Файл: Специальные (отраслевые) принципы оперативно-розыскной деятельности (Общая характеристика оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ни при каких условиях принципы не должны быть нарушены. Они упоминаются в ряде статей Основного закона государства. Так, в ст. 21 Конституции РФ говорится, что достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления [1]. Никто не может нарушить право частной собственности, которое охраняется законом (ст. 35 Конституции) [1]. В ст. 53 Конституции РФ закреплена норма, направленная на защиту граждан, которые могут пострадать от незаконных действий органов государственной власти и их должностных лиц. Одновременно эта норма имеет превентивное значение: она призвана способствовать укреплению законности в деятельности органов государственной власти. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина более детальное закрепление получил в ст. 5 настоящего Федерального закона.

3. Особенности конституционных принципов оперативно-розыскной деятельности (на примере принципа законности и принципа соблюдения прав и свобод человека и гражданина)

3.1. Принцип законности в оперативно-розыскной деятельности

Законность относится к числу важнейших государственно-правовых столпов осуществления деятельности всех без исключения органов государства и в первую очередь органов правоохранительной системы [16, c.2-3]. Одновременно соблюдение законности обеспечивает защиту высшей социальной ценности — человека, его прав и свобод [1].

В рамках законодательных предписаний и правоприменительной практики именно законность является своего рода «краеугольным камнем», составляющим основу правоотношений между органами прокуратуры, субъектами оперативно-розыскной деятельности и лицами, оказавшимися в орбите выполнения функций данной деятельности, а также иных правоотношений, возникающих в процессе организации и осуществления борьбы с преступностью.


Соблюдение законности обеспечивает верховенство закона, закрепляет принципы и формы деятельности государственного аппарата и главную общественную ценность — права и свободы человека и гражданина. Принцип законности требует безусловного соблюдения законодательства всеми элементами государственного механизма и общества, а также является приоритетным конституционным принципом ОРД. Она реализуется в подчинении закону всей деятельности оперативных подразделений [22, c. 210]. На фоне подобного рода безапелляционных, с нашей точки зрения, суждений встречаются и иные — расплывчатые в содержательном смысле научные положения с весьма сдержанной смысловой нагрузкой.

Так, В.В. Клочковым законность рассматривается в нескольких форматах. Под законностью в узком (юридическом) смысле слова им понимается, прежде всего, соответствие закону (а не только исполнение, соблюдение закона), праву деятельности всех участников правовых отношений. Законность в широком смысле слова, по мнению автора, — это соответствие закономерностям развития общества, потребностям правовой регуляции права, государства, политики [28, c.33].

В фокусе идеалов демократического общества законность рассматривается как совокупность требований, предъявляемых обществом и государством к праву и законодательной деятельности, к поведению субъектов общественных отношений и к обеспечению соблюдения правовых норм; это отношение субъектов общественных отношений к указанным требованиям и их исполнению; соответствие этим требованиям деятельности государственных органов, организаций, общественных объединений, должностных лиц и поведения граждан, неуклонное исполнение ими правовых норм [28, c.33]. На наш взгляд, предложенное В.В. Клочковым видение сущности законности вписывается в развитие соответствующих представлений, изложенных в теории права, дополняет ранее аргументированные и известные научные разработки.

Также можем предположить, что в отдельных случаях идеи В.В. Клочкова генерировали дальнейший ход научной мысли относительно сущностных характеристик законности. Так, профессор К.И. Амирбеков считает законность частью правовой системы общества, в котором функционируют юридические механизмы выявления потребностей в современной разработке, принятии востребованного законодательства и внесении необходимых изменений или отмене утративших целесообразность законов [16, c.2-3]. Не углубляясь в детальный анализ представленных в теории права точек зрения, подчеркиваем, что часть из них была конкретизирована и адаптирована к специфике ОРД. Об этом свидетельствует имеющая место дискуссия, отражающая схожие и местами полярные мнения исследователей относительно сущности законности в ОРД.


Как считает А.С. Гузова, законность по отношению к ОРД предполагает точное и неукоснительное исполнение законов и подзаконных нормативных правовых актов (различных постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений) всеми субъектами ОРД [22, c. 210]. Такое определение законности в содержательном смысле нам кажется неполным, не учитывающим иные важные черты организации ОРД. В этом ключе импонирует позиция А.Н. Домрачевой, Х.Ш. Сафина и Г.А. Федяевой, которые отмечают, что в современных условиях развития государства законность в работе государственных органов следует воспринимать как основной принцип деятельности, включающий в себя не только строгое и неуклонное исполнение законов, но и своевременное выявление и устранение нарушений, их предупреждение [23, c.107].

Профессора Е.С. Дубоносов и И.А. Климов в своих работах отстаивают следующее видение сущностных характеристик законности при проведении ОРД. В частности, в представленной ими концепции законность предполагает:

— осуществление ее исключительно субъектами, уполномоченными оперативно-розыскным законодательством;

— недопущение нарушений требований законодательства и ведомственных нормативных актов в деятельности оперативных подразделений и конкретных оперативных сотрудников;

— привлечение к ответственности должностных лиц оперативно-розыскных органов, виновных в нарушении законности;

— разработку комплексных мер, направленных на устранение причин и условий нарушения законности;

— оформление ее соответствующими документами;

— соответствующий ведомственный контроль и прокурорский надзор за ее осуществлением [24, c. 78].

Исходя из вышеизложенного следует, что реализация законности в ОРД — это сложный нормативно-правовой, организационный, практический и контрольно-надзорный процесс, в котором задействованы различные уполномоченные на то государственные органы и отдельные исполнители.

Приведенные и иные подходы исследователей к познанию сущности законности в ОРД нашли отражение в комментариях к профильным для исследуемой проблемы законам. Так, в комментарии к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности», ответственным редактором которого выступил В.С. Овчинский. По мнению его авторов, законность — это точное и безусловное соблюдение субъектами ОРД Конституции РФ, Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», иных законодательных и нормативно-правовых актов [35, c. 18]. Однако в данном комментарии в отличие от предыдущего делается существенное, как нам кажется, уточнение о том, что гарантии законности рассматриваются шире и не ограничиваются лишь такой формой реализации права, как его соблюдение субъектами ОРД.


Система гарантий законности предполагает совокупность государственных гарантий, исключающих возможность злоупотреблений при осуществлении ОРД, обеспечение защиты нарушенных прав, контроля и надзора за субъектами этой деятельности [28, c. 9]. Вышеуказанное уточнение содержит важный аспект, который редко упоминается как в классических, так и в современных исследованиях проблем законности — обеспечение защиты нарушенных прав.

В порядке исключения можно привести совместную работу Н.Д. Бут и А.Н. Ларькова, в которой законность рассматривается в близком ракурсе — через призму действенной реализаций субъективных прав. Так, законность в экономической деятельности, по мнению ученых, по своей сути близка к формирующейся в правосознании идеи, которая заключается в целесообразности и необходимости такого реального правомерного поведения всех участников общественных отношений, при котором не оставалось бы места для анархии и вседозволенности, фактически достигалась бы всеобщность права, действительная реализация субъективных прав [20, c. 89]. В ином спектре представлений (в привязке к предмету надзорной деятельности прокуратуры) раскрывается законность в комментариях к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации».

Так, по мнению А.Ю. Винокурова, законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД, оценивается через призму таких понятий, как: 1) обоснованность решения с точки зрения возможности его принятия на основании нормы закона; 2) правомерность принятия основанного на требованиях закона решения уполномоченным на то лицом [21, c. 294]. На наш взгляд, вышеприведенные мнения ученых представляют научный интерес, в своем большинстве логичны и аргументированы, так как опираются на предписания Федеральных законов «Об оперативно-розыскной деятельности» [2], «О прокуратуре Российской Федерации».

Также они соответствуют часто используемой в юридической науке догме, согласно которой конституционный принцип законности означает, что должностные лица оперативных подразделений при осуществлении ОРД руководствуются требованиями Конституции, оперативно-розыскным законодательством и различными ведомственными правовыми актами, составляющими правовую основу этой деятельности [22, c. 210].

Системный анализ вышеизложенных и иных вышедших в свет научных положений относительно сущности законности как явления, а также законности в такой сфере как ОРД позволяет прийти к следующим выводам:

1. Понятие законности является одним из наиболее важных в российской правовой науке и правоприменительной практике. Особо значимую и весомую роль законность играет в такой разновидности правоохранительной деятельности как ОРД.


2. Законность является социально-правовым явлением, которое можно рассматривать как принцип, метод либо режим.

3. Законность как явление развивается, изменяется вместе с обществом, правом и государством. Современное понимание сущности законности вОРД опирается на уроки истории, имеющие не только конструктивное значение, но и трагический характер.

4. Законность ассоциируется с особой социальной ценностью, охраняемой легальными средствами из-за признания права в качестве наиболее эффективного способа регулирования общественных отношений, организации общественной жизни в целом. С помощью законов устанавливается порядок, обеспечивается гармония в обществе, гарантируются права и свободы граждан.

5. Понимание и толкование законности зачастую не учитывает концептуальные сдвиги в архитектонике правового регулирования, которые произошли в постсоветском российском законодательстве. И наконец, на наш взгляд, современные условия выполнения задач ОРД диктуют острую необходимость в уточнении и даже пересмотре сущности законности путем перехода от узкого к широкому пониманию ее содержания.

3.2. Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности

Права и свободы человека и гражданина должны соблюдаться и защищаться государством, о чем отчетливо закреплено в основном Законе страны. Приоритет прав, свобод и законных интересов граждан государства, определяет ныне действующая Конституция Российской Федерации. Конституционная обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина закреплена в ст. 2 Конституции РФ [1]. При этом должны создаваться эффективные правовые механизмы устранения любых нарушений, допущенных его органами и должностными лицами [40, c. 129-130].

Данная позиция нашла свое отражение и закрепление в практике Конституционного суда РФ. Создание и совершенствование таких правовых механизмов представляет одно из основных направлений деятельности государства на современном этапе. Одним из государственных органов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов населения, являются органы внутренних дел, которым предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории России, помимо других субъектов, определенных в ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 года №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [2].

В юридической литературе часто именно органы внутренних дел рассматривают как специфический субъект ОРД, поскольку именно они практически занимаются всеми оперативно-розыскными мероприятиями, определенными в ст. 6 настоящего закона об ОРД [19, c. 126].