Файл: Роль, принципы и назначение управленческого учета (Сущность и назначение управленческого учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 520

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • учета издержек выпуска готовой продукции в разрезе отдельных статей;
  • учета готовой продукции в натуральном выражении;
  • учета реализации готовой продукции в натуральном и стоимостном выражении;
  • организации документооборота, обеспечивающую своевременное и корректное отражение учитываемых показателей.

Косвенные расходы, как и в других отраслях, делятся на общепроизводственные и общехозяйственные. В качестве базы распределения косвенных расходов могут быть использованы:

  • количество произведенной или реализованной продукции;
  • сумма материальных затрат (сырья, материалов, полуфабрикатов) на выпуск или реализацию продукции;
  • сумма прямых затрат на выпуск (реализацию);
  • заработная плата рабочих, занятых в производстве соответствующего вида продукции.

Выбор базы для распределения расходов во многом определяет точность калькулирования. Учет производственных затрат и калькулирование фактических издержек производства должны обеспечить:

  • полное отражение всех затрат на производство продукции и потерь, относящихся к данному калькуляционному периоду;
  • отнесение допущенного перерасхода или экономии против плана на те производства, для которых имели место экономия или перерасход.

В отчетных калькуляциях обеспечивается сравнение отчетных данных с плановыми. Эти калькуляции составляются за год. Исчисление выхода хлебобулочных изделий на фактическую влажность муки производится по формуле

В = (П ‒ Б) × 100 / М,

где: В – выход готовой продукции, %;

П – вес выпущенной готовой продукции;

Б – вес брака;

М – вес муки, израсходованной на выработку готовой продукции.

Пересчет фактического выхода на муку базисной влажности 14,5 % производят по формуле Вб = Вф × 100 / 100 – (w ‒ 14,5),

где: Вб – выход, рассчитанный на базисную влажность;

Вф – фактический выход;

W – фактическая влажность муки.

ИП Яковлева применяет нормативный метод учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции. Это требует разработки нормативных калькуляций на основе норм основных затрат, действующих на начало месяца, и квартальных смет расходов по обслуживанию производства и управлению.

Нормы изменяются редко, поэтому плановая себестоимость мало отличается от нормативной. Однако такие отклонения возможны, поэтому предприятия для точности формирования себестоимости используют нормативный метод учета затрат. Отклонения фактических затрат от установленных норм по отдельным расходам определяются инвентарным методом.


Текущий учет затрат по нормам и отклонений от них ведется только по прямым расходам (сырье и материалы, заработная плата основных производственных рабочих). Отклонения по косвенным расходам распределяются между видами продукции по окончании месяца.

Аналитический учет затрат на производство продукции осуществляется в карточках, составляемых по отдельным видам продукции.

Расчеты фактической себестоимости осуществляются по следующей формуле:

Фс = Нс ± Он ± Ин,

где: Фс – фактическая себестоимость;

Нс – нормативная себестоимость;

Он – отклонения от норм (экономия или перерасход);

Ин – изменения норм (в сторону их увеличения или в сторону их уменьшения).

Для расчета фактической себестоимости единицы продукции необходимо рассчитать индексы отклонений от норм и изменения норм:

Индекс экономии (%) = сумма отклонений от норм или сумма изменений норм : нормативная себестоимость выпуска × 100.

Таким образом, можно определить основные элементы нормативного метода учета затрат на производство продукции хлебопечения:

  • составление нормативных калькуляций по изделиям с учетом изменений норм на начало текущего месяца;
  • раздельный учет затрат на производство по нормам и отклонений от норм;
  • учет изменений норм;
  • составление отчетных калькуляций;
  • анализ фактически произведенных затрат;
  • выявление и устранение причин отклонений от норм.

Калькуляция представляет собой расчет всех издержек, связанных с производством единицы продукции, составленной по следующим статьям расходов (таблица 1).

Рассмотрим учет затрат и калькуляцию себестоимости продукции в ИП Яковлева.

Таблица 1

Калькуляция булочного-изделия 1 сорта ИП Яковлева, руб.

Показатель

Норматив

Отклонение

Сырье

16 875,00

+236

Возвратные отходы

-

-

Оплата труда

30 375,00

+596

Отчисления на социальное страхование

10 817,50

+208,18

Амортизация

675,00

-

Общепроизводственные расходы

6 210,000

-

Прочие расходы

2 547,50

+160

Итого

67 500,00

1 200,18


Фактическая себестоимость = 67 500,00 + 1 200,18 = 68 700,18 руб.

Объем производства за месяц – 7 500 шт.

Нормативная себестоимость единицы продукции (булки) = 67 500,00 : 7 500 = 9 руб.

Фактическая себестоимость единицы продукции = 68 700,18 : 7 500 = 9,16 руб.

Косвенными затратами для ИП Яковлева являются: оплата труда директора, бухгалтера и его помощника, арендная плата за офисные помещения, оплата кредитов и процентов по ним, в части, не связанной с основной деятельностью. Косвенные расходы между видами продукции распределяются пропорционально выручке от реализации продукции.

Себестоимость представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции сырья, материалов, топлива, электроэнергии, основных средств, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

Затраты организации собираются по счетам 20, 25, 26.

Выпущенную продукцию ИП Яковлева оценивают по полной себестоимости.

