Файл: Заочникам метод указания по КР.doc

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Раздел 1. Содержание, оформление курсового проекта и рекомендации по его выполнению

1.1. Внешние и внутренние требования

1.2. Основные этапы курсового проектирования

1.3. Примерная тематика курсового проекта

1.4. Структура курсового проекта

1.5. Рекомендации по организации работы над курсовым проектом

1.6. Требования к написанию и оформлению курсового проекта

1.7. Порядок защиты курсового проекта

Раздел 2. Использование процедуры «Поиск решения» в среде табличного процессора MS Excel

2.1. Общие сведения о работе с процедурой «Поиск решения»

2.2. Пример выполнения вычислений в надстройке Поиск решения

Раздел 3. Экономико-математическая модель оптимизации рациона кормления сельскохозяйственных животных

3.1. Примерное задание для курсового проекта по теме: «Разработка модели и решение задачи оптимизации рациона кормления животных»

3.2. Варианты индивидуальных заданий

3.3. Пример решения задачи

Формулы расчетов ограничений

Результат решения задачи оптимизации рациона

3.4. Пример анализа оптимального решения

Заключение

Критерии оценки курсового проекта по дисциплине:

«Методы принятия управленческих решений»

на тему: «_____________________________________________»

Вариант_____

Выполнил(а): студент(ка) 2_ группы

института экономики и управления АПК

Ф.И.О.______________________

Таблица 22

Двойственные оценки ограничений

ограничения

Название
ограничения

Ед. измерения

Объем ограничения (Bi)

Сумма

Отклонение

Двойственная оценка

1.

Баланс ЭКЕ (КРС)

эке

11,7

14,74

3,04

0







4.

Баланс переваримого протеина

г

1150

1150

0

0,01






15.

Концентратов
не менее

кг

2,5

4,2

1,7

0

16.

Концентратов
не более

кг

2,5

4,2

0

1,29

7.

Грубых не менее

кг

3

3,77

0,77

0

8.

Грубых не более

кг

8

3,77

4,23

0

11.

Сенаж

кг

8

8

0

0,89

12.

Сенаж

кг

9

8

1

0

9.

Силоса не менее

кг

20

20

0

0,53

10.

Силоса не более

кг

23

20

3

0

13.

Корнеклубнеплодов не менее

кг

5

6,69

1,69

0

14.

Корнеклубнеплодов не более

кг

8

6,69

1,31

0

18.

Доля соломы в грубых не более…

кг

0

0

0

0,2









Контрольные вопросы


  1. Как звучит постановка задачи по оптимизации рациона кормления животных?

  2. Какие критерии оптимальности могут использоваться при решении задачи?

  3. Назовите перечень основных переменных в задаче по оптимизации рациона кормления.

  4. Какие вспомогательные переменные могут быть введены в задачу и с какой целью?

  5. Назовите основные и дополнительные ограничения в задаче по оптимизации рациона кормления.

  6. Какая исходная информация необходима для записи ограничений по балансам питательных веществ?

  7. Какая исходная информация необходима для записи ограничений по балансам групп кормов?

  8. Какая информация используется для записи целевой функции

  9. Что обозначают двойственные оценки ограничений?

  10. В каком направлении проводится анализ оптимального решения?

  11. Из каких групп кормов может состоять рацион кормления крупного рогатого скота?

  12. Какие переменные входят в группу концентрированные корма?

  13. В какую группу корма входят сено и солома ?

  14. В какую группу корма входят силос и корнеклубнеплоды: сочные? зеленые? грубые?

  15. Какой экономический показатель целевой функции чаще всего используется в задачах оптимизации рациона кормления животных?

  16. Целевая функция в задачах оптимизации рациона кормления животных стремится к максимуму или минимуму?

  17. Может ли рацион кормления крупного рогатого скота состоять только из силосных кормов? из грубых кормов? из корнеклубнеплодов? из концентрированных кормов?

  18. Как влияют двойственные оценки на значение целевой функции?

  19. Зачем используется вспомогательная переменная?

  20. Имеет ли вспомогательная переменная экономический смысл?

  21. Имеет ли искусственная переменная экономический смысл?

  22. Имеет ли дополнительная переменная экономический смысл?







Глоссарий основных понятий



А

Абстракция - форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей объекта-оригинала и отвлечения от других частных его свойств и связей

Адекватность модели - требование к модели, состоящее в ее способности воспроизводить свойства, состояние и поведение исследуемого объекта с достаточной для поставленных целей точностью и а достаточно широком диапазоне изменения ее состояния и состояния ее среды. Достаточным условием адекватности модели является ее гомоморфизм исследуемому объекту.

Алгоритм симплекс-метода - алгоритм последовательного улучшения плана, позволяющий осуществлять переход от одного допустимого базисного решения к другому таким образом, что значение целевой функции непрерывно возрастает (при решении на максимум) и за конечное число шагов находится оптимальное решение.

Алгоритм улучшения плана транспортной задачи - алгоритм перехода к новому опорному плану транспортной задачи, дающему меньшее значение функции потерь, до обнаружения оптимального плана.

Альтернативный оптимум - если задача имеет несколько оптимальных решений с разным значением переменных, но с одинаковым значением целевой функции, то она имеет альтернативные оптимальные решения (альтернативный оптимум).

Аналогия - сходство, соответствие

Б

Базисная переменная - переменная, коэффициенты которой образуют единичный столбец.

Базисное решение - система ограничений приведена к единичному базису, а все свободные переменные равны нулю.

В

Вектор коэффициентов - вектор, компонентами которого являются коэффициенты целевой функции задачи линейного программирования.

Вектор ограничений - вектор, компонентами которого являются ограничения выражений, определяющих допустимую область задачи линейного программирования.

Вершина выпуклого многогранника - это любая точка выпуклого многогранника, которая не является внутренней ни для какого отрезка целиком принадлежащего этому многограннику.

Возможное решение - решение, удовлетворяющее системе ограничений задачи.

Выпуклая комбинация точек - точка, компоненты которой представлены суммой произведений неотрицательных коэффициентов не больших единицы и соответствующих компонент данных точек, при этом сумма всех коэффициентов равна единице.

Вспомогательная переменная - переменная, которую используют для облегчения математической формулировки условий, определения расчетных величин.

Выпуклое множество - множество, которое вместе с двумя принадлежащими ему точками обязательно содержит отрезок, соединяющий эти точки.

Вырожденный опорный план - опорный план, число ненулевых компонент которого меньше числа ограничений.

Г

Геометрическая интерпретация задачи линейного программирования - интерпретация зависимостей, имеющих место в задаче линейного программирования в виде геометрических фигур (точек, прямых, полуплоскостей, многоугольников) в декартовой системе координат.

Гомоморфные модели - модели, упрощающие оригинал, сохраняющие подобие лишь в самом существенном. По модели невозможно воспроизвести полностью оригинал, но она позволяет исследовать наиболее существенные его свойства.

Д

Двойственные задачи линейного программирования - задачи линейного программирования, которые могут быть составлены из исходных задач линейного программирования.

Двойственные оценки (объективно-обусловленные оценки, теневые цены) - являются оптимальным базисом двойственной задачи. Открыты академиком Л.В. Канторовичем. Используются при анализе оптимального решения. Двойственная оценка ограничения - величина, характеризующая прирост значения целевой функции задачи линейного программирования при малом изменении свободного члена ограничения. Измеряется в единицах измерения целевой функции в расчете на единицу измерения ограничения.

Дельта-метод - один из методов проверки опорного плана транспортной задачи на оптимальность.

Допустимая область задачи линейного программирования - множество опорных планов задачи линейного программирования.

Допустимое решение - допустимым решением называется совокупность значений n переменных, удовлетворяющая системе ограничений и условиям неотрицательности.

Е

Единичный базис системы - базисные переменные образуют единичный базис системы.

З

Задача линейного программирования - характеризуется тем, что целевая функция является линейной функцией переменных, а область допустимых значений определяется системой линейных равенств или неравенств.

Задача математического программирования В общей постановке задачи этого раздела выглядят следующим образом. Имеются какие-то переменные и функция этих переменных , которая носит название целевой функции. Ставится задача: найти экстремум (максимум или минимум) целевой функции при условии, что переменные x принадлежат некоторой области G.

Задача математического программирования (МП) состоит из системы ограничений, условий неотрицательности переменных и целевой функции.

Задача о составлении плана производства - возникает при необходимости максимизации дохода от реализации продукции, производимой некоторой организацией, при этом производство ограничено имеющимися сырьевыми ресурсами.

И

Исследование операций - наука, занимающаяся разработкой и практическим применением методов наиболее оптимального управления организационными системами.

К

Каноническая форма задачи линейного программирования

- форма задачи линейного программирования, в которой все ограничения имеют тип "="и переменные неотрицательные.

Коэффициенты пропорциональности - коэффициенты при переменных в тех ограничениях, которые предусматривают определенные пропорции (соотношения) между зависимыми переменными.

Коэффициент связи - коэффициент, с помощью которого записывается зависимость переменной от объема ограничения.

Критерий оптимальности - показатель, количественно определяющий цель решения модели.

Л

Линейное программирование - часть математического программирования, задачами которой является нахождение экстремума линейной целевой функции на допустимом множестве значений аргументов.

Линейная экономико-математическая модель - связи и зависимости моделируемого процесса носят линейный характер и их можно описать в терминах линейного программирования

М

Математическое моделирование - формализованное представление закономерностей поведения реальных экономических систем в виде абстрактных математических аналогов - системы уравнений и неравенств.

Математическое программирование - раздел современной математики, задачами которого является нахождение экстремума функции при условии принадлежности переменных определенному множеству.

Матрица коэффициентов - матрица, элементами которой являются коэффициенты системы линейных равенств или неравенств определенного типа.

Матричная форма задачи линейного программирования - форма задачи линейного программирования, когда все элементы задачи представлены в матричных и векторных обозначениях.

Метод искусственного базиса (М-метод) - один из методов, упрощающий определение исходного опорного плана задачи линейного программирования и симплекс-таблицы.

Метод минимального элемента - один из группы методов определения первоначального опорного плана транспортной задачи.

Метод потенциалов - один из методов проверки опорного плана транспортной задачи на оптимальность.

Метод северо-западного угла - один из группы методов определения первоначального опорного плана транспортной задачи.

Многокритериальные задачи - задачи выбора такого варианта решения, который был бы относительно одинаково эффективным для ряда наиболее предпочтительных критериев. Это связано как с формальными трудностями выбора и обоснования единственного критерия, так и с многоцелевым характером развития исследуемых систем.

Модель - условный образ какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его заместителя. Средство познания.

Моделирование - научный метод исследования систем, рассматриваемых как оригиналы, на их аналогах - моделях.

Н

Невырожденный опорный план - план, соответствующий вершине допустимой области, который имеет m отличных от нуля компонент, где m есть количество ограничений задачи линейного программирования.

Неопределенная система -совместная система называется неопределенной, если она имеет более одного решения.

Несовместная система ограничений - система ограничений называется несовместной, если она не имеет ни одного решения.

О

Общее решение - решение называется общим, если базисные переменные выражены через свободные члены и свободные переменные.

Объем ограничения - некоторая постоянная для данной конкретной модели величина, определяющая правую часть ограничения (свободный член ограничения).

Ограничения - условия, отражающие организационно-экономические и технологические условия производства. Представляют собой математические выражения в виде равенств и неравенств.

Опорное решение - опорным решением называется базисное решение, в котором базисные переменные неотрицательные или

- решение называется опорным, если система ограничений приведена к единичному базису, все свободные переменные равны нулю, а базисные переменные неотрицательные.

Определенная совместная система -совместная система называется определенной, если она имеет только одно решение.

Оптимальный план ЗЛП - решение задачи линейного программирования, т. е. такой план, который входит в допустимую область и доставляет экстремум целевой функции.

Основная теорема линейного программирования - если целевая функция принимает максимальное значение в некоторой точке допустимой области, то она принимает это же значение в крайней точке допустимой области. Если целевая функция принимает максимальное значение более, чем в одной крайней точке, то она принимает это же значение в любой их выпуклой комбинации.

Открытая транспортная задача - несбалансированная транспортная задача.

Отрезок - множество точек, которые могут быть представлены в виде выпуклой комбинации данных двух точек.

П

План - набор чисел, удовлетворяющий ограничениям задачи линейного программирования.

Признак вершины допустимой области Если система из k ненулевых векторов-столбцов, образованных соответствующими столбцами матрицы ограничений является линейно независимой и ненулевые координаты точки X, удовлетворяют ограничениям, то эта точка является вершиной допустимой области.

Принцип последовательного «улучшения» опорных решений

  1. Запись исходного опорного решения

  2. Проверка решения на оптимальностью. Если оптимально, то переход к п.4. Если не оптимально, то переход к п.3.

  3. Переход к «лучшему» опорному решению.

  4. Запись оптимального решения.


Р

Ранг совместной системы -рангом совместной системы линейных ограничений называется ранг её матрицы.

Решение задачи линейного программирования - это план, доставляющий экстремальное значение целевой функции.

С

Свободные переменные -переменные, не входящие в единичный базис системы.

Сбалансированная транспортная задача -транспортная задача, в которой сумма ресурсов равняется сумме потребностей

Симплекс-метод - последовательное улучшение плана задачи линейного программирования, позволяющее осуществлять переход от одного допустимого базисного решения к другому, причем так, что значения целевой функции непрерывно возрастают, и за конечное число шагов находится оптимальное решение.

Система - относительно обособленная и упорядоченная совокупность обладающих особой связностью и целесообразно взаимодействующих элементов, способных реализовать определенные функции.

Совместная система ограничений - система ограничений называется совместной, если она имеет хотя бы одно решение.

Т

Теневые цены - см. двойственные оценки

Теорема двойственности Первая теорема двойственности: Если одна из взаимно двойственных задач имеет оптимальное решение, то его имеет и другая, причем оптимальные значения их линейных функций равны, т.е. max Z = min F. Если линейная функция одной из задач не ограничена, то условия другой задачи противоречивы.

Вторая теорема двойственности: Положительным (ненулевым) компонентам оптимального решения одной из взаимно двойственных задач соответствуют нулевые компоненты оптимального решения другой задачи, т.е. для любых i= 1,2,…, m и j=1,2,…,n: если Xj*>0, то ym+j*=0; если Xn+I*>0, то yi*=0.

Теорема о выпуклом множестве и выпуклой комбинации этого множества

Пусть G - выпуклое множество. Тогда любая выпуклая комбинация точек, принадлежащих этому множеству, также принадлежит этому множеству.

Теорема о выпуклости допустимого множества ЗЛП

Допустимая область задачи линейного программирования является выпуклым множеством.

Теорема о выпуклости оптимальных планов ЗЛП

Множество оптимальных планов задачи линейного программирования выпукло (если оно не пусто).

Теорема о том, что любая точка выпуклого многогранника является выпуклой комбинацией вершин

Любая точка выпуклого многогранника является выпуклой комбинацией его вершин.

Технико-экономические коэффициенты модели - коэффициенты при переменных в ограничениях (например, коэффициенты затрат на единицу переменной, выхода продукции с единицы переменной)

Транспортная задача. Пусть имеется однородный продукт, распределенный в определенных количествах (не обязательно одинаковых) в m складах. Этот продукт необходимо доставить в n пунктов потребления, причем в каждый пункт установленное количество. Запасы и потребности сбалансированы. Стоимость перевозки из конкретного склада в конкретный пункт индивидуальна. Товар должен быть вывезен из всех складов и доставлен в требуемом количестве в каждый пункт. Задача заключается в минимизации транспортных расходов.

Ц

Целевая функция - функция в математическом программировании, для которой требуется найти экстремум. Математическое выражение критерия оптимальности.

Ч

Частное решение - решение называется частным, если в общем решении свободные переменные принимают любые значения.

Число базисных решений Число базисных решений не превышает числа сочетаний из n по m, где n - число переменных, а m - число линейно независимых ограничений

Число опорных решений - число опорных решений не превышает числа базисных решений.

Э

Экономико-математическая модель - концентрированное выражение наиболее существенных взаимосвязей и закономерностей поведения управляемой системы в математической форме (В.С. Немчинов).

Этапы моделирования - определенная последовательность разработки экономико-математической модели.




Заключение

Применение математических методов в принятии управленческих решений подразумевает не просто выполнение различного рода экономических расчетов, а использование способов и приемов для облегчения принятия научно обоснованных решений, изучения тенденций и закономерностей, получения новых теоретических выводов. Приобретение экономических и математических знаний, развитие компьютерных технологий расширяет границы математической формализации и решения проблем принятия хозяйственных решений.

Изменение характера экономики, усиление направленности ее на инновационные методы развития предъявляют к специалистам управленческой деятельности требования широкого использования формальных и неформальных методов, повышающих качество управленческих решений.

Усложнение современного социально-экономического развития нашей страны предполагает глубокий анализ всех факторов развития в настоящее время и на перспективу. Важное значение имеет как оперативное планирование и управление, так и перспективное. Принятие управленческих решений невозможно без применения экономико-математических методов и моделей, получения оптимальных решений. Эти оптимальные решения необходимо принять за промежуточные, использовать весь аппарат анализа и только затем человек разрабатывает количественное и качественное обоснование принимаемых решений по организации управления.

Написание студентом курсового проекта с использованием методов принятия управленческих решений способствует развитию навыков научно-исследовательской работы и умению логически излагать материал для раскрытия содержания конкретной темы, внесет определенную лепту в получение ими высокой квалификации.









МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное Бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«российский государственный аграрный университет –

МСха имени К.А. Тимирязева»
(ФГБОУ ВО ргау - МСХА имени К.А. Тимирязева)


Группа 3

Институт экономики и управления АПК

Кафедра экономической кибернетики


Учебная дисциплина: «Методы принятия управленческих решений»


КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

на тему: «_________________»


Выполнил (а)

студент (ка) … курса…группы
__________________факультета
____________________________

ФИО подпись

Номер и дата регистрации КП

_____________(подпись)

Допущен(а) к защите

Руководитель:

__________________________

ученая степень, ученое звание, ФИО подпись


Члены комиссии:

______________________ _______

ученая степень, ученое звание, ФИО подпись

______________________ _______

ученая степень, ученое звание, ФИО подпись

______________________ _______

ученая степень, ученое звание, ФИО подпись




Оценка ___________________


Дата защиты_______________

Москва, 20____

Приложение 2

Примерная форма задания


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Российский государственный аграрный университет – МСха

имени К.А. Тимирязева


Институт экономики и управления АПК

Кафедра экономической кибернетики




ЗАДАНИЕ

НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ (КП)

Студент_____________________________________________________________________

Тема КП _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Исходные данные к работе__________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Перечень подлежащих разработке в работе вопросов:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечень дополнительного материала_______________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Дата выдачи задания «___»_________________201__г.


Руководитель (подпись, ФИО) __________________


Задание принял к исполнению (подпись студента) __________________

«___»_________________201__г.


Приложение 3

Примерная форма рецензии на курсовой проект


РЕЦЕНЗИЯ

на курсовой проект студента

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева»


Студент_____________________________________________________________________

Учебная дисциплина________________________________________________

Тема курсового проекта __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Полнота раскрытия темы: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оформление:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Замечания:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Курсовой проект отвечает предъявляемым к ним требованиям и заслуживает__________________________________ оценки.

(отличной, хорошей, удовлетворительной, не удовлетворительной)

Рецензент ___________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, уч.степень, уч.звание, должность, место работы)