ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.02.2019

Просмотров: 2124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формы организации малого бизнеса.

1. Индивидуальное предприятие – самая распространённая и простая форма. Это небольшая фирма, владелец которой одновременно является и её главным служащим. Он и работник, и бухгалтер, и управленец. Фирма является для него основным источником дохода. По всем обязательствам несёт личную ответственность, имущественная ответственность распространяется на всё имущество предпринимателя, в том числе и личное.

Формы в РФ – Индивидуальной Трудовой Деятельности (основано на собственной трудовой деятельности) и Индивидуальный Частный Предприниматель (используется труд наёмных работников).

2. Товарищество – деятельность основана на объединении паёв участников предприятия. В зависимости от степени имущественной ответственности различают: полное товарищество (участники отвечают по обязательствам предприятия не только его имуществом, но и своим личным); товарищество с ограниченной ответственностью(участники отвечают по обязательствам предприятия только в пределах пая); смешанные товарищества (включают в себя полных и ограниченных участников).

Крупный бизнес. Доля крупных компаний в развитых странах относительно невелика, но их производительность до 50 % от общей.

Формы организации крупного бизнеса.

1. Акционерное общество – деятельность основана на объединении капиталов его участников. Свидетельство вложения денег в фирму – акция. Она даёт право на получение дивидендов и управление. Такая форма управления даёт возможность привлекать крупные финансовые ресурсы. Это общество является обществом с ограниченной ответственностью, при ликвидации предприятия акционер теряет только вложенную сумму. Выход акционеров не ведёт к остановке пр-ва. Наиболее устойчивая форма.

2. Закрытое акционерное общество – предприятие, капитал которого распределяется среди замкнутого круга лиц, как правило, членов трудового коллектива и учредителей. Эта форма собственности защищена от захвата со стороны скупкой акций.

3. Открытое акционерное общество – акции свободно продаются любому.

Свойства фирмы:

1. Фирма – покупатель факторов пр-ва. Организуя пр-во, она приобретает труд, капитал, оборудование и т.д.

2. Фирма использует приобретённые факторы пр-ва для изготовления благ и выступает в качестве продавца своих товаров и услуг.

3. Стремясь получить максимальную прибыль, фирма принимает самостоятельные решения, связанные с пр-вом.

Государство в рыночной экономике выступает как предприниматель. Оно занято в отраслях, жизненно важных для безопасности страны и в тех предприятиях, которые должны быть сохранены, хотя мало рентабельны.

37) Основные направления антимонопольной политики:

Антимонопольное регулирование - это целенаправлен­ная деятельность государственных органов управления, противодействующая неограниченной власти монополий, нездоровому и недобросовестному соперничеству и направ­ленная на создание и поддержание честной конкуренции.


Антимонопольное регулирование обеспечивает соблюдение установленных «правил игры» на рынке, защиту прав потре­бителя и производителя, реализуется через комплекс экономи­ческихадминистративных и законодательных мерЦели и направления антимонопольного регулирования общие в боль­шинстве стран мира:

  • обеспечение и сохранение конкуренции;

  • контроль над хозяйствующими субъектами-монополи­стами;

  • контроль за процессами концентрации капитала (слия­ния, поглощения и т.п.);

  • защита интересов потребителя;

  • защита и поддержание малого и среднего бизнеса.

Меры антимонопольного регулирования в зависимости от складывающейся на рынке ситуации могут быть чрезвычай­ными или повседневнымизапретительными или ограничитель­нымипоощрительными и другими. Основные меры антимонопольного регулирования:

  1. Изучение рынка. Определение индекса Герфинделя, который показывает концентрацию рынка и степень власти над ценой. Оценивается доля фирмы на рынке (доля в общем объеме продаж в % = S), определяется количество фирм в отрасли; Показатель каждой фирмы возводится в квадрат и все эти данные суммируются. Если общий показатель меньше 20%, значит монополии нет. Для России этот показатель меньше 36%. Если индекс Герфинделя больше 60% - наличие монополии.

  2. Используется дифференцированный подход. Остается только то, что выгодно, т.е. естественные монополии.

  3. Жесткий контроль за процессом слияния методом административного контроля цены и качества.

  4. Сочетание антимонопольной политики правовых норм и организационного механизма через комитеты приватизации и антимонопольные комиссии.

  5. Демонополизация и либерализация цен.

  6. Развитие и укрепление рыночной структуры, которая может противостоять монополии: снижение таможенных пошлин, поддержка малых предприятий, упрощение лицензирования.

  7. Разгосударствление – денационализация, приватизация, снижение бюджетных дотаций, отмена льгот.

