Файл: Понятие и сущность нотариата и содержание правовой деятельности нотариуса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С. Барановский отмечал, что нотариусы - «пасынки Фемиды», поскольку нотариальное Положение выделяет их из общей градации чинов Министерства юстиции и лишает тем самым всех прав и прерогатив, которыми пользуются другие чины судебного ведомства[16]. Такое правовое положение нотариусов обусловило и расхождения во взглядах ученых. Одни утверждали, что нотариусам следует предоставить статус государственного служащего со всеми вытекающими правами и возможностью присвоения чинов и заработной платы за счет государства. Это позволило бы поднять престиж нотариата в целом, а также продвигаться нотариусам по службе в судебные ведомства. Другие исследователи были категорически против такого положения нотариусов. В частности, отмечалось, что, во-первых, государственное содержание нотариусов - это дополнительный налог с населения, которое преимущественно является неимущим и услугами нотариуса не пользовалось ни разу и вряд ли воспользуется. А во-вторых, финансирование за счет государства невыгодно для самых нотариусов, поскольку через фиксированную ставку нотариусы будут уклоняться от выполнения своих обязанностей, находя законные поводы, когда будут не заинтересованы в удостоверении определенной сделки.

Действительно, нотариусы не получали заработную плату из бюджета государства, несмотря на то, что были должностными лицами, кроме тех, кто предназначался правительством. За совершение нотариальных действий нотариусы получали вознаграждение по установленным тарифам от тех лиц, которые обращались за их услугами.

Кроме того, закон позволял нотариусу взимать за свои действия плату еще и «за добровольное с клиентом соглашение». В связи с этим дореволюционные российские нотариальные конторы, особенно в крупных городах, нередко осуществляли свою деятельность в виде коммерческих предприятий, конкурирующих друг с другом за выгодную клиентуру.

В Санкт-Петербурге к концу XIX в. было 25 нотариальных контор, а

в 1903 г. уже 30[17].

Одним из требований, что относилась к кандидату на должность нотариуса, было внесение имущественного залога. В юридической литературе конца XIX - нач. ХХ в. неоднократно поднимали вопрос о отменой соответствующей статьи нотариального положения или хотя бы о смягчении ее требований, например, в отношении лиц с высшим юридическим образованием. Назначение и освобождение нотариуса полностью зависело от воли одного человека - старшего председателя судебной палаты, при этом протекционизм был не исключением, а скорее правилом. Предложения о введении в процесс назначения на должность коллегиального принципа оставались без внимания.


С приходом к власти большевиков, было не только отменено ранее действующее законодательство, но и была разрушена преемственность получивших развитие институтов. С отменой частной собственности, роль нотариусов была минимальной. Частных нотариусов не существовало.

Изначально функции нотариата были отданы органам исполнительной власти, а сам нотариат ликвидирован Циркуляром № 9 от 9 декабря 1918 г. в 20-х годах на нотариусов была возложена единственная функция – засвидетельствовании.

Однако, необходимость в данном институте объективно существовала и при государственной экономике и 4 октября 1922 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР было принято Положение о государственном нотариате РСФСР. Он включался в судебную систему, подчинялся судебным органам.

В 1926 году было принято Постановления «Об основных принципах организации государственного нотариата», которое определяло принципы деятельности, задачи государственных нотариусов.

Впоследствии круг полномочий нотариусов расширялся.

Закона СССР «О государственном нотариате» был издан в 1973 году включавшем нормы о задачах и организации государственного нотариата, принципах деятельности, компетенции, правилах совершения нотариальных действий и применении законодательства о нотариате к иностранцам и лицам без гражданства.

Однако, закон 1973 года не привнес существенных изменений в устройство государственного нотариата СССР, но расширил количество исполнительных органов, руководящих нотариальной деятельностью.

В 70 - 80-е гг. XX в. деятельность нотариусов была направлена на обеспечение реальности гражданских прав, их закрепление в установленной юридической форме, удостоверение фактов, связанных с возникновением гражданских правоотношений. Нотариус считался должностным лицом.

Значимость нотариусов и потребность в развитии данного института объективно ощущается с первых моментов перехода к рыночной экономии к развитию частной собственности.

2.2. Современное правовое регулирование статуса нотариуса

Сегодня нотариат в литературе рассматривается и как часть правоохранительной системы и как часть системы гражданского общества и как институт, оказывающий юридическую помощь. Нотариату присущи черты, отличающие его от других элементов правовой и исполнительной системы, что порождает столь разноплановые точки зрения.

Нотариат является межотраслевым институтом выполняющим как публично-правовые так и частноправовые функции имея своим предназначением охрану и защиту прав человека – в качестве ведущей цели своей деятельности, нотариат играет большую роль в институте наследования, удостоверении сделок и документов в гражданском обороте, придании достоверности бесспорным правам и фактам.


В качестве источников правового регулирования статуса нотариуса следует выделить акты международного и внутригосударственного характера.

Последнее состоит из Конституции РФ и федеральных законов; конституций, уставов и законов субъектов РФ; нормативных правовых актов, изданных уполномоченными на то органами государственной власти.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются частью ее правовой системы. Например, нотариусами применяются: Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов

(Гаага, 5 октября 1961 г.); Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.), целый ряд других международных соглашений и договоров.

Существенное значение для правоприменительной практики имеет Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Основной источник внутригосударственного правового регулирования – Конституция РФ. Государство гарантирует защиту прав и свобод человека

и гражданина. Права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Перечисленные права и свободы человека, закрепленные в Конституции РФ, не являются исчерпывающими. Статья 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод, кроме этого, Конституция гарантирует защиту собственности, право наследования и др.

Согласно Конституции РФ нотариат находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Основным нормативным актом, регламентирующим деятельность нотариата, являются «Основы законодательства РФ о нотариате»[18] – закон, принятый 11 февраля 1993 г. №4462-1, существенно реформировавший организацию нотариата.

Основы законодательства России о нотариате являются основным актом организационно-правового характера, определяют современную организацию нотариата, правовой статус, компетенцию и порядок деятельности нотариуса, размер ставок государственной пошлины и тарифов по нотариальным действиям.

Значительную роль в регламентации нотариальной деятельности играют нормативные правовые акты, издаваемые Министерством юстиции РФ.

Основы нотариальной деятельности в правовом регулировании данного института в своих нормах ссылаются как на законодательные, так и на подзаконные акты, т.е. имею бланкетную конструкцию. Соответственно, данные акты также следует отнести к источникам правового регулирования организации и деятельности нотариата. Например, это Указ Президента определяющий вопросы министерства юстиции[19].


Это основные, но, безусловно, далеко не все акты, которые регулируют статус нотариуса. В обязанности нотариуса входит оказание содействия в осуществлении прав юридическими и физическими лицами, следовать при выполнении прав действующему законодательству, в связи с чем, законодатель определяет обязанность (не право) в отказе совершения нотариальных действий, если они противоречат законодательству. Кроме этого, нотариус, как субъект административных отношений, обязан уплачивать налоги, содействовать осуществлению контрольных и надзорных мероприятий.

Таким образом, можно сделать вывод о межотраслевом регулировании статуса нотариуса.

Глава 3. Основные проблемы статуса нотариуса и перспективы его развития

3.1 Основные проблемы законодательного закрепления правового статуса нотариуса

Для рассмотрения темы данного параграфа, прежде всего, необходимо выяснить сущность понятия «правовой статус» в целом и «правовой статус нотариуса» в частности.

В юридической литературе существует несколько подходов к определению содержания и сущности категории «правовой статус». В частности, исследователи определяют правовой статус как систему законодательно установленных и гарантированных государством прав, свобод, законных интересов и обязанностей субъекта общественных отношений. В. М. Корельский рассматривает правовой статус как многоаспектную категорию в нескольких плоскостях:

1) эта категория имеет общий, универсальный характер и включает в себя статусы различных субъектов правоотношений;

2) правовой статус отражает индивидуальные особенности субъектов и реальное положение их в системе многообразных общественных отношений;

3) правовой статус не может быть реализован без обязанностей, которые корреспондируются правам;

4) эта категория определяет права и обязанности субъектов в системном виде[20].


Кроме того, правовой статус характеризуется еще и целостностью, четкой структурированностью, определенным порядком взаимодействия его компонентов. К определению этой категории А. В. Малько и М. Г. Матузов имеют несколько иной подход. Они рассматривают правовой статус как комплексную интеграционную категорию, отражающую взаимоотношения субъектов общественных отношений, личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, а также другие социальные связи.

Таким образом, среди ученых нет единства по определению содержания правового статуса. Нередко в его структуру вводятся, кроме прав и свобод, обязанностей, еще и принципы, гражданство, законные интересы, гарантии. По нашему мнению, указанные категории являются средствами обеспечения правового статуса.

Важной предпосылкой вступления определенного правового статуса является правосубъектность, которая включает в себя правоспособность, то есть установленную законом способность лица быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей, дееспособность - фактическую способность человека совершать те или иные юридические действия, направленные на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей и деликтоспособность - способность нести юридическую ответственность за невыполнение обязанностей или за совершение различных правонарушений.

Правовой статус субъектов нотариальной деятельности является сложным по содержанию, поскольку охватывает права, обязанности и ответственность всех субъектов, совершающих нотариальные действия, и в соответствии с действующим законодательством осуществляют действия, связанные с этим. Определяющим в правовом статусе нотариата является правовой статус нотариуса, поскольку именно он является основным субъектом, уполномоченным государством на совершение нотариальных действий, благодаря чему выполняются основные задачи, возложенные на данный институт.

Рассматривая правовой статус нотариуса, Н. В. Ильева считает, что публично-правовой статус нотариата целесообразно понимать как его положение в иерархии органов публичной администрации, которое создает условия для обеспечения возможности органами нотариата своими действиями (актами) порождать, изменять или прекращать определенные правоотношения в связи с совершением нотариальных действий. По мнению исследовательницы, к особенностям публично-правового статуса нотариусов относятся: нотариус является должностным лицом, наделенным государственной властью, и одновременно специалистом свободной юридической профессии; нотариусы наделены полномочиями государства, что придает им статус должностного лица, а его деятельности - публичный, официальный характер; субъектом организации и контроля нотариальной деятельности является государство, которое решает вопросы размещения нотариальных офисов - их количества, местонахождения, образования, отмены, регистрации, а также контроля не только расположения, но и самой нотариальной деятельности с позиций качества предоставления нотариальных услуг[21].