Файл: Риск в торговле товарами и его распределение между сторонами коммерческих договоров (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РИСКОВ В ТОРГОВЛЕ ТОВАРАМИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 312

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Неисполнение договора поставщиком. Один из наиболее распространённых рисков в сфере торговли – неисполнение одной из сторон своих обязательств по договору. Для ПАО «Магнит», с точки зрения покупателя, такой риск заключается в отсутствии поставки товара, задержки партии, или изменении объёма поставки [6, с.248].

Однако в данном случае, у организации разработана очень жёсткая система отбора поставщиков и ещё более жёсткая система штрафов в случае нарушения условий поставки с целью повышения уровень выполнения заказов и улучшения качества поставляемых продуктов.

В соответствии с типовым договором, Ритейлер может оштрафовать поставщика за отсутствие обещанной поставки на 15% от стоимости не поставленного товара, за неполную поставку или срыв сроков – на 15% от стоимости партии, условия поставки которой нарушены. За поставку лишнего поставщику оплачивает 15% от стоимости всей партии, а если ритейлер отказался продавать излишек, то еще и самостоятельно вывезти его.

Ужесточение касается и документов. По новому типовому договору штраф вырастет до 15%, причем это также касается и электронного документооборота, что аргументируется тем, что неправильные документы могут парализовать работу с товаром по всей цепочке.

С одной стороны, жёсткая система штрафов ПАО «Магнит» за нарушения условий поставки снижает риски предприятия. Однако также необходимо отметить, что ужесточение штрафов приводят к росту рисков для поставщиков, которые, в свою очередь, могут далее заложить их в цену товара, соответственно, пересматривая стоимость дальнейших договоров поставок.

Организация может просить поставщиков снизить отпускные цены, однако поставщики могут и не согласиться, но в случае расторжения контракта перед поставщиком встает выбор: еще полгода поставлять продукцию по старой, невыгодной цене, работая в убыток (договор поставки обычно годовой), или заплатить утроенный штраф с этой полугодовой поставки. Таким образом, если условия работы с «Магнитом» станут совсем невыгодными, поставщики могут решить отказаться от дальнейшего сотрудничества.

Приобретение некачественных товаров. В случае, если организация приобрела некачественный товар (при несвоевременном обнаружении), это может привести к материальным и финансовым потерям предприятия, в случае, если будет решено отказаться от партии товара, ил может повлиять на репутацию ПАО «Магнит» в случае принятия решения по дальнейшей реализации партии. При этом, необходимо учитывать высокую конкуренцию в сфере торговли товарами народного потребления, а значит, ошибки репутации могут достаточно сильно сказаться на деятельности организации в целом. В соответствии с договором, в случае своевременного обнаружения бракованного/некачественного товара, поставщик обязан будет выплатить штраф или компенсацию за эту партию, однако для покупателя (ПАО «Магнит») это в любом случае грозит перебоем в деятельности организации, так как задержка одного звена цепочки поставки-продажи влечёт за собой задержку остальных процессов, что означает замедление оборачиваемости и снижения выручки.


В целом, большая часть рисков ПАО «Магнит» как покупателя, связана именно с изменение стоимости товаров (и приобретением товаров по договорной цене, которая к моменту оплаты будет выше среднерыночной) и отсутствием поставки или поставки неполной (некачественной) партии товаров, которые, хоть и можно возместить согласно описанным в договоре условиям, всё равно оказывают негативное влияние на исполнение сроков последующих этапов реализации товаров.

Как реализующая товары организация, ПАО «Магнит» выступает и как ритейлер (компания, занимающаяся продажей различных товаров конечному потребителю), и как оптовый поставщик, поэтому подвергается разным рискам со стороны различных групп покупателей.

Кражи товаров. Несанкционированный вынос товара из торговых предприятий, то есть кража, по оценке комиссии ЮНЕСКО, является наиболее распространенным видом преступлений в мире за последние тридцать лет. При этом, кражи распространены во всех странах независимо от уровня жизни и политического строя и в различных отраслях – от овощных лотков до ювелирных магазинов. Уровень краж значительно от типа магазина, который складывается из трех составляющих:

  • система организации торговли (процент краж в магазинах и с прилавком ниже, чем в магазинах самообслуживания);
  • тип продаваемого товара (крупногабаритный товар украсть намного сложнее, например, в мебельном магазине уровень риска утрат от посетителей значительно ниже, чем в супермаркете или продуктовом магазине самообслуживания);
  • ориентация на определенного клиента (в элитарных бутиках частота хищений меньше, чем в массовом супермаркете, однако ущерб иногда бывает значительно больше).

Таким образом, становится явно, что ПАО «Магнит» находится в высокой группе риска по вероятности кражи товара. При этом, кражи зачастую осуществляются не только покупателями, но и сотрудниками магазина, отношения с которыми регулируются заключаемым трудовым договором, и в этом случае, часть потерь от краж можно возместить штрафами или судебными взысканиями.

По экспертным оценкам даже потеря 1% от годового оборота при рентабельности розничной торговли, например, 10%, потери от краж составляют 10% общей прибыли. В продуктовых супермаркетах с более низкой рентабельностью потери составляют до 20% прибыли, что может значительно отразиться на показателях прибыли организации.

Считается, что если потери от краж менее 0,3 %, то в организации полный порядок, но если «уворовывают» 0,3—0,5% от оборота, необходимо пересмотреть внутренний контроль. Положение серьезное, если потери от краж от 0,5—1,5% от оборота и больше, в таком случае, организации требуется принимать срочные меры.


Достаточно часто, супермаркеты закладывают в стоимость товара такие риски, но в случае большого процента краж для магазина с минимальной наценкой такие потери могут оказаться неподъемными.

Списание большого количества товара. 88% товаров, реализуемых ПАО «Магнит» - это продовольственные товары, срок годности которых, в большинстве случаев ограничен небольшим отрезком времени. Здесь возникает риск того, что товары не будут реализованы до момента окончания срока годности и будут подлежать списанию. В таком случае, ПАО «Магнит» несёт материальные и финансовые потери, связанные с закупкой товара, который не был реализован. И хотя организация проводит гибкую скидочную политику на продукты, срок годности которых подходит к концу, часть таких товаров всё-таки не реализуется и организация несёт дополнительные расходы на их списание.

Изменения конъюнктуры рынка. ПАО «Магнит» осуществляет закупку и поставки большими партиями (обычно договора с поставщиками заключаются на год), т.е. существует риск изменения рыночной ситуации, который может привести к снижению цены/спроса на поставляемый товар, которое не учитывается в договоре поставки.

Например, в случае выпуска товара-заменителя с лучшими характеристиками, спор на уже предоставляемый товар упадёт, что может привести к залёживанию товара на складе (что, в свою очередь, приводит к снижению оборачиваемости предприятия и, соответственно, снижению прибыли) и/или необходимости снижения его цены, что ведёт к снижению ожидаемой прибыли, так как зачастую, стоимость товара, закупаемого у поставщика, фиксирована в договоре, и закупка по цене выше среднерыночной приведёт к снижению прибыли на единицу товара [20, с.75].

С точки зрения оптовых поставок ПАО «Магнит», то тут все риски предприятия в большей мере контролируются заключаемыми договорами с покупателями.

Нарушение сроков поставки. В типовом договоре поставки указан полный перечень штрафов для покупателей, в случае нарушения порядка приёмки и оплаты товара.

Поставка товара может осуществляться как силами поставщика (ПАО «Магнит»), так и силами покупателя. В случае, если поставка осуществляется поставщиком, в типовом договоре указано, что доставку будет осуществлять транспортная компания, поэтому все риски утери, порчи и нарушения сроков поставки товара будут отнесены на транспортную компанию, с которой заключён договор.

В случае, если поставка осуществляется силами покупателя, тогда, в соответствии с условиями договора, все риски по доставке груза будут относиться именно на покупателе с момента передачи ему товара поставщиком (ПАО «Магнит»). Кроме того, в организации действует серьёзная штрафная политика для контрагентов, нарушающих сроки подачи транспорта под погрузку на склад. В таком случае, ПАО «Магнит» вправе взыскать с покупателя неустойку в размере 0,1% от стоимости Заказа, за каждый час просрочки в течение 48 часов. А в случае неподачи покупателем транспорта под погрузку в течение 48 часов с момента окончания периода погрузки, ПАО «Магнит» вправе отказаться от исполнения договора и/или предъявить покупателю требование об уплате неустойки в размере 2% от стоимости заказанного товара. При отказе поставщика от исполнения договора возврат предоплаты покупателю производится за минусом штрафа.


Однако следует отметить, что любая задержка товаров на складе ПАО «Магнит», оказывается дополнительным расходом для организации, который хоть и покрывается штрафом, взымаемым с покупателя за задержки, но всё равно влияет на получаемую выручку, так как перебой в непрерывном процессе поставки и последующей загрузке склада (покупки товара), ведёт к нарушению дальнейшего процесса деятельности.

