Файл: Японская модель менеджмента (ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Рассмотрение японской системы управления особенно актуально в связи с несколькими важными обстоятельствами, среди которых: достаточно резкий положительный скачок в социально – экономическом развитии Японии после поражения в ходе Второй мировой войны; ситуация завоевания значительной доли международных рынков, а также создание монополий в большом количестве сфер мирового товарообеспечения, растущая роль Японии на развитие мировой политической и экономической системы и так далее.

Обозначенные факторы дают возможность высоко оценить не только японскую государственную экономическую политику, но и зафиксировать эффективное управление отдельными организационными структурами. В мировой практике выделяют самостоятельную японскую систему управления, что, также обосновывает актуальность рассмотрения данной темы.

Целью данной работы является изучение характерных признаков и особенностей японской системы управления. Для реализации обозначенной цели необходимо решить целый комплекс практических задач, среди которых:

  1. описать особенности и характерные черты японского менеджмента;
  2. рассмотреть управление производством и систему качества в японской системе управления;
  3. рассмотреть управление человеческими ресурсами в системе японского менеджмента;
  4. провести сравнительный анализ японской и американской системы управления.

Объектом исследования является японская система управления, предмет - характерные признаки и особенности японской системы управления.

В ходе проведения исследования были использованы разнообразные методы, среди которых можно выделить общие и специальные методы научного познания: системного, структурного и функционального анализа, группировки и сравнения. Выбор методологической базы обусловлен темой и структурой выпускной квалификационной работы.

Структура курсовой работы обусловлена выбранной для исследования темой. Так работа состоит из введения, трех глав и заключения.

  1. ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

    1. Сущность и характерные черты японского менеджмента


Рассматривая два последних десятилетия, можно констатировать, что Япония занимает одни из лидирующих позиций в рамках мирового рынка. Многие исследователи отмечают, что основная причина такого стремительного успеха данной страны заключается в реализованной на японских предприятиях модели менеджмента. Данная модель ориентируется в большей степени на человеческий фактор, как на основной. Главным богатством Японии считаются человеческие ресурсы [22, с. 137].

Руководство японских компаний стремится к повышению эффективности функционирования организации, прежде всего, за счет постоянного увеличения производительности труда персонала. Стоит отметить, что в Европейских странах и в США основной целью менеджмента компаний является максимизация прибыли при постоянном снижении затрат [7, с. 92].

Важно учитывать, что те методы, которые активно используются в рамках японской модели менеджмента, сложились в послевоенный период, когда в стране была разруха, перед руководством Японии остро стояла задача стремительного восстановления социальной и экономической жизни страны.

На формирование японской модели менеджмента преимущественно оказали влияние два фактора:

  • опора на уже существующий зарубежный опыт управления предприятиями;
  • безусловное сохранение национальных традиций [3, с. 48].

Огромное влияние на развитие японской модели менеджмента оказали американские принципы управления, так как после войны именно США оккупировали территорию данного государства. В основе японского менеджмента лежит философский принцип «мы все одна семья», исходя из этого, основной управленческой задачей японских менеджеров является установление благоприятных отношений с персоналом, создание образа семьи в рамках организации. Те японские компании, которые руководствуются данным принципом, добиваются наибольших успехов [9, с. 102].

Те работники, которые достаточно долго работают друг с другом, создают психологический климат в коллективе, характеризующийся самомотивацией и самостимулированием. При этом управление скорее имеет рекомендательный характер, обязанности управляющих менеджер нет необходимости четко определять, потому в условиях благоприятного социально – психологического климата каждый сотрудник стремится делать то, что пойдет на благо организации [11, с. 47].

Японская система управления имеет сои характерные черты, которые напрямую связаны с менталитетом японского населения, среди них:

  • коллективизм, который подразумевает коллективный, единый взгляд на принятие управленческих решений, а также коллективную ответственность всех сотрудников организации, коллективный контроль и так далее;
  • бережливость, которая заключается в осуществлении политики максимально возможной экономии в рамках системы управления, а именно: в бережном отношении к ресурсам компании, в реализации безотходных современных технологий и так далее;
  • аккуратность, которая проявляется в высоком уровне качества, достаточно высокой культуре управления, которая характеризуется определенным уровнем исполнительности;
  • практицизм, который подразумевает создание уникальной системы управления, отвечающей определенным целям и задачам деятельности организации;
  • быстрая адаптация к новизне;
  • патернализм, выражающийся в возникновении близких и неформальных отношений, складывающихся между менеджерами компании и их подчиненными, продвижение по карьерной лестнице ограничено возрастом стажем работы, руководитель имеет беспрекословный авторитет, позволяющий ему координировать и постоянно контролировать деятельность персонала;
  • трудолюбие, определяющее постоянный рост производительности труда работников [4, с. 26].

В рамках японской системы менеджмента присутствует сильное отождествление сотрудника с его компанией, которое находит отражение в возникновении жертвенности работников во имя интересов организации. Так персонал японских компаний довольно редко отдыхают в традиционные выходные дни, без проблем соглашаются на выполнение сверхсрочной работы, в полной мере не пользуются предоставляемым оплачиваемым отпуском. В противном случае, они считают, что их поведение будет расценено как недостаточно преданное в отношении их компании [25, с. 131].

Результатом развития японской системы менеджмента является отсутствие текучести кадров в компаниях Японии. Исходя из статистических данных, на 1000 сотрудников предприятий автомобилестроительной отрасли приходится лишь 25 дней прогулов. В то время как, например, в США этот показатель на 1000 рабочих составляет 343 дня (в 14 раз больше).

Отношения менеджмента и персонала в японских компаниях укрепляют с помощью всяческого открытого поощрения интенсивного установления контактов друг с другом. К примеру, ежедневно, не включая субботние и воскресные дни, сотрудники фирм в Японии начинают свой трудовой день с проведения физкультурной зарядки, а также пения гимна своей компании [18, с. 16].

Также после этого каждый сотрудник независимо от его статуса и положения в компании декламирует правила организации, которые всегда висят на стенах и текст которых посвящен упорному и качественному труду, самоотдаче на работе, исполнительности и благодарности в адрес фирмы [16, с. 101].

Японские компании каждый год традиционно отмечают день основания организации, что позволяет менеджменту фирм реализовывать в полной мере идеи общности интересов руководителей и персонала компании.

Японские менеджеры постоянно присутствуют на производстве, общаются с персоналом, все проблемы по мере их поступления решают на месте. В их обязанности также входит ведение бесед с сотрудниками, касающихся вопросов совершенствования производственных процессов на предприятии, повышения эффективности финансово – хозяйственной деятельности компании [28, с. 102].

В общем виде японская система управления основывается на таких основных подходах, как система пожизненного найма, процесс коллективного принятия решений, концепция постоянного обучения [19, с. 87].

Специфика японского менеджмента, учитывающего психологию людей и их социальный статус и позволившего добиться не обычных успехов в промышленности, способствовала совершенствованию традиционных методов управления кадрами в других странах с развитой экономикой.


    1. Система управления производством и качеством

Продукция, выпускаемая на японских предприятиях, во всем мире признана, как одна из самых качественных. Система управления производством в рамках японского менеджмента устроена таким образом, что на первом месте находится не цель максимизации прибыли компании, главным производственным ориентиром являются интересы потребителей фирмы [1, с. 18].

Система управления производством в Японии в своей основе имеет несколько основополагающих принципов, среди которых:

  • реализация системы производства «Канбан», выполнение производственных задач «точно в срок»;
  • организация маневренной структуры управленческого и производственного персонала компании;
  • приоритет потребности и интересов потребителей фирмы;
  • прозрачность деятельности менеджмента компании;
  • реализация системы постоянного управленческого контроля;
  • реализация комплексной системы управления качеством на производстве [6, с. 35].

Основное содержание системы «Канбан» заключается в том, что каждый производственный процесс обеспечивается поставкой необходимой детали или узла «точно в срок», а поставка готовой продукции потребителю осуществляется точно тогда, когда в ней появляется необходимость. Производство продукции, как правило, осуществляется небольшими партиями, а производственный участок занимается одновременно выпуском различных моделей.

Цепочка производства на японских предприятиях построена следующим образом: работник каждой следующей производственной операции является непосредственным потребителем результатов труда предыдущего сотрудника, он может оказывать прямое влияние на качество его работы. Именно поэтому каждая производственная операция обеспечена определенным уровнем внимания со стороны работников [10, с. 109].

Результатом реализации системы «точно в срок» является отсутствие необходимости в заготовлении товарных и материальных резервов, освобождаются складские и производственные площади предприятий, отсутствует незавершенное производство, а, значит, существенно сокращаются расходы компании на его содержание. Финансовые средства предприятия начинают обращаться с большей скоростью, что повышает ликвидность и платежеспособность японских предприятий [18, с. 21].


В рамках японской системы управления производством предусмотрен отказ от производства продукции, которая не требует спроса, так как она может стать катализатором возникновения и накопления незавершенного производства. Производство продукции с целью ее отгрузки на склад и для того, чтобы обеспечить определенный уровень занятости работников являются недопустимыми и не поощряются.

Процесс управления производственной деятельностью на японских предприятиях основан, прежде всего, на системе накопления и систематизации различной информации с ее дальнейшим использованием для процесса разработки мероприятий, целью которых является повышение эффективности производственного процесса и улучшения качественных характеристик выпускаемой продукции [24, с. 101].

Японская система контроля эффективности управления производственной деятельностью предприятия основывается на ежемесячном анализе итоговых отчетов с целью сравнения доходов, объема производства, качества с запланированными ранее показателями. По результатам анализа производится оценка эффективности работы подразделений и их управленческого персонала.

При планировании технологического процесса на предприятии обязательно предусматривается недогрузка мощностей, чтобы управленческий персонал имел возможность решать возникающие проблемы без ущерба качеству продукции [15, с. 46].

Работники японских предприятий обладают правом остановки производственного процесса в случае, если появляется угроза некачественного выполнения той или иной производственной операции. Причины возникновения такой ситуации должны быть проанализированы, устранены, и только тогда без угрозы потери качества производственный процесс возобновится.

Японские менеджеры постоянно присутствуют на производстве, общаются с персоналом, все проблемы по мере их поступления решают на месте. В их обязанности также входит ведение бесед с сотрудниками, касающихся вопросов совершенствования производственных процессов на предприятии, повышения эффективности финансово – хозяйственной деятельности компании [26, с. 72].

Отличительными особенностями японского производства являются чистота и порядок. С одной стороны это является залогом качества выпускаемой продукции, а с другой - яркой демонстрацией отношения рабочих и руководителей к своей компании и коллективу, неотъемлемой частью которого они себя сознают.

Вся система менеджмента промышленных предприятий в Японии направлена на производство продукции, максимально удовлетворяющей постоянно растущие запросы потребителей. Эта цель достигается путем отказа от узкой специализации производства, воспитания универсального работника и создания системы, при которой выпуск некачественной продукции становится практически невозможным [27, с. 114].