При данном способе считается полная производственная себестоимость продукции, которая складывается из:

  • расходов основного производства, которые собираются по счету 20;
  • общепроизводственных расходов (счет 25);
  • общехозяйственных расходов (счет 26).

Затраты по производству нескольких видов основной продукции собираются на отдельных субсчетах счета 20, но общехозяйственные и общепроизводственные расходы собираются на одном счете, а не на разных субсчетах. Они относятся ко всем видам продукции, то есть к работе в целом. Для определения себестоимости отдельных видов продукции необходимо знать, какую часть общехозяйственных и общепроизводственных расходов нужно списать на один вид продукции, какую – на второй, и так далее.

Основная задача предприятия при расчете себестоимости – распределить общехозяйственные и общепроизводственные расходы по видам продукции.

Согласно учетной политике общехозяйственные расходы списываются в дебет счета пропорционально выручке от реализации продукции.

Таблица 2

Распределение косвенных расходов по ИП Яковлева

База распределения

Сумма распределения

% к итогу

Сумма

косвенных

расходов

Выручка от реализации продукции хлеба 1 –го сорта, руб.

90 000

60

6210

Выручка от реализации сдобы, руб.

60 000

40

4 140

Итого

150 000

100

10 350


В бухгалтерском учете затраты сырья учитывают на счете 20 «Основное производство», а издержки производства отражают на счете 44 «Издержки обращения».

В дебет счета 20 относят стоимость сырья, поступившего в производство, а в кредит - стоимость сырья, израсходованного на производство изделий, стоимость возвратного сырья из цеха в кладовую, а также списание недостач и потерь продуктов.

Сальдо по дебету счета 20 показывает стоимость остатков необработанного сырья, а также сырья в полуфабрикатах, находящихся на производстве. Таким образом, на предприятии, в отличие от общеустановленного порядка учета производственных затрат, стоимость продуктов (сырья) на счет 44 «Издержки обращения» не относят.

Рассмотрим пример калькулирования себестоимости и распределения затрат прямым способом крупном предприятии.

Плановая цена за 50 грамм хлеба составила 19 руб., то есть на 1 кг продукции 38 руб. Исходя из этого плановые затраты составили 38 000 руб.

Таблица 3

Расчет прямых затрат 1 тонны готовой продукции

Статьи затрат

Затраты
сырья на
1 тонну,
кг

Затраты
сырья на
фактический
выпуск
продукции,
кг

Стоимость 1 кг
сырья, руб.

Стоимость
фактически
затраченного сырья,
тыс. руб.

Мука пш. 1 сорт

100

976.648

31

30276.088

Дрожжи, кг

1

9.76648

43

419. 95864

Соль, кг

1,5

14.64972

10

146.4972

Масло растительное,

кг

0.2

1.953296

50

97.6648

Закваска, кг

3

29.29944

17

498.09048

Итого, руб.

31018,34

Также к затратам относятся: электроэнергия 306,45 руб., вода 36,53 руб., газ 697,4 руб., транспорт 26 руб. заработная плата 697,83 руб., отчисления 209,349 руб., ОПР 1 464 руб. Итого затраты составили 34 155,839 руб. Себестоимость 1 кг продукции составила 34,155839 руб.

Таким образом, на основании расчетов видно, что фактическая себестоимость хлеба пшеничного первый сорт составляет 34155,839 руб. на 1 тонну продукции и 34,16 руб. на 1 килограмм продукции. Однако реализация хлеба
осуществляется в развесе 500 грамм, отпускная цена которого составляла 18 руб.


Рассчитаем для сравнения стоимость хлеба индексным методом, если среднесложившиеся цены продаж за 400 кг «Ромашка» - 16 000 руб., а 600 кг «Батон» - 21 600 руб., затраты на производство продукции 34155,839 руб.

Таблица 4

Расчет стоимости хлеба индексным методом

Наименование

изделия

Выход
продукции, кг

Среднесложившаяся
цена за 1
кг

Стоимость в
ценах продаж

Удельный

вес

Затраты
на продукцию

Себестоимость
1 шт.

«Ромашка»

400

40

16000

42,55

14 533,309

36,33327

«Батон»

600

36

21600

57,45

19622,53

32,70421

Итого

1 000

-

37 600

100

34155,839

-

ИП Яковлева, как и практически все предприятия, производящие хлебобулочные изделия, используют прямой способ распределения затрат. Но по нашему мнению наиболее точным является индексный метод При индексном методе несколько сокращается трудоемкость работ, затраты контролируются в
процессе производства и выявляются причины отклонений от норм, фактическая себестоимость определяется пропорционально плановой себестоимости. Но основным недостатком является непостоянство цены, которое зависит от
стоимости закупочного сырья.

Для того чтобы получить себестоимость выпущенной продукции, необходимо к стоимости затраченных продуктов прибавить сумму издержек обращения, относящихся к выпущенной продукции. Полученную себестоимость доводят до продажной цены путем соответствующей наценки.

2.3. Анализ видов затрат на предприятии

Экономический анализ выстраивается на основе данных учета, прогнозов, планов и отчетности. Основной целью анализа является выявление возможностей для более эффективного использования ресурсов производства. Не менее важные цели – обеспечение прибыли, минимизация затрат, связанных с производством и реализацией продукции.