Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг (Понятие коммерческой деятельности и ее содержание).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Организация коммерческой деятельности розничных торговых предприятий
1.1. Понятие коммерческой деятельности и ее содержание
1.2. Особенности организации коммерческой деятельности на розничном рынке
2. Анализ организации коммерческой деятельности ООО «Родео–Джинс» на рынке одежды
2.1. Краткая характеристика организации
2.2. Изучение запросов потребителей и планирование ассортимента товаров
2.4. Анализ организации продаж и продвижения товаров
3. Направления развития коммерческой деятельности ООО «Родео–Джинс»
Таким образом, исследуемый розничный магазин ООО «Родео–Джинс» находится ул. Челюскинцев, д. 44/2, имеет коллектив из 6 человек, торговая площадь магазина 70 м2, график работы: с 10–00 до 22–00 ежедневно, включая праздники и выходные. Так же стоит отметить, что в городе очень насыщенная конкурентная среда среди джинсовых магазинов, следовательно ООО «Родео–Джинс» приходится бороться за покупателей различными методами, важными из которых являются изучение запросов потребителей и планирование ассортимента товаров.
2.2. Изучение запросов потребителей и планирование ассортимента товаров
В магазине ООО «Родео–Джинс» используют следующие методы изучения спроса:
Торгово–экономический. Этот метод заключается в анализе сведений о поступлении, реализации и остатках товаров за определенный период.
Оперативный. Этот метод основан на применении контрольно кассовых машин. Информация, полученная в результате данного метода позволяет учитывать ежедневную реализацию товаров по количеству, сумме, структуре, в том числе по ассортименту и по отдельным товарам. Информация учитывается по часам, дням неделям. С помощью метода можно узнать о средней стоимости покупки, среднем количестве товаров приходящихся на одного покупателя.
Социологический. Этот метод основан на информации, получаемой в основном путем анкетных опросов определенных групп населения для выявления их интересов и влияния различных демографических, социальных и других факторов на спрос и потребность в тех или иных товаров. Опрос проводится по заранее подготовленным вопросам, которые объединены в анкету. Анкета предусматривает обращение к потребителям, объяснения целей исследования. Указывается организация, проводящая опрос, правила заполнения анкеты, гарантии анонимности, благодарность за участие в опросе и сотрудничество.
В магазине ООО «Родео–Джинс» автором был проведен анкетный опрос ста покупателей. Целью опроса было выявление мнений покупателей о данном торговом предприятии. Полученные результаты использованы в третьей главе настоящей работы.
Рассмотрим предпочтения потребителей на примере приобретаемых товаров (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Предпочтения потребителей приобретаемых товаров в магазине ООО «Родео–Джинс» в 2018г.
Таким образом, примерно треть потребителей чаще всего покупает джинсы, футболки и джемпера, что свидетельствует о высоком уровне платежеспособности. Рассмотрим оценку магазина по пятибалльной системе в 2018 (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Оценка магазина ООО «Родео–Джинс» по пятибалльной системе
Из рисунка следует, что около 70% опрошенных оценили магазин пятью баллами. Рассмотрим, насколько, ассортимент товаров, представленный в магазине, удовлетворяет потребителей (рис. 2.5).
Рис. 2.4. Оценка ассортимента товаров представленных в ООО «Родео–Джинс» потребителями
По данным опроса можно сделать вывод. Структура потребления свидетельствует о невысокой платежеспособностей покупателей ООО «Родео–Джинс». Качество обслуживание оценено как довольно высокое. Главным факторам, влияющими, на покупку товаров являются качество, цена и широкий ассортимент.
Анализ показателей ассортимента товаров является неотъемлемой частью разработки правильной ассортиментной политики торгового предприятия, это служит основой стабильности, рентабельности и конкурентоспособности предприятия на рынке.
Как отмечалось ранее, основными показателями, характеризующими ассортимент любого предприятия розничной торговли, являются его широта и полнота. В таблице 2.3 и на рисунке 2.5 представлены коэффициенты показателей широты и полноты ассортимента товаров ООО «Родео–Джинс»
Таблица 2.3
Анализ коэффициентов полноты и широты ассортимента предприятия ООО «Родео–Джинс» в 2018г.
