Файл: Специальные (отраслевые) принципы оперативно-розыскной деятельности (Общая характеристика оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Соблюдение режима законности в процессе оперативно-розыскной деятельности является непременным условием любого правового государства. Вполне понятно, что преимущественно негласный характер оперативно-розыскной деятельности и допущение в ходе ее осуществления определенных ограничений прав и свобод граждан делают данную проблему актуальной и требующей применения целого ряда мер по исключению фактов нарушений законности со стороны субъектов ОРД. Долгое время оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел регулировалась, в основном, ведомственными нормативными актами секретного характера и была неизвестна большинству населения. Такое положение дел нередко приводило к различным ограничениям и нарушениям прав человека. В условиях построения правового государства наиболее остро стал вопрос о соблюдении прав человека при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

В 1992 году в первой редакции, а затем в 1995 году в России был принят Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Данный нормативно-правовой акт действительно можно назвать наряду с другими юридическим документом эпохального значения [34, c. 74]. Ведь в нем впервые на законодательном уровне были закреплены основные принципы оперативно-розыскной деятельности – законность, уважение прав и свобод личности, а также ряд категорий, о которых ранее можно было только догадываться или читать «между строк».

Закон определил и систему гарантий обеспечения прав человека, одной из которых стал контроль за осуществлением этой деятельности со стороны парламента, прокуратуры и ведомств – субъектов оперативно-розыскной деятельности [2]. Статья 5 Закона об ОРД гарантировала соблюдение прав и свобод личности в оперативно-розыскной деятельности [41, c. 92]. Что это за положения, призванные обеспечить соблюдение указанных выше принципов.

1. Среди них особо следует выделить следующие: не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных федеральным законом. Т.е., оперативно-розыскная деятельность допускается исключительно для осуществления мер по борьбе с преступностью и пресечению угроз безопасности России.

Кроме того, в статье 7 этого же закона об ОРД указано на возможность использования оперативно-розыскной деятельности для принятия решения о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, допуске лиц к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также об установлении с лицами конфиденциального сотрудничества [2].


Анализ и изучение материалов уголовных дел, возбужденных в отношении оперативных сотрудников, нарушивших закон, отчетливо показывают на необходимость обязательного контроля (парламентского, судебного, ведомственного, прокурорского надзора) за данным видом деятельности. Зачастую из-за материальной заинтересованности отдельные сотрудники используют оперативно-розыскные силы, средства и методы для устранения по заказу бизнесменов их экономических конкурентов либо решения собственных финансовых проблем[19, c. 126]. Подобные факты недопустимы и должны караться не только в дисциплинарном порядке, но и уголовно-правовыми мерами.

2. Закон установил порядок судебного рассмотрения материалов о правомерности проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища. Содержание правовых норм Закона, его публичность, направлены на то, чтобы общество в целом и любой гражданин могли быть уверены в том, что любое вторжение в сферу прав и свобод личности, возможно только на совершенно законных основаниях и в условиях эффективного контроля и надзора со стороны соответствующих государственных и общественных структур. Классификация оперативно-розыскных мероприятий по критерию субъекта разрешения их проведения отчетливо показывают на решающую роль и значение судебных органов, как на орган гарантирующий проведение мероприятий без нарушений законности в отношении рядовых граждан[19, c. 126].

3. Другим важным условием, призванным обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина, является законодательно закрепленная возможность обжалования гражданами действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, если, по мнению этих граждан, были нарушены их права и свободы [27, c.59]. Несмотря на заметное изменение менталитета населения в контексте защиты своих нарушенных прав и законных интересов через судебные и административные органы, можем констатировать все же о низкой правовой грамотности населения в защите своих интересов в оперативно-розыскной сфере. Отсюда следует, что необходима трудоемкая, постепенная и системная работа в области правового просвещения населения в целях защиты прав и свобод наших граждан от возможных нарушений и ограничений во время проведения различного рода оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных законом об ОРД.

4. Очень важным моментом в обеспечении режима соблюдения прав и свобод граждан является ограничение сроков хранения материалов, полученных в процессе оперативно-розыскной деятельности и касающихся лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана. Говоря о нанесении ущерба законным интересам граждан и юридических лиц, следует иметь в виду, что такой ущерб может выражаться как в реальной стоимости, так и включать в себя возмещение морального вреда. При этом вступают в действие нормы гражданского права, предусмотренные главами 2, 8 и 59 ГК РФ [6]. Сразу следует заметить, что поскольку оперативные подразделения являются государственными органами, то возмещение имущественного ущерба и морального вреда, нанесенного в процессе оперативно-розыскной деятельности, осуществляется за счет казны Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации. Возмещение ущерба производится в соответствии со статьей 1069 ГК РФ. Это означает, что ответчиком по иску является правоохранительный орган, в структуру которого входит оперативное подразделение, а не конкретный сотрудник, нарушивший права гражданина в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности [41, c. 92]. Моральный вред возмещается с учетом характера и степени причиненных лицу физических и нравственных страданий, обстоятельств при которых они были причинены, особенностей личности потерпевшего и степени вины нарушителя. В любом случае назначение компенсации за моральный вред требует соблюдения требований разумности и справедливости (ст. 1101 ГК РФ) [6].


5. Важнейшим условием и гарантией соблюдения прав и свобод граждан является осуществление комплексных мер контроля за оперативно-розыскной деятельностью. Действенный и эффективный контроль имеет целью не только восстановление нарушенных прав, а в первую очередь предупреждение и недопущение фактов отступлений от закона в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности.

В заключении следует отметить, что это далеко не полный перечень элементов защиты прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности, но смело можно предположить, что перечисленные положения весьма необходимы и важны на сегодняшний день в контексте соблюдения основных конституционных принципов нашего государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проведенному исследованию необходимо отметить некоторые выводы.

Принципы оперативно-розыскной деятельности — это основополагающие начала, руководящие идеи, отражающие убеждения и взгляды общества в лице его законодательных и правоохранительных органов на сущность, цели и задачи специфических государственно-правовой формы борьбы с преступностью. Несмотря на то, что исследованию принципов оперативно-розыскной деятельности посвятили свои труды многие ученые (Ю. С. Блинов, В. Л. Грохольский, И. П. Козаченко, Ю. Ф. Кваша, А. Ю. Шумилов и др.), единого мнения об их количестве, сути и содержания так и не достигнута.

В систему принципов оперативно-розыскной деятельности также включаются и конституционные принципы, реализация которых направлена на то, чтобы органы, реализующие оперативно-розыскную деятельность, строго соблюдали конституционные положения, гарантирующие гражданам права, свободы, а также защиту их законных интересов.

Сущность конституционных принципов оперативно-розыскной деятельности состоит в следующем:

1. точном, строгом соблюдении, исполнении и применении законов и подзаконных актов, которые регулируют оперативно-розыскную деятельность;

2. пассивная форма поведения субъектов — воздержание от совершения неправомерных действий;

3. наиболее общая универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов;

4. касается главным образом правовых запретов;

5. происходит в большинстве случаев естественно, никак не фиксируется;

6. соблюдением субъектами оперативно-розыскной деятельности неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, неприкосновенности жилища и тайны корреспонденции;


7. недопущением осуществления оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Обобщая вышеизложенное необходимо отметить, что произошедшие изменения в политической, социальной, экономической жизни за последние двадцать лет, вхождение в систему рыночных отношений, определяющих базисные параметры в развитии общества предполагают изменение точки зрения на сущность и значение конституционных принципов оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступностью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации: принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. (в ред. от 5.10. 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Об оперативно-розыскной деятельности : Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
  3. О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3 –ФЗ // СЗ РФ, 14 февраля 2011, № 7, ст. 900.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ: Федеральный закон РФ от 18.12.2001. № 174-ФЗ // Российская газета. – 2001. – № 249. – 22 декабря.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. от 18.07.2019 г.)// Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301.
  7. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08 января 1997 г. N 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. №2, ст.198
  8. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ, признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления: федеральный закон от 30 июня 2003 г. №86-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 2003. №27. ст.2700.
  9. О Федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 03 апреля 1995 г. N 40-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 1995. №15. Ст.1269
  10. Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний: Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314 // Российская газета. 2004. №3316.
  11. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 № 683. // СЗ от 4 января 2016, № 1 (часть II), ст. 212.
  12. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 г.: указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208. // СПС «Консультант Плюс»
  13. Об утверждении Положения о министерстве внутренних дел Российской Федерации и типового Положения о территориальном органе министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699
  14. О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России: приказ МВД России от 19 июня 2012 г. № 608.
  15. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации [Электронный ресурс]// URL:http://kremlin.ru/events/president/transcripts/23577 (дата обращения - 24.03.2020)
  16. Амирбеков К.И. Трансформация взглядов на понимание законности как правовой категории // Российская юстиция. 2016. № 4.
  17. Аристотель. Метафизика / пер. А. В. Кубицкого. М., Л. 1934.
  18. Атмажитов В.М. О сущности Оперативно-розыскной деятельности // Трудs Академии управления. 2018. № 1.
  19. Блинов Ю.С. Проблемы обеспечения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. // Полицейское право. 2017. № 2 (10).
  20. Бут Н.Д., Ларьков А.Н. Свобода экономической деятельности и законность: монография. — М.: Юрлитинформ, 2010.
  21. Винокуров А. Ю. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный). В 2 т. Том 1 / А. Ю. Винокуров. 3-е изд., перераб. и доп. —М. : Издательство Юрайт, 2018.
  22. Гузова А.С. К вопросу о соблюдении законности в оперативно-розыскной деятельности при реализации функции прокурорского надзора // Вестник КрасГАУ. 2017. №4.
  23. Домрачева А.Н., Сафин Х.Ш., Федяева Г.А. Законность в деятельности государственных органов Российской Федерации и проблемы совершенствования понятия «законность» // Вестник Российского университета кооперации. 2018. № 3. С. 107.
  24. Дубоносов С.Е. Оперативно-розыскная деятельность : учебник для СПО / Е. С. Дубоносов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2016.
  25. Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности / под ред. проф. Г. К. Синилова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2018.
  26. Либанова С.Э. Универсальный методологический ключ для техники правотворческой фиксации принципов права // Юридическая техника. 2012. № 6.
  27. Зеленкин Н.Г., Хармаев Ю.В. Защита прав и свобод гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий. / В сборнике: Экономика, политика, право: вчера, сегодня, завтра. Роль профсоюзов. – Улан-Удэ: БФ АТИСО, 2016.
  28. Клочков В.В. Актуальные проблемы теории законности и прокурорского надзора: монография / сост.: А.В. Клочкова, О.В. Пристанская; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации М., 2015.
  29. Козловский А.Ю. О проблемах осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенными органами РФ на единой территории Таможенного союза// Таможенное дело. 2019. №3. С.29
  30. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». С приложением решений Конституционного Суда Российской Федерации и обзоров практики Европейского Суда по правам человека / [отв. ред. В. С. Овчинский] ; вступ. ст. В. Д. Зорькина. 3-е изд., доп. и перераб. М. : Норма : ИНФРА-М, 2019.
  31. Корж П. А. Принципы оперативно-розыскной деятельности и технико-юридические особенности их изложения // Вестник Луганской Академии внутренних дел имени Э. А. Дидоренко. 2018. № 1 (4).
  32. Лунеев В.В. Усиление общественно-государственного противодействия организованной преступности, в том числе терроризму, наркобизнесу и коррупции, в XXI веке // Материалы международной научно-практической конференции. М.: Юрист, 2013.
  33. Малыгин С.С., Чечетин А.Е. Основы оперативно-розыскной деятельности. – Екатеринбург: УЮИ МВД России, 2015.
  34. Никитин Е.Л. Права человека в оперативно-розыскной деятельности. // Юридическая мысль. 2017. № 5.
  35. Оперативно-розыскная деятельность : учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / под ред. К. К. Го-ряинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова, А. Ю. Шумилова. М.: ИНФРА-М, 2004. XIV.
  36. Павличенко, Н. В., Поправко, А. С. Обеспечение государственной тайны в работе с лицами, оказывающими конфиденциальное содействие // Вестник Волгоградской Академии МВД России. 2018. № 1 (24).
  37. Павличенко, Н. В. Конспирация в оперативно-розыскной деятельности: вопросы теории: препринт. М., 2015.
  38. Репьева А. М. Сущностные и содержательные аспекты категории «принцип уголовно-исполнительного права» // Правовая культура. 2012. № 2(13).
  39. Смирнов, М. П. Комментарии оперативно-розыскного законодательства РФ и зарубежных стран : учеб.пособие. М., 2016.
  40. Таова Л.Ю. Обеспечение контроля за оперативно-розыскной деятельностью – гарантия соблюдения прав и свобод человека и гражданина. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 10-2.
  41. Хармаев Ю.В. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учеб.пособие. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2015.
  42. Цибарт Е. Э., Пашкова Е. П., Самарцева А. Е. Понятие принципа конспирации в оперативно-розыскной деятельности // Вопросы науки и образования. 2019. № 8(54).
  43. Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: Учебник для вузов. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2016.