Файл: Понятие и границы суверенитета государства (Генезис понятий «суверенитет» и «территориальная целостность»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Среди федеральных законов РФ также существует множество актов, охватывающие вопросы суверенитета и территориальной целостности. Федеральный закон об основах законодательства Российской Федерации о культуре, в ст.5 раскрывает понятие суверенитет РФ в области культуры. В документе отмечается, что РФ самостоятельно выполняет на своей территории обязательства в области культуры, взятые перед другими государствами и международными организациями. Этой статьёй государственные органы дают понять, что при сохранении приверженности к соблюдению норм международного права, Россия продолжает осуществлять верховенство на своей территории.

Непосредственно обеспечением безопасности и независимости государства занимаются Вооруженные Силы страны, состоящие из военнослужащих. Согласно Федеральному закону о военнослужащих, к таковым относятся: офицеры, прапорщики, мичманы, курсанты, сержанты, солдаты и матросы (проходящие военную службу по контракту либо по призыву)[19, стр.130]. В ст.26 данного закона отмечено, что воинским долгом и обязанностью военнослужащих является защита государственного суверенитета и территориальной целостности РФ, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами РФ. Другими важным документом, содержащим внутригосударственные аспекты, является Федеральный закон об обороне. В ч.2 ст.10 данного закона, сказано, что Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии и вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории России. Также оговорено, что в целях защиты интересов России и её граждан, поддержания международного мира и безопасности, Вооруженные Силы РФ могут быть оперативно использованы за пределами РФ. Решение об использовании войск за пределами территории РФ, численность формирований, районы действий и сроки участия определяются Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами - Президентом РФ. Управление Вооруженными Силами осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны[10, стр.166].

Воздушный кодекс Российской Федерации, как нормативно-паровой акт, регулирующий отношения в сфере использования воздушного пространства России и деятельности в области авиации, включает в себя положения о суверенитете. В ст.1 отмечено, что РФ обладает полным и исключительным суверенитетом над своим воздушным пространством. Далее поясняется, что под воздушным пространством РФ рассматривается пространство над территорией страны, в том числе и над территориальным морем и внутренними водами. В другом нормативно-правовом акте-Уголовном кодексе Российской Федерации выделены деяния, предусматривающие уголовную ответственность за нарушение территориальной целостности РФ. Согласно ст. 279, за подготовку вооруженного мятежа или участие в нем в целях насильственного изменения конституционного строя или нарушения территориальной целостности РФ, лица караются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет[13, стр.33].


К разряду нормативно-правовых актов внутригосударственного характера относятся и Указы Президента Российской Федерации. Важную роль в обеспечении деятельности Президента РФ выполняет его Администрация. В части 4 Указа Президента РФ об утверждении Положения об Администрации Президента РФ, к числу целей данного органа отнесено и подготовка предложений Президенту РФ о мерах по обеспечению суверенитета, независимости и государственной целостности РФ. Подготовленные предложения, рекомендации и советы находят отражение и в других актах Президента РФ (военная доктрина, стратегия национальной безопасности концепция внешней политики и др.). Важным конституционным совещательным органом при Президенте РФ является Совет Безопасности РФ. Согласно ч.1 Указа Президента РФ о Вопросах Совета Безопасности РФ, данный орган осуществляет подготовку решений Президента РФ, в том числе и в вопросах, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности РФ. В ч.ч.3-4 к задачам и функциям Совета Безопасности РФ отнесено информационно-аналитическое обеспечение Президента РФ по вопросам безопасности государства, развитие Вооруженных Сил РФ, усовершенствование оборонного производства, осуществление военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами и иные вопросы, связанные с суверенитетом и территориальной целостностью России.

Следующими в иерархии нормативно-правовых актов внешнеполитического характера (затрагивающих суверенитет и территориальную целостность), являются Указы Президента Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере международных отношений, является Министерство иностранных дел РФ. В Указе Президента РФ о Вопросах Министерство иностранных дел в ч.2 п.4 говориться, что МИД РФ обеспечивает дипломатическими и международно-паровыми средствами защиту суверенитета, безопасности и территориальной целостности России. Дипломатическое ведомство реализует данные принципы на разных уровнях, начиная от помощи в правовых вопросах гражданам РФ и соотечественникам в иностранных государствах и заканчивая отстаиванием интересов стран на крупных международных площадках, таких как Совет Безопасности ООН.

В 2014 г. Указом Президента РФ была утверждена Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию. Согласно данному правовому акту, РФ намерена проводить целенаправленную политику оказания культурно гуманитарной помощи странам-партнерам, включая постконфликтные государства (ликвидация бедности, преодоления последствий стихийных бедствий, укрепление позитивного восприятия РФ и т.д.). В п.10 ч.3 Концепции, к одним из приоритетных направлений в сфере содействия международному развитию, отнесено создание условий для обеспечения технологического суверенитета государств и преодоления неравенства между развитыми и развивающимися странами.


В Российской Федерации функционирует ряд федеральных органов осуществляющих задачи по обеспечению безопасности государства такие, как Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны и Служба внешней разведки. В их компетенцию не редко входит работа за пределами территории страны. Глава государства и другие высшие должностные лица неустанно декларируют о том, что Российская Федерация строго соблюдает основополагающие принципы международного права, в том числе и в вопросах работы спецслужб. Так, согласно п.4 Указа Президента РФ о Вопросах Федеральной службы безопасности, деятельность ФСБ России базируется на принципах уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости их границ, а также обоюдовыгодного сотрудничества с компетентными органами зарубежных стран.