  8. Принятие специального закона «об ограничении монополистической деятельности на товарных ранках».

Целью антимонопольной политики является борьба не с монополией как таковой, а с попытками монополизации и злоупотреблениями монопольным положениемт.е. с противоза­конными действиями, ведущими к неразумному поведению на рынке и ослаблению конкуренции.

Антимонопольное регулирование в различных странах име­ет свои отличия и акценты, что связано с особенностями разви­тия и функционирования национальных экономик.

38) Рынки факторов производства. Отличие рынка факторов производства от рынка товаров и услуг:

Отличие рынка факторов производства от рынка товаров и услуг определяется тем, что «товары и услуги» подразумевают потребительские товары, т.е. готовую продукцию, а понятие «ресурсы» - условия производства. Итак:


1) товар используется в процессе потребления, тогда как ресурс – в процессе производства

2) наличие ресурса определенного количества и качества определяет условия производства, а товар или услуга являются его результатом

Следовательно, цена товаров в значительной степени зависит от цены ресурсов, т.е. от величины издержек. Именно цена товара, определяя спрос на этот товар, определяет спрос на ресурс и его цену.

Спрос на ресурсы, в отличие спроса на товары и услуги, формируется бизнесом. Его величина будет зависеть от цены на ресурсы и от объема продаж тех товаров, которые с их помощью произведены (если товар не пользуется спросом, то не будут пользоваться спросом и ресурсы, из которых он изготовлен). Именно потому, что спрос на ресурс определяется спросом на продукт, произведенный с его помощью, он называется производным.

Предложение экономических ресурсов обеспечивается домашними хозяйствами (а не фирмами, как на рынке товаров и услуг). Величина предложения на ресурс зависит от его цены и от дохода, который может получить его владелец в виде з/п, ренты, прибыли.

Спрос и предложение производственных факторов имеют количественную и стоимостную характеристики. Количественная определяет количество работников, машин, земли и т.д., которое покупается (объем спроса) и продается (объем предложения) на рынке. Стоимостная определяет ту цену, по которой единица данного ресурса может быть продана (цена предложения) или куплена (цена спроса). Цена спроса на ресурсы составляет основу издержек производителя, цена предложения – величину дохода потребителя.

Для каждого вида ресурса его цена и количество будут иметь конкретное выражение:

1) для рынка труда – з/п и число занятых работников.

2) для рынка земли – рентная оценка земли и количество земли.

3) для рынка капиталов – рентная оценка капитала и объем капитала.

39) Спрос и предложение на рынке труда:

40) Роль процентной ставки на рынке вещественных факторов:

К вещественным факторам производства относятся природные ресурсы, так как они являются обязательными условиями производства, естественно базой его роста.

Вещественное богатство – это реальные активы, имеющие ценность и оказывающие услуги на протяжении длительного периода времени. Это физический капитал и земля. Их можно купить или взять в аренду. Различают понятия величина актива и услуга актива. Соответственно, цена актива – цена за владение, и цена услуги актива– стоимость использования. Для вещественных факторов цена их услуги – рентная оценка (Rk, Rt), в соответствии с ней определяется суммарный доход – рента – это доход собственника данного актива, предоставляющего услуги в пользование другому лицу. Для арендатора рента – это часть издержек (арендной платы). Процентная ставка – это величина, в соответствии с которой получает доход владелец денежного капитала.


Формула наращивания процентов Kt=K0(1+r)t, где Кt – деньги, полученные после, К0 – первоначальная сумма, r – ставка процента, t – период времени.

Дисконтирование – обратная операция K0=Kt : (1+r)t. Рост денежного капитала определен увеличением номинальной процентной ставки rn – она показывает на какую величину возрастет денежная сумма в будущем.

Реальная процентная ставка определяет количество товаров и услуг, которое можно приобрести на соответствующий процентный доход с учетом изменения цен. rr = rn – темпы инфляции. Именно она интересует владельца капитала при инвестировании – это вложения финансовых средств, которые требуются фирме для того чтобы обеспечить себя необходимыми производственными фондами.

Главная особенность эк-ких отношений, связанных с использованием земли как невоспроизводимого, ограниченного природного фактора, – существование земельной ренты. Отдавая землю в аренду предпринимателям, землевладельцы получают за это определенную плату – ренту.

Именно ограниченность, неэластичность предложения земли является важнейшей причиной особенностей ценообразования в с/х. Именно уникальные условия предложения земли и других природных ресурсов отличают рентные платежи от заработной платы, процента и прибыли. Особенно большое внимание эк-кая теория уделяет земельной ренте, т.е. ренте в с/х. Это объясняется тем, что на протяжении длительного периода времени с/х было ведущей отраслью эк-и. ,

Земельная рента является центральной эк-ой категорией, регулирующей эк-кие отношения между землевладельцем и предпринимателем, арендующим землю для ведения с/х на капиталистической основе.

Внешне рента  представляет собой плату за пользование землей, которую ее собственник получает от арендатора. Очевидно, что она – часть стоимости продукта, полученного предпринимателем.

1) особенности ценообразования на продукцию с/х, в котором природный ресурс имеет определяющее влияние на производительность труда;

2) специфику получения в этой отрасли сверхприбылей и причин устойчивости их воспр-ва.

Данные обстоятельства порождены следующими особенностями, присущими природному фактору пр-ва:

1) земля и многие другие природные ресурсы не являются свободно воспроизводимыми условиями труда, подобно пром-ным орудиям труда и материалам;

2) ограниченность земель сельскохозяйственного назначения вообще, а земель лучшего и среднего качества тем более обусловливает мизерную эластичность предложения земель.

Особенности рентных отношений

Земля либо выступает как непосредственный фактор пр-ва, либо используется в качестве территории для размещения производственных, жилых и других помещений, транспортных и иных коммуникаций. Но в отличие от большинства иных средств пр-ва земля не является свободно воспроизводимым фактором пр-ва. Таким фактором теперь выступает вся природная среда, которая превращается в условие воспроизводства всемирного хоз-ва в целом. Впрочем, природная среда во многих своих проявлениях еще только начинает широко включаться в реальные эк-кие отношения, влияющие на воспр-во как отдельного, так и всего общественного капитала.


41) Рынок капиталов и его равновесие:

Капитал – это средства труда, с помощью которых производятся товары и оказываются услуги (или производственный фонд: станки, машины, здания, сооружения, запасы материалов, полуфабрикатов и т.п. в их стоимостном выражении).

Капитал можно купить или взять в аренду на определенный срок и за определенную плату. При этом приобретается либо сам актив, либо его услуг (различают понятия величина актива и услуга актива). В соответствии с этим определяются их стоимостные характеристики – цена самого актива и цена его услуги.

Цена актива – это цена, которую необходимо уплатить за владение активом. Цена услуги актива – стоимость использования услуги любого актива.

В хозяйстве существует еще один рынок, функционирование которого мы не рассматривали, - это рынок капитала, на котором даются и берутся напрокат деньги. Поскольку деньги берутся в долг в основном для приобретения капитальных благ, этот рынок и называют рынком капитала.

Отдача денег в долг называется предоставлением ссуды или кредита (от лат. creditum - "ссуда"). Соответственно, тех, кто дает деньги в долг, называют кредиторами, а тех, кто берет деньги в долг, называют заемщиками.

На рынке капитала существует цена, которая показывает, сколько нужно заплатить за прокат денег. Поскольку и цена, и количество на этом рынке измеряются в одних и тех же единицах - деньгах, для измерения цены используют относительные величины - проценты.

Ставкой процента называется цена, которую нужно уплатить за использование денег в течение некоторого промежутка времени, выраженная в процентах. Например, ставка 5% в год означает, что за использование 1000 рублей в течение года нужно заплатить 50 рублей.

На рынке капитала существуют спрос и предложение, которые определяют равновесную ставку процента (цену) и количество отданных напрокат денег.

Одной из главных особенностей рынка капитала является то, что любая фирма и любой потребитель может выступить на этом рынке как в качестве кредитора, так и в качестве заемщика. Во-первых, все фирмы и потребители используют этот "ресурс" в своей деятельности (и поэтому могут нуждаться в нем). Во-вторых, этот "ресурс" не требует производства (поэтому любая фирма или потребитель может обладать деньгами независимо от рода своей деятельности).

Спрос на капитал

Спрос на капитал предъявляют фирмы и население. При этом мотивы поведения их несколько различаются, но в результате они ведут себя схожим образом: при снижении ставки процента фирмы и потребители увеличивают спрос на кредиты.

Поэтому кривая рыночного спроса на капитал имеет отрицательный наклон (рис. 5.2.1), как и любая кривая спроса на благо или ресурс. Давайте рассмотрим, как это вытекает из поведения фирм и потребителей.

1. Фирмы предъявляют спрос на капитал для того, чтобы использовать его для приобретения капитальных благ (оборудования, материалов и т.д.) и получения прибыли. Они прибегают к услугам заемного капитала тогда, когда им не хватает своих собственных денег (например, вырос спрос на их продукт и фирмы хотят расширить производство). При этом чем дешевле фирме будет обходиться кредит, тем большее количество денег она захочет взять взаймы.