ВУЗ: Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. ТИМИРЯЗЕВА
Категория: Методичка
Дисциплина: Методы оптимальных решений
Добавлен: 21.10.2018
Просмотров: 3116
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Содержание, оформление курсового проекта и рекомендации по его выполнению
1.1. Внешние и внутренние требования
1.2. Основные этапы курсового проектирования
1.3. Примерная тематика курсового проекта
1.4. Структура курсового проекта
1.5. Рекомендации по организации работы над курсовым проектом
1.6. Требования к написанию и оