Файл: Понятие и границы суверенитета государства (Генезис понятий «суверенитет» и «территориальная целостность»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена следующими основными причинами.

Во-первых, на сегодняшний день, в связи с трансформацией политико-правового устройства мирового порядка и появлением новых глобальных вызовов, многие государства находятся под угрозой потери суверенитета и территориальной целостности. Российская Федерация как страна, занимающая 1/9 поверхности земной сущи и являющаяся одним из влиятельных центров современного мира, не может оставаться в стороне от происходящих изменений и должна предпринимать соответствующие меры по обеспечению национальных интересов.

Во-вторых, Россия за всю свою многовековую историю не раз находилась на грани потери своей государственности, что заставляет задуматься о создании эффективных политико-правовых механизмов защиты суверенитета и территориальной целостности. Существенную роль в этом вопросе сыграла принятая в 1993 году Конституции РФ, которая предусмотрела определённые гарантии по обеспечению принципов суверенитета и территориальной целостности и заложила фундамент для иных правовых актов в этой области.

В-третьих, сформировавшаяся российская модель федеративных отношений сохраняет все еще немало вызовов для государственного суверенитета и целостности страны, большинство из которых связаны с наследием 1990-ых годов, необходимостью совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей отношения между центральной властью и субъектами Федерации.

Для изучения и понимания природы понятий «суверенитет» «территориальная целостность» были использованы труды зарубежных классиков политико-правовой мысли Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Г.В. Гегеля, Ж.Ж. Руссо, К. Шмитта. Особо стоит выделить работы Ж. Бодена «Шесть книг о государстве» и Г. Еллинека «Общее учение о государстве».

Отечественной литература представлена в исследовании работами С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, А.Л. Бредихина, А.А. Кокшина, С.Н. Бабурина, И.Д. Левина, М.Н. Марченко и др. В работе также использовались кандидатские и докторские диссертационные исследования Ю.И. Белевиной и Д.В. Шумкова, посвящённые вопросам государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.

Наряду с этим использовались материалы электронных ресурсов: сайты Президента РФ, Правительства РФ, Российского совета по международным делам (РСМД), журналов «Новая правовая культура», «Право и жизнь» и других специализированные изданий высших учебных заведений.


Правовую основу данной работы составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента РФ и Правительства РФ, международные документы, а также постановления и определения Конституционного Суда РФ.

Объектом курсовой работы являются конституционно-правовые отношения, связанные с обеспечением и защитой суверенитет и целостности России.

Предметом является научные исследования по проблемам определения суверенитета и территориальной целостности государства, конституционно-правовое законодательство РФ и общепризнанные нормы и принципы международного права в сфере обеспечения суверенитета территориальной целостности.

Целью курсовой работы является комплексное изучение теоритических и правовых аспектов суверенитета и территориальной целостности, исследование их текущего закрепления во внутригосударственных и международных актах, а также определение институциональных механизмов по их защите в Российской Федерации.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- раскрыть понятия суверенитета и территориальной целостности государства, проследить их трансформацию за долгий период, с рассмотрением позиций зарубежных и отечественных специалистов;

- провести работу с официальными документами, закрепляющими реализацию суверенитета и территориальной целостности России и их защиту;

- определить органы государственной власти РФ, государственные органы РФ и правовые механизмы по обеспечению суверенитета и территориальной целостности как внутри страны, так и за её пределами;

- выявить существующие угрозы суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации.

Методологическую основу курсовой работы составили современные методы научного познания, включая как общенаучные, так и специальные. Среди общенаучных методов использовался анализ, индукция, синтез и др. Специальными методами являлись исторический, сравнительно-правовой, структурно-функциональный, системный и др. Использование этих методов позволило довольно подробно исследовать цели и задачи, поставленные в диссертации.

Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СУВЕРЕНИТЕТА И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВА

1.1 Генезис понятий «суверенитет» и «территориальная целостность»

Территориальная целостность и суверенитет государства - это фундаментальные политико-правовые категории, корни которых уходят глубоко в века.

Вопросы целостности и единства государства осмыслялись мудрецами еще с незапамятных времен. Древнегреческие ученые-философы Аристотель и Платон полгали, что государственная целостность и единство преграждают дорогу анархии и дезорганизации. В работе древнекитайского философа Лао-цзы «Даодэцзин» также затрагивались такие аспекты государства, как территориальная целостность. Особое внимание Лао-цзы обращал на важность единения правителя и элит, в целях предотвращения распада государства[9, стр. 58]. В древнеиндийском литературном памятники «Артхашастре», содержащем важные сведения о различных сторонах жизни общества и государства, отведено большое количество разделов вопросам целостности и защиты территории. Несмотря на то, что вопросам целостности были посвящены труды многих великих ученых древности, систематичное научно-теоретическое осмысление государства, суверенитета и практической политики пришло лишь в Новое Время, и позднее в эпоху Просвещения. Данным вопросам были посвящены труды таких мыслителей, как Никколо Макиавелли, Гуго Гроция, Жана Бодена, Томаса Гоббса, Шарль-Луи Монтескье, Георга Гегеля, Жан-Жака Руссо, Джона Локка и многих других[19, стр. 153].

Под целостностью государства многие мыслители эпохи Просвещения подразумевали наличие органической политической власти, которой способствовало бы внутреннему единению. По их мнению, государство не могло оставаться целостным, если в нем отсутствовало бы единство политического, экономического, правового пространства, социальное равенство, прочность общественных отношений. Еще французский философ Жан-Жак Руссо отмечал, что как бы ни была, не безгранична, ни священна власть, ей не следует выходить за рамки общественного договора, в пределах которого любой человек располагает той долей имущества и свободы, которая закреплена за ним по этому договору. Политическая власть легитимна и способна сохранить целостность государства лишь при учете естественных прав людей, свободы общества и национальной культуры[17, стр. 206].


Учения о территориальном единстве государства также развивали русские общественные и государственные деятели такие, как В.Татищев, М.Сперанский, В.Соловьев, И.Ильин и другие. Русские философы склонялись к тому, что целостность Российского государства, заключается в генетических началах государственного строительства, а именно в «традициях», «устоях» и «религии»[12, стр. 52]. Нарушение этих начал могло привести к потере территорий. А сохранение духовных ориентиров позволяет возродить целостную систему. Примером тому служит период раздробленности русских земель, когда после долгой разрухи сохранилось единство духовных ценностей, что позволило со временем возродить целостность русского государства. Государственные деятели, напротив, в своих рассуждениях, делали больше уклон на признание ключевой роли власти в управлении огромной территорией. Они считали, что Россия может быть единой и сильной, только тогда, когда все ее составные части будут в одинаковой мере следовать установленным центральной властью законам.

Современные российские правоведы также уделяют пристальное внимание проблематике определения территориальной целостности и ее генезису[8, стр. 241].

Известный государственный деятель и ученый Р.М. Кочкаров описывает территориальную целостность, как принцип, обеспечивающий территориальное верховенство от посягательств со стороны других государств. Доктор юридических наук Д. А. Ковачев считает, что территориальная целостность - это нерушимость границ государства и единство общества, проживающего на территории этого государства. Профессор С.Н. Бабурин расценивает территориальную целостность как элемент безопасности, которая является условием существования и развития государства. По мнению Ю.И. Белавиной, территориальная целостность государства – «это территориальное единство страны в пределах своих границ, обязывающее всех субъектов государственно-правовых отношений избегать любых действий, направленных на подрыв независимости и единства государства»[15, стр. 296]. Исходя из большого количества определений территориальной целостности, можно сделать вывод, что в науке нет единого подхода в формулировке этого термина. Однако, приняв во внимание все дефиниции, приведенные выше, можно сформулировать наиболее точное определение для дальнейшей работы. Территориальная целостность государства - это один из основополагающих принципов международного права, согласно которому любое государство имеет право обеспечивать защиту территории в пределах своих международно-признанных границ, а также противодействовать внешним и внутренним угрозам, направленным на их изменение[19, стр. 142].


На территориальную целостность государства воздействуют различные факторы, имеющие внутреннее и внешнее выражение. Внутренняя опасность заключается в том, что территориальная целостность государства может быть нарушена вследствие не урегулированных этнических, религиозных и культурных разногласий[7, стр. 46]. Также угрозой территориальной целостности является сецессия (выхода из состава государства). Причиной для сецессии может послужить политическое противостояние или не жизнеспособное государственное устройство. Внешнее воздействие на территориальную целостность государств также довольно частое явление на протяжении многовековой истории человечества. Оно выражается в форме аннексии и оккупации. Аннексия - это присоединение территории другого государства насильственным путем. Оккупация - это взятие под контроль территории другого государства, без перехода под юрисдикцию. Каждая из этих форм подразумевает временное или перманентное нарушение территориальной целостности другого государства[11, стр. 478].

Вместе с тем, чтобы укоренить представление о территориальной целостности, нам необходимо обратиться к понятию государственной территории. По соображению С.Н. Бабурина, территория государства образуется в результате естественных и исторических закономерностей, а территориальное устройство является отражением уровня развитости общества. В соответствии с политико-правовым представлением, территория государства – это пространство (сухопутное, водное и воздушное) в пределах установленных границ, на которое распространяется юрисдикция государства[16, стр.49].

Территориальная целостность непосредственно связана с таким признаком государства, как суверенитет. Суверенитет более широкое понятие, чем территориальная целостность, так как выражается не только в неприкосновенности территории от посягательств со стороны других государств, но и в осуществлении властью юрисдикции на всей территории, а также за её пределами. Понятие суверенитета возникло в Средние века, и было связано с именем французского политика и ученого Жана Бодена. В трактате «Шесть книг о государстве» (1576 г.) он дал классическое определение суверенитета как неограниченной и незыблемой власти монарха в государстве[15, стр. 364]. По мнению Ж. Бодена, правитель, став сувереном, отождествляется с государством. Он полагал, что суверенитет государства возможен только при единой и устойчивой верховной власти. Ж. Боден первым высказал идею о том, что сувереном может быть один человек, совокупность граждан, коллегия и даже целая нация. Кроме того, Ж. Боден считал, что суверенитет должен быть единым и не делимым. Мысли Ж. Бодена не нашли отражения в реальной политической жизни, так как доминирующей идеей того времени был принцип верховенства папы римского в международных делах, который возвышался над всеми правителями и государствами.