Файл: Понятие и границы суверенитета государства (Генезис понятий «суверенитет» и «территориальная целостность»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Позднее, после окончания Тридцатилетней войны и подписания Вестфальского мирного договора (1648 г.), возникла новая система межгосударственных отношений, признавшая в качестве одного из основных «принцип национального суверенитета». Идея национального суверенитета предполагала наличие у государств ряда признаков: 1) наличие территории; 2) наличие постоянно проживающего населения; 3) законное управление народом; 4) признание со стороны других государств[15, стр.321].

Многие принципы Вестфальской системы международных отношений, в том числе и принципы равенства государства, соблюдения договоров, государственного суверенитета, сохранили свою актуальность и в наши дни.

Дискуссионным оставались вопросы об источнике суверенитета. Английский политический мыслитель XVII века Томас Гоббс, был сторонником «общественного договора» по которому люди договариваются делегировать свои полномочия суверену-монарху, в обмен на безопасность и ряд других естественных прав. Вместе с тем, Гоббс отмечал, что власть суверена не абсолютна, она ограничена пределами государства, конституцией и законами. Жан-Жак Руссо разработал доктрину народного суверенитета, суть которой заключалась в том, что суверен - это представитель народа. Народ является сувереном, заключившим общественный договор с конкретным правителем. Подобная конструкция подразумевает, что правитель выступает в качестве слуги-народа и не является сувереном в полном смысле этого слова. Доктрина народного суверенитета была заложена в тексте Всеобщей декларации прав человека 1948 г., где было отмечено, что воля народа должна быть в основе любой власти. Немецкий философ Георг Гегель подвергал критике концепцию Ж.Ж. Руссо[9, стр.100]. Он выступал за целостность государства и суверенитет, но не соглашался с противопоставлением суверенитета народа и правителя. Г.Гегель считал, что народ без своего монарха есть не что иное, как бесформенная масса. Несмотря на критику, идеи Ж.Ж. Руссо нашли отражение в результате американской войны за независимость и Конституции США 1787 года[12, стр.20].

В начале XX века немецкий политолог Макс Вебер ввел такое понятие как легитимное насилие. По его мнению, государство располагает исключительным правом на легитимное насилие. Именно это право является признаком суверенитета на той или иной территории. Мысль Вебера продолжил политический теоретик Карл Шмитт, который полагал, что государство, будучи источником права, не должно быть связано им. Государство, устанавливая нормы, вправе при необходимости не только изменять их, но даже нарушать. Без этого права, как считал Вебер, не может быть истинного верховенства, самостоятельности, то есть суверенитета[19, стр.130].


Понятие государственного суверенитета получило развитие в трудах немецкого юриста Георга Еллинека. Он придерживался позиции, что суверенитет изначально был политическим термином и лишь спустя время, превратился в правовое понятие. Г. Еллинек через изучение истории суверенитета пришел к выводу, что суверенная власть - это власть, не имеющая над собой высшего гегемона. Г. Еллинек в своих трудах подчеркивал, что государственный суверенитет проявляется в том, что внутри страны все организовывается на собственных законах. Вместе с тем, Г. Еллинек был сторонником того, что любое государство налагает на себя обязательства как перед своим народом, так и перед международным сообществом. Г.Еллинек был уверен, что суверенную власть не должна стоять над правом, так как это противоречит самой исторической эволюции теории суверенитета. Суверенное государство должно обеспечивать правопорядок внутри страны и считаться с международными границами других государств[20, стр.43].

Последующее развитие идеи суверенитета получило в трудах советских ученых. Юристы-международники Н.А. Ушаков и И.Д. Левин склонялись к следующему определению: «суверенитет-это характеристика государства, выражающаяся в верховенстве на своей территории и независимости в международных делах». И.Д. Левин в своих трудах выделял ряд признаков, которыми должно обладать суверенное государство[17, стр.139]:

1) наличие единой системы высших органов власти, осуществляющих все необходимые функции государства;

2) концентрация в руках государства (органов) властных инструментов принуждения;

3) независимость государственной власти от внешнего влияния и вмешательства.

Трактовка суверенитета И.Д. Левиным представляется наиболее предпочтительным для использования в работе, поскольку оно в полной мере отражает политическую независимость государства.

Некоторые теоретики права выделяли «внутренний и внешний суверенитет». Под «внутренними суверенитетом» многие из них понимали власть государства над всеми субъектами права в пределах своей территории. Под «внешним суверенитетом» трактовали способность государства выступать полноправным субъектом международного права, независимо выстраивать свою внешнюю политику, отстаивать территориальную целостность и суверенитет, а также распространять юрисдикцию за пределами своей территории (экстерриториальность)[18, стр.15].

После образования Российской Федерации, ряд видных ученых-юристов выдвинули теорию «остаточного суверенитета». Одним из приверженцев данной идеи был Председатель Конституционного суда РФ с 1997 по 2003 гг. М.В. Баглай. Теория «остаточного суверенитета» подразумевает, что верховный государственный суверенитет принадлежит Федерации и тем самым сужает суверенитет субъектов, предоставляя им «остаточный суверенитет». Данная концепция подкреплялась статьями 71-73 Конституции РФ, фиксирующей разделение предметов ведения между федеральным центром и субъектами. Стоит заметить, что впоследствии, на данную трактовку Конституции РФ, был дан ответ Конституционным судом РФ, согласно которому носителем суверенитетом является многонациональный народ, а государственным суверенитетом обладает исключительно федеральный центр (Федерация).


В целом, следует отметить, что все государства мира серьезно подходят к вопросам охраны суверенитета и территориальной целостности, так как это одна из их основных задач. Принципы политической независимости и территориальной целостности, ввиду особого значения в обеспечении плодотворного развития государств, закреплены в Уставе ООН. Эти принципы призывают страны уважать и соблюдать территориальную целостность друг друга, отказаться от силы и угрозы её применения против других государств. Международное право возводит в императив уважение территориальной целостности и суверенитета. Причем государства должны следовать этим нормам не только в своих внешнеполитических делах, но и предотвращать любые попытки использовать свою территорию для действий, которые могут нарушить суверенитет и территориальную целостность других государств[15, 254].

1.2 Понятие суверенитета и территориальной целостности в нормативно-правовых актах Российской Федерации

Суверенитет и территориальная целостность как правовые категории вошли в научный обиход с середины XX века и в настоящее время закреплены в правовых системах многих стран мира. В Российской Федерации данные термины используется в законах, подзаконных актах и международных договорах. Эти документы имеют внутригосударственные и внешнеполитические аспекты[7, стр.197]. Правовые акты с внутригосударственными аспектами нацелены на обеспечение единства и независимости государства, на надлежащую защиту территории и конституционного строй от внутренних и внешних угроз. Нормативно-правовые акты с внешнеполитическими аспектами ориентированы на формирование благоприятной международной обстановки, в целях обеспечения безопасности государства и её граждан.

Нормативно-правовыми актами внутригосударственного характера являются Конституция Российской Федерации[1] и ряд федеральных конституционных законов, федеральных законов и указов Президента РФ.

К нормативно-правовым актам внешнеполитического характера относятся как федеральные законы и указы Президента РФ, так и постановления Правительства РФ.


Защита суверенитета и территориальной целостности является одним из актуальных вызовов, стоящих перед любым государством. Обеспечение должного уровня охраны национальной безопасности требует от государств нормативно-правового закрепления данных понятий. В основном правовом акте страны-Конституции Российской Федерации, активно используются термины «суверенитет» и «территориальная целостность». Суверенитет Российской Федерации закреплен в ст.ст.3-4 Конституции РФ, а также в ч.2 ст.82. Территориальная целостность упоминается в ч.3 ст.4, ч.5 ст.13, ч.1 ст.67, ч.2 ст.80, ч.1. ст.82.[1]

Так, в Главе 1. Основы конституционного строя ч.ч.1, 2, 3 ст.3 сказано, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Российский народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Свою волю народ может выражать на свободных выборах и референдумах. Любая попытка присвоения или захвата власти преследуется по федеральным законам. Согласно ч.ч.1, 2, 3 ст.4 «Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Конституция РФ и Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории». Данный пункт означает, что государственная власть РФ имеет пространственные пределы, в рамках которой действует принцип верховенства и не допускается существование любой иной власти. В Главе 4, посвященной Президенту РФ, в тексте клятвы упоминается обязанность главы государства защищать суверенитет и независимость государства. Президент РФ является гарантом суверенитета страны, он формулирует ключевые направления внутренней и внешней политики, национальной безопасности, руководит Вооруженными силами РФ. Кроме того, Президент РФ участвует в переговорах и подписывает международные акты, в частности, затрагивающие вопросы обеспечения суверенитета страны. Принцип территориальной целостности отмечен в ч.3 ст.4 Конституции РФ[1], где сказано, что РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Это положение означает невозможность уступки Россией, выраженной в лице государственных органов и должностных лиц, части своей территории другому государству. В первой главе ч.5 ст.13, в вопросе об общественных объединениях, указано, что на территории РФ запрещено создание и деятельность объединений, направленных на нарушение территориальной целостности страны. Крайне важно упомянуть, что в ч.1 ст.67 Конституции РФ[1] зафиксировано, что территорией РФ являются территории ее субъектов, внутренние воды, а также территориальное море и воздушное пространство над ними. Также к территории РФ относиться и так называемая «подвижная территория». Подвижной территорией считаются самолеты, корабли, космические станции, осуществляющие свою деятельность под флагом Российской Федерации. К разряду «государственная территория» также относятся трубопровод и кабели, лежащие в открытом море. Президент РФ в соответствии с ч.2 ст.80 должен принимать меры по охране государственной целостности. Являясь гарантом государственной целостности, глава государства должен следить за тем, что бы основные законы (Конституции и Уставы), а также иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не противоречили Конституции страны и федеральному законодательству. Следующим документом, имеющим внутригосударственные аспекты и непосредственно связанным с суверенитетом и территориальной целостностью страны, является Федеральный конституционный законы РФ о чрезвычайном положении. Среди обстоятельств введения чрезвычайного положения, наряду с защитой жизни и здоровья граждан, также идут предотвращение природных и техногенных катастроф и пресечение попытки насильственного изменения конституционного строя РФ. Кроме того, чрезвычайное положение может вводиться в случае выявления незаконных вооруженных формирований и при возникновении межнациональных, межконфессиональных конфликтов представляющих угрозу территориальной целостности страны. Чрезвычайное положение на всей территории страны или на отдельных местностях вводиться указом Президента РФ с уведомления обеих палат Федерального Собрания РФ. Меры, предпринимаемые в случае действия закон, предусматривают полное или частичное приостановление полномочий органов власти на территории, на которой введено чрезвычайное положение, вплоть до привлечения Вооруженных Сил РФ и других воинских подразделений. Граждане РФ, иностранные граждане и лиц без гражданства могут быть ограничены в ряде прав (участии в митингах, выборах, комендантский час, в проведении финансовых операций).


Военное положение (в отличии от чрезвычайного положения) вводиться Президентом РФ в случае агрессии или угрозы агрессии против Российской Федерации со стороны иностранного государства. В ч.2 ст.3 закона сказано, что агрессией против РФ расценивается применение Вооруженных Сил иностранных государств (либо группы государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности России. В соответствии с принципами и нормами международного права актом агрессии против РФ считается[7, стр.12]:

1. вторжение вооружённых сил иностранных государства на территорию РФ с последующей оккупацией или аннексией;

2. использование иностранным государством любого вида оружия против РФ:

3. блокада морских портов и границ РФ;

4. нападение на Вооруженные Силы РФ независимо от места их дислокации;

5. согласие иностранного государства на использование своей территории другим государством для совершения акта агрессии против России и т.д.

Режим военного положения содержит целый спектр мероприятий экономического, политического, административного и военного характера, направленных на формирование условий для предотвращения или отражения актов агрессии против Российской Федерации. Можно выделить следующие меры, такие как эвакуация объектов, привлечение граждан к выполнению работ для нужд военного времени, введение военной цензуры, запрет выезда граждан за пределы РФ, прекращение функционирования международных организаций заподозренных в осуществлении деятельности, наносящей подрыв обороны и безопасности страны и т.д. В случае введения военного положения, Президент РФ как гарант суверенитета и территориальной целостности, получает беспрецедентные полномочия по руководству государством на период действия акта[8, стр.206].

Конституция РФ[1] оставляет за гражданами страны право участвовать в выборах и референдумах. В Федеральном конституционном законе о референдуме, законодатель затрагивает различные аспекты участия граждан в данном виде волеизъявления, в том числе и вопросы территориальной целостности страны. В ст.68 говориться о недопустимости распространения агитационных материалов и информаций в СМИ с призывами к насильственному захвату власти, изменению конституционного строя, а также нарушению целостности территории России. Кроме того, агитация не должна содержать призывы к войне, возбуждению расовой, религиозной или национальной вражды. Положение ст. 68 является важным и уместным составным элементом всего ФКЗ о референдуме, так как в федеративном государстве необходимо пресекать любые попытки пропаганды сегрегации населения страны. В ч.4 ст.9 настоящего закона разъяснен процесс финансирования референдума. В частности, фонд референдума, который образуется инициативной группой людей, может пополняться исключительно за счет добровольных пожертвований граждан РФ и российских юридических лиц. Данная оговорка действует с целью ограничения влияния иностранных государств или лиц на волеизъявление граждан РФ, другими словами на суверенитет страны[1].