Подгруппа товаров по функциональному назначению |
Количество разновидностей товаров в группе, шт. |
Показатели оценки ассортимента |
||
возможное |
фактическое |
широта |
полнота |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1.Женская одежда |
13/14=0,93 |
0,77 |
||
1.1.Брюки |
5 |
3 |
||
1.2. Куртки |
10 |
10 |
||
1.3 Юбки |
30 |
24 |
||
1.4 Джинсы (в том числе джинсовая одежда) |
50 |
46 |
||
1.5 Блузы |
12 |
10 |
||
1.6 Прочие |
26 |
17 |
||
2. Мужская одежда |
||||
2.1 Брюки |
14 |
10 |
||
2.2 Куртки |
13 |
8 |
||
2.3Джинсы (в том числе джинсовая одежда) |
40 |
32 |
||
2.4 Рубашки |
24 |
22 |
||
2.5 Прочие |
23 |
15 |
||
3. Детская одежда |
||||
3.1 Костюмы |
5 |
– |
||
3.2 Бельевой трикотаж |
9 |
4 |
||
3.3 Верхние трикотажные изделия |
3 |
3 |
||
Итого: |
264 |
204 |
– |
– |
Проанализировав данные таблицы 2.3 необходимо отметить что, на момент проверки количество групп фактическое и потенциально возможное не совпадало, так как детские костюмы, предусмотренные ассортиментным перечнем, в магазине отсутствовали.
Рис. 2.5. Соотношение возможного и фактического количества разновидностей товаров в ассортименте ООО «Родео–Джинс»
Проанализировав данные таблицы 2.3 необходимо отметить что, на момент проверки количество групп фактическое и потенциально возможное не совпадало, так как детские костюмы, предусмотренные ассортиментным перечнем, в магазине отсутствовали.
Коэффициент показателя широты ассортимента составил 0,93, что является положительным, но не оптимальным значением. Фактически значение этого показателя должно быть всегда равно единице, так как под широтой ассортимента в коммерческой деятельности понимается соотношение групп по назначению фактически имеющихся на количество групп по назначению потенциально возможное.
Показатель полноты ассортимента одежды, реализуемой в магазине, составил 0,77. Это означает, что в магазине имеется только 77% товаров из количества, предусмотренного ассортиментным перечнем (204 единицы из 264 единиц). Значение этого показателя приближено к оптимальному и должно стремиться к идеальному коэффициенту полноты ассортимента – единице, которая показывает, что все товары возможного ассортимента представлены на предприятии фактически.
Рассмотрим коэффициенты показателей структуры ассортимента устойчивости и обновляемости ассортимента. В таблице 2.4 и на рисунке 2.6 рассмотрены коэффициенты показателя структуры ассортимента магазина ООО «Родео–Джинс».
Таблица 2.4
Анализ структуры ассортимента ООО «Родео–Джинс» в натуральном и денежном выражении
Подгруппа товаров по функциональному назначению |
Количество в натуральных единицах, шт. |
Объем в стоимостном выражении, тыс.руб. |
Показатели структуры ассортимента (%) в выражении |
|
натуральном |
денежном |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1.Женская одежда |
133 |
12476,7 |
50,38 |
71,32 |
1.1 Брюки |
5 |
1315,1 |
1,89 |
7,52 |
1.2 Куртки |
10 |
696,8 |
3,79 |
3,98 |
1.3 Юбки |
30 |
3569,1 |
11,36 |
20,40 |
1.4 Джинсы |
50 |
2266,5 |
18,94 |
12,96 |
1.5 Блузы |
12 |
3054,6 |
4,55 |
17,46 |
1.6 Прочие |
26 |
1574,6 |
9,85 |
9,00 |
2. Мужская одежда |
114 |
4844,7 |
43,18 |
27,69 |
2.1 Брюки |
14 |
1852,3 |
5,30 |
10,59 |
2.2 Куртки |
13 |
742,4 |
4,92 |
4,24 |
2.3 Джинсы |
40 |
1986,7 |
15,15 |
11,36 |
2.4 Рубашки |
24 |
231,2 |
9,09 |
1,32 |
2.5 Прочие |
23 |
32,1 |
8,71 |
0,18 |
3. Детская одежда |
17 |
173,7 |
6,44 |
0,99 |
3.1 Костюмы |
5 |
18,5 |
1,89 |
0,11 |
3.2 Бельевой трикотаж |
9 |
26,9 |
3,41 |
0,15 |
3.3 Верхние трикотажные изделия |
3 |
128,3 |
1,14 |
0,73 |
Итого: |
264 |
17495,1 |
100 |
100 |
Как видно из данных таблицы 2.4 структура ассортимента, рассчитанная в натуральном выражении, отличается от структуры того же ассортимента в денежном выражении. По некоторым видам товаров удельный вес в натуральном выражении гораздо выше, чем в денежном выражении, также и наоборот.
Рис. 2.6. Соотношение натуральной и денежной структуры ассортимента ООО «Родео–Джинс» в разрезе основных групп товаров в 2018 году
Натуральное выражение больше в целом по мужской одежде, денежное – по одежде для женщин. Женская одежда составляет в обороте 71,32%, тогда как в ассортименте ее вес лишь 50,38%. Мужская одежда, напротив, составляет всего 27,69% в денежном выражении, но 43,18% в натуральном выражении. В качестве рекомендации можно посоветовать руководству магазина более грамотно подойти к формированию ассортимента мужской одежды (а также детской одежды – 6,44% в натуральном выражении, но в денежном всего 0,99%) и отказаться от ряда товаров с учетом предпочтения потребителей.
2.3. Анализ закупок товаров
Основой коммерческой деятельности ООО «Родео–Джинс» является закупочная работа. Ее основной задачей является выгодное приобретение товаров с целью дальнейшей продажи.
Коммерческая работа по закупкам в ООО «Родео–Джинс» складывается из следующих этапов:
- изучение и прогнозирование спроса;
- исследование рынка поставщиков;
- выбор оптимального поставщика;
- установление хозяйственных связей.
Для решения поставленных задач и обеспечения процесса закупок товаров первым этапом коммерческой работы является изучение и прогнозирование покупательского спроса покупателей.
Для прогнозирования спроса в ООО «Родео–Джинс» применяют метод экстраполяции – перенос закономерностей и тенденции прошлого на будущего. Чем полнее удовлетворяются потребности покупателей, тем больший экономический эффект получает от коммерческой работы в ООО «Родео–Джинс».
Важной составляющей коммерческой работы по закупкам товаров в исследуемой организации является выявление и изучение поставщиков товаров. Наиболее часто используемые источники информации о новых поставщиках в ООО «Родео–Джинс» являются:
- реклама в средствах массовой информации;
- предложения поставщиков, направляемые посредством телефонной связи;
- коммерческая информация, размещаемая на сайтах сети Интернет;
- семинары и выставки.
Хозяйственные связи с поставщиками включают в себя организационные, коммерческие отношения, которые складываются в процессе поставок товаров. Основные поставщики магазина ООО «Родео–Джинс» представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Поставщики товаров в магазине ООО «Родео–Джинс»
Поставщики |
Поставляемые товары |
Специализация |
Местонахождение |
1. ООО «Классик трейд» |
Майки и поло |
производитель |
Китай |
2. LIGAS |
джинсовая одежда, джемпера |
посредник |
Россия |
3. REPUBLIC |
джинсовая одежда |
производитель |
Россия |
4. FABEX |
одежда |
производитель |
Новосибирск |
5. Mustang |
джинсовая одежда |
посредник |
США |
9. Родео–Джинс |
джинсовая одежда |
производитель |
США |
7. KrasDenim |
джинсовая одежда |
посредник |
Новосибирск |
8. ООО «Юниджинс» |
джинсовая одежда |
производитель |
Томск |
9. GoodWill |
джинсовая одежда |
производитель |
Китай |
ООО «Родео–Джинс» закупает товары у поставщиков – производителей и у поставщиков – посредников. Общая доля поставщиков представлена на рисунке 2.7.
Рис. 2.7. Общая доля посредников и производителей ООО «Родео–Джинс»
Таким образом, более половины товаров в ООО «Родео–Джинс» поступает от производителей.
В ООО «Родео–Джинс» используют следующие критерии выбора поставщика товаров: цена, качество, условия поставки и надёжность партнеров. При получении одинаковых критериев у нескольких поставщиков для выявления наиболее выгодных условий поставок в ООО «Родео–Джинс» используются дополнительные критерии:
- финансовое положение поставщика;
- цена за единицу;
- наличие резервных мощностей:
- сроки выполнения экстренных заказов;
- организация управления качеством;
- удалённость поставщика от организации.
Таким образом, договорная работа ООО «Родео–Джинс» имеет важнейшее значение и является показателем стабильности и эффективности коммерческих отношений. В ООО «Родео–Джинс» используют следующие критерии выбора поставщика товаров: цена, качество, условия поставки и надёжность партнеров. Отношения с поставщиками подкреплены договорными связями, оформленными надлежащим образом, что обеспечивает исследуемой организации стабильную поставку необходимых товаров. В ООО «Родео–Джинс» велика доля иногородних поставщиков. Это объясняется тем, что многие поставщики имеют в Новосибирске лишь представительство компании, а склад находится в том регионе, где расположена головная компания. Среди всех поставщиков следует отметить компанию ООО «КДВ Групп», на которую приходится большая часть всех поставок.