Файл: Японская модель менеджмента (ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существуют и другие различия японской и американской систем управления. В США в процессе управления ставка делается на яркую личность, способную улучшить деятельность организации - в Японии же менеджеры ориентируются на группу и организацию в целом. В американских фирмах существуют жесткие структуры управления, обладающие определенными функциями, - в Японии применяются более гибкие структуры управления, создаваемые и ликвидируемые по мере выполнения конкретных задач. Главным стимулом для американских работников является экономический фактор (деньги) - для японских работников более значимую роль играют не деньги, а социально-психологические факторы (чувство принадлежности к коллективу, гордость за фирму) [7, с. 94].

Для западноевропейских и американских предприятий характерно наличие морально-психологических запретов, сдерживающих инициативу и творчество работников, - японские трудящиеся руководствуются понятиями внутреннего долга и подчиненности своих интересов интересам коллектива. В кризисных ситуациях американские менеджеры стараются уволить часть персонала, чтобы уменьшить расходы своей организации и сделать ее более конкурентоспособной, - на японских предприятиях существует неписанный закон так называемого пожизненного найма работников, при котором работающий персонал рассматривается как высшая ценность организации, а, следовательно, администрация будет делать все возможное для того, чтобы сохранить своих работников в самых кризисных ситуациях [14, с. 101].

Американские работники согласно контракту о приеме на работу ориентированы только на выполнение своих функциональных обязанностей - японские работники стремятся не только выполнить свои должностные обязанности, по и сделать максимум полезного для своей организации [22, с. 137].

В таблице 1 показано сравнение японской и американской системы управления, позволяющее выделить достоин­ства и недостатки каждой из них.

Таблица 1

Сравнение японской и американской системы управления [25, с. 171]

Критерии

Японская система управления

Американская система управления

Характер принятия управленческих решений

Принятие решений по принципу консенсуса

Индивидуальный характер принятия решений

Ответственность

Коллективная

Индивидуальная

Структура управления

Нестандартная, гибкая

Сурово формализованная

Характер контроля

Коллективный

Индивидуальный контроль руководителя

Организация контроля

Мягкий неформализованный контроль

Четко формализованная жесткая процедура контроля

Оценка результатов деятельности руководителя

Замедленные оценка работы работников и служебный рост

Быстрая оценка результата и ускоренное продвижение по службе

Оценка качеств руководителя

Умение осуществлять координацию действий и контролировать

Профессионализм и инициатива

Направленность управления

Ориентация управления на группу, повышенное внимание к человеку

Ориентация управления на отдельное лицо, внимание к человеку как к исполнителю

Оценка результатов деятельности персонала

Достижение коллективного результата

Достижение индивидуального результата

Отношения с подчиненными

Личные неформальные отношения

Формальные отношения

Карьера

Продвижение по службе с учетом возраста, выслуги лет и лояльности к фирмы

Деловая карьера предопределяется личными достижениями

Подготовка руководителей

Подготовка универсальных руководителей

Подготовка узкоспециализированых руководителей

Оплата труда

Оплата труда за показателями работы группы, стажем

Оплата труда за индивидуальными достижениями

Срок занятости на фирме

Долгосрочная занятость руководителя на фирме, пожизненный наем

Занятость на контрактной, договорной основе, краткосрочный наем

Штатное расписание

Отсутствие четко определенных должностей и задач внутри организации

Функциональная подчиненность и четкие границы полномочий

Повышение квалификации

Без отрыва от производства (на рабочем месте)

Отделено, за специальными программами подготовки


В последнее время американцы предпринимают много усилий, чтобы выяснить сущность японских методов управления и перенести положительный опыт Японии на свои предприятия. В 50-60-е гг. положение было обратным, японские фирмы перенимали американские принципы организации производства, технологию производства, подходы к формированию организационных структур и другое [13, с. 29].

В последнее время американские корпорации начали внедрять у себя нововведения, приведшие японские фирмы к значительному успеху. Так, американская компания «Дженерал Моторс» внедрила систему «точно в срок», а другая компания «Дженерал Электрик» - «кружки качества» [26, с. 74].

В краткосрочной перспективе японская система менеджмента проигрывает американской из-за большой сложности принятия решений и большого количества времени и средств, затрачиваемых на обучение персонала на всех уровнях. Но в долгосрочной перспективе она повышает эффективность производства, поскольку стимулирует соучастие рабочих в управлении и усиливает их ответственность и заинтересованность в делах фирмы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Руководство японских компаний стремится к повышению эффективности функционирования организации, прежде всего, за счет постоянного увеличения производительности труда персонала.

Характерными чертами японского управления являются: коллективизм, бережливость, аккуратность, практицизм, высокая приспособляемость к новизне, патернализм, трудолюбие. В общем виде японская система управления основывается на таких основных подходах, как система пожизненного найма, процесс коллективного принятия решений, концепция постоянного обучения.

Система управления производством в Японии в своей основе имеет несколько основополагающих принципов, среди которых: реализация системы производства «Канбан», выполнение производственных задач «точно в срок»; организация маневренной структуры управленческого и производственного персонала компании; приоритет потребности и интересов потребителей фирмы; прозрачность деятельности менеджмента компании; реализация системы постоянного управленческого контроля; реализация комплексной системы управления качеством на производстве.

Одним из основных направлений работы в рамках системы управления производством на японских предприятиях является систематическое повышение качества выпускаемой продукции. Система контроля качества является двухуровневой, на первом уровне организуется общефирменная система контроля качества, которая находится во взаимосвязи с совокупностью горизонтальных связей с иными функциональными подразделениями компании.


Система качества на данном уровне обеспечивает поддержание определенного уровня качества производимой продукции в общекорпоративном масштабе. Система управления качеством на втором уровне представляет собой организованную работу кружков качества, которые создаются в низших производственных подразделениях и целью которых является решение локальных задач.

С середины XX века японская система управления перосналом основывается на идеях У. Э. Деминга, который исследовал мотивацию и подробно рассматривал в своих работах феномен страха сотрудников перед увольнением. Процесс увольнения персонала является наказанием для сотрудников компании. Как правило, фирмы – конкуренты не рассматривают как специалистов уволенных сотрудников.

Продвижение по карьерной лестнице происходит в зависимости от возраста и стажа. А чтобы стать начальником, компании проводят экзамены на чин. Профсоюзы в Японии не разделяются по профессиям, а являются союзом рабочих одной фирмы, они разделяют такие ценности менеджмента, как производительность, прибыльности и рост.

Японская модель управления персоналом вследствие своей эффективности позволила достигнуть Японии невероятно высоких результатов в мировой экономике. А система управления качеством обеспечивает серьезные конкурентные преимущества товаров и услуг японских предприятий.

Управленческие школы США и Японии являются в настоящее время ведущими в мире и рассматриваются в других странах как своеобразный эталон развития менеджмента. В США в процессе управления ставка делается на яркую личность, способную улучшить деятельность организации - в Японии же менеджеры ориентируются на группу и организацию в целом.

Подытожив, можно сказать, что система менеджмента, разработанная в Японии много лет назад, является одной из самых эффективных на сегодняшний день. Ее методами пользуются и менеджмент предприятий многих стран, находящихся в первых местах по развитию производства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Андерсон К.К. Менеджмент, ориентированный на потребителя / Андерсон, Керр Кристин; , Кэрол. - М.: ФАИР-Пресс, 2016. - 288 c.
  2. Белоусов Е. Ф., Макришин В. Т. Система управления качеством в Японии // НиКа. 2015. №. С.84-88
  3. Вумек, Джеймс П. Модели менеджмента ведущих корпораций / Вумек, Джеймс П., Джонс, Дэниел Т., Масааки Имаи,. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2016. - 136 c.
  4. Голубчиков Е. Подготовка управленческого персонала для работы за рубежом: опыт японских корпораций // Проблемы теории и практики управления - №6 - 2017. - С.25 - 30
  5. Гречкин А. В. Особенности японской системы управления персоналом: переход к новым формам найма служащих // Вестник АГТУ. 2016. №4. С.98-102
  6. Григорян Г.С. Анализ системы управления в японских автомобильных компаниях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 2. С. 34-39
  7. Дарижапов Б. Д. Обзор зарубежных моделей управления персоналом // Известия БГУ. 2017. №1. С.91-95
  8. Демина Н.В. Преимущества и недостатки отбора персонала в японских компаниях // Гуманизация образования. 2016. №3. С.125-131
  9. Дудка, В.Д. Менеджмент качества в области высокотехнологичных производств / В.Д. Дудка. - М.: Финансы и кредит, 2015. - 238 c.
  10. Иванов С.Д., Иванов С.С. Менеджмент в Японии // Проблемы экономики и менеджмента. 2017. №12 (40). С.107-111
  11. Имаи М. Кайдзен: Ключ к успеху японских компаний / Масааки Имаи; Пер. с англ. - 8-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 274 с.
  12. Исикава К. Японские методы управления качеством / Сокр. пер. с англ. М.: «Экономика», 2016. - 211 с.
  13. Как работают японские предприятия: Пер. с англ ./ Под ред. Я. Мондена и др. М., 2017. – 137 с.
  14. Каору И., Японские методы управления качеством. - М: Экономика, 2016 . – 326 с.
  15. Картавый М.А. Японская система управления // Менеджмент в России и за рубежом / А.Н. Нехамкин, М.А. Картавый ,2017, №3,С. 45-48.
  16. Коргова М.А. Менеджмент. Краткий курс. Ростов-на-Дону., Феникс 2016. – 418 с.
  17. Кузнецова Н.В. История развития японской науки управления // Известия Восточного института. 2014. №8. С.76-88
  18. Кузнецова Н.В. Универсальность японского менеджмента // Известия Восточного института. 2017. №2. С.14-29
  19. Курицын А.И. Управление в Японии: организация и методы / А.И. Курицын. - М.: Наука, 2016. – 147 с.
  20. Матрусова Т. Обучение персонала в японских фирмах // Проблемы теории и практики управления №1. 2017. - С.46 – 51
  21. Матрусова Т.Н. Япония: материальное стимулирование в фирмах// Наука. М., 2016. – 232 с.
  22. Пищулина Е.С. Особенности японской системы управления // Инновационная наука. 2016. №11-1. С.137-138
  23. Пронников В.А. Японцы // А.В. Пронников, И.Д. Ладанов. Японцы-М.: 2017. – 300 с.
  24. Пшенников В.В. Японский менеджмент / В.В. Пщенников. - М.: Япония сегодня, 2016. – 325 с.
  25. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. –  М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 222 с.
  26. Старобинский Э.М., Менеджмент в Японии // Управление персоналом. 2016. №5. С. 70 - 78
  27. Харитонов М. В., Авруцкая С. Г. Использование японской модели менеджмента для повышения эффективности деятельности российских предприятий // Успехи в химии и химической технологии. 2016. №8 (177). С.113-115
  28. Шонбергер Р. Японские методы управления производством. – М.: Экономика, 2016. – 327 с.