Файл: Понятие и сущность нотариата и содержание правовой деятельности нотариуса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Что касается проблем определения статуса нотариусов, то сегодня серьезные замечания вызывает закрепление оснований приостановления и прекращения частной нотариальной деятельности в том виде, как это имеет место в действующем законодательстве. Институты приостановления и прекращения нотариальной деятельности и их оснований не согласованы с несовершенно урегулированными механизмами государственного регулирования нотариальной деятельности в целом и контроля за нотариальной деятельностью в частности. В связи с этим можно сформулировать следующие предложения: решение вопроса о приостановлении и прекращении нотариальной деятельности по основаниям, не связанным с собственной инициативе нотариуса или безусловными, бесспорными основаниями (например, смерть нотариуса или утрата им гражданства), целесообразно было бы передать в компетенцию суда, создало бы прочные правовые гарантии законности такого прекращения и функционирования нотариальной деятельности вообще. Привлекают внимание также проблемные аспекты регулирования контроля за нотариальной деятельностью. В зависимости от предмета, контроль за деятельностью нотариусов делится на два вида: контроль за осуществлением нотариальной деятельности (или за законностью совершаемых нотариусами нотариальных действий); контроль за выполнением нотариусами профессиональных обязанностей (или организацией нотариальной деятельности). Такое распределение закреплен в действующем Законе: судебный контроль и административный контроль.

Эти виды контроля отличаются по содержанию (предметом), формами, контролирующими субъектами, основаниями осуществления и возможными последствиями. При этом только второй вид контроля может осуществляться органами юстиции, а первый - должно осуществляться исключительно судебными органами. Попутно можно отметить, что существенным недостатком действующего законодательства является отсутствие надлежащего упорядочения механизма осуществления такого контроля: не проведена распределения полномочий между Министерством юстиции и нотариальной палатой по контролю за нотариальной деятельностью.

Проект четко регламентирует систему контроля нотариальной деятельности: законность нотариального действия, отказ в его совершении контролируется только судом; соблюдение нотариусом налогового законодательства – налоговыми инспекциями; организацию приема граждан, ведение делопроизводства, содержание архива – территориальными органами Федеральной регистрационной службы с привлечением возможностей нотариальных палат субъектов Российской Федерации (здесь и плановые проверки и проверки по жалобам); правильность уплаты обязательных членских взносов, соблюдение норм Кодекса профессиональной чести нотариуса и Устава Палаты – нотариальными палатами субъекта Российской Федерации.


Согласно Основам о нотариате освободить нотариуса от должности может только суд и только по ходатайству нотариальной палаты субъекта РФ.

Все вышеизложенные замечания касаются тех вопросов, которые в той или иной степени, но все же были предметом законодательного обработки. Но очевидно, что процесс реформирования нотариата не может быть эклектичным, а должен основываться на предварительной разработке концептуальных основ функционирования нотариата. Несмотря на это, комплексные подходы не стали основой процесса упорядочения деятельности нотариата. При этом важным является то, что решение вопроса о дальнейшей судьбе нотариата и эффективное обновление нотариального законодательства возможно с учетом задач и сущности нотариата и нотариальной деятельности, а также необходимость дальнейшего воплощения в российское законодательство основных принципов классической модели нотариата как системы превентивной внесудебной защиты гражданских прав и интересов.

Обязанность государства по защите прав граждан сводится не только к восстановлению или признание нарушенных или оспоренных прав, но и к недопущению их или нарушения или оспаривания. Нотариальная деятельность носит превентивный (предупредительный) характер, защищая права и законные интересы субъектов права от возможных нарушений в будущем, предоставляя нотариальным документам непосредственно спорный характер. Сделка, заверенная в нотариальном порядке, гарантирует приобретателя прав от различных неожиданностей, является правомерным и устойчивым. Превентивная роль нотариата проявляется при осуществлении нотариальных действий, при отказе в их осуществлении, при разъяснении сторонам последствий совершенных действий.

Таким образом, институту нотариата в правовом государстве уделяется одна из ключевых ролей не только в предоставлении правовой помощи физическим и юридическим лицам и в обеспечении их правовой безопасности, но и в предотвращении споров между участниками договорных отношений. Все изложенное свидетельствует о необходимости существенного совершенствования правового регулирования не только организационных вопросов нотариальной деятельности, но и нотариально процессуальных правоотношений.

В проекте достаточно четко регламентируются правила совершения нотариальных действий, как существующих, так и вновь вводимых. Однако авторы проекта предполагают, что уже сейчас ощущается необходимость разработки и принятия Нотариального процессуального кодекса Российской Федерации, который бы определил процессуальную сторону, процедуру совершения нотариального действия, правила нотариального делопроизводства, ведения и содержания нотариального архива, процессуальные правила поведения нотариуса и лица, обратившегося к нему за совершением нотариального действия. Сейчас же проектом предусматривается утверждение Министерством юстиции Российской Федерации Правил нотариального делопроизводства.


Недостаточное использование потенциала нотариата в рамках осуществления фискальных функций государства приобретает особую актуальность в связи с разработкой Налогового кодекса РФ и увеличением значения налогообложения имущества как одного из источников формирования бюджетов регионов. В данной связи нотариату должно отводиться особое место как органу, регулирующему сделки с недвижимостью и осуществляющему учет налогоплательщиков, что еще раз подтверждает необходимость обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью. Возвращение частичных полномочий по удостоверению договоров на недвижимое имущество, при наличии долевой собственности, имеет большое значение. Однако здесь есть ряд сложных и спорных вопросов. Отметим, что изначально, данные сделки, как и вообще сделки с недвижимым имуществом, удостоверялись нотариально и только в этом случае они имели законную силу. При создании Единого Государственного Реестра прав на недвижимое имущество, нотариальное удостоверение договоров перестало требоваться. Многочисленные споры относительно совершенных сделок, а также многочисленные мошеннические схемы, в том числе и с отчуждением долей в собственности, не стали основанием пересмотра законодательства о государственной регистрации прав. Однозначным было мнение о том, что данный орган осуществляет исключительно регистрацию, не проверяя документы на подлинность и не имея обязанности выяснять истинные намерения сторон и понимания ими сути сделки. Возвращение нотариату обязанности по удостоверению таких сделок, должно решить многие проблемы правоприменительной практики. Однако, возлагая данные обязанности, государство окончательно сняло с себя ответственность по защите лиц от недобросовестных действий контрагентов при совершении сделок с недвижимым имуществом.

Теперь, нотариус не только должен проверить чистоту документов, но и определить наличие истинной воли сторон, понимание ими сути сделки и т.д. Отчасти защищает нотариусов от недобросовестного поведения лиц возможность ведения видео записи проводимой сделки. Данный факт, думается, в последствии снимет ряд спорных вопросов по оспаривают сделки на основании ее недействительности.

Возвращаясь к понятию нотариата, следует отметить, что на законодательном уровне нужно более четко определить систему нотариальных органов, разграничить функции и полномочия нотариусов и органов, правомочных совершать нотариальные действия.


Авторы проекта ФЗ «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» предложили вариант законодательного акта, который по-новому трактует многие известные положения и предлагает организацию нотариата и регламентацию нотариальной деятельности на многие годы вперед с учетом социально-экономических изменений, происходящих в стране.

Центром нотариальных исследований одним из главных вопросов названо обсуждение выбора наиболее оптимальной и целесообразной модели развития российского нотариата. Это обусловлено реформированием гражданского и нотариального законодательства, в первую очередь предложениями обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью. Также нельзя не отметить, что многие проблемные вопросы регулирования действий нотариуса, лежат в плоскости не только законодательства о нотариате, но и кроются в несовершенстве материального законодательства других отраслей – гражданского, семейного и т.д.

Заслуживает особого внимания позиция В.В. Яркова, которая предлагает модель активного нотариата. Согласно данной модели перед нотариатом ставится задача всестороннего оказания юридической помощи всем заинтересованным лицам, обратившимся к нотариусу, и наделения последних всеми полномочиями по сбору и истребованию всех документов и доказательств. Это освободит граждан от обращения в соответствующие органы и к посредникам за сбором документов.

Мы в полной мере разделяем данную точку зрения и предлагаем закрепить ее в законопроекте. По нашему мнению, реформирование нотариата и достижения целей реализации его потенциала, невозможно и без реформирования других отраслей права – материального и процессуального.

Заключение

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие выводы теоретического и практического характера.

Суть нотариальной деятельности заключается в том, что она имеет преимущественно удостоверяющий, подтверждающий характер, юридически закрепляет (фиксирует) права с целью предупреждения возможного их нарушения, а также регулирует их в соответствии с требованиями законодательства.

Функции нотариата - это основные направления нотариальной деятельности, определяющие его особенности как правового института и имеющие своей задачей охрану гражданских прав субъектов гражданских правоотношений в частноправовой сфере.

Нотариат является межотраслевым институтом выполняющим как публично-правовые, так и частноправовые функции имея своим предназначением охрану и защиту прав человека – в качестве ведущей цели своей деятельности, нотариат играет большую роль в институте наследования, удостоверении сделок и документов в гражданском обороте, придании достоверности бесспорным правам и фактам.


Вопросы государственного управления нотариатом касаются целенаправленного воздействия непосредственно на объекты управления, использования методов управления, предусматривающие упорядочение деятельности объектов.

По нашему мнению, ввиду именно расширения полномочий и специфичности деятельности нотариуса, участие его медиации как институте внесудебного разрешения споров, может быть осуществлено только на интегративной основе, которая, как нами отмечалось, предполагает такое участие нотариуса в процедуре медиации, отношения которой ограничиваются непосредственным совершением нотариальных действий.

Считаем целесообразно на законодательном уровне закрепить право нотариуса на предоставление услуг медиатора по разрешению споров между сторонами, возникающих во время совершения нотариального действия в качестве самостоятельного вида юридической помощи.

Потенциал нотариата показал перспективы своей реализации во многих развитых странах мира. В нашем государстве, на протяжении последних десятилетий, законодательство о нотариате существенно менялось, не затрагивая принципиальные его статусные основы.

По нашему мнению, в России должна развиваться модель активного нотариата. Согласно данной модели перед нотариатом ставится задача всестороннего оказания юридической помощи всем заинтересованным лицам, обратившимся к нотариусу, и наделения последних всеми полномочиями по сбору и истребованию всех документов и доказательств. Это освободит граждан от обращения в соответствующие органы и к посредникам за сбором документов

По нашему мнению, реформирование нотариата и достижения целей реализации его потенциала, невозможно и без реформирования других отраслей права – материального и процессуального.

Литература и нормативный материал

"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 28.03.2017)

"Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 03.07.2016)

Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 (ред. от 09.05.2016) "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации"