Файл: Риск в торговле товарами и его распределение между сторонами коммерческих договоров (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РИСКОВ В ТОРГОВЛЕ ТОВАРАМИ).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 320
Скачиваний: 15
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РИСКОВ В ТОРГОВЛЕ ТОВАРАМИ
1. 1 ПОНЯТИЕ ТОРГОВЫХ РИСКОВ, ИХ ИСТОЧНИКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ
1.2. ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОГО ДОГОВОРА И ЕГО ВИДЫ
1.3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТОРГОВЫХ РИСКОВ МЕЖДУ СТОРОНАМИ КОММЕРЧЕСКИХ ДОГОВОРОВ
2 АНАЛИЗ ТОРГОВЫХ РИСКОВ НА ПРИМЕРЕ ПАО «МАГНИТ»
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАО «МАГНИТ»
2.3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВЫМИ РИСКАМИ ПАО «МАГНИТ»
Таким образом, при заключении коммерческого договора, каждая из сторон подвергается риску, в основном, связанному с нарушением условий договора. Однако при этом, в случае договорённости, пострадавшей стороне могут быть выплачены штрафы и компенсации. Таким образом, коммерческий договор при заключении торговых сделок позволяет разграничить зоны ответственности за товар на каждом этапе его поставки, а соответственно, минимизировать неопределённость и возникающие из-за неё риски поставщиков и покупателей в процессе поставки товаров.
2 АНАЛИЗ ТОРГОВЫХ РИСКОВ НА ПРИМЕРЕ ПАО «МАГНИТ»
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАО «МАГНИТ»
Публичное акционерное общество «Магнит» (ПАО «Магнит») является холдинговой компанией группы обществ, занимающихся розничной торговлей через сеть магазинов «Магнит», с местом нахождения в Краснодаре.
Магазины розничной сети «Магнит» расположены в 2 976 населенных пунктах Российской Федерации. Зона покрытия магазинов занимает огромную территорию, которая растянулась с запада на восток от Брянска до Красноярска, а с севера на юг от Мурманска до Владикавказа. Большинство магазинов расположено в Южном, Северо-Кавказском, Центральном и Приволжском федеральных округах. Также магазины Компании находятся в Северо-Западном, Уральском и Сибирском округах. Магазины розничной сети «Магнит» открываются как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах. Около двух третей магазинов Компании работают в городах с населением менее 500 тыс. человек. Собственная дистрибьюторская сеть ПАО «Магнит», включающая 25 распределительных центра, автоматизированную систему управления запасами и автопарк, состоящий из 5 674 автомобилей. Так же, ПАО «Магнит» является одним из крупнейших работодателем в России: общая численность сотрудников компании составляет около 230 000 человек.
Обзор рынка. «Магнит» является крупнейшей российской розничной сетью и занимает второе место в топ-25 ретейлеров FMCG России. Сейчас доля Компании на рынке FMCG составляет 9%, но сеть планирует увеличить ее до 15% к 2023 г. Ситуация на розничном рынке и большой потенциал Компании создают реальную возможность для достижения такого результата. Макроэкономическая ситуация Согласно долгосрочному прогнозу социальноэкономического развития Российской Федерации устойчивый экономический рост и увеличение производительности труда будут способствовать увеличению заработной платы населения. В результате рост реальной заработной платы в долгосрочной перспективе стабилизируется на уровне 2,6%, а в целом произойдет увеличение в 1,6 раза.
Одновременно с этим стоит отметить и риск-факторы, которые могут оказать негативное влияние на российский рынок ретейла: вероятность рецессии российского рынка в 2020– 2025 гг. превышает 25%, по оценкам аналитиков; экономические санкции США и стран Европейского союза оказывают давление на экономику России; виден тренд на ужесточение государственного регулирования (повышение НДС, изменение таможенных пошлин и правил сертификации и т. д.).
Ситуация на розничном рынке В 2018 г. емкость российского розничного рынка продемонстрировала рост на 2,6% в сопоставимых ценах (на 5,8% в денежном выражении), до 31,5 трлн руб. (с учетом НДС), в том числе по продовольственным товарам – до 15 трлн руб. (на 4% в денежном выражении).
2.2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ТОРГОВЫХ РИСКОВ ПАО «МАГНИТ»
Необходимость исследования рисков торговой деятельности любого предприятия связана с постоянными экономическими, политическими и социальными преобразованиями. Несовершенство законодательной базы, банковской и налоговой систем, инфляция, межнациональные конфликты и другие негативные явления, объективно создают трудности в осуществлении различных видов торговой деятельности и порождают высокий уровень риска.
Основная задача анализа риска для организации заключается в установлении последовательности выполнения отдельных этапов, позволяющих дать обоснование воздействующих факторов, установить уровень потерь в результате возникновения рисковых ситуаций по различным причинам, вероятность их проявления и сравнить с предельными значениями риска. Методика анализа риска торговой деятельности включает ряд последовательных взаимосвязанных этапов [16, с.230].
Первый этап – это качественная оценка возможных рисков. Главная задача качественной оценки состоит в выявлении факторов, увеличивающих или уменьшающих конкретный вид риска при осуществлении торговых операций организацией.
Согласно представленной в первой главе классификации, все возможные факторы риска делятся на две большие группы. Это внешние факторы, которые напрямую не зависят от деятельности организации и внутренние, непосредственно связанные с её деятельностью.
Внешние факторы включают в себя объективные экономические, социальные и политические условия внешней среды, в рамках которых организация осуществляет свою деятельность и к изменению которых она вынуждена приспосабливаться. Внешние факторы подразделяются на факторы прямого и косвенного воздействия.
Внутренние факторы имеют под собой объективную и субъективную основы, так как именно руководитель оценивает ситуацию риска, формирует множество вариантов решения конкретных проблем [22, с.76]. Кроме того, восприятие риска напрямую зависит от каждого конкретного человека с его характером, складом ума, психологическими способностями, полученными знаниями и опытом торговой деятельности. Таким образом, факторы внутреннего воздействия следует разделить на объективные и субъективные.
Невозможно детально учитывать все имеющиеся внешние факторы. Следует анализировать и изучать только те, которые наиболее активно воздействуют на уровень риска в конкретной организации.
Внешние и внутренние факторы риска, в целом влияющие на деятельность ПАО «Магнит», представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Внешние и внутренние факторы риска для ПАО «Магнит»
Внешние факторы риска |
|
Факторы прямого воздействия |
- несовершенство и противоречивость законов и нормативных документов, регулирующих торговую деятельность; - непредвиденные действия органов и учреждений государственного регулирования; - нестабильность экономической системы (в том числе финансовой, налоговой, таможенной, внешнеэкономической и т.д.); - конкуренция; - непредвиденные изменения конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка; - неожиданные изменения во взаимодействиях с поставщиками и потребителями. |
Факторы косвенного воздействия |
- нестабильность политической среды; - непредвиденные изменения международных событий; - неожиданные действия непреодолимой силы (стихийные бедствия); - скачки научно-технического прогресса. |
Внутренние факторы риска |
|
Факторы, носящие объективный характер |
- непредвиденные изменения в процессе организации торговой деятельности; - внедрение новых способов организации труда; - неоптимальная организация процессов закупки и реализации товаров; - непредвиденные изменения внутрифирменных отношений; - недостаток бизнес-информации в организации; - отсутствие службы маркетинга; - финансовые проблемы внутри торговой организации. |
Факторы, носящие субъективный характер |
- невысокая квалификация специалистов и управленческого персонала; - некомпетентная работа управленческих и экономических служб; - ошибки в принятии и реализации рисковых решений. |
Из таблицы 1 видно, что на ситуацию риска в ПАО «Магнит» будут влиять как внешние, так и внутренние факторы, но степень их влияния будет различна. Сильнее всего влияют факторы внешнего прямого воздействия, так как деятельность организации напрямую зависит от добросовестности поставщиков и покупателей в поставке и оплате товаров, уровня конкуренции, как всей сети магазинов, так и отдельных групп товаров, предлагаемых ПАО «Магнит», а также от изменения условий рынка и налогообложения, процентных ставок и в целом законодательства в сфере торговли.
Выявление и классификация факторов риска относится к числу наиболее важных задач качественного анализа и позволяет уже на первом этапе определить и идентифицировать профиль риска и конкретные его виды в деятельности организации. Эти факторы не несут в себе конкретного расчетного предназначения, но служат исходной базой для количественной оценки риска, «оживляют» и детализируют математические выводы, получаемые на втором этапе анализа.
ПАО «Магнит» осуществляет деятельность по закупке и продаже товаров, поэтому подвержен торговым рискам и как покупатель товаров, и как их поставщик.
С точки зрения покупателя товаров, ПАО «Магнит» подвержен рискам, связанным с неисполнением поставщиком обязательств по договору, а также, изменением внешних факторов, которые приводят к тому, что договор, заключённый на длительный период, может оказаться невыгодным для покупателя на текущий момент времени.
Необходимо отметить, что поставщиками организации являются не только отечественные предприятия, но и крупные зарубежные производители, поэтому также существуют риски, связанные с внешнеэкономической деятельностью. Такими рисками для ПАО «Магнит» являются:
Валютный риск. С точки зрения торговых операций, валютный риск – это вероятность финансовых потерь в результате изменения курса валют, которое может произойти в период между заключением контракта и фактическим производством расчетов по нему. Для организаций, заключающих контракты на поставку, валютный риск проявляется и риске сделок. Риск сделок – это вероятность убытков по конкретным операциям в иностранной валюте (т.е., закупке товаров в валюте поставщика). Риск сделок возникает из-за неопределенности стоимости в национальной валюте инвалютной сделки в будущем. Данный вид риска существует как при заключении торговых контрактов, так и при получении или предоставлении кредитов и состоит в возможности изменения величины поступлений или платежей при пересчете в национальную валюту [4, с.54].
В данном случае, для ПАО «Магнит», как для и импортера, риск заключается в повышении курса валюты в отрезок времени между датой подтверждения заказа и днем платежа. Т.е., фактически поступивший товар будет стоить меньше, чем будет за него оплачено в соответствии со стоимостью договора.
Риск потери партии товаров. С 2009 года ПАО «Магнит» активно развивает такое направление, как собственный импорт – закупка товаров напрямую у зарубежных поставщиков. ПАО «Магнит» является крупнейшим импортером продовольственных товаров на территории Российской Федерации и поэтому, с целью снижения цены на продукты для покупателей, компания самостоятельно осуществляет большие объемы прямых поставок свежих фруктов и овощей, мясных и молочных продуктов, консервации, бакалейных и кондитерских изделий, замороженной рыбы и морепродуктов, а также непродовольственных товаров.
Так как ПАО «Магнит» осуществляет доставку товаров самостоятельно, можно сделать вывод, что если предприятие заключает торговый договор согласно условиям поставки Инкотермс, все затраты и риски ложатся именно на покупателя (т.е. ПАО «Магнит»). Таким образом, потеря партии товара может привести к значительным убыткам (связанным не только с фактической потерей товара, но и с невыполнением дальнейших договорных обязательств перед покупателями).
Политический риск. Политический риск для торговых операций ПАО Магнит связан с существенным изменениям условий договора (или разрывом коммерческого договора с контрагентом) по не зависящим от организации и/или её партнера причинам, например, в связи с изменением национального законодательства. В таком случае не помогают ни предусмотренные в договоре штрафные санкции, ни арбитраж. Факторами для возникновения политического риска для торговых организаций являются изменения в законодательстве, в т.ч. изменение системы налогообложения, валютные ограничения, контроль над ценами, товарами, деятельностью, ограничение доступа к сырьевым рынкам, изменения законодательства в области поставки конкретных групп товаров (установка особых требований к характеристикам товара, или запрет его поставки) и т.п. [20, с.54].
Например, в начале 2019 года увеличение НДС и введение помарочного учета вынудили российских импортеров вина и другого алкоголя в начале года провести очередную коррекцию цен. В отдельных случаях они были подняты до 20%. При повышении цен на конкретные группы товаров, на рынке на них закономерно падает спрос, и, в случае, если договор поставки был заключён на длительный период, на складах организации может начаться затоваривание, либо, в случае, если поставку будет решено прекратить, разрыв контракта с поставщиком может негативно сказаться на деловой репутации организации как покупателя.