

Специфика хозяйственной деятельности предприятия ИП Яковлева определяет особенности ведения бухгалтерского учета. С одной стороны, он призван отражать процессы производства, а с другой процессы торговли (реализации). Продукция, изготовляемая на предприятии, реализуется по ценам, которые определяются себестоимостью и торговой наценкой.


В ИП Яковлева величину наценок определяют с учетом возмещения издержек производства, обращения и реализации, налога на добавленную стоимость, отчисляемого в бюджет, и обеспечения рентабельности работы предприятия. Цена на готовую продукцию определяется методом калькуляции.

При этом исчисляется не себестоимость продукции, а ее продажная стоимость. Расчет ведется в калькуляционной карточке отдельно на каждое изделие. Нормы использования сырья приведены в «Сборнике рецептур на мучные кондитерские изделия». В этом же сборнике установлены нормы выхода готовых изделий, указана масса отдельных готовых компонентов в граммах и всего изделия в целом. Калькуляцию подписывает технолог, составивший калькуляцию, и утверждает руководитель предприятия.

Эффективность деятельности и конкурентоспособность ИП Яковлева в значительной степени определяются тем, насколько рационально осуществляется управление затратами как один из способов, позволяющих добиться роста результатов деятельности. Данный процесс не сводится только к снижению затрат, о прочих ресурсов, которые необходимы для обеспечения процесса производства продукции и ее сбыта.

Нормативная база ИП Яковлева выступает в качестве основы планирования, контроля и регулирования деятельности структурных подразделений; сопоставления затрат производства с достигнутым результатом; разделения ответственности между подразделениями за результаты осуществляемой деятельности; справедливой оценки оплаты труда и поощрения деятельности работников по результатам работы.

Рисунок 3. Система управления затратами

Определение нормативов и норм осуществляется в следующих целях:

− гарантировать установленный режим работы;

− исключить чрезмерное расходование ресурсов;

− предотвратить отклонения от заданных характеристик производимой продукции;

− сформировать базу данных для планирования деятельности комбината;

− придерживаться нормальных условий труда и охраны окружающей среды.

Управление затратами на основе норм направлено на предупреждение неоправданных потерь, улучшение политики закупок, совершенствование эффективности производства, определение расхода ресурсов производства и их дальнейшее эффективное использование.

Такие составляющие системы управления затратами как, нормирование и планирование, реализуются в ИП Яковлева бухгалтером.


Еще один важнейший элемент системы управления – осуществление учета производственных затрат. Главным назначением этого элемента является осуществление контроля над производственной деятельностью и управление затратами на осуществление такой деятельности.

Ключевые задачи учета затрат на производство продукции в ИП Яковлева:

− составление достоверных и полных данных о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимых для оперативного управления и руководства;

− учет фактических затрат на изготовление продукции, осуществление контроля за использованием сырья, трудовых, материальных и иных ресурсов в сравнении с утвержденными сметами, нормативами и нормами для выявления различных отклонений и формирования дальнейшей экономической стратегии;

− систематизация сведений о производственной деятельности для принятия долгосрочных управленческих решений;

− мониторинг плана по себестоимости производимой продукции;

− выявление и последующая оценка результатов деятельности, осуществляемой структурными подразделениями предприятия;

− выявление резервов для снижения себестоимости производимой продукции, эффективное использование и мобилизация этих резервов;

− окупаемость технологических и производственных программ, эффективность капиталовложений в производственные запасы и основные фонды, рентабельность ассортимента производимой продукции.

Учет затрат на производство продукции относится к управленческому учету. Обязанность по осуществлению учета ИП Яковлева возложена на бухгалтера.

Калькулирование затрат хлебопекарной продукции – это процесс определения объема и структуры удельных операционных затрат на производство и реализацию отдельных ее видов.

Процесс калькулирования состоит из следующих этапов:

  • выбор объектов калькулирования;
  • определение полноты калькулирования издержек продукции;
  • формирование системы учета, обеспечивающего калькулирование;
  • распределение затрат по производству и реализации на прямые и косвенные;
  • отнесение прямых затрат на конкретные виды продукции;
  • распределение косвенных расходов по конкретным видам продукции;
  • определение полной себестоимости продукции.

Объектом калькулирования является произведенная продукция (хлеб, булочные, кондитерские и прочие изделия).

Управленческий учет, позволяющий осуществить процесс калькулирования, строится в разрезе объектов калькулирования. Независимо от объекта и используемой системы калькулирования учет должен включать систему: