Файл: Специальные (отраслевые) принципы оперативно-розыскной деятельности (Общая характеристика оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На наш взгляд, под принципами следует понимать основополагающие начала, пронизывающие все право в целом, являясь некой «линией». Если существует какое-либо направление, то оно базируется не у самых истоков правовой системы, а охватывает все общественные отношения, которые постоянно развиваются, дополняются и совершенствуются.

В настоящее время принципы оперативно-розыскной деятельности регламентированы в ст.3 закона «Об оперативно-розыскной деятельности». В ней указываются четыре принципа, два из которых являются конституционно-правовыми, а два – специальными [2].

В качестве конституционно-правовых, во-первых, указывается законность. Другим межотраслевым принципом указан принцип «соблюдения прав и свобод человека и гражданина». Как мы полагаем, именно данный принцип было бы целесообразней указывать первым, в т.ч. и в преамбуле. Несмотря на то, что ряд исследователей полагают, что все принципы ОРД самостоятельны, среди них нет главных и второстепенных [26, c. 26], принцип соблюдения прав и свобод человека является краеугольным камнем в системе правового государства. Прежде всего, это связано с тем, что в соответствии со ст.2 Конституции РФ [2], человек, его права и свободы признаются высшей ценностью государства, именно их защита является важнейшей целью государства.

Соответственно и принцип ОРД, основанный на этой цели, является основным и системообразующим. Этот принцип закрепляет механизм обеспечения верховенства права [27, c. 294]. И одним из основных элементов этого механизма выступает именно принцип законности. Поэтому и можно говорить о некоторой подчиненности принципа законности принципу приоритета прав и свобод человека. Именно поэтому принципу приоритета прав и свобод дается дальнейшая детальная расшифровка в статьях 5 и 9 ФЗ ОРД. Но, как и принцип законности, принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина имеет две стороны.

Во-первых, это общегуманистический принцип направленности государственной политики в сфере защиты прав человека. И здесь можно говорить об объективной потребности и социальной обусловленности оперативной работы, подтвержденной историческим опытом и направленной на защиту интересов общества и подавляющего большинства его граждан от преступных посягательств [28, c.52].

Именно на это указывает законодатель в дефиниции ОРД, приводимой в ст. 1 ФЗ ОРД, указывая защиту прав и свобод человека и обеспечение безопасности общества и государства в целом, в качестве основной цели оперативно-розыскных мероприятий [2].


Во-вторых, это первичность прав и свобод также и тех лиц, в отношении которых проводятся оперативные мероприятия. И с этой точки зрения на первое место выступают такие конституционные права человека и гражданина, имеющие преимущественное положение в системе права, как право на достоинство личности, на неприкосновенность, на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц, на частную собственность.

Соблюдение этих прав первично по отношению к оперативным интересам, как первична Конституция РФ по отношению к Федеральному закону. С одной стороны, это затрудняет проведение оперативных мероприятий, связанных с раскрытием или профилактикой преступлений. С другой стороны, страхует и общество, и государство, от злоупотребления должностными лицами своими полномочиями. Естественно, с учетом соблюдения требований разделения властей и обеспечения независимости судебной системы.

В последующем тексте ст. 3 ФЗ ОРД рассматриваются отраслевые принципы конспирации и сочетания гласных и негласных средств и методов [2].

Необходимо отметить, что до сих пор ни один нормативный правовой акт не дает легального определения понятия «конспирации». Е. Э. Цибарт считает, что под конспирацией понимаются методы, применяемые организацией для сохранения в тайне своей деятельности и деятельности своих участников. Исходя из смысла ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» принцип конспирации можно охарактеризовать как специальный принцип, заключающийся в проведении оперативно-розыскных мероприятий в полной тайне от проверяемых и разрабатываемых лиц, не имеющих прямого служебного отношения к их организации и осуществлению [42, c. 34].

В. С. Овчинский понимает под конспирацией сохранение в тайне ее сил, методов, средств, организационных и тактических аспектов осуществления [30, c. 79]. М. П. Смирнов писал, что под рассматриваемым понятием нужно понимать сохранение в тайне от преступников действий правоохранительных органов по их разоблачению, охране от несанкционированного доступа к информации о тех или иных аспектах оперативно-розыскной деятельности [39, c. 89].

На наш взгляд, данное определение не является в полной мере правильным, поскольку в тайне сведения необходимо сохранять не только от преступников, но и от иных граждан, так как возможна вероятность передачи этих сведений.

Н. В. Павличенко рассматривал понятие «конспирация» как подлежащие сохранению сведения, относящиеся к государственной и служебной тайне, а также иная информация, распространение которой может послужить причиной ее расшифровки [37, c.86]. Но и это определение нельзя назвать полностью верным, так как конспирацией не могут быть сведения. Это определенного рода процесс какой-либо работы со сведениями.


Исходя из вышеизложенного, предлагаем понимать под конспирацией процесс сохранения или организацию работы по неразглашению и оставлению в тайне сведений, имеющих важность при расследовании или раскрытии преступлений, а также при реализации иных задач оперативно- розыскной деятельности.

Роль конспирации в осуществлении оперативно-розыскной деятельности крайне велика. Ни один прецедент, возникающий при решении задач ОРД, не может не соответствовать принципу конспирации: начиная от опроса граждан и заканчивая организацией агентурной работы и привлечением негласных сотрудников.

Известны случаи, когда сотрудники оперативных подразделений, нарушая принцип конспирации, допускали разглашение условий проведения оперативно-розыскных мероприятий, что впоследствии затрудняло процесс раскрытия преступлений.

Если оперативный сотрудник или конфидент умышленно допустили разглашение подобных сведений и они стали достоянием тех лиц, которые к ним не допущены, он должен быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 283 Уголовного кодекса Российской Федерации [4]«Разглашение государственной тайны» [36, c. 143].

Таким образом, роль принципа конспирации в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, бесспорно, важна и неоспорима. Абсолютно каждое направление реализации оперативно-розыскной деятельности должно осуществляться в соответствии с принципом конспирации, который обеспечивает более эффективный процесс раскрытия и расследования преступлений. Кроме того, предлагаем внести изменение в ст. 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [2] и закрепить в ней авторское определение принципа конспирации в целях верного понимания, трактовки и применения: «Конспирация — процесс сохранения или организацию работы по неразглашению и оставлению в тайне сведений, имеющих важность при расследовании или раскрытии преступлений, а также при реализации иных задач оперативно-розыскной деятельности».

Принцип сочетания гласных и негласных начал, по своей сути, логически продолжает принцип конспирации. Если принцип конспирации устанавливает (с точки зрения законности) правомерность защиты информации об оперативно-розыскных мероприятиях, то принцип сочетания гласных и негласных начал позволяет разграничить информацию общедоступную (например, анализ открытых источников как тактический прием ОРД) и секретную, вводя, тем самым, контроль над проведением ОРД, что, в последующем, реализуется через, например, судебный контроль и прокурорский надзор [39, c. 89]. То есть, общество, в лице государства, получает возможность контролировать соблюдение прав и свобод человека при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий. Этот принцип также нашел свое отражение в дефиниции в ст. 1 ФЗ ОРД как сочетание форм оперативной работы [2].


С другой стороны, введение этого принципа отграничивает ОРД от следственных действий, которые всегда гласные, открытые и, в ряде случаев, непосредственно контролируются обществом через институт понятых [5].

Как следствие, разграничиваются результаты следственных действий – доказательства, от результатов оперативно-розыскных мероприятий – фактических данных, сведений и пр., которые самостоятельными доказательствами не являются. И в конечном счете, разграничиваются следственная работа и ОРД как самостоятельные формы борьбы с преступностью. Иные принципы ОРД, как уже упоминалось выше, указаны в тексте закона. При этом, в ряде случаев можно говорить уже не столько о принципах, сколько о средствах ОРД, хотя большинство авторов настаивают на именовании их принципами

Таким образом, принципы оперативно-розыскной деятельности не ограничиваются принципами, непосредственно указанными в ФЗ ОРД.

2.2.Значение принципов осуществления оперативно-розыскной деятельности в России

Задачами ОРД закреплены необходимые действия для осуществления её цели, а принципами определяются необходимые руководства при выполнении ОРД. Законодательством им придаётся официальный статус, закрепляется их руководящее значение, которое подтверждается также иными положениями.

Основополагающие идеи, исходное начало, основные правила поведения – это есть понятия, которые представляют собой распространение и обобщение какого-либо положения на всю совокупность познаваемых процессов и явлений реальности признано считать принципами [37, c.86]. В комментируемом ФЗ принципы ОРД не декларативны, а основополагающие структуры и они оказывают влияние на содержание норм и институтов, а также формируют ориентиры для законодательных и иных нормативных правовых актов, которые регулируют ОРД. Четкое исполнение принципов оказывает влияние на практику этой деятельности, внося коррекционные изменения в пользу осуществления прогрессивных идей гуманизма, законности, равенства перед законом всех граждан государства. В рассматриваемом ФЗ закрепляются четыре основных принципа ОРД. Они относятся к следующим видам: отраслевым и конституционным.

Все действия органов, реализующих ОРД, должны основополагаться на следующей установке: «разрешено только то, что разрешено» (но не «разрешено то, что не запрещено»). По этой причине принцип законности представляется самым главным. Его содержание заключается в том, что лишь законом определяется безусловное и точное соблюдении всеми органами и должностными лицами Конституции РФ, УК, УПК, УИК, ТК, ФЗ об ОРД, иных законов и нормативных правовых актов,4 которые имеют отношение к обеспечению безопасности личности,4 государства и общества, борьбе с преступностью и охране правопорядка, ведомственных нормативных правовых актов субъектов ОРД, которые регламентируют вопросы тактики и организации и тактики осуществления ОРМ.


Законность предполагает существование системы государственных гарантий, исключающих возможность злоупотреблений при осуществлении ОРД, которая проводится только на основе настоящего ФЗ[39, c. 89].

Закон сформулировал основные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере ОРД, которые конкретизируются и развиваются в ведомственных нормативных актах (наставлениях, инструкциях, приказах). В частности там сказано, что запрещено осуществлять ОРД для решения задач, не предусмотренных Законом; изменения или дополнения приведенного перечня оперативно-розыскных мероприятий возможно только в законодательном порядке, как определяются условия проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, и т. д.

Одной из целей ОРД является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина и при этом должны признаваться и неотъемлемые права лиц, преступивших закон и ставших в связи с этим объектом данной деятельности. В ст. 2 Конституции РФ, сказано, что: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Смысл этой статьи исходит из понимания, что права и свободы человека возникают и существуют не по соизволению государства. Основой прав и свобод является человеческое достоинство. На этом основан и принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, закрепленный настоящим ФЗ.

Для проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан, установлена четкая законодательная процедура. В настоящем ФЗ подробно прописаны условия проведения ОРМ (ст. 8) и основания и порядок судебного рассмотрения материалов таких ОРМ (ст. 9). Закон допускает распространение оперативно-розыскных мероприятий на граждан (также из числа родственников, близких и знакомых), вступающих в контакты с лицом, в отношении которого они осуществляются.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод на них распространяется в первую очередь. В ст. 5 настоящего закона предусмотрены меры по восстановления нарушенных прав [2]. Соблюдение прав и свобод имеет важное значение для лиц, оказывающих содействие органам - субъектам ОРД. Законодатель декларирует их государственную защиту, закрепляет меры их социальной и правовой защиты, обеспечение безопасности и неприкосновенности конфидентов, определяет конфиденциальность отношений.

На лиц, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления и ставших в связи с этим объектами ОРД, также распространяется принцип уважения и соблюдения прав и свобод. На основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [1]. Закон определяет границы пользования правами и свободами, игнорирование которых ведет к нарушению прав и свобод других лиц. На основании судебного решения при соблюдении определенных условий настоящий Закон допускает возможность ограничения у таких лиц, например на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и на неприкосновенность жилища.