Файл: Изучение теоретических основ и разработка основных направлений совершенствования применения информационных технологий в ООО «Архстрой».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 231

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Эффективное решение задач управления и принятия решений в сложных экономических системах в настоящее время неразрывно связано с информационными технологиями.

Информационные технологии управления в последнее десятилетие достигали новых качественных уровней, в значительной степени расширяют возможности эффективного управления, предоставляют в распоряжение менеджеров всех уровней и руководителей организаций новейшие методы обработки и анализа экономической и социальной информации, необходимой для принятия основанных управленческих решений.

Информационные системы управления активно используются не только в управлении организациями, компаниями, но и в государственном управлении, в управлении университетами, государственными и общественными организациями.

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что центральное место среди задач менеджмента занимает получение прибыли от результатов хозяйственной деятельности фирмы, содержанием которой является обеспечение процесса производства всеми необходимыми ресурсами и организация технологического цикла в целом:

- разработка и совершенствование технологии производства;

- обеспечение требуемого уровня качества продукции;

- осуществление коммерческих операций;

- проведение операций товародвижения;

- осуществление всех видов расчетов;

- обеспечение технического обслуживания продукции;

- материально-техническое снабжение процесса производства;

- обеспечение финансовыми ресурсами;

- обеспечение персоналом и т.д.

В общем случае конечный успех предприятия зависит от многих факторов, часть из которых не поддается строгой формализации. В этих условиях информационное сопровождение управленческих процессов оказывается особенно актуальным.

Объектом изучения настоящей курсовой работы является компания ООО «Архстрой», предмет исследования - менеджмент в условиях развития передовых информационных технологий.

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и разработка основных направлений совершенствования применения информационных технологий в ООО «Архстрой».

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

  • Раскрыть теоретические основы информационных технологий менеджмента;
  • проанализировать деятельность компании ООО «Архстрой», провести анализ применяемых информационных технологий;
  • предложить основные направления совершенствования применения информационных технологий в ООО «Архстрой».

1. Теоретические основы информационных технологий менеджмента


1.1. Сущность информационных технологий менеджмента

Информационный менеджмент - это специальная область менеджмента, выделившаяся как самостоятельное направление в конце 1970-х гг.

Сфера информационного менеджмента - совокупность всех видов информации, необходимой для управления на всех этапах жизненного цикла компании. При этом определяется не только ценность и эффективность использования собственно информации, но и других ресурсов предприятия, в той или иной степени входящих в контакт с информацией: технологических, кадровых, финансовых.[14]

Информационные технологии - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных наук, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации с помощью вычислительной техники и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические применение, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.[2]

Менеджмент - это разработка, создание, максимально эффективное использование и контроль социально - экономических систем, совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли.[14]

Информационная система управления – это совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, а также предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений. [8]

Информационные технологии в менеджменте - процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения управленческих задач экономического объекта.

Основная цель автоматизированных информационных технологий - получать посредством переработки первичных данных информацию нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения. Это достигается за счет интеграции информации, обеспечения ее актуальности и непротиворечивости, использования современных технических средств для внедрения и функционирования качественно новых форм информационной поддержки деятельности аппарата управления.[2]


Информационные технологии справляются с существенным увеличением объемов перерабатываемой информации и ведут к сокращению сроков ее обработки. Информационные технологии являются наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов в управлении. Автоматизированные информационные системы для информационных технологий — это основная среда, составляющими элементами которой являются средства и способы для преобразования данных. Информационные технологии представляет собой процесс, состоящий из четко регламентированных правил выполнения операций над информацией, циркулирующей в информационной системе, и зависит от многих факторов, которые систематизируются по следующим классификационным признакам:[14]

- степень централизации технологического процесса;

- тип предметной области;

- степень охвата задач управления;

- класс реализуемых технологических операций;

- тип пользовательского интерфейса;

- способ построения сети.

Классификация информационных систем управления зависит от видов процессов управления, уровня управления, сферы функционирования экономического объекта и его организации, степени автоматизации управления.

Информационные системы федерального значения решают задачи информационного обслуживания аппарата административного управления и функционируют во всех регионах страны.[17]

Территориальные (региональные) информационные системы предназначены для решения информационных задач управления административно-территориальными объектами, расположенными на конкретной территории.

Муниципальные информационные системы функционируют в органах местного самоуправления для информационного обслуживания специалистов и обеспечения обработки экономических, социальных и хозяйственных прогнозов, местных бюджетов, контроля и регулирования деятельности всех звеньев социально-экономических областей города, административного района и т. д.

По видам процессов управления информационные системы делятся на:[11]

1. Информационные системы управления технологическими процессами предназначены для автоматизации различных технологических процессов (гибкие технологические процессы, энергетика и т.д.).

2. Информационные системы управления организационно-технологическими процессами представляют собой многоуровневые, иерархические системы, которые сочетают в себе информационные системы управления технологическими процессами и информационные системы управления предприятиями.


3. Информационные системы организационного управления, которые предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. К этому классу информационные системы относятся информационные системы управления, как промышленными фирмами, так и непромышленными экономическими объектами – предприятиями сферы обслуживания.

Основными функциями таких систем являются оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом и снабжением и решение других экономических и организационных задач.

4. Интегрированные информационные системы предназначены для автоматизации всех функций управления фирмой и охватывают весь цикл функционирования экономического объекта: начиная от научно-исследовательских работ, проектирования, изготовления, выпуска и сбыта продукции до анализа эксплуатации изделия.

5. Корпоративные информационные системы используются для автоматизации всех функций управления фирмой или корпорацией, имеющей территориальную разобщенность между подразделениями, филиалами, отделениями, офисами и т.д.

6. Информационные системы научных исследований обеспечивают решение научно-исследовательских задач на базе экономико-математических методов и моделей.

7. Обучающие информационные системы используются для подготовки специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников различных отраслей экономики.

Основной составляющей частью автоматизированных информационных систем. являются информационные технологии, развитие которых тесно связано с развитием и функционированием информационных систем.[2]

Способ построения сети зависит от требований управленческого аппарата к оперативности информационного обмена и управления всеми структурными подразделениями фирмы. Повышение запросов к оперативности информации в управлении экономическим объектом привело к созданию сетевых технологий, которые развиваются в соответствии с требованиями современных условий функционирования организации.[5]

1.2. Значение информационных технологий в менеджменте

Сегодня положение дел в рассматриваемой области характеризуется крайней неопределенностью.

Во-первых, это связано с непрерывным увеличением объема технологических предложений, требующих высоких инвестиций, и соответственно с усилением зависимости от внешних услуг (например, от поставщиков программного обеспечения). Внутрифирменные ассигнования на нужды информационных технологий растут опережающими темпами по сравнению с другими затратами предприятия. При этом высший менеджмент мало осведомлен об общих расходах в сфере информационных технологий.[14]


Во-вторых, изменяется роль информационных технологий в хозяйственной деятельности многих компаний. При выполнении внутрифирменных процессов функция информационных технологий перестала быть вспомогательной, превратившись в важнейшую составную часть продукта или производственных мощностей. Хозяйственные риски в настоящее время во многом определяются рисками в сфере информационных технологий. Реализация же современных высокопроизводительных организационных проектов (например, «виртуальных организаций» без жесткой привязки производственных участков к определенному месту), требует полного использования потенциала информационных технологий с помощью телекоммуникационных средств.[1]

Не способствует стабилизации быстрый рост издержек в сфере информационных технологий. Чтобы контролировать их увеличение и добиться большей гибкости в решении информационно-технологических проблем, многие предприятия идут в основном двумя путями.

Первый заключается в том, что предприятие создает внутрифирменный информационно-технологический участок, который предлагает услуги и рынку во вне компании, доказывая тем самым возможность рентабельного использования своих мощностей. Чаще предприятия выбирают другой путь, когда большая часть собственного информационно-технологического персонала переводится в распоряжение вновь создаваемых дочерних компаний или совместных со специализированными информационно-технологическими партнерами предприятий, также самостоятельно выступающих на рынке. На материнском предприятии остается небольшая группа сотрудников, на которую возлагаются функции информационного менеджмента.[5]

Высший менеджмент начинает осознавать, какое важное воздействие оказывают информационно-технологические решения на сам хозяйственный процесс и культуру предприятия. Поэтому он чувствует себя все более ущемленным в том плане, что вынужден делегировать соответствующие вопросы внутрифирменным подразделениям или внешним организациям. К тому же первый опыт работы вне фирменных информационно-технологических служб не дает особых поводов для оптимизма относительно эффективности решения указанных проблем. В связи с чем возникают следующие ключевые вопросы:[17]

- каково отношение ведущего персонала к информационным технологиям, какие последствия вытекают из более эффективной ее организации и использования в производстве новых товаров и услуг;

- что должно знать высшее руководство фирмы в области информационных технологий, чтобы принимать компетентные решения, в частности в отношении инвестиций;