Файл: Роль, принципы и назначение управленческого учета (Сущность и назначение управленческого учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 523

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К числу задач анализа таких затрат относятся:

− выявление и мобилизация резервов для снижения себестоимости продукции в дальнейшем;

− проведение анализа динамики и выполнение плана по наиболее важным показателям себестоимости продукции;

− оказание влияния на формирование показателей себестоимости продукции;

− установление факторов, оказывающих влияние на динамику показателей и выполнение плана по ним, а также сумм и причин, вызвавших отклонение фактически понесенных затрат от плановых.

Проведение детального анализа затрат должно предшествовать прогнозированию и планированию себестоимости продукции.

При проведении анализа выявляют резервы снижения себестоимости. Затем эти резервы учитываются при разработке планов (текущих и на перспективу). Анализу отводится ключевая роль в обеспечении оптимального уровня себестоимости, и, соответственно, повышении конкурентоспособности и максимизации прибыли ИП Яковлева.

Процесс управления затратами служит связующим звеном между затратами и полученными финансовыми результатами на основе принятого управленческого решения и выступает фактором конкурентоспособности. Для наглядности представим на рисунке 4 поэтапность процесса управления затратами.

Управление затратами на производстве образует многоцелевую систему, в которой должны участвовать все производственные звенья и службы предприятия. Более точная исходная информация о затратах располагается на самом низком уровне управления. По мере продвижения к более высокому уровню управления она уменьшается.

Управление затратами – комплекс целенаправленных способов воздействия на структуру расходов, их динамику и поведение с целью обеспечения снижения их уровня. Использование традиционных методов управления затратами, в большинстве случаев, ставит перед собой задачу их сокращения. Для ее достижения базовым инструментом служит управленческий учет, где учет затрат создается различными методами в зависимости от способа оценки затрат, характера производственного процесса, полноты включения затрат в себестоимость продукции.

Рисунок 4. Этапы процесса управления затратами

Налаженный учет доходов и расходов является необходимым условием программы, направленной на снижение расходов в рамках управленческого учета. Он позволяет повысить ответственность за рациональное использование ресурсов. Учитывая зависимость уровней расходов от изменения отдельных факторов производства, можно оказывать влияние на их уровень, путем изменения факторов соответствующим образом, которые в следствие позволят снизить расходы.


Анализируемый кондитерский цех своей основной целью ставит извлечение максимально возможного уровня прибыли для дальнейшего осуществления и расширения своей деятельности. Производство продукции, ее реализация потребителю, оказание услуг и ведение торгово-производственной деятельности в целом сопряжено с затратами.

Существует несколько способов группировки затрат с целью их планирования и учета на предприятии (таблица 5). Группировка затрат по статьям калькуляции применяется обычно для того, чтобы рассчитать себестоимость единицы продукции. Каждое предприятие самостоятельно устанавливает перечень статей калькуляции, в отличие от перечня экономических элементов, который определен ПБУ 10/99.

На формирование постоянных и переменных затрат предприятия значительные влияние оказывают внешние и внутренние факторы (таблица 6).

Таблица 5

Группировка затрат по статьям калькуляции и экономическим элементам

Группировка затрат по статьям калькуляции

По экономическим элементам

1) Транспортные расходы

2) Расходы на оплату труда

3) Отчисления на социальные нужды

4) Расходы на аренду и содержание зданий,
сооружений, помещений, оборудования и инвентаря

5) Амортизация основных средств

6) Расходы на ремонт основных средств

7) Износ санитарной и специальной одежды,
столового белья, посуды, приборов

8) Расходы на топливо, газ, электроэнергию
для производственных нужд

9) Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров

10) Расходы на рекламу

11) Затраты по оплате процентов за пользование займом

12) Потери товаров и технологические отходы

13) Расходы на тару

14) Прочие расходы

1) Материальные затраты

2) Затраты на оплату труда

3) Отчисления на социальные
нужды

4) Амортизация

5) Прочие затраты

Таблица 6

Факторы, влияющие на формирование затрат в ИП Яковлева

Внешние факторы

Внутренние факторы

- экономическая ситуация в стране и конъюнктура рынка;

- налоговая политика;

- система ценообразования;

- конкуренция;

- инфляция;

- изменение цен на сырье, материалы и покупные товары, изменение тарифов и ставок за услуги, на топливо, газ

- организационно-структурные изменения;

- степень выполнения плана и динамика товарооборота, изменение его объема, состава и структуры;

- структура расходуемого сырья и товаров;

- стратегия развития, производственные планы и прогнозы;

- повышение или снижение уровня
производительности труда работников;

- формы и системы оплаты труда;

- оборачиваемость оборотных средств;

- порядок начисления амортизации;

- режим работы предприятия;

- повышение эффективности использования материально-технической базы, оснащенность оборудованием;

- расширение поставок продуктов от поставщиков, рационализация путей и форм товародвижения;

- организация труда работников, составление графиков выхода на работу; условия хранения сырья и товаров.


Бухгалтерский управленческий учет в разрезе учета затрат на анализируемом предприятии необходим для систематизации признаков классификации затрат, выявления особенности, стратегических принципов и эффективности процесса управления затратами на предприятии, а так же для оценки эффективности деятельности, системы управления, выявления базовых факторов, регулирующих уровень затрат.

Выводы

Во второй главе работы было описано рыночное положение и существующая производственная структура предприятия.

Рассмотрены основные элементы учета в Кондитерском цехе с учетом отраслевых особенностей. Выявлено, что управление затратами в кондитерском цехе не полностью соответствуют современным требованиям рыночной экономики, в связи с чем усиливается необходимость в доработки теории, методики и практики управления затратами.

