Файл: Понятие и границы суверенитета государства (Генезис понятий «суверенитет» и «территориальная целостность»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Любое государство пытается сохранить свою территориальную целостность и обезопасить себя от угрозы сецессии (выхода из состава государства какой-либо части). Ни в одном нормативно – правовом акте на территории Российской Федерации не закреплено право субъектов на выход из состава государства. Конституция РФ[1], в ч.3 ст.4 гарантирует территориальную и государственную целостность России. Это положение де-юре закрепляет отсутствие права выхода какого-либо субъекта России из её состава, так как территория РФ охватывает и территории субъектов Федерации. Такого же мнения придерживается Конституционный Суд РФ, который в своем постановлении от 13 марта 1992 года указал на то, что субъекты федерации не могут в одностороннем порядке устанавливать право выхода в своих нормативно-правовых актах, так как это означало бы признание законности нарушения территориального целостности страны.

В целях обеспечения суверенитета и территориальной целостности РФ необходимо принять меры, которые способствовали бы развитию субъектов РФ и децентрализовали бы некоторые полномочия между регионами и федеральным центром.

Во-первых, требуется развитие политической системы страны так, как существующее положение не в полной мере соответствует закрепленному конституционному порядку. Политическая система России, выраженная в первую очередь в партиях, не реализует в полной мере интересы социальных групп. Плюрализм, существовавший в 90-ые годы, сменился гегемонией одной партии, что не способствует экономическому развитию и подавляет политическую активность. Нужно предоставлять обществу альтернативу и обеспечивать сменяемость власти через честные и прозрачные выборы для того, чтобы избежать политического застоя.

Во-вторых, необходимо через законодательное закрепление способствовать самоопределению народов в области защиты языка и культуры.

В-третьих, нужно обеспечить расширение бюджетного федерализма. Существующая бюджетная система России не позволяет в полном объеме реализовывать государственную политику в регионах и приводит к недовольству федеральными властями на местах. Критика бюджетной политикой, в связи с экономическим кризисом и сокращением финансовых возможностей, все чаще слышится из регионов России.

В-четвёртых, следует наделить субъекты РФ большими полномочьями в вопросе выстраивания международных внешнеэкономических связей. На данный момент регионы обязаны согласовывать и координировать свои международные связи с профильными федеральными органами власти, что затрудняет приграничные контакты и региональные интеграционные процессы.


2.2 Международные аспекты обеспечения суверенитета и территориальной целостности РФ

Защита суверенитета и территориальной целостности России осуществляется в различных формах (дипломатической, военной, экономической, культурной и др.) как внутри стран, так и на международной арене. Внешнеполитическая форма защиты суверенитета России реализуется следующими органами и ведомствами[17, стр.156]:

- Президентом РФ;

- Правительством РФ;

- Федеральным Собранием РФ;

- Советом Безопасности РФ;

- Министерством иностранных дел РФ;

- Министерством оборон РФ;

- Федеральным агентством по делам СНГ, соотечественников проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству.

Данные государственные органы наделены Конституцией РФ и федеральными законами широкими полномочиями в области международных отношений и военной политики. Руководство Российской Федерации проводит внешнюю политику, нацеленную на построение стабильной и устойчивой системы международных отношений, где функционировали бы общепризнанные нормы международного права и соблюдались принципы уважения, равноправия и не вмешательства во внутренние дела друг друга. В военной политике Россия содействует конструированию новой архитектуры международной безопасности, гарантирующей равную безопасность для всех государств[16, стр.285].

Современная стратегия Российской Федерации по обеспечению суверенитета и территориальной целостности реализуется на двух основных направлениях – глобальном и региональном.

На глобальном уровне Россия позиционирует себя как один из влиятельных центров современного мира. В качестве главенствующей организации, в рамках которой должны регулироваться важнейшие вопросы мировой политики, остаётся Организация Объединенных Наций (ООН). Россия как правопреемница СССР, занимает место постоянного члена Совета Безопасности ООН – главного органа, который отвечает за международный мир и безопасность[11, стр.269].

Официальные лица и представители дипломатического ведомства РФ прикладывают усилия по защите интересов, суверенных прав и безопасности России. Одной из наиболее опасных угроз современного мира является международный терроризм, который может в одночасье подорвать безопасность, целостность и суверенитет любого государства. Примером, свидетельствующим об уязвимости государств перед лицом терроризма, являются Сирийская Арабская Республика, Ливия и Исламская Республика Афганистан. Россия в 1990-ые годы также пережила активные нападки террористических организаций, которые воспользовавшись внутренними проблемами, хлынули в южные регионы страны. Причем, РФ столкнулась с международным терроризмом в её современных, наиболее опасных формах (массовый характер террористических актов, религиозная составляющая, разветвлённая структурная сеть). Российская Федерация, обладая успешным опытом борьбы с терроризмом, не раз инициировала разного рода предложения по эффективному противодействию этому злу.


Следующей задачей России на глобальном уровне является поддержание режима не распространения ядерного оружия и других видов оружия массового поражения (включая средства доставки). Попадание такого оружия в руки не стабильных государств или негосударственных субъектов, прежде всего террористических организаций, может нести колоссальную опасность для России[8, стр.197].

Выводы по второй главе:

Представляется важным для России с учетом существующих глобальных вызовов для безопасности, суверенитета и территориальной целостности, сделать следующее.

1. Активнее разрабатывать идеологическую основу для развития государства и идейно-политическую повестку для граждан России. Эти меры необходимы для отпора от пропаганды радикального ислама.

2. Оказывать дальнейшее содействие государствам, борющимся с терроризмом, так как, победив в одной стране - это «чума» будет распространяться и дальше. Однако, необходимо стараться минимизировать участия своих Вооруженных сил в операциях на территории иностранных государств, а ограничиваться поставкой военной техники и инициировать мирные процессы урегулирования конфликтов.

3. Развивать сотрудничество с государствами в мирном использовании атомной энергии при условии их отказа от разработки ядерного оружия. Примером такого сотрудничества может послужить строительство Россией атомной электростанции в городе Бушере (Исламская Республика Иран).

4. Начать выстраивание доверительных связей с новыми властями США, которые основывались бы на принципах паритета. Совместно разрешать международные кризисные ситуации, а также сотрудничать в сфере контроля над вооружениями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенных исследований было установлено, что вопросы целостности и единства государства были осмыслены еще выдающимися древнегреческими, китайскими и индийскими философами. Систематичное научно-теоретическое осмысление, эти понятия получили лишь в Новое Время и в эпоху Просвещения. Под целостностью государства многие западноевропейские мыслители эпохи Просвещения подразумевали наличие органической политической власти, которое способствовало бы внутреннему единению. Русские государственные и общественные деятели XVIII-XIX века в своих трудах отмечали важность генетического начало государственного строительство (традиций, устоев, религии) и выделяли ключевую роль сильной и единой власти в удержании огромной территории страны. Современные российские правоведы также уделяют пристальное внимание проблематике территориальной целостности и предлагают большое количество трактовок этого термина. Наиболее полно раскрывающим содержание понятия является следующая дефиниция: территориальная целостность государства - это принцип, согласно которому любое государство имеет право обеспечивать защиту территории в пределах своих международно-признанных границ, а также противодействовать внешним и внутренним угрозам, направленным на их изменение.


Далее в работе был изучен другой важный признак государства - суверенитет. Было определено, что понятие суверенитета возникло в Средние века, и было связано с именем французского политика и ученого Жана Бодена, который дал классическое определение суверенитета как неограниченной и незыблемой власти монарха в государстве. После Вестфальского мирного договора (1648 г.), в межгосударственных отношениях был зафиксирован «принцип национального суверенитета». Идея национального суверенитета предполагала наличие у государств ряда признаков, в том числе территории с постоянно проживающим на нем населением, законного управления народом, признания со стороны других государств. Немецкий юрист Георг Еллинек, занимавшийся разработкой понятия суверенитета, полагал, что государственный суверенитет проявляется в том, что внутри страны всё организовывается на собственных законах. Также многими европейскими политическими мыслителями рассматривались вопросы об источнике суверенитета. Одни полагали, что источником суверенитета является монарх, который обеспечивает безопасность государства и права граждан. Другие, напротив, считали, что народ является носителем суверенитет, заключая общественный договор с конкретным правителем. Отечественные юристы также активно развивали идеи суверенитета. Многие из них склонялись к тому, что суверенитет-это характеристика государства, выражающаяся в верховенстве на своей территории и независимости в международных делах. Некоторые теоретики права выделяли «внутренний и внешний суверенитет», под которыми понимали власть государства над всеми субъектами права в пределах своей территории и способность государства выступать полноправным субъектом международного права, независимо выстраивать свою внешнюю политику, отстаивать территориальную целостность и суверенитет, а также распространять юрисдикцию за пределами своей территории (экстерриториальность). Советский государствовед И.Д. Левин выделил ряд признаков, которыми должно обладать суверенное государство: наличие единой системы высших органов власти, концентрация в руках государства властных инструментов принуждения и независимость государственной власти от внешнего вмешательства и влияния. Важнейшим свойством суверенитета выявлено «территориальное верховенство», которое дает право государству в рамках своих полномочий, осуществлять власть на своей территории.

В связи с возрастающей ролью экономики и информационных технологий в обеспечении безопасности и суверенитета государств, в работе даны определения экономическому и информационному суверенитету. Под экономическим суверенитетом подразумевается независимость государства в выработке экономической повестки дня, защита национальной экономики от влияния со стороны международных авторов и осуществлении самостоятельной внешнеэкономической политики. Информационный суверенитет - это возможность государства самостоятельно вырабатывать свою собственную информационную политику и обеспечивать информационную безопасность граждан страны, компаний и органов власти.


Принципы политической независимости и территориальной целостности, ввиду особого значения в обеспечении плодотворного развития государств, закреплены в Уставе ООН. Международное право возводит в императив уважение территориальной целостности и суверенитета.

В Конституции РФ, активно используются термины «суверенитет» и «территориальная целостность». В высшем нормативно-правовом акте зафиксировано, что носителем суверенитета и источником власти в РФ являться ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть через органы государственной власти. Также отмечено, что РФ должна обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории. Согласно Конституции РФ, гарантом суверенитета и территориальной целостности является Президент страны, который формулирует ключевые направления внутренней и внешней политики, национальной безопасности, руководит Вооруженными силами РФ. Кроме того, Президент РФ участвует в переговорах и подписывает международные акты, затрагивающие, в том числе вопросы обеспечения суверенитета и территориальной целостности. К федеральным конституционным законам, в которых присутствуют понятия суверенитета и территориальной целостности относятся ФКЗ «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «О референдуме Российской Федерации». Среди федеральных законов РФ также существует множество актов, затрагивающих внутригосударственные аспекты обеспечения суверенитета и территориальной целостности, и в которых используются данные определения. Это ФЗ «Об основах законодательства РФ о культуре», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Воздушный кодекс РФ» и др. Существует также немалое количество Указов Президента РФ, в которых упоминается суверенитет и территориальная целостность. Можно выделить такие указы, как «Об Администрации Президента РФ» и «О Совете Безопасности РФ».

К нормативно-правовым актам внешнеполитического характера, задачей которых являться обеспечение суверенитета и территориальной целостности России, в работе отнесены федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Государственный суверенитет России реализуется через деятельность исполнительно-распорядительных и судебных органов власти.

Во второй главе были предложены меры внутригосударственного характера, способствующие развитию субъектов РФ и децентрализации некоторых полномочий между регионами и федеральным центром, что, в конечном счете, должно укрепить суверенитет и целостность страны.