Файл: Специальные (отраслевые) принципы оперативно-розыскной деятельности (Общая характеристика оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При усвоении сущности, которая раскрывает роль оперативно-розыскной деятельности правоохранительной системы страны, необходимо исходить из следующего.

Во-первых, она социально обусловлена, поскольку ориентирована на выполнение социально-полезных задач и является одной из разновидностей правоохранительной функции государства. Исключительно Российская Федерация в пределах своей компетенции законодательной, исполнительной и судебной власти может наделять правом осуществлять данный вид деятельности определенных субъектов [1]. Это подтверждает, что оперативная деятельность является одной из государственно-правовых форм по борьбе с преступностью.

Во-вторых, указанному виду деятельности присущи специфические отношения – оперативно-розыскные. Они отличаются от других правоотношений в первую очередь субъектным аппаратом. В качестве таковых выступают специально уполномоченные государством органы и должностные лица.

В-третьих, оперативно-розыскная деятельность имеет ярко выраженный разведывательно-поисковый характер и осуществляется как гласно, так и негласно. Так, с помощью сочетания указанных средств и проявляется вся эффективность по борьбе с криминальным миром [29, c.33]. В-четвертых, данная деятельность в настоящее время имеет открытое законодательное регулирование, содержащее правовое обоснование действий оперативно-розыскных органов.

Таким образом, оперативно-розыскная деятельность – это один из видов юридической деятельности, который направлен на решение государственных задач в борьбе с преступностью, поскольку осуществляется он исключительно в интересах и по велению государства. Значение оперативной работы в системе мер борьбы с преступностью определяется, прежде всего, государственным характером данного вида деятельности, которая носит определенный характер в системе правоохранительных органов[43, c.73-74].

Таким образом, определение места и роли оперативно-розыскной деятельности в современных условиях должно включать не только непосредственно технологию этой деятельности, но и принципы государственного устройства, учитывая различные научные подходы к формированию стратегии по борьбе с преступностью комплексом средств и методов, а также вырабатывание механизма наиболее оптимального правового регулирования такого рода деятельности с учетом отечественного исторического и современного состояния. Оперативно-розыскная деятельность охватывает различные сферы жизни людей, что положительно влияет на полноценное развитие общества и государства в целом [43, c.72]. Следует отметить, что в системе мер борьбы с преступностью оперативно-розыскная деятельность, являясь самостоятельным направлением, все же носит вспомогательный характер, обусловленный подчиненностью ее задач целям уголовного процесса по своевременному выявлению, предупреждению и раскрытию в первую очередь опасных преступлений, привлечению виновных к ответственности.


1.3. Государственные органы, призванные осуществлять оперативно-розыскную деятельность и их виды

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в ст.13 устанавливает, что «на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставлена органам внутренних дел, органам ФСБ РФ, федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны, таможенным органам, службам внешней разведки, а также федеральной службе исполнения наказания» [2].

Стоит отметить, что ранее законодатель к числу государственных органов, призванных осуществлять оперативно-розыскную деятельность относил органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы пограничной службы РФ и федеральные органы налоговой полиции [8].

Исходя из смысла положений статьи 13 рассматриваемого закона следует, что перечень органов, наделенных правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность является закрытым и может быть дополнен только федеральным законом.

В этом же нормативно правовом акте отмечается, что перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы определяют руководители указанных органов.

В свою очередь согласно п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК, все органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, являются органами дознания [5].

Говоря о видах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность следует согласиться с А.Ю. Шумиловым, что все государственные органы, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность можно классифицировать на:

1) полностью осуществляющие ОРД — (ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД) — внутренних дел, ФСБ России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСО России;

2) частично осуществляющий ОРД — один оперативно-розыскной орган — внешней разведки Минобороны России [43, c.73].

Что касается государственного органа, осуществляющего частично оперативно-розыскную деятельность, необходимо отметить, что закон «Об оперативно-розыскной деятельности» регламентировал лишь то, что «оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны РФ проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность»[2].


Согласно положениям ст.12 Федерального закона «О полиции» к важнейшим обязанностям полиции относится осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом [3].

Более того, Приказ МВД РФ от 19 июня 2012 г. №608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России», устанавливает перечень подразделений, которые правомочны осуществлять оперативно-розыскную деятельность [14].

Так, к ним относятся:Министр внутренних дел РФ и его заместители, ответственные за деятельность оперативных подразделений; начальники Главного управления уголовного розыска, Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции, Главного управления по противодействию экстремизму, Главного управления собственной безопасности, Главного управления на транспорте, Национального центрального бюро Интерпола, Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, Управления оперативно-розыскной информации МВД России и их заместители [14].

Говоря об оперативных подразделениях ФСБ, представляется целесообразным отметить, что они осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению [9].

В соответствии с требованиями ст. 84 УИК РФ одной из задач оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях является содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение [8].

В соответствии с п. 6 Положения о ФСИН России [10] данный орган осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

В качестве полномочий ФСИН России данный нормативный правовой акт называет в пп. 4 п. 7 организацию взаимодействия территориальных органов ФСИН России с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и правоохранительными органами.


Основной проблемой правового характера в сфере правового регулирования взаимодействия оперативных подразделений в целом и оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы в частности является, на наш взгляд, явная недостаточность и фрагментарность правовых норм, регламентирующих данный процесс как на федеральном, так и на ведомственном уровнях.

К другим не менее важным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность относятся таможенные органы Российской Федерации [3].

В соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» к числу основных задач оперативно-розыскных подразделений таможенных органов РФ является получение упреждающей информации о признаках преступлений в сфере таможенного дела, а также лицах, их подготавливающих, совершающих и совершивших, в том числе на различных стадиях осуществления внешнеторговых сделок в процессе приобретения и перемещения товара через таможенную границу России [2].

Такими стадиями могут являться:

1) формирование рабочей группы участников внешнеэкономической деятельности для рассмотрения экономически выгодных предложений;

2) этап заключения контракта;

3) приобретение товара и его складирование на сопредельной территории для организации вывоза;

4) оформление товара в таможенном органе сопредельного государства;

5) перемещение товара через Государственную границу и его регистрация в российском таможенном органе;

6) процесс таможенного декларирования товара и др.

В данном аспекте некоторые ученые предлагают для рационального использования сил и средств таможенных органов, в том числе и инструмента ОРД в целях противодействия преступлениям в сфере таможенного права на уровне высших органов власти государств-членов Таможенного союза законодательно принять Таможенный кодекс Таможенного союза, в котором будет законодательно регламентирован порядок организации таможенными органами оперативно-розыскной деятельности и особенности планирования и проведения оперативно-розыскных мероприятий на территории таможенного союза [29, c.29].

Резюмируя вышеизложенное следует отметить, что последовательное обращение к соответствующим нормативным правовым актам — Федеральным законам от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»[3], от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране», 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке»; Указам Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы федеральной службы исполнения наказаний» [10]; Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. № 809 «О федеральной таможенной службе» — позволяет разграничить полномочия органов, осуществляющих ОРД.


Таким образом, все органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в соответствии со своей компетенцией (т.е. в пределах своих полномочий) решают разнохарактерные оперативно-розыскные задачи, но для достижения в конечном итоге одной общей цели: защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

2. Правовая природа и значение принципов оперативно-розыскной деятельности

2.1. Понятие и классификация принципов оперативно-розыскной деятельности

Современная редакция Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [2] содержит четыре закрепленных в статье 3 принципа, в соответствии с которыми данная деятельность и реализуется [31, c. 185].

Существует несколько подходов к пониманию принципов. С одной стороны, под принципами понимаются идеи. Полагаем, что отождествлять понятия «принцип» и «идея» не совсем правильно, так как понятие «идея» немного шире и включает в себя также и чувства, эмоции и т. д. [38, c. 66-67].

С другой стороны, принципы определяются как основополагающие начала, пронизывающие как само право, так и законодательство в целом, в соответствии с которым и разрабатываются принципы. В соответствии с этой точкой зрения, принцип является своеобразной линией, характеризующей всю систему права и отдельные его отрасли.

Также существует мнение о том, что принцип является своего рода требованием. Рассматривая данную точку зрения, авторы вкладывают в эго значение императив и неукоснительное соблюдение того или иного принципа. На наш взгляд, категория «принцип» не несет в себе смысл повелительного наклонения.

Кроме того, полагают, что принцип — это правило. В связи с этим, рассматриваемое нами понятие отождествляется с категорией «норма». Но снова эти понятия имеют различное практическое воплощения и мы не считаем верным их отождествлять.

Еще Аристотель считал, что принципы — это начала, своего рода ядро определенной системы [17]. Именно такой точки зрения придерживается большинство современных авторов.