Файл: Компетенции и компетентность современных специалистов и менеджеров (Разработка элементов стимулирования и развития работника по результатам оценки компетенций).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления персоналом на основе компетентностного подхода
1.1. Понятие компетентности и компетенций
1.2. Методические подходы к оценке профессиональных компетенций работников
Глава 2. Управление персоналом предприятием на основе компетентностного подхода
Глава 3. Разработка элементов стимулирования и развития работника по результатам оценки компетенций
3.1. Разработка элементов стимулирования работников
У начальника инженерного отдела на уровне мастерства должны быть сформированы все компетенции, относящиеся к личностному потенциалу, а также ответственность. Все компетенции в сфере взаимодействия должны соответствовать базовому уровню, на этом же уровне должны быть компетенции в сфере организации и контроля. Для компетенций в области бизнес-задач достаточно начального уровня.
Проведем исследование компетенций инженера, претендующего на должность начальника инженерного отдела. Оценка уровня компетенций инженера, претендующего на должность начальника инженерного отдела, представлена в таблице 4.
Таблица 4
Уровень компетенций инженера, претендующего на должность начальника инженерного отдела
Оцениваемая компетенция |
Уровень компетенции, в баллах |
Уровень компетенции |
1 |
2 |
3 |
Видение бизнеса |
||
Успешно анализирует разноплановую информацию. Отделяет главное от второстепенного, верно оценивает значимость информации в заданном контексте. Делает логичные выводы. |
2 |
Базовый |
Формирует целостную картину ситуации, проблемы. Видит все ключевые факторы, влияющие на ситуацию. Понимает, каких элементов недостает для получения целостной картины. |
2 |
Базовый |
Хорошо понимает, какие бизнес-задачи решает его подразделение. Задачи остальных подразделений представляет в общем виде. Не стремится разобраться в их взаимосвязях. |
1 |
Начальный |
Знает отдельные аспекты рыночной ситуации в своей отрасли. |
1 |
Начальный |
Видит оперативный горизонт задач. Не уделяет внимания долгосрочной перспективе. Отслеживает наиболее очевидные проблемы и возможности в работе. |
1 |
Начальный |
Общая оценка уровня компетенции |
Начальный |
|
Коммерческое мышление |
||
Понимает необходимость учета экономических показателей в своей деятельности и деятельности подразделения. На практике ориентирован в большей степени на заданные целевые показатели, нежели на получение дополнительной прибыли. |
1 |
Начальный |
Планирует и осуществляет свою деятельность, ориентируясь на экономическую целесообразность как на ключевой критерий оценки своей работы и работы своего подразделения. |
2 |
Базовый |
Общая оценка уровня компетенции |
Начальный |
|
Организация и контроль |
||
Ошибается в расстановке приоритетов, переоценивая либо недооценивая важность тех или иных задач, мероприятий. |
2 |
Базовый |
При планировании четко расставляет приоритеты в своей работе и работе команды. |
2 |
Базовый |
Под каждый этап четко планирует и распределяет необходимые ресурсы (материальные, временные, человеческие) |
2 |
Базовый |
Обеспечивает эффективную координацию и согласованную работу всех исполнителей в зоне своей ответственности. Правильно распределяет задачи между исполнителями. |
2 |
Базовый |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
Организует эффективный контроль промежуточных и итоговых результатов. Конструктивно и вовремя дает обратную связь подчиненным. |
2 |
Базовый |
Общая оценка уровня компетенции |
Базовый |
|
Ответственность |
||
Самостоятельно выходит из сложных ситуаций, не имеющих аналогов в прошлом. Занимает твердую позицию при принятии непопулярных управленческих решений. |
3 |
Мастерства |
Готов нести персональную ответственность за негативные последствия своих (своего подразделения) действий, бездействия. |
3 |
Мастерства |
Общая оценка уровня компетенции |
Мастерства |
|
Коммуникации |
||
Находит подход к различным типам собеседников, устанавливает с ними контакт |
2 |
Базовый |
Точно понимает, что он хочет донести до аудитории, оппонента. Говорит по существу, придерживается целей коммуникации. Ясно излагает свои мысли, находит точные формулировки для выражения своих идей и предложений. Структурирует информацию по приоритетности. |
2 |
Базовый |
Диалогичен: внимательно слушает собеседника. Проясняет позиции и выявляет потребности других. С уважением относится к мнениям, отличным от своего собственного |
2 |
Базовый |
Общая оценка уровня компетенции |
Базовый |
|
Командная работа |
||
Деятельность своего подразделения видит как часть общего процесса работы организации. Конструктивно взаимодействует с коллегами и смежниками для достижения совместного результата. Согласует взаимные интересы. Оказывает коллегам и смежникам помощь и поддержку в случае необходимости. В ситуации разногласий между подразделениями находит удовлетворяющие вовлеченные в конфликт стороны решения, ориентируясь на базовые интересы организации в целом. |
2 |
Базовый |
Формирует атмосферу сотрудничества и взаимопомощи в своем подразделении (команде). Чуток к изменениям внутрикомандной атмосферы. Разрешает возникающие конфликты путем компромисса, находя взаимовыгодные решения. |
2 |
Базовый |
Общая оценка уровня компетенции |
Базовый |
|
Лидерство |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
Обладает авторитетом, который позволяет ему эффективно взаимодействовать с людьми. Умеет находить союзников среди людей различного статуса и психологического типа. Влияет на окружающих, умело используя как формальные рычаги, так и свои личные качества. |
2 |
Базовый |
Воодушевляет коллег и подчиненных, ведет за собой, мотивирует, находит верные подходы к различным людям. Добивается принятия другими своих идей. |
2 |
Базовый |
Сохраняет конструктивную позицию в ситуациях «жесткого» общения. Уверенно преодолевает сомнения оппонентов, использует различные приемы для того, чтобы добиться реализации нужных ему решений. |
2 |
Базовый |
Общая оценка уровня компетенции |
Базовый |
|
Приверженность |
||
Является для окружающих образцом в соблюдении правил и норм, принятых в организации. |
3 |
Мастерства |
Транслирует подчиненным установку, что каждый из них вносит свой вклад в развитие организации. Сохраняет у сотрудников чувство принадлежности к организации и веру в её успех даже в крайне неблагоприятных обстоятельствах |
3 |
Мастерства |
Общая оценка уровня компетенции |
Мастерства |
|
Стремление к достижениям |
||
Постоянно ищет и реализует возможность получить результат, превышающий требования задачи. |
3 |
Мастерства |
Сохраняет активную позицию и энтузиазм в длительные периоды неудач. Находит возможность добиться результата даже в ситуациях, которые выглядят как безнадежные. |
3 |
Мастерства |
Сохраняет продуктивность деятельности в условиях высоких нагрузок в течение длительного периода времени. В стрессовых ситуациях поддерживает других |
3 |
Мастерства |
Общая оценка уровня компетенции |
Мастерства |
|
Способность к развитию |
||
Активно ищет возможность приобретения новых знаний и опыта. |
3 |
Мастерства |
Генерирует творческие, оригинальные идеи, создающие принципиально новое видение ситуации. |
3 |
Мастерства |
Не только гибко реагирует на изменения ситуации, но и умеет находить в них новые возможности, извлекать дополнительные |
3 |
Мастерства |
Общая оценка уровня компетенции |
Мастерства |
Оценка профессиональных компетенций инженера показала, что компетенции кандидата в сфере бизнеса относятся к начальному уровню. Данный специалист достаточно хорошо и быстро разбирается в большом объеме новой, разнородной информации, выделяет главное, формирует целостное представление о ситуации. В то же время он недостаточно глубоко понимает взаимосвязь всех частей бизнеса, их роль и влияние на результаты организации; не видит отсроченные последствия принимаемых решений, определяет пути достижения долгосрочных целей. Отметим, что в сфере видения бизнеса для должности начальника инженерного отдела вполне достаточно начального уровня развития компетенций.
Уровень компетенций в сфере коммерческого мышления также относится к начальному. Инженер планирует деятельность, ориентируясь на экономическую целесообразность как на ключевой критерий, однако, не мыслит масштабно: как правило, ориентирован в большей степени на заданные целевые показатели, чем на получение дополнительной прибыли. В то же время отметим, что для должности начальника инженерного отдела такого уровня компетенций в сфере коммерческого мышления достаточно.
Оценка уровня компетенций в сфере организации и контроля рабочих процессов показала, что инженер эффективно планирует деятельность подразделения в соответствии со стоящими целями и задачами; умеет выделять приоритеты; оптимально рассчитывает необходимые ресурсы; обеспечивает слаженную работу своего подразделения, а также контроль промежуточных и финальных результатов. Однако, рассматриваемый специалист не достаточно хорошо понимает задачи других подразделений и предприятия в целом. Достигнутый уровень – базовый.
Высокий уровень компетенций наблюдается в сфере контроля. Инженер самостоятельно и уверенно действует в ситуациях риска и неопределенности; принимает ответственность за эффективность своих решений и действий; критично относится к допущенным ошибкам и промахам. В целом достигнутый уровень соответствует уровню мастерства.
У инженера высокого развиты навыки эффективных коммуникаций: он легко устанавливает контакт с партнерами по взаимодействию, четко и убедительно излагает свою позицию; эффективно слушает собеседника, проясняет его потребности и интересы.
В командной работе инженер достаточно хорошо формирует атмосферу сотрудничества и взаимопомощи в рамках своего подразделения. Уровень развития компетенции – базовый.
Лидерские компетенции сформированы на базовом уровне: инженер умеет добиваться уважения и признания со стороны членов команды, а также обеспечить готовность подчиненных вкладываться в достижение общих целей.
Компетенции приверженности сформированы на уровне мастерства. Инженер принимает и разделяет нормы и правила, принятые в организации; транслирует организационные ценности другим сотрудникам; формирует у подчиненных чувство принадлежности к организации, веру в её успех; поддерживает изменения, происходящие в организации, а также доводит до подчинённых позитивный смысл проводимых преобразований.
Оценка стремления к достижениям показала, что инженер с готовностью берется за решение сложных задач; не останавливается на достигнутом, повышает «планку» достижений; оценивает свой успех по достигнутому результату, а не по количеству приложенных усилий; проявляет настойчивость в достижении целей и преодолении препятствий; проявляет высокую работоспособность и стрессоустойчивость. Достигнутый уровень компетенций – уровень мастерства.
Способность к развитию также находится на высоком уровне: инженер быстро осваивает новые знания и навыки, использует их на практике; находит новые возможности повысить эффективность работы; выдвигает проработанные реалистичные инициативы.
В обобщенном виде сформированные компетенции инженера представлены в таблице 5.
Таблица 5
Карта профессиональных компетенций инженера, претендующего на должность начальника инженерного отдела
Компетенции |
Фактический уровень |
Решение бизнес-задач |
|
Видение бизнеса |
Начальный - 1 |
Коммерческое мышление |
Начальный - 1 |
Управление рабочим процессом |
|
Организация и контроль |
Базовый - 2 |
Ответственность |
Мастерства - 3 |
Взаимодействия |
|
Коммуникация |
Базовый - 2 |
Командная работа |
Базовый - 2 |
Лидерство |
Базовый - 2 |
Личностный потенциал |
|
Приверженность |
Мастерства - 3 |
Стремление к достижениям |
Мастерства - 3 |
Способность к развитию |
Мастерства - 3 |
Наглядно профиль компетенций инженера представлен на рисунке 1.
Вывод: фактический уровень компетенций инженера соответствует профилю компетенций, необходимых для замещения начальника инженерного отдела.