Файл: Специальные (отраслевые) принципы оперативно-розыскной деятельности (Общая характеристика оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика оперативно-розыскной деятельности
1.1. Правовая сущность оперативно-розыскной деятельности
1.2. Место и роль оперативно-розыскной деятельности в
1.3. Государственные органы, призванные осуществлять оперативно-розыскную деятельность и их виды
2. Правовая природа и значение принципов оперативно-розыскной деятельности
2.1. Понятие и классификация принципов оперативно-розыскной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что согласно Конституции Российской Федерации наша страна является социально-правовым государством, где равно на первый план выносится человек, защита его прав и свобод правоохранительными органами государства от преступных посягательств.
Оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) в нынешнее время отводится важнейшая роль в борьбе с преступностью (которая с каждым годом становится все более профессиональной, используя новейшие формы и методы совершения деяний), что позволяет существенно снизить наступательный эффект последней. Решение проблем, относящихся к оперативно-розыскной деятельности, можно назвать одним из приоритетных направлений правоохранительной политики в России. Все это связано с увеличением и техническим оснащением преступного мира, особенно усиление позиций со стороны преступлений мирового масштаба, например, терроризма, который является не только угрозой для России, но и определенной опасностью для всего мирового сообщества.
С учетом сказанного в рамках данного исследования представляется актуальным рассмотрение конституционных принципов осуществления оперативно-розыскной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в определении конституционных принципов осуществления оперативно-розыскной деятельности, на основании которых базируется оперативно-розыскная деятельность.
Научная новизна заключается в том, что данная проблема еще недостаточно разработана в научной литературе, а также в отечественном законодательстве поэтому анализ представленных вопросов, позволяет разрабатывать перспективное направление исследовательской деятельности, связанное с изучением конституционных принципов осуществления оперативно-розыскной деятельности.
Объектом исследования является общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования конституционных принципов осуществления оперативно-розыскной деятельности.
Предметом исследования выступает нормативно-правовые акты, закрепляющие принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности.
Цель исследования заключается в необходимости рассмотрения конституционных принципов осуществления оперативно-розыскной деятельности. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи исследования:
- исследовать правовую сущность оперативно-розыскной деятельности;
- проанализировать место и роль оперативно-розыскной деятельности в правоохранительной системе государства в современных условиях;
- изучить понятие принципов оперативно-розыскной деятельности;
- определить значение принципов осуществления оперативно-розыскной деятельности в России;
- рассмотреть принцип законности;
- выявить особенности принципа соблюдения прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности.
Методология. Анализ конституционных принципов осуществления оперативно-розыскной деятельности проводился с использованием комплекса общенаучных, частнонаучных а также специально юридических методов познания правовой действительности: диалектический, герменевтический, системно-структурного анализа, историко-правовой, формально-юридический, и некоторые другие.
Данная работа состоит из введения, основной части, структурированной на 3 главы, заключения, списка используемых источников.
1. Общая характеристика оперативно-розыскной деятельности
1.1. Правовая сущность оперативно-розыскной деятельности
Оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД) как социально полезный вид деятельности нацелен на защиту интересов личности, собственности, общества и государства от преступных посягательств и обеспечение их безопасности[18, c. 69].
Исходя из этих основополагающих целей, определяется и понятие оперативно-розыскной деятельности: «Это вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств»[34, c. 9]. Это законодательное определение ОРД является базовой для уяснения сущности организации оперативно-розыскной деятельности и определяет признаки, выражающие сущность этой деятельности.
При этом для эффективного и законного применения оперативно-розыскных мер, методов, мероприятий, приемов и действий необходимо наличие всех перечисленных в ст. 1 закона «Об оперативно-розыскной деятельности» признаков [2].
До принятия закона «Об оперативно-розыскной деятельности» сущность оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел сводилась в основном к особому виду правоохранительной деятельности нацеленной на борьбу с преступностью, о чем в своих трудах писали А.Г. Лекарь, Гребельский, В.А. Лукашов, Г.К. Синилов. Все эти авторы определяли оперативно-розыскную деятельность органов внутренних дел как особый вид правоохранительной деятельности, а цели и задачи сводил к борьбе с преступностью.
Иную форму определения сущности оперативно-розыскной деятельности, с которым согласны и мы, опираясь на труды указанных авторов и исходя из того, что при осуществлении оперативно-розыскной деятельности решаются и другие социально-значимые задачи, не связанные с борьбой с преступностью предложил В.М. Атмажитов. По его мнению, сущность оперативно-розыскной деятельности заключается в следующей дефиниции: «Базирующиеся на правовой основе и определенных принципах государственная правоохранительная деятельность, преимущественно негласно осуществляемая уполномоченными на то субъектами путем проведения специальных организационных мер, а также оперативно-розыскных действий разведывательно-поискового характера в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека, собственности, обеспечения безопасности общества и государства»[18, c. 70].
К законам, которые прямо нацеливают территориальные органы на осуществление оперативно-розыскной деятельности, относятся законы «Об оперативно-розыскной деятельности»[2] и «О полиции» [3].
В этих законах уже конкретизируется органы правомочные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, к которым относится и МВД Российской Федерации, определяются их задачи, права и исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий.
В числе основных прав полиции закрепляется возможность осуществления оперативно-розыскных мероприятий для выполнения возложенных на нее обязанностей и полномочий, которые могут быть использованы для осуществления оперативно-розыскной деятельности.
Кроме того ряд вопросов регламентирующих оперативно-розыскную деятельность содержатся в УПК РФ и еще в 18 федеральных законах. Для уточнения законодательных положений, или при отсутствии законодательного регулирования некоторые вопросы организации оперативно-розыскной деятельности регламентируются указами Президента Российской Федерации. В указе Президента РФ, которым утверждается Положение МВД России и территориальном органе МВД России на региональном уровне прямо указано, что МВД России и ТО МВД России организуют и осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность [9].
Кроме того указами Президента определяются стратегии направленные на обеспечение безопасности государства и его экономики от преступных посягательств и коррупции. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации главным направлением обеспечения безопасности определяется усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности, коррупции, развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка, с гражданским обществом [11], а в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 г определена основная задача по обеспечению экономической безопасности, которая исключает возможность сращивания интересов должностных лиц бизнес-структур и представителей государственных органов, профилактика и предупреждение формирования коррупционных схем их взаимодействия, в том числе с участием в этих схемах представителей бизнеса иностранных государств [12].
Тактические особенности организации оперативно-розыскной деятельности регламентируются нормативными правовыми актами министерства внутренних дел, где детально расписывается порядок осуществления оперативно-розыскных мероприятий и порядок заведения и реализации дел оперативного учета. Специальным приказом МВД России также определены подразделения МВД России правомочные, осуществлять оперативно-розыскную деятельность в системе МВД России [14].
Таким образом, оперативно-розыскная деятельность постепенно обуславливает свою сущность и усиливает свое воздействие как государственно-правовое средство борьбы с преступностью. Ведь определенные шаги сделаны в направлении формирования и становления законодательства в оперативно-розыскной сфере.
1.2. Место и роль оперативно-розыскной деятельности в
правоохранительной системе государства в современных условиях
Роль оперативно-розыскной деятельности в России значительна и будет постоянно возрастать, а эффективность ее деятельности имеет необходимую, общую и устойчивую зависимость от степени развития научных положений в сознании людей, на основе которых вырабатывается сущность оперативной деятельности, ее законодательные положения и рекомендации по ее совершенствованию [43, c.72].
Указанное выше подтверждает, что главная социально-государственная функция оперативно-розыскной деятельности – содействие борьбе с преступностью. Так, процесс совершенствования законодательной базы оперативно-розыскной деятельности неизбежно ведет к формированию комплексного межотраслевого нормативно-правового института – оперативно-розыскного законодательства [29, c.33].
Казалось бы, законодательное закрепление необходимости предания оперативно-розыскной деятельности в целях защиты жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств явилось правовым обозначением оперативно-розыскной деятельности как части государственной деятельности и указывает на ее социальную значимость в целом – защищать присущими ей специфическими средствами человека, общество и государство от преступных посягательств и, как отмечал Президент РФ В.В. Путин, «Необходимо твердо добиваться исполнения законов» [15]. Вышесказанное подтверждает, что постепенно оперативно-розыскная деятельность укрепляет свои позиции как государственное средство по борьбе с преступностью в стране.
По справедливому замечанию известного российского криминолога В.В. Лунеева: «Преступность после мировых войн стала главной угрозой современности в мире и в нашей стране. Она постоянно эмигрирует, мгновенно заполняя неконтролируемые или слабоконтролируемые ниши. Темпы ее прироста остаются выше темпов прироста населения. Качественные изменения ее дрейфуют в сторону большей изощренности. Увеличивается ее общественная опасность и причиняемый ей ущерб. В условиях запоздалой и неадекватной активизации борьбы с ней, она организуется, вооружается, коррумпируется, глобализуется и интеллектуализуется, опережая государственные и даже легальные коммерческие структуры в оперативном использовании всех достижений науки и техники» [32, c. 24]. Все это обуславливает необходимость активного использования государством всех мер, включая и оперативно-розыскную деятельность, при выработке определенных механизмов противодействия и нейтрализации современной преступности.
Так, сегодня теория и практика оперативно-розыскной деятельности в деле борьбы с преступностью встала на один уровень с такими ведущими отраслями криминального цикла, как уголовное право, уголовный процесс и криминалистика. Это весьма странно, ведь указанный вид деятельности является некой прародительницей обозначенных институтов, которые сформировались на базе древних методов сыска, но при этом все же получили более глубокое и своевременное изучение, нежели оперативная деятельность, являющаяся на данный момент относительно молодой развивающейся отраслью.
Вместе с тем хочется отметить именно правовое значение содержания оперативно-розыскной деятельности, которое так или иначе подчеркивает сущность и взаимосвязь данного института с государством, так как активное применение в уголовном процессе всего комплекса оперативно-розыскных мер стало возможным благодаря активному, целенаправленному правовому регулированию оперативно-розыскной работы и деятельности в целом.
Одно из современных значений оперативно-розыскной деятельности в России – ее упреждающая концепция, направленная не только на раскрытие уже совершенных общественно опасных деяний, а на их предупреждение и устранение причин их возникновения[43, c.72]. Этот момент стал преемственностью той исторической базы, которая формировалась длительное время. Также хотелось бы отметить, что ученые и законодатели, определяя значение и место данной деятельности, отмечают ее плодотворное будущее в нашем государстве. Так, в перспективе формирования практики и теории оперативно-розыскной деятельности предполагается ее дальнейшее совершенствование с применением более широкого круга проводимых розыскных мероприятий в уголовном судопроизводстве, а также с использованием полного негласного аппарата[15].