Файл: Риск в торговле товарами и его распределение между сторонами коммерческих договоров (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РИСКОВ В ТОРГОВЛЕ ТОВАРАМИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 320

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, при заключении коммерческого договора, каждая из сторон подвергается риску, в основном, связанному с нарушением условий договора. Однако при этом, в случае договорённости, пострадавшей стороне могут быть выплачены штрафы и компенсации. Таким образом, коммерческий договор при заключении торговых сделок позволяет разграничить зоны ответственности за товар на каждом этапе его поставки, а соответственно, минимизировать неопределённость и возникающие из-за неё риски поставщиков и покупателей в процессе поставки товаров.

2 АНАЛИЗ ТОРГОВЫХ РИСКОВ НА ПРИМЕРЕ ПАО «МАГНИТ»

2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАО «МАГНИТ»

Публичное акционерное общество «Магнит» (ПАО «Магнит») является холдинговой компанией группы обществ, занимающихся розничной торговлей через сеть магазинов «Магнит», с местом нахождения в Краснодаре.

Магазины розничной сети «Магнит» расположены в 2 976 населенных пунктах Российской Федерации. Зона покрытия магазинов занимает огромную территорию, которая растянулась с запада на восток от Брянска до Красноярска, а с севера на юг от Мурманска до Владикавказа. Большинство магазинов расположено в Южном, Северо-Кавказском, Центральном и Приволжском федеральных округах. Также магазины Компании находятся в Северо-Западном, Уральском и Сибирском округах. Магазины розничной сети «Магнит» открываются как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах. Около двух третей магазинов Компании работают в городах с населением менее 500 тыс. человек. Собственная дистрибьюторская сеть ПАО «Магнит», включающая 25 распределительных центра, автоматизированную систему управления запасами и автопарк, состоящий из 5 674 автомобилей. Так же, ПАО «Магнит» является одним из крупнейших работодателем в России: общая численность сотрудников компании составляет около 230 000 человек.

Обзор рынка. «Магнит» является крупнейшей российской розничной сетью и занимает второе место в топ-25 ретейлеров FMCG России. Сейчас доля Компании на рынке FMCG составляет 9%, но сеть планирует увеличить ее до 15% к 2023 г. Ситуация на розничном рынке и большой потенциал Компании создают реальную возможность для достижения такого результата. Макроэкономическая ситуация Согласно долгосрочному прогнозу социальноэкономического развития Российской Федерации устойчивый экономический рост и увеличение производительности труда будут способствовать увеличению заработной платы населения. В результате рост реальной заработной платы в долгосрочной перспективе стабилизируется на уровне 2,6%, а в целом произойдет увеличение в 1,6 раза.


Одновременно с этим стоит отметить и риск-факторы, которые могут оказать негативное влияние на российский рынок ретейла: вероятность рецессии российского рынка в 2020– 2025 гг. превышает 25%, по оценкам аналитиков; экономические санкции США и стран Европейского союза оказывают давление на экономику России; виден тренд на ужесточение государственного регулирования (повышение НДС, изменение таможенных пошлин и правил сертификации и т. д.).

Ситуация на розничном рынке В 2018 г. емкость российского розничного рынка продемонстрировала рост на 2,6% в сопоставимых ценах (на 5,8% в денежном выражении), до 31,5 трлн руб. (с учетом НДС), в том числе по продовольственным товарам – до 15 трлн руб. (на 4% в денежном выражении).

2.2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ТОРГОВЫХ РИСКОВ ПАО «МАГНИТ»

Необходимость исследования рисков торговой деятельности любого предприятия связана с постоянными экономическими, политическими и социальными преобразованиями. Несовершенство законодательной базы, банковской и налоговой систем, инфляция, межнациональные конфликты и другие негативные явления, объективно создают трудности в осуществлении различных видов торговой деятельности и порождают высокий уровень риска.

Основная задача анализа риска для организации заключается в установлении последовательности выполнения отдельных этапов, позволяющих дать обоснование воздействующих факторов, установить уровень потерь в результате возникновения рисковых ситуаций по различным причинам, вероятность их проявления и сравнить с предельными значениями риска. Методика анализа риска торговой деятельности включает ряд последовательных взаимосвязанных этапов [16, с.230].

Первый этап – это качественная оценка возможных рисков. Главная задача качественной оценки состоит в выявлении факторов, увеличивающих или уменьшающих конкретный вид риска при осуществлении торговых операций организацией.

Согласно представленной в первой главе классификации, все возможные факторы риска делятся на две большие группы. Это внешние факторы, которые напрямую не зависят от деятельности организации и внутренние, непосредственно связанные с её деятельностью.

Внешние факторы включают в себя объективные экономические, социальные и политические условия внешней среды, в рамках которых организация осуществляет свою деятельность и к изменению которых она вынуждена приспосабливаться. Внешние факторы подразделяются на факторы прямого и косвенного воздействия.


Внутренние факторы имеют под собой объективную и субъективную основы, так как именно руководитель оценивает ситуацию риска, формирует множество вариантов решения конкретных проблем [22, с.76]. Кроме того, восприятие риска напрямую зависит от каждого конкретного человека с его характером, складом ума, психологическими способностями, полученными знаниями и опытом торговой деятельности. Таким образом, факторы внутреннего воздействия следует разделить на объективные и субъективные.

Невозможно детально учитывать все имеющиеся внешние факторы. Следует анализировать и изучать только те, которые наиболее активно воздействуют на уровень риска в конкретной организации.

Внешние и внутренние факторы риска, в целом влияющие на деятельность ПАО «Магнит», представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Внешние и внутренние факторы риска для ПАО «Магнит»

Внешние факторы риска

Факторы прямого воздействия

- несовершенство и противоречивость законов и нормативных документов, регулирующих торговую деятельность;

- непредвиденные действия органов и учреждений государственного регулирования;

- нестабильность экономической системы (в том числе финансовой, налоговой, таможенной, внешнеэкономической и т.д.);

- конкуренция;

- непредвиденные изменения конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка;

- неожиданные изменения во взаимодействиях с поставщиками и потребителями.

Факторы косвенного воздействия

- нестабильность политической среды;

- непредвиденные изменения международных событий;

- неожиданные действия непреодолимой силы (стихийные бедствия);

- скачки научно-технического прогресса.

Внутренние факторы риска

Факторы, носящие объективный характер

- непредвиденные изменения в процессе организации торговой деятельности;

- внедрение новых способов организации труда; - неоптимальная организация процессов закупки и реализации товаров;

- непредвиденные изменения внутрифирменных отношений;

- недостаток бизнес-информации в организации;

- отсутствие службы маркетинга;

- финансовые проблемы внутри торговой организации.

Факторы, носящие субъективный характер

- невысокая квалификация специалистов и управленческого персонала;

- некомпетентная работа управленческих и экономических служб;

- ошибки в принятии и реализации рисковых решений.


Из таблицы 1 видно, что на ситуацию риска в ПАО «Магнит» будут влиять как внешние, так и внутренние факторы, но степень их влияния будет различна. Сильнее всего влияют факторы внешнего прямого воздействия, так как деятельность организации напрямую зависит от добросовестности поставщиков и покупателей в поставке и оплате товаров, уровня конкуренции, как всей сети магазинов, так и отдельных групп товаров, предлагаемых ПАО «Магнит», а также от изменения условий рынка и налогообложения, процентных ставок и в целом законодательства в сфере торговли.

Выявление и классификация факторов риска относится к числу наиболее важных задач качественного анализа и позволяет уже на первом этапе определить и идентифицировать профиль риска и конкретные его виды в деятельности организации. Эти факторы не несут в себе конкретного расчетного предназначения, но служат исходной базой для количественной оценки риска, «оживляют» и детализируют математические выводы, получаемые на втором этапе анализа.

ПАО «Магнит» осуществляет деятельность по закупке и продаже товаров, поэтому подвержен торговым рискам и как покупатель товаров, и как их поставщик.

С точки зрения покупателя товаров, ПАО «Магнит» подвержен рискам, связанным с неисполнением поставщиком обязательств по договору, а также, изменением внешних факторов, которые приводят к тому, что договор, заключённый на длительный период, может оказаться невыгодным для покупателя на текущий момент времени.

Необходимо отметить, что поставщиками организации являются не только отечественные предприятия, но и крупные зарубежные производители, поэтому также существуют риски, связанные с внешнеэкономической деятельностью. Такими рисками для ПАО «Магнит» являются:

Валютный риск. С точки зрения торговых операций, валютный риск – это вероятность финансовых потерь в результате изменения курса валют, которое может произойти в период между заключением контракта и фактическим производством расчетов по нему. Для организаций, заключающих контракты на поставку, валютный риск проявляется и риске сделок. Риск сделок – это вероятность убытков по конкретным операциям в иностранной валюте (т.е., закупке товаров в валюте поставщика). Риск сделок возникает из-за неопределенности стоимости в национальной валюте инвалютной сделки в будущем. Данный вид риска существует как при заключении торговых контрактов, так и при получении или предоставлении кредитов и состоит в возможности изменения величины поступлений или платежей при пересчете в национальную валюту [4, с.54].


В данном случае, для ПАО «Магнит», как для и импортера, риск заключается в повышении курса валюты в отрезок времени между датой подтверждения заказа и днем платежа. Т.е., фактически поступивший товар будет стоить меньше, чем будет за него оплачено в соответствии со стоимостью договора.

Риск потери партии товаров. С 2009 года ПАО «Магнит» активно развивает такое направление, как собственный импорт – закупка товаров напрямую у зарубежных поставщиков. ПАО «Магнит» является крупнейшим импортером продовольственных товаров на территории Российской Федерации и поэтому, с целью снижения цены на продукты для покупателей, компания самостоятельно осуществляет большие объемы прямых поставок свежих фруктов и овощей, мясных и молочных продуктов, консервации, бакалейных и кондитерских изделий, замороженной рыбы и морепродуктов, а также непродовольственных товаров.

Так как ПАО «Магнит» осуществляет доставку товаров самостоятельно, можно сделать вывод, что если предприятие заключает торговый договор согласно условиям поставки Инкотермс, все затраты и риски ложатся именно на покупателя (т.е. ПАО «Магнит»). Таким образом, потеря партии товара может привести к значительным убыткам (связанным не только с фактической потерей товара, но и с невыполнением дальнейших договорных обязательств перед покупателями).

Политический риск. Политический риск для торговых операций ПАО Магнит связан с существенным изменениям условий договора (или разрывом коммерческого договора с контрагентом) по не зависящим от организации и/или её партнера причинам, например, в связи с изменением национального законодательства. В таком случае не помогают ни предусмотренные в договоре штрафные санкции, ни арбитраж. Факторами для возникновения политического риска для торговых организаций являются изменения в законодательстве, в т.ч. изменение системы налогообложения, валютные ограничения, контроль над ценами, товарами, деятельностью, ограничение доступа к сырьевым рынкам, изменения законодательства в области поставки конкретных групп товаров (установка особых требований к характеристикам товара, или запрет его поставки) и т.п. [20, с.54].

Например, в начале 2019 года увеличение НДС и введение помарочного учета вынудили российских импортеров вина и другого алкоголя в начале года провести очередную коррекцию цен. В отдельных случаях они были подняты до 20%. При повышении цен на конкретные группы товаров, на рынке на них закономерно падает спрос, и, в случае, если договор поставки был заключён на длительный период, на складах организации может начаться затоваривание, либо, в случае, если поставку будет решено прекратить, разрыв контракта с поставщиком может негативно сказаться на деловой репутации организации как покупателя.