Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг (Понятие коммерческой деятельности и ее содержание).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Термин «инновация» впервые был введен в научный оборот экономистом Йозефом. Буквально он означает «в направлении изменений». Под данным термином понимал изменение производственных функций [19]. С тех пор данное определение дополнялось и, в зависимости от взглядов различных ученых, трактовалось по–разному. На сегодняшний день в научной сфере не существует единого мнения о том, как трактовать термин «инновация». Однако все определения можно разделить на 4 группы.

Инновация как внедрение НИОКР (Э.А. Уткин, В.Г. Медынский, И.Н. Молчанов и Г.Я. Гольдштейн): технико–экономический цикл либо результат научного труда, направленный на совершенствование общественной практики и предназначенный для непосредственной реализации в общественном производстве [10, 22].

Мы не будем полемизировать насчет правильности того или иного определения различными учеными, а условимся в дальнейшем детерминировать инновацию как непрерывный, рекурсивный и необратимый процесс в любой сфере жизнедеятельности человека, в котором идея или изобретение приобретает технико–экономическое содержание, а затем и успешное применение, и приводит к оптимизации деятельности в данной сфере. Результат данного процесса условно назовем инновационным продуктом.

Что касается детерминации маркетинга, то в данном случае в научной среде наблюдается больше единодушия. В данной работе мы будем использовать определение, данное кафедрой маркетинга СПБГУЭФ (СПБГЭУ): маркетинг – это философия и инструментарий взаимодействия хозяйственных субъектов по поводу изучения, создания, воспроизведения и удовлетворения спроса конечного потребителя с целью получения прибыли или достижения иных результатов [6].

Итак, основываясь на определениях терминов «инновация» и «маркетинг», данных ранее, маркетинг инноваций – это разновидность маркетинга, целью которой является оценка и успешное целевое внедрение результатов инновационной деятельности предприятия, а также контроль успешности инновационного продукта по месту внедрения. Таким образом, это фактически один из главных инструментов инновационного менеджмента, придающих изобретению экономическое содержание и внедряющих его на рынок. То есть, маркетинг это, по сути, то, что делает идею или/и изобретение успешным инновационным продуктом.

Зачастую маркетинг инноваций приравнивается к маркетингу нового продукта [26] или к инновационному маркетингу [25]. Это также связано с непониманием сущности инноваций и маркетинга. Маркетинг инноваций – понятие более широкое, нежели маркетинг нового продукта, поскольку инновации могут затрагивать не только товары и услуги, но также рынки, процессы и т.п. Что же касается инновационного маркетинга, то это скорее тип маркетинга, при котором используются новые маркетинговые технологии и инструменты. Если инновационный подход к маркетингу оказывается успешным, то его могут перенять и другие фирмы, что, в свою очередь, может послужить платформой для создания новой фундаментальной концепции маркетинга. Таким образом, маркетинг инноваций принимает непосредственное участие в создании инноваций, а инновационный маркетинг лишь эксплуатирует результаты инновационной деятельности в области маркетинга. По этой причине мы считаем подход, при котором маркетинг инноваций рассматривается как часть или разновидность инновационного маркетинга, как, например, у О. Никулиной [26] и А. Измайловой [25], некорректным. Некоторые ученые склонны считать, что инновационный маркетинг – это также поиск новых ниш, рынков и сегментов [25]. Мы считаем это неправильным, поскольку поиск новых потребителей не является новым для маркетинга инструментом. Более того, это одна из основных функций маркетинга. Однако в том случае, если компания внедряется на какой–либо новый рынок, это становится объектом приложения усилий маркетинга инноваций, поскольку состоявшийся выход на новые рынки – это одна из разновидностей инноваций.


Товарный ассортимент розничного предприятия по своей структуре отличается от ассортимента оптовой компании, именно тем, что он может сочетать в себе разные группы товаров (продукты питания, электроника, мебель, бытовая химия, часы и т.д.), в то время как оптовики имеют в той или иной степени, специализацию.

Исходя из рассмотренной выше классификации видов товарного ассортимента, а также особенностей самого товара и задачами, которые были поставлены владельцами магазина, можно выделить следующие виды розничных предприятий.

Специализированные магазины, предлагающие узкий, но насыщенный ассортимент, способный удовлетворить специфическую потребность покупателя. Структура ассортимента может быть направлена как на широкое предложение разных вариантов одного вида товара (магазины по продаже велосипедов, теннисного инвентаря, джинсов и т.д.), так и на удовлетворение потребностей узкого сегмента потребителей (магазин для новорожденных, магазин одежды для людей высокого роста и т.д.).

Универмаги предлагают широкий ассортимент, в первую очередь, непродовольственных товаров. В целом, универмаги характеризуются средним уровнем обслуживания при средних и высоких ценах на товары.

Универсальные продовольственные магазины (бентамы, универсамы, супермаркеты, гипермаркеты) различаются широтой ассортимента и площадью торгового зала.

Настоящее российское законодательство не определяет правила разделения магазинов на определенные виды, поэтому универсальный магазин может иметь свое название (маркет, минимаркет, универсам и т.д.).

Однако, по принятым на Западе понятиям бентама, супермаркета, гипермаркета, кроме обычных различительных признаков (широта ассортимента, площадь торгового зала), имеются и общие для них характеристики:

  • основная доля ассортимента;
  • продовольственные товары и ограниченный ассортимент непродовольственных товаров;
  • основная форма обслуживания;
  • самообслуживание, кроме продажи рыбы, мяса, хлебобулочных, кондитерских (торты) изделий;
  • развитая система дополнительных услуг;
  • стоянки для автомобилей.

К универсальным продовольственным магазинам относятся:

1. Бентам – минимаркет или «карманный» супермаркет, имеет площадь торгового зала порядка 90 – 300 м2. Бентам в отличие от привычных универсальных магазинов (типа «Продукты» или «Гастроном»), организовывают свою торговую деятельность по примеру супермаркетов:

  • используют самообслуживание;
  • рядом с бентамом имеется место для парковки автомобилей;
  • имеет удобный для покупателя режим работы (часто круглосуточно и без выходных).

2. Универсам – универсальный магазин самообслуживания площадью торгового зала 800 – 1200 м2. Данное название используется в отечественной торговле, тогда как на Западе существует более широкое понятие супермаркет.

3) Супермаркет – универсальный магазин самообслуживания площадью торгового зала от 400 м2 до 2500 м2 .

Товарный ассортимент супермаркетов составляет 5 – 30 тысяч наименований и очень сильно колеблется по своему структурному содержанию. Однако доля продовольственной группы товаров значительно превалирует над непродовольственными товарами (соотношение примерно 4:1). Американские супермаркеты имеют больше наименований товаров (25 – 30 тысяч), чем, например, немецкие (10 тысяч).

4. Гипермаркет представляет собой гигантский по размеру торговой площади супермаркет. Гипермаркеты в США имеют площадь торгового зала около 10 тыс. м2, во Франции – свыше 2500 м2.. Товарный ассортимент может состоять из 50 – 100 тысяч наименований. Главными принципами при создании гипермаркета являются:

  • относительно низкие цены;
  • продленный график работы;
  • удобная транспортная связь;
  • большая автостоянка;
  • организация торговли по принципу самообслуживания.

Гипермаркеты пользуются популярностью не только за счет невысоких цен на товары, но и возможностью сделать комплексную закупку продуктов питания на всю неделю. Многие покупатели, которым нравится процесс покупки, получают удовольствие от большого выбора, который имеется в таком магазине.

Крупные универсальные магазины имеют большие издержки, связанные с управлением товарными запасами, оптимизацией ассортимента, оплатой коммунальных услуг.

Поэтому многие из супермаркетов и гипермаркетов испытывают финансовые проблемы. Для увеличения рентабельности супермаркеты создают торгово–производственные объединения нескольких магазинов для осуществления единой закупочной политики, отказываясь от услуг независимых оптовых фирм. Некоторые розничные торговые цепи организовывают производство товаров под собственной торговой маркой. Средняя норма прибыли западного ценного супермаркета составляет 1 – 3 %.

Все это исходит из того, что формирование системы предприятий розничной торговли товаропроизводителями, оптовыми организациями, а так же муниципальными органами является вполне закономерным процессом и нацелено на создание полноценной социально–ориентированной рыночной среды.

Подводя итоги раздела можно сказать, что особенность предприятий розничной торговли заключается в том, что данные предприятия в отличие от оптовой формы торговли реализуют товары непосредственно на­селению, т.е. физическим лицам, применяя свои, специфические способы и ме­тоды розничной продажи.


2. Анализ организации коммерческой деятельности ООО «Родео–Джинс» на рынке одежды

2.1. Краткая характеристика организации

Компания «Родео–Джинс» создана в 1991 году, в городе Новосибирске, который является одним из торговых центров Сибири. Первым направлением деятельности фирмы было развитие розничной торговли джинсовыми изделиями. Опыт и знания, накопленные в процессе работы, дали толчок к дальнейшему качественному росту предприятия. В 1995 году возникает подразделение оптовой торговли, а в 2006 году – франчайзинг (тиражирование бизнеса). Это наиболее сложная составляющая деятельности компании. Фирма преодолела все кризисы и этапы становления экономики России этого периода и продолжает свое развитие во всех трех направлениях.

Офис компании расположен по адресу: г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 250.

Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Приоритетными направлениями деятельности общества являются:

  • розничная торговля мужской и женской одеждой;
  • бытовое обслуживание населения;
  • коммерческая, торгово–закупочная деятельность всех видов (розничная, мелкооптовая, оптовая), торгово–посредническая, закупочная, сбытовая, создание оптово–розничных предприятий;
  • реализация товаров народного потребления.

Основной вид деятельности организации – продажа мужской и женской одежды и сопутствующих товаров с целью получения прибыли и удовлетворение потребностей населения.

Исследуемый магазин джинсовой одежды ООО «Родео–Джинс» расположен по адресу ул. Челюскинцев, д. 44/2, тел.: (383) 221–50–66, торговая площадь магазина составляет 200 м2, график работы с 10–00 до 22–00 ежедневно, включая праздники и выходные.

Организационная структура магазина представлена на рис. 2.1.

Директор магазина

Администратор торгового зала

Старший продавец

Старший продавец

Продавец

Продавец


Термин «инновация» впервые был введен в научный оборот экономистом Йозефом. Буквально он означает «в направлении изменений». Под данным термином понимал изменение производственных функций [19]. С тех пор данное определение дополнялось и, в зависимости от взглядов различных ученых, трактовалось по–разному. На сегодняшний день в научной сфере не существует единого мнения о том, как трактовать термин «инновация». Однако все определения можно разделить на 4 группы.

Рис. 2.1. Организационная структура розничного магазина
ООО «Родео–Джинс»

В розничном магазине ООО «Родео–Джинс» работает 6 человек – директор данного магазина, администратор, 2 старших продавца и 2 продавца. SWOT–анализ магазина ООО «Родео–Джинс» отражает основные сильные и слабые стороны данного магазина, а так же его возможности и угрозы (табл. 2.1).

Таблица 2.1

SWOT–анализ ООО «Родео–Джинс»

Возможности (O)

Угрозы (T)

1.Развитие системы маркетинга по продвижению товаров и услуг

2.Пути расширения ассортимента дополнительных услуг

3.Улучшение качества обслуживания клиентов

1. Усиление активности конкурентов;

2. Высокая зависимость от снижения спроса;

3.Возрастающая требовательность потребителей к обслуживанию покупателей

Сильные стороны (S)

1.Хорошее сложившееся впечатление об организации у потребителя;

2. Накопленный многолетний опыт работы на рынке;

3. Квалифицированный персонал;

4.Наличие базы постоянных клиентов

Сохранение фирмой имеющейся рыночной доли и удержание своих позиций на рынке

Удержание своих позиций на рынке

Окончание таблицы 2.1

Слабые стороны (W)

1.Неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности;

2.Не очень удобное месторасположение (основные клиенты проживают в центре Новосибирска)

Разработка маркетинговой деятельности.

Если столкнутся слабые стороны и угрозы, то произойдет крах фирмы.

Проанализировав при помощи SWOT–матрицы систему управления магазином, можно сделать вывод, что система управления обладает некоторыми недостатками, которые могут быть устранены путем корректировки стратегией управления организацией. Однако от выявленных угроз со стороны внешней среды не застрахована ни одна фирма. Вместе с тем в распоряжении ООО «Родео–Джинс» находятся необходимые финансовые ресурсы, сотрудники фирмы – высококвалифицированные работники, имеющие большой опыт работы. Поэтому, если руководство своевременно примет меры по устранению слабых сторон фирмы и появившихся угроз со стороны внешней среды, используя при этом все свои ресурсы и возможности, то магазин ООО «Родео–Джинс» продолжит свое эффективное функционирование и останется конкурентоспособным.