Вопросы суверенитета и территориальной целостности нашли отражение во многих нормативно-правовых актах внешнеполитического характера, изданных Правительством Российской Федерации.

Выводы по первой главе:

Проведенное исследование показало, что в Российской Федерации определение «суверенитет» и «территориальная целостность» применяется в законах, подзаконных актах и международных договорах. Эти нормативно-правовые акты в свою очередь имеют внутригосударственные и внешнеполитические аспекты. Правовые акты с внутригосударственными аспектами нацелены на обеспечение единства и независимости государства, на надлежащую защиту территории страны и конституционного строй от внутренних и внешних угроз. Нормативно-правовые акты с внешнеполитическими аспектами направлены на формирование благоприятной международной конъюнктуры для Российской Федерации.

ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СУВЕРЕНИТЕТА И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ РФ

2.1 Внутригосударственные аспекты обеспечения суверенитета и территориальной целостности РФ


Суверенитет – это один из атрибутов государства, благодаря которому обеспечивается независимость в решении вопросов государственной и общественной жизни как внутри, так и за её пределами.

В большом юридическом словаре В.Н. Додонова дано следующее определение понятию «суверенитет»: это - (от фр. souverainete — верховная власть) верховенство и независимость власти. В течение долго времени понятие «суверенитет» было неразрывно связано с сувереном (властителем), который правил на определенной территории. На сегодняшний день во всех цивилизованных и демократических странах мира принято считать, что носителем суверенитета и источником власти является народ. Вместе с тем, очевидно, что народ не может всецело заниматься защитой суверенитета и реализацией власти, поэтому делегирует свои полномочия органам государственной власти и органам местного самоуправления[14, стр.136].

В Российской Федерации государственный суверенитет реализуется через деятельность исполнительно-распорядительных и судебных органов. Конституция России и иные нормативно-правовые акты предусматривают разделение предметов ведения между центром и субъектами Федерации, относя самые важные вопросы к ведению высших органов государственной власти, таким как Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды РФ[15, стр.295].

В федеративном государстве существенным вопросом является определение правового статуса и разграничение государственного суверенитета между субъектами федеративных отношений (федерацией и субъектом федерации). В большинстве случаев центры забирают у субъектов вопросы обеспечения суверенитета, территориальной целостности, внешней политики и другие.

Российская Федерация отличается от остальных федеративных государств асимметричностью и уникальным субъектным составом, поскольку сформирована как по национальному, так и территориальному признаку. Согласно Конституции РФ, в составе России находятся республики, края, области, автономная область, автономные округа и города федерального значения. Наибольшую опасность для российского федерализма и суверенитета в целом на раннем этапе представляли антиконституционные положения в высших нормативно-правовых актах (Конституциях, Уставах) ряда субъектов РФ[10, стр.166]. Появление таких нормативно-правовых актов следствие заключения договоров и соглашений между Российской Федерацией и её субъектами. Как правило, они были направлены на разрешение некоторых сложностей в управлении государством (недопущение конфликтов и сепаратистских тенденций), возникших после обретения независимости РФ в 1991 году. В соответствии с договорами о разграничении предметов ведения многим субъектам РФ предоставлялись льготы и привилегии, которые затем они транслировали в свои нормативно-правовые акты.


Многие субъекты Российской Федерацией в 1990-ые годы злоупотребляли своим правом и в нормативных актах фиксировали, что они суверенные государства. Такое положение дел не могло долго продолжаться, так как оно грубо нарушало Конституцию РФ и создавало опасность для суверенитета и государственной целостности РФ[1].

Важную роль в разрешении вопросов о суверенитете субъектов Российской Федерации сыграл Конституционный Суд РФ. Данный судебный орган имеет полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции РФ любых нормативно-правовых актов, изданных на территории РФ, а также не вступивших в силу международных договоров России.

Конституционным судом РФ были признаны не правомерными и не конституционными положения ряда договоров о разграничении предметов ведения, конституций и уставов субъектов РФ, в которых затрагивались вопросы суверенитета.

Позиция многих специалистов в области конституционного права сводится к тому, что декларирование субъектами федерации суверенитета не приводит к возникновению этого суверенитета фактически, поскольку суверенитет в первую очередь – это свойство государства, благодаря которому оно является независимой и верховной правовой властью. Так, например, субъекты Российской Федерации не обладают рядом ключевых признаков[18, стр.15]:

1) верховенством и единовластием на своей территории;

2) независимостью в отношениях с центром и в международных делах.

Другим серьезным вызовом, стоящим перед любой федерацией, является вопрос объединения и изменения границ субъектов. Преобразование территориальных единиц непосредственно связано с суверенитетом и территориальной целостностью государства. Согласно ст. 67 Конституции РФ, границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. При этом в ст. 102 Конституции РФ – к ведению Совета Федерации отнесено утверждение изменения границ между субъектами РФ[1].

Объединение субъектов РФ более сложный процесс, нежели простое изменение границ. Оно требует вовлечение в эту процедуру Президента РФ, который дает согласие (на проведение референдума в объединяющихся субъектах), инициирует принятие специального федерального конституционного закона и издает Указ о проведении выборов в законодательный орган нового субъекта. Так, в 2005 году Государственная Дума и Совет Федерации приняли ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта – Красноярского края в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа.