Файл: Компетенции и компетентность современных специалистов и менеджеров (Разработка элементов стимулирования и развития работника по результатам оценки компетенций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

У начальника инженерного отдела на уровне мастерства должны быть сформированы все компетенции, относящиеся к личностному потенциалу, а также ответственность. Все компетенции в сфере взаимодействия должны соответствовать базовому уровню, на этом же уровне должны быть компетенции в сфере организации и контроля. Для компетенций в области бизнес-задач достаточно начального уровня.

Проведем исследование компетенций инженера, претендующего на должность начальника инженерного отдела. Оценка уровня компетенций инженера, претендующего на должность начальника инженерного отдела, представлена в таблице 4.

Таблица 4

Уровень компетенций инженера, претендующего на должность начальника инженерного отдела

Оцениваемая компетенция

Уровень компетенции, в баллах

Уровень компетенции

1

2

3

Видение бизнеса

Успешно анализирует разноплановую информацию. Отделяет главное от второстепенного, верно оценивает значимость информации в заданном контексте. Делает логичные выводы.

2

Базовый

Формирует целостную картину ситуации, проблемы. Видит все ключевые факторы, влияющие на ситуацию. Понимает, каких элементов недостает для получения целостной картины.

2

Базовый

Хорошо понимает, какие бизнес-задачи решает его подразделение. Задачи остальных подразделений представляет в общем виде. Не стремится разобраться в их взаимосвязях.

1

Начальный

Знает отдельные аспекты рыночной ситуации в своей отрасли.

1

Начальный

Видит оперативный горизонт задач. Не уделяет внимания долгосрочной перспективе. Отслеживает наиболее очевидные проблемы и возможности в работе.

1

Начальный

Общая оценка уровня компетенции

Начальный

Коммерческое мышление

Понимает необходимость учета экономических показателей в своей деятельности и деятельности подразделения. На практике ориентирован в большей степени на заданные целевые показатели, нежели на получение дополнительной прибыли.

1

Начальный

Планирует и осуществляет свою деятельность, ориентируясь на экономическую целесообразность как на ключевой критерий оценки своей работы и работы своего подразделения.

2

Базовый

Общая оценка уровня компетенции

Начальный

Организация и контроль

Ошибается в расстановке приоритетов, переоценивая либо недооценивая важность тех или иных задач, мероприятий.

2

Базовый

При планировании четко расставляет приоритеты в своей работе и работе команды.

2

Базовый

Под каждый этап четко планирует и распределяет необходимые ресурсы (материальные, временные, человеческие)

2

Базовый

Обеспечивает эффективную координацию и согласованную работу всех исполнителей в зоне своей ответственности. Правильно распределяет задачи между исполнителями.

2

Базовый


Продолжение таблицы 4

1

2

3

Организует эффективный контроль промежуточных и итоговых результатов. Конструктивно и вовремя дает обратную связь подчиненным.

2

Базовый

Общая оценка уровня компетенции

Базовый

Ответственность

Самостоятельно выходит из сложных ситуаций, не имеющих аналогов в прошлом. Занимает твердую позицию при принятии непопулярных управленческих решений.

3

Мастерства

Готов нести персональную ответственность за негативные последствия своих (своего подразделения) действий, бездействия.

3

Мастерства

Общая оценка уровня компетенции

Мастерства

Коммуникации

Находит подход к различным типам собеседников, устанавливает с ними контакт

2

Базовый

Точно понимает, что он хочет донести до аудитории, оппонента. Говорит по существу, придерживается целей коммуникации. Ясно излагает свои мысли, находит точные формулировки для выражения своих идей и предложений. Структурирует информацию по приоритетности.

2

Базовый

Диалогичен: внимательно слушает собеседника. Проясняет позиции и выявляет потребности других. С уважением относится к мнениям, отличным от своего собственного

2

Базовый

Общая оценка уровня компетенции

Базовый

Командная работа

Деятельность своего подразделения видит как часть общего процесса работы организации. Конструктивно взаимодействует с коллегами и смежниками для достижения совместного результата. Согласует взаимные интересы. Оказывает коллегам и смежникам помощь и поддержку в случае необходимости. В ситуации разногласий между подразделениями находит удовлетворяющие вовлеченные в конфликт стороны решения, ориентируясь на базовые интересы организации в целом.

2

Базовый

Формирует атмосферу сотрудничества и взаимопомощи в своем подразделении (команде). Чуток к изменениям внутрикомандной атмосферы. Разрешает возникающие конфликты путем компромисса, находя взаимовыгодные решения.

2

Базовый

Общая оценка уровня компетенции

Базовый

Лидерство


Продолжение таблицы 4

1

2

3

Обладает авторитетом, который позволяет ему эффективно взаимодействовать с людьми. Умеет находить союзников среди людей различного статуса и психологического типа. Влияет на окружающих, умело используя как формальные рычаги, так и свои личные качества.

2

Базовый

Воодушевляет коллег и подчиненных, ведет за собой, мотивирует, находит верные подходы к различным людям. Добивается принятия другими своих идей.

2

Базовый

Сохраняет конструктивную позицию в ситуациях «жесткого» общения. Уверенно преодолевает сомнения оппонентов, использует различные приемы для того, чтобы добиться реализации нужных ему решений.

2

Базовый

Общая оценка уровня компетенции

Базовый

Приверженность

Является для окружающих образцом в соблюдении правил и норм, принятых в организации.

3

Мастерства

Транслирует подчиненным установку, что каждый из них вносит свой вклад в развитие организации. Сохраняет у

сотрудников чувство принадлежности к организации и веру в её успех даже в крайне неблагоприятных обстоятельствах

3

Мастерства

Общая оценка уровня компетенции

Мастерства

Стремление к достижениям

Постоянно ищет и реализует возможность получить результат, превышающий требования задачи.

3

Мастерства

Сохраняет активную позицию и энтузиазм в длительные периоды неудач. Находит возможность добиться результата даже в ситуациях, которые выглядят как безнадежные.

3

Мастерства

Сохраняет продуктивность деятельности в условиях высоких нагрузок в течение длительного периода времени. В стрессовых ситуациях поддерживает других

3

Мастерства

Общая оценка уровня компетенции

Мастерства

Способность к развитию

Активно ищет возможность приобретения новых знаний и опыта.

3

Мастерства

Генерирует творческие, оригинальные идеи, создающие принципиально новое видение ситуации.

3

Мастерства

Не только гибко реагирует на изменения ситуации, но и умеет находить в них новые возможности, извлекать дополнительные

3

Мастерства

Общая оценка уровня компетенции

Мастерства


Оценка профессиональных компетенций инженера показала, что компетенции кандидата в сфере бизнеса относятся к начальному уровню. Данный специалист достаточно хорошо и быстро разбирается в большом объеме новой, разнородной информации, выделяет главное, формирует целостное представление о ситуации. В то же время он недостаточно глубоко понимает взаимосвязь всех частей бизнеса, их роль и влияние на результаты организации; не видит отсроченные последствия принимаемых решений, определяет пути достижения долгосрочных целей. Отметим, что в сфере видения бизнеса для должности начальника инженерного отдела вполне достаточно начального уровня развития компетенций.

Уровень компетенций в сфере коммерческого мышления также относится к начальному. Инженер планирует деятельность, ориентируясь на экономическую целесообразность как на ключевой критерий, однако, не мыслит масштабно: как правило, ориентирован в большей степени на заданные целевые показатели, чем на получение дополнительной прибыли. В то же время отметим, что для должности начальника инженерного отдела такого уровня компетенций в сфере коммерческого мышления достаточно.

Оценка уровня компетенций в сфере организации и контроля рабочих процессов показала, что инженер эффективно планирует деятельность подразделения в соответствии со стоящими целями и задачами; умеет выделять приоритеты; оптимально рассчитывает необходимые ресурсы; обеспечивает слаженную работу своего подразделения, а также контроль промежуточных и финальных результатов. Однако, рассматриваемый специалист не достаточно хорошо понимает задачи других подразделений и предприятия в целом. Достигнутый уровень – базовый.

Высокий уровень компетенций наблюдается в сфере контроля. Инженер самостоятельно и уверенно действует в ситуациях риска и неопределенности; принимает ответственность за эффективность своих решений и действий; критично относится к допущенным ошибкам и промахам. В целом достигнутый уровень соответствует уровню мастерства.

У инженера высокого развиты навыки эффективных коммуникаций: он легко устанавливает контакт с партнерами по взаимодействию, четко и убедительно излагает свою позицию; эффективно слушает собеседника, проясняет его потребности и интересы.

В командной работе инженер достаточно хорошо формирует атмосферу сотрудничества и взаимопомощи в рамках своего подразделения. Уровень развития компетенции – базовый.

Лидерские компетенции сформированы на базовом уровне: инженер умеет добиваться уважения и признания со стороны членов команды, а также обеспечить готовность подчиненных вкладываться в достижение общих целей.


Компетенции приверженности сформированы на уровне мастерства. Инженер принимает и разделяет нормы и правила, принятые в организации; транслирует организационные ценности другим сотрудникам; формирует у подчиненных чувство принадлежности к организации, веру в её успех; поддерживает изменения, происходящие в организации, а также доводит до подчинённых позитивный смысл проводимых преобразований.

Оценка стремления к достижениям показала, что инженер с готовностью берется за решение сложных задач; не останавливается на достигнутом, повышает «планку» достижений; оценивает свой успех по достигнутому результату, а не по количеству приложенных усилий; проявляет настойчивость в достижении целей и преодолении препятствий; проявляет высокую работоспособность и стрессоустойчивость. Достигнутый уровень компетенций – уровень мастерства.

Способность к развитию также находится на высоком уровне: инженер быстро осваивает новые знания и навыки, использует их на практике; находит новые возможности повысить эффективность работы; выдвигает проработанные реалистичные инициативы.

В обобщенном виде сформированные компетенции инженера представлены в таблице 5.

Таблица 5

Карта профессиональных компетенций инженера, претендующего на должность начальника инженерного отдела

Компетенции

Фактический уровень

Решение бизнес-задач

Видение бизнеса

Начальный - 1

Коммерческое мышление

Начальный - 1

Управление рабочим процессом

Организация и контроль

Базовый - 2

Ответственность

Мастерства - 3

Взаимодействия

Коммуникация

Базовый - 2

Командная работа

Базовый - 2

Лидерство

Базовый - 2

Личностный потенциал

Приверженность

Мастерства - 3

Стремление к достижениям

Мастерства - 3

Способность к развитию

Мастерства - 3

Наглядно профиль компетенций инженера представлен на рисунке 1.

Вывод: фактический уровень компетенций инженера соответствует профилю компетенций, необходимых для замещения начальника инженерного отдела.