Файл: Понятие и сущность нотариата и содержание правовой деятельности нотариуса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Указанное акцентирует внимание на уникальном дуалистическом статусе нотариусов.

А.М. Азнаев отмечает, что правовой статус нотариуса является комплексным институтом юриспруденции, он признан нормами гражданского, административного, налогового, муниципального права. Значительную часть правового статуса нотариуса, по мнению автора, регулирует административное право. Автор утверждает, что административно-правовой статус нотариуса имеет следующие особенности: является составляющей общего юридического статуса нотариуса; отражает его публичное положение в обществе; состоит из установленных законодательством обязанностей и прав в совокупности с объемом и характером правосубъектности[22].

Установление и ликвидация должности нотариуса определены в главе 2 Основ законодательстве о нотариальной деятельности в РФ. Права, обязанности и ответственность нотариуса определяются в главе 3 данного закона.

В соответствии со статьей 15, права нотариуса заключаются в совершении нотариальных действий, процесс, условия и другие элементы которых определяются во втором разделе исследуемого акта, составлять проекты сделок, истребуют необходимые документы и граждан и юридических лиц, бесплатно получают информацию из единого реестра прав на недвижимое имущество. Совершать нотариальные действия нотариусы должны в интересах граждан и юридических лиц.

Нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный по его вине имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона. Вред возмещается за счет страхового покрытия из договора о страховании ответственности нотариуса.

Нотариус несет дисциплинарную ответственность за нарушения, предусмотренные Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации.

Скудность определения прав и обязанностей нотариуса (им посвящено только по одной статье в рассматриваемой главе закона) обусловлена тем, что реализация нотариальных функций происходит в рамках исполнения нотариальных действий, подробному регулированию которых посвящен раздел 2 Основ законодательства о нотариате.

В рамках раскрытия темы данного параграфа, нет возможности проанализировать правовое регулирование всех нотариальных действий. Однако, определяя проблемы установления статуса нотариуса, в первую очередь следует говорить о том, насколько правовое регулирование установленных законодательством функции, задач, прав и обязанностей данного института, соответствуют потребностям правоприменительной практики и достигают главной цели – осуществлением нотариатом защиты прав и свобод граждан и юридических лиц.


Поэтому, остановимся кратко на отдельных видах нотариальных действий.

Действия нотариуса при оформлении наследства на всем протяжении наследственных правоотношений регулируются Основами законодательства о нотариате и подзаконными актами – Постановлениями Правительства, Приказами Минюста РФ. Проблемы в правовом регулировании исследуемых отношений связаны как с проблемами правового регулирования наследственных отношений в ГК РФ[23] вообще и непосредственным регулированием деятельности нотариуса. Также следует отметить отдельно такие проблемы, которые связаны с нотариальными действиями при наследовании отдельных видов имущества, в том числе жилых помещений, предприятий, доли в предприятии, а также проблемы регулирования наследования неимущественных прав, объектов долевого строительства и т.д.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Одной из современных проблем, является не регулирование законодательством, в частности, Основами и Методическими рекомендациями по оформлению наследственных прав, оснований подписания завещаний не наследодателем. В связи с данным пробелом, существуют споры в отношении признании недействительным данного завещания.

В связи с этим в деятельности нотариуса возникает вопрос, как указывать причину, по которой гражданин не смог подписать завещание собственноручно. Думается, следует поступать так: в той части текста, которая идет от имени завещателя (то есть в тексте собственно завещания) причина указывается со слов гражданина. Это может быть и диагноз (например, паралич правой руки, перелом), может быть и другая причина (просто боль, слабость в мышцах кисти, нечеткое зрение). В удостоверительной надписи нотариус должен указать причину, которая ясна лично ему, и описание этой причины не будет дословно совпадать с тем, что указал завещатель, она должна соответствовать причинам, названным в п.3 ст.1125 ГК и (болезнь, физический недостаток, неграмотность). В ряде случаев, по примеру практики некоторых нотариусов, можно в такой ситуации всё же предложить завещателю проставить образец свой подписи с тем, чтобы убедиться и в дальнейшем доказать в суде, что завещатель, действительно, не смог расписаться.

На данной стадии наследственных правоотношений возникает еще одна, наиболее сложная проблема - установление дееспособности. Как нами было отмечено, судебный иск о недействительности завещания как сделки по причине недееспособности лица, предполагает доказать истцу основания признания лица, составившего завещание недееспособным. По нашему мнению, данную проблему частично могли бы решить определенные вопросы, ответы на которые лицо должно собственноручно подписать. Например, о состоянии здоровья, об отсутствии наблюдения в нарко- и психодиспансере и т.д. аргументация на то, что нотариус не обязан требовать медицинской карты, а самостоятельно, по своему внутреннему убеждению устанавливает вменяемость на момент составления и подписи завещания лица, по нашему мнению, и далее будет порождать правоприменительные проблемы.


Отдельно хотелось бы осветить проблемы, возникающие при ситуации, требующей от нотариуса действий по охране и управлению имущества. Данная проблема, по нашему мнению, все больше будет возникать в нотариальной практике ввиду того, что в наследство передаются доли в хозяйственных обществах, предприятия. Выбор управляющего, зависит от усмотрения нотариуса. Ни законодательство, на Рекомендации никаких критериев на этот счет не устанавливают. Кроме этого, не выделен из общей массы договоров на управление имуществом договор, заключаемый нотариусом.

Также, по нашему мнению, для избежания злоупотребления правами наследников имущества, необходимо нормативно предусмотреть их ответственность в случае нарушения обязательства: отказ от принятия выполненного должником обязательства; неуплаты гонорара должнику; неосуществление действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, в результате чего должник не смог выполнить своих обязательств. В таком случае доверительный управляющий вправе требовать возмещения убытков или не платить процентов от дохода, если неисполнение обязательства является «его существенным нарушением» и основанием расторжения или изменения договора.