Нарушение условий оплаты по договору. При нарушении покупателем условий оплаты, согласно типовому договору, ПАО «Магнит» вправе применить штрафы и потребовать компенсации с покупателя в размере: в размере 0,1% от стоимости неоплаченного товара, за каждый календарный день просрочки.

Нарушение сроков отправки документов, является основанием для выставления Покупателю претензии в размере 2% от суммы Заказа.

Поставка некачественной партии товара покупателю. В договоре ПАО «Магнит» указано, что в случае предъявления третьими лицами требований о компенсации материального ущерба и/или морального вреда, явившегося следствием нарушений, за которые отвечает покупатель, ПАО «Магнит» вправе взыскать с покупателя все возникшие документально подтвержденные убытки. Однако если вина покупателя не будет доказана, организации придётся не только возмещать ущерб третьим лицам, но и выплачивать компенсацию покупателю.

Заключение рискованной коммерческой сделки. В эту группу можно отнести риск заключения договора с покупателем, финансовая устойчивость и платёжеспособность которого нестабильна. Однако покупатель может предлагать более высокую оплату за товар, или другие более выгодные условия по сравнению с другими покупателями на рынке. В таком случае, организация берёт на себя риск полного неполучения денежных средств, связанный с реализацией товара.

Таким образом, максимальный риск для ПАО «Магнит» как для поставщика связан с нарушение договора со стороны покупателей в области условия поставки товаров.

После проведения идентификации риска и его качественной оценки, проводится количественная оценка риска. Этот этап предполагает оценку конкретного вида риска и установление его максимально допустимого уровня. Количественно, риск может быть измерен:

1. Как вероятность наступления события (оценивается в процентах);

2. Как возможная сумма ущерба (оценивается в денежных единицах).

Чаще всего, при оценке используют оба показателя, по которым интегрально оценивают, какие убытки (прибыли) и с какой вероятность предприятие может понести при совершении определённой торговой операции [16, с.59].


Большое значение в оценке риска занимают анализ и прогнозирование величины возможных потерь при осуществлении торговой деятельности.

Под потерями, приводящими к риску, понимают не расход ресурсов, обусловленный характером и масштабом торговой деятельности, а случайные, непредвиденные, но потенциально возможные потери, возникающие вследствие отклонения реального хода торговой деятельности от запланированной. Потери отождествляют с непредвиденным снижением прибыли или дохода в сравнении с ожидаемыми величинами. Эти потери не поддаются непосредственному прогнозированию и поэтому не могут быть учтены в торговой организации.

Таким образом, понятия риск и потери теснейшим образом связаны между собой. Все это характеризует риск не только с качественной стороны, но дает возможность оценить его в количественном выражении.

Чтобы оценить величину потерь организации в абсолютном выражении, необходимо, прежде всего, установить виды потерь, связанных с торговлей и их максимально приемлемое значение для организации.

В торговой деятельности любой организации можно выделить следующие три основные группы потерь: материальные (связанные с потерей товаров, материалов), финансовые (не получение планируемых поступлений и/или непредусмотренные потери финансовых ресурсов), трудовые, потери времени (потери рабочего времени, уход квалифицированных работников, потери времени). Также иногда выделяют специальные виды потерь (ущерб, наносимый здоровью людей, окружающей среде и др.).

Таблица 2 – Виды потерь торговой деятельности ПАО «Магнит».

Виды потерь

Характеристика

Материальные потери

Это прямые потери товаров, возникающие при:

- транспортировке и хранении, т.е. в процессе обращения; из-за порчи, хищения, сверх естественной убыли;

- потере качества, потребительской ценности товара в результате нарушения условий хранения, технологии и складской обработки;

- дополнительных затратах на приобретение оборудования, складских площадей и другого имущества, рассчитанные заранее на возможный прирост объема продаж, который по различным обстоятельствам так и не произошел;

- выводе из эксплуатации основных фондов из-за сокращения объемов закупок и продаж.

Финансовые потери

Могут проявиться в виде:

- снижения объемов закупок товаров по сравнению с намеченным;

- недополучения запланированной выручки из-за снижения намеченных объемов продаж;

- потерь, связанных со снижением цен на реализуемые товары;

- увеличения издержек обращения по сравнению с запланированными.

Трудовые потери

Представляют собой потери рабочего времени, вызванные случайными, непредвиденными обстоятельствами. Потери рабочего времени имеют место и в тех случаях, когда процесс торговой деятельности идет медленнее, чем было запланировано.