Использование научно обоснованных норм, соответствующих достигнутому уровню развития технологии и организации производственного процесса позволит неуклонно повышать эффективность работы цеха, и непрерывно улучшать использование ограниченных материальных, трудовых и финансовых ресурсов, как того требует рыночный механизм рационального хозяйствования.

Бухгалтерский управленческий учет в разрезе учета затрат на анализируемом предприятии необходим для систематизации признаков классификации затрат, выявления особенности, стратегических принципов и эффективности процесса управления затратами на предприятии, а так же для оценки эффективности деятельности, системы управления, выявления базовых факторов, регулирующих уровень затрат.

Учет затрат и калькулирования себестоимости занимают одно из ведущих мест в системе бухгалтерского учета на предприятии. Информация о затратах должна быть достоверна и своевременной что важно для принятия действенных управленческих решений, так и для налогообложения.

Глава 3. Пути совершенствования управленческого учета в ИП Яковлев

Рассмотрим наиболее современный метод калькуляции себестоимости.

Метод АВС рассматривает предприятие, как набор рабочих операций, определяющих его специфику.

Применение АВС метода начинается с определения существующих работ и их последовательности на предприятии, для этого сложные операции раскладываются на простые составляющие, при этом вместе с расчетом потребления ресурсов. Затем происходит расчет кос-драйверов и показателей потребления ими каждого ресурса, показатель потребления умножается на себестоимость единицы выхода работы.


Конечным этапом будет являться получение конкретного продукта, который представляет собой определенную сумму трудовых затрат затраченных на его изготовление. Себестоимостью же в данном случае и будет являться сумма работ, которая была необходима для производства определенного продукта.

При учете затрат АВС-методом объектом учета является обособленный вид деятельности (функция, операция). Использование АВС-метода дает возможность совершать более результативные действия в отношении маркетинговой политики, прибыльности продукции. Кроме этого, возникает возможность осуществлять контроль расходов на стадии их появления.

Существенное отличие ABC-метода от других методов учета затрат заключается в порядке распределения накладных расходов.

Методика построения ABC-метода выглядит следующим образом:

Этап 1. Выделение основных видов деятельности организации.

Все бизнес-процессы организации делятся на основные функции или операции. От того на сколько сложен вид деятельности организации будет зависеть выделяемое количество функций. В соответствии с выделенными видами деятельности идентифицируются накладные расходы.

Этап 2. Разделение видов деятельности между отделами.

На данном этапе виды деятельности распределяются между отделами, к которым они относятся. Для каждого вида деятельности характерен собственный носитель затрат, определяемый в соответствующих единицах измерения. При этом соблюдают два правила: получение данных, относящихся к носителю затрат должно быть не затруднено; измерение расходов через носитель затрат должно соответствовать их действительному значению;

Этап 3. Вычисление стоимости каждого вида деятельности.

Для того, чтобы определить стоимость единицы носителя затрат необходимо сумму накладных расходов по каждой выделенной функции разделить на количественную величину соответствующего носителя затрат.

Этап 4. Определение полной себестоимости.

Для определения себестоимости товаров, работ, услуг необходимо стоимость единицы носителя затрат умножить на их количество по тем видам деятельности, выполнение которых необходимо для изготовления продукции, работы, услуги.

Как и любые другие методы, метод учета затрат по функциям имеет свои преимущества и ограничения.

Преимущества:

1) позволяет избежать ошибок при формировании себестоимости продукции (работ, услуг), которые характерны для традиционного учета, основанного на последовательном распределении затрат на базе объемных показателей;


2) данный метод обеспечивает пользователей более достоверной и полной информацией для управления издержками. Пользователи информации имею возможность определить реальные причины появления издержек сосредотачиваясь на видах деятельности и носителях затрат;

3) функциональный метод позволяет организации акцентировать внимание на потребителе, оценивать осуществляемые виды деятельности и определять, с помощью каких из них прирастает добавленная стоимость, а какие, наоборот, стоимость уменьшают;

4) увеличение рентабельности организации и преимущество при конкурентной борьбе обеспечивает функциональное ценообразование, которое основывается на АВС-методе. Оно опирается на спрос потребителей и конкретизированную информацию по себестоимости. Это позволяет избежать установления заниженных цен на продукцию, которая выпускается в небольших количествах, или же напротив, завышение цен в случае, если эти объемы достаточно велики.

К основным ограничениям АВС-метода относятся:

1) данный метод является сложным и дорогостоящим для внедрения. Многие организации отказались от метода учета затрат по функциям в связи с большими трудозатратами, финансовыми вложениями и сложностью преобразования существующего метода учета затрат;

2) для того, чтобы данный метод «работал» необходимо соблюдать все условия, АВС-метод не дает моментального результата; эта система направлена на долгосрочную перспективу.

3) такая учетная система как АВС-метод не соответствует международным стандартам финансовой отчетности. Данный метод учитывает непроизводственные накладные расходы, поэтому организации для отчетности используют традиционные методы учета затрат, а для внутреннего пользования- метод учета затрат по функциям;

4) как и в любых других случаях, необходимо правильно уметь пользоваться информаций, это касается и АВС–метода. Руководители, увеличивая выпуск продукции, пользующейся спросом, и одновременно прекращая производство новых продуктов в малых количествах могут увеличивать прибыль организации. Те, сведения, которые предоставляет метод учета затрат по функциям может также побудить руководство к существенному снижению расходов.

Для того, чтобы получить выгоду и получить больше конкурентных преимуществ, даже в условиях выживания, компании должны контролировать затраты, уменьшить их и, основываясь на них, принимать правильное решение. Затраты играет важную роль в бизнесе. Все виды активности несут расходы, однако в их числе есть некоторые, которые не создают ценности. Знание о деятельности, которая добавляет стоимость и не добавляет ее, является очень важным в современном управлении.