Рассматривая регулирование статуса нотариусов, также следует отметить и такой нерешенный в законодательстве вопрос, как определение его правового положения в процессе при оспаривании завещания. В литературе, по нашему мнению, выдвигается рационально предложение о закреплении статуса нотариуса в данных видах дел как третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования[24]. Данное предложение оправдано, по нашему мнению, потому, что оспариваются не действия нотариуса как неправомерные, а именно завещание, например, при не учете в нем прав лиц, находившихся на иждивении. Действия нотариуса являются правомерными, но он участвует в процессе, так как решение по делу затрагивает его профессиональные интересы. Поэтому, для совершенствования правового регулирования, целесообразно в рамках ГПК РФ определить в делах об оспаривании завещания правовое положение нотариуса как третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования.

Не менее сложной сегодня является проблема регулирования платы за нотариальные услуги и вопрос о навязывании услуг. Данная проблема была поднята ФАС службой в связи с многочисленными поступающими в ее адрес жалобами на деятельность нотариусов в плане установления цены за услуги и навязывание дополнительных услуг. Анализ ситуации позволил антимонопольному органу сделать вывод о наличии признаков сговора по установлению цен, отсутствием исчерпывающего перечня и четкого регулирования предоставляемых услуг, отсутствию действенных механизмов привлечение за вышеназванные действия к ответственности.


Так как с 6 января 2012 года антимонопольное законодательство распространяется на нотариальную деятельность, антимонопольная служба требует и проведения ревизии нотариальных действий. Однако, данная инициатива не нашла поддержки в судебных инстанциях. Так, по причине того, что деятельность нотариусов не относится к предпринимательской, суд определил незаконным Приказа от 16.04.2013 N 266/13 о проведении внеплановой выездной проверки.[25] Аналогичная позиция выражена и Конституционным Судом, в котором суд указал на правомерность оплаты правовой и технической работы нотариуса в качестве работы дополнительной по отношению к собственно нотариальному действию, хотя, по мнению заявителя жалобы, неконституционными являются нормы, допускающие возможность взимания нотариусами за совершение нотариальных действий не только нотариальных тарифов, установленных законодательством, но и дополнительных платежей за названные услуги.[26] По нашему мнению,  нотариус должен предварительно информировать заявителя о стоимости дополнительных юридических, технических услуг. 

Считаем необходимым законодательно определять и закреплять и минимальный, и максимальный размеры такой оплаты. Ведь, во-первых, нотариат - орган, защищающий права и законные интересы физических и юридических лиц, и должно быть доступным для лиц, нуждающихся в такой правовой помощи. Гарантией доступности нотариата, в частности, должен быть механизм установления размеров платы. Кроме того, возможность определять размер оплаты совершаемых нотариальных действий предоставляет нотариату коммерческого характера и может привести к конкуренции между нотариусами.

Правовое регулирование ведение реестра ЕИСН осуществляется Основами законодательства о нотариате и рядом подзаконных актов. В статье 34.2 Основ определены требования, касающиеся не всех трех обозначенных выше реестров, а только двух из них: реестра нотариальных действий и реестра наследственных дел.

Законом предусматривается, что до 1 января 2018 года в обязательном порядке должен быть осуществлен переход к регистрации всех нотариальных действий в электронной форме с использованием квалифицированной электронной подписи в ЕИСН. Этот срок указан как для государственных нотариусов, так и для нотариусов, которые осуществляют частную практику[27]. В рамках реестра нотариальных действий нотариусы обязаны регистрировать сведения об удостоверенных ими завещаниях, брачных договорах и доверенностях. Реестры созданы и ведутся Федеральной нотариальной палатой. Внесение информации в реестры осуществляются нотариусами.


Значимость нововведения для совершенствования гражданско-правового оборота в России огромна. Введение электронных реестров решает ряд социальных задач. К примеру, реестр уведомлений о залогах движимого имущества должен стать инструментом борьбы с мошенничествами на рынке кредитных автомобилей. Столь же весомо значение этого же реестра для решения ряда задач хозяйствующих субъектов, в частности, как инструмента регулирования спорных ситуаций с приоритетами залогов движимого имущества.

3.2 Перспективы развития правового регулирования статуса нотариуса

Рассматривая вопрос развития нотариата в России вообще и в рамках Проекта законодательства о нотариате[28] в частности, кратко отметим необходимость создания данного проекта.

Потенциал нотариата показал перспективы своей реализации во многих развитых странах мира. В нашем государстве, на протяжении последних десятилетий, законодательство о нотариате существенно менялось, не затрагивая принципиальные его статусные основы. Однако, развитие рыночных отношений и необходимость повышения уровня защиты прав граждан и юридических лиц, свидетельствуют о несоответствии действующего законодательства международным стандартам и потребностям правоприменительной практики. В регулировании деятельности нотариата накопилось множество проблем, решить которые, единичными законодательными изменениями не представляется возможным. В предыдущих параграфах данной работы, нами частично освещались проблемы правового регулирования статуса нотариата и нотариусов как должностных лиц, проблемы регулирования отдельных видов нотариальных действий. Разработчики проекта постарались не только определить понятие и сущность нотариата, но также решить ряд правоприменительных вопросов.

Авторы законопроекта пришли к выводу, что нотариат в Российской Федерации – это правовой институт, определяющий порядок организации и осуществления нотариальной деятельности по удостоверению (свидетельствованию) бесспорных юридических фактов от имени Российской Федерации, защите законных прав и интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также оказание им квалифицированной юридической помощи в сфере гражданских правоотношений.