ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.02.2019
Просмотров: 2148
Скачиваний: 1
9) Экономическая система: виды экономических систем:
Экономические системы – это совокупность государственных институтов, функционирование и взаимодействие которых определяет характер производства, распределения, обмена и потребления. История развития человеческого общества знает различные экономические системы.
Командно-административная система является прямой противоположностью чистого капитализма. Фундаментом экономики служит государственная собственность. Основные вопросы экономики «что, как и кому производить» решаются централизованно на основании государственных директивов. Политика ценообразования, доходов и стимулирования труда находятся во введении государственных чиновников соответствующих экономических структур. Все остальные направления экономической политики государства строится на основе долгосрочных приоритетов, вытекающих из главных идеологических доктрин. В силу этого производство благ и предоставление товаров и услуг населению отрываются от конкретных личных и общественных потребностей.
К традиционной системе относят экономическое устройство слаборазвитых стран, численность которых превышает ныне сотни государств. Традиционной системой называют потому, что традиции народов – идеология предков и их образ мышления, родоплеменные отношения, культовые ценности первичны по отношению к экономике. Кардинальные экономические вопросы «что, как и кому производить» решаются на тех же традициях и обычаях народов. В эту систему с большими трудностями проникает научно-технический прогресс, так как он вступает в противоречие с хозяйственным укладом, религиозными и культурными ценностями.
Смешанная экономика – возникла в развитых странах Запада и некоторые развивающиеся страны находятся в переходном периоде к этой системе. Здесь рыночные отношения сочетаются с государственным регулированием экономических процессов.
В смешанной системе каркасом рыночного хозяйства служит частная собственность, которая постепенно превращается из индивидуального типа в различные формы ассоциированной собственности, прежде всего в акционерную, коллективную и смешанную, а так же в собственность различного рода институтов и фондов: страховых, инвестиционных и др. Только наличие многообразных форм собственности гарантирует человеку свободу выбора деятельности и сферу приложения своих способностей, которые в наибольшей степени отвечают его складу, характеру и талантам.
Современные экономические системы представляют собой широкое разнообразие национальных моделей организации хозяйства, так страны отличаются историей, культурой, уровнем развития, социальными и национальными условиями.
Основные отличительные признаки экономических систем
Э кономи-ческие системы Основные |
Рыночные |
Нерыночные |
|||
Чистый капитализм |
Смешанная система |
Традиционная |
Социали-стическая |
||
1. Основные формы собственно-сти. |
Частная собственность на ресурсы. |
Частная собственность дополненная разнообразной ассоциированной формы. |
Многоуклад-ные формы собственности. |
Государственная собственность на ресурсы. |
|
2. Решение основных вопросов «что, как и кому производить» |
Решает рынок |
Частично рынок и частично государство |
Решается на основе традиции, обычаи и культовых обрядов. |
На основе директивного централизо-ванного планирова-ния. |
|
3. Отношение к НТР |
Фактически НТР еще не развивались |
Эффективное внедрение НТР в производство |
Не восприимчивее из-за столкновения с традициями и обычаями |
Не восприимчи-ва из-за государственной монополии. |
|
4. Определение роли человека в обществе. |
По доходности и конкурентоспособнос-ти |
Свобода выбора и наличие мотивации |
Наследствен-ные, родоплеменные отношения |
Определяет государство, отсутствует мотивация |
|
5. Роль государства в экономике |
Государство не вмешивается |
Государство предпринимает решения исходя из рыночной конъюнктуры |
Почти не вмешивается |
Государство решает все экономические вопросы |
|
6. Конкуренция |
Совершенная конкуренция |
Регулируемая конкуренция |
Конкуренция на основе традиций |
Отсутствует |
|
7. Общая эффективно-сть экономики |
Невысокая эффективность из-за кризисов, монополизации |
Высокоэффективна |
Низкая эффективность |
Не эффективна |
10) Экономические субъекты и их взаимодействие:
11) Экономические объекты. Экономические блага и ресурсы:
12) Экономические законы, их система и особенности действия:
Закон – это порядок, свод правил, регулирующий экономическую, политическую и социальную жизнь населения страны. Законы в экономике являются непременным условием хозяйствования субъекта, основным правилом работы всей системы в целом.
Экономические законы выражают причинно-следственную связь всех экономических явлений и процессов и обладают определенной устойчивостью во времени. Они определяются посредством категорий, представляющих собой основные понятия и определения экономики как науки. Например, категории спроса и предложения характеризуют закон спроса и предложения, категория полезности определяет закон убывающей предельной полезности, категория издержек формирует закон альтернативных издержек и т. д.
По длительности действия все экономические законы делятся на 3 большие группы: 1) всеобщие законы, присущие всем формациям и функционирующие на протяжении долгого времени. Например, закон возрастающих потребностей действует в обществе не одну сотню лет: потребности человека безграничны, а ресурсы, обслуживающие эти потребности, имеют свойство заканчиваться;
2) общие законы регулируют экономическую жизнь на длительном этапе человеческой истории. Закон спроса и предложения, характеризующий зависимость количества товара от его цены, функционирует только в условиях рыночной экономики;
3) специфические законы охватывают небольшой период времени, например законы экономики переходного периода.
Между экономическими и физическими законами существует принципиальное отличие. Законы природы постоянны и не терпят вмешательства человека. Их нельзя изменить. Закон всемирного тяготения, оптики и движения – этим не исчерпывается весь смысл физиче-ской науки. А законы экономики формируются в процессе деятельности человека, они носят схоластический (т. е. вероятностный) характер. Зная их, можно предвидеть те или иные явления и процессы экономической системы и регулировать показатели. Например, закон убывающей отдачи на рынке земельных ресурсов свидетельствует о снижении дохода от каждой дополнительной единицы продукции с увеличением количества обрабатываемых площадей. Сельскохозяйственный работник, зная об этом, способен регулировать свою прибыль и при желании может сократить или, наоборот, увеличить размер участка земли, находящегося в обороте.
А на рынке товаров и услуг путем регулирования системы цен можно воздействовать на величину спроса и предложения.
13) Сущность рынка и механизм его функционирования:
См. вопросы 15,16.
14) Преимущества и недостатки рынка. Функции государства в рыночной экономике:
Положительные черты рынка:
1) рынок ориентирует экономику, производителей на удовлетворение потребностей людей. Выгодно производить те товары, которые пользуются спросом, поэтому основная задача производителя – предугадать, что нужно покупателю.
2) рынок заинтересовывает производителей в расширении производства, увеличении ассортимента товаров и повышении их качества.
3) механизм рынка стимулирует использование достижений НТП, снижение затрат на производство, рост эффективности.
Отрицательные черты:
- это круг проблем, которые рынок решить не в состоянии.
1) сохранность невоспроизводимых природных ресурсов и охрана окружающей среды. Регулировать процесс исчерпания природных ресурсов он не в состоянии, поэтому данную функцию должно брать на себя государство.
2) обеспечение важнейших социально-экономических прав человека. Колебания рынка под воздействием изменения потребностей, ведут к снижению занятости и образованию безработицы. Взять на себя заботу о нетрудоспособном населении должно государство (дети, старики, инвалиды).
3) перераспределение доходов в целях обеспечения социально-экономических прав человека. Перераспределять денежные доходы между теми, кто получает их в процессе конкуренции, и теми, кто не может принимать участия в этом процессе, сам рынок не в состоянии. Поэтому государство изымает часть доходов через систему налогов и передает их через систему социальных пособий и компенсаций нуждающимся.
4) рынок не обеспечивает стратегических прорывов в науке. Рынок стимулирует прежде всего достижения прикладных наук – быстро окупающихся, не требующих значительных вложений капитала, с ограниченной степенью риска.
5) рынок не обеспечивает контроль за денежным обращением. Выпуск денег осуществляет государство. Через эмиссию и другие мероприятия оно должно обеспечивать контроль за движением денежной массы, ее соответствием спросу на деньги и сумме цен на производимые товары.
6) рынок не регулирует внешнеэкономическую связь. Эти отношения регулирует государство через систему поощрений, льгот оно стимулирует развитие внешнеэкономических отношений с одними странами и обратными экономическими мерами сокращает их с другими.
Из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что основное содержание экономических функций государства в рыночной экономике – это делать то, что не может делать рынок самостоятельно.
15) Спрос и величина спроса. Закон спроса:
Спрос – платежеспособная потребность, или то количество товаров, которые покупатели готовы купить по данной цене.
Величина спроса — это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.
Факторы, вызывающие сдвиг кривой спроса:
Влево (уменьшение спроса) |
Вправо (увеличение спроса) |
Рост цен на товары-комплименты Рост дохода потребителя (падает спрос на некачественные товары) Падение дохода потребителя (нормальные товары) Утрата (ослабление) вкуса потребителей (мода) Ожидание падения будущих цен Ожидание падения будущих доходов (нормальные товары) Сокращение числа потребителей |
Падение цен на товары-комплименты Рост дохода потребителя (нормальные товары) Рост дохода потребителя (товары низкого качества) Усиление вкуса потребителей (мода) Ожидание роста будущих цен Ожидание роста будущих доходов (нормальные товары) Рост числа потребителей |
16) Предложение и величина предложения. Закон предложения:
Предложение – количество товара, которое производители произвели и поставили на рынок по определенной цене.
Величина предложения - это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, но величина предложения не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж на рынке.
Факторы, вызывающие сдвиг кривой предложения:
Влево (уменьшение) |
Вправо (увеличение) |
Уменьшение числа производителей и продавцов Ухудшение технологий Рост затрат на ресурсы Ухудшение технических знаний Ожидаемое падение цен на продукцию Увеличение налогов, уменьшение субсидий |
Улучшение технических знаний Прогресс в технологии Падение цен на альтернативную продукцию Уменьшение затрат на производственные ресурсы Ожидание роста цен на производимую продукцию Рост числа производителей Сокращение налогов, увеличение субсидий |
17) Равновесие рынка. Равновесная цена. Нарушение равновесия:
Предложение и спрос взаимосвязаны, их взаимодействие (пересечение) устанавливает равновесную цену товара и объем его реализации.
Покупатели определяют цены спроса (максимум, который они желают платить), а цены предложения устанавливают продавцы (минимум, за который они готовы продать единицу своей продукции). Когда цены спроса и предложения совпадают, объем продаж будет равен объему спроса. Данное состояние – рыночное равновесия, установившаяся цена – рыночная (равновесная).
Рыночная цена (реальная) – цена, которая действует в любой момент времен. Цена равновесия не меняется, пока не изменится соотношение между спросом и предложением, а рыночная цена может варьироваться бесконечно. Поэтому равновесное состояние по своей природе нестабильно, т.к. рыночные условия, определяющие его, постоянно меняются, вызывая колебания спроса и предложения.
Динамика спроса и предложения. Ее действия на изменение цен и объемов:
Изменение спроса и предложения |
Сдвиги кривых спроса и предложения |
Влияние сдвигов на цены и объем товаров |
1. если растет спрос 2. если спрос падает 3. если растет предложение 4. если предложение падает |
Кривая D смещается вправо Кривая D смещается влево Кривая S смещается вправо Кривая S смещается влево |
Цена , объем Цена , объем Цена , объем Цена , объем |
Когда рыночные цены выше равновесных, возникает избыток предложения – перепроизводство. Такой рынок называется рынком покупателя, потому что он вынуждает продавцов снижать цены. По мере снижения цен объем спроса увеличивается, пока не достигает точки равновесия Е. При низких рыночных ценах возникает избыток спроса – дефицит и складывается рынок продавцов. Производитель легко реализует свою продукцию, после чего цены начинают расти, постепенно приближаясь к точке Е. Саморегуляцию рынка и восстановление равновесия в свое время А. Смит описал как действие невидимой руки. Механизм колебания спроса и предложения заставляет развиваться экономику, основанную на рыночных началах.
Благодаря достижению равновесия цен и объемов продукции рынок распределяет ресурсы общества между различными вариантами их использования. Таким образом, посредством процесса взаимодействия спроса и предложения рынок отвечает на вопросы, что, как и для кого производить.
18) Общественные блага и их особенности:
Экономические блага делятся на частные и общественные. Частные блага – это блага, каждая единица которых может быть продана по рыночной цене, и, будучи потреблены одним лицом не могут быть потреблены другим. Потребители конкурируют за приобретение таких благ – это чистые частные блага. Общественные блага – предоставление их одному лицу невозможно без предоставления их другим, причем без дополнительных затрат.
Они делятся на:
1) Чистые общественные – потребляемые людьми коллективно, независимо от того, платят они за него или нет, оно неконкурентно в потреблении.
2) Исключаемые – не очень конкурентные, те, на которые можно назначить цену и ограничить доступ.
3) Перегружаемые – могут потребляться всеми, если они имеются в достаточном кол-ве (дороги).
4) Ограниченные – не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Оптимальный объем пр-ва чистого общественного блага достигается тогда, когда предельная общественная выгода от потребления объема блага равна предельным издержкам его пр-ва MSB=MC. Если рынок не может обеспечить предложение общественных благ в соотношении с потребностью, то это делает гос-во.
Общественные (коллективные) блага производятся для совместного потребления и не находятся в чьей-либо собственности. Эти блага человек потребляет одновременно с другими субъектами эк-ки, причем потребление этих благ одним человеком не уменьшает доступности к этим благам других и никому нельзя запретить пользоваться этим благом. Это национальная оборона, гос-ное управление, охрана общественного порядка, организация работы общественного транспорта, функционирование системы здравоохранения, просвещения и пр.
Прежде всего, в потреблении общественных благ отсутствует соперничество. Потребление такого блага каким-либо одним потребителем не уменьшает его количества, доступного для потребления другими. Например, прослушивание радиопередачи одним радиослушателем не лишает такой же возможности других и не снижает его качества. Вторая особенность общественных благ, получившая название неисключаемости, состоит в невозможности воспрепятствовать их потреблению .Невозможно (или, во всяком случае, очень дорого) воспрепятствовать приему радиопередач одним слушателем тогда, когда их может принимать его сосед.
Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Примером общественного блага служит система национальной обороны, поскольку касается всех и каждого в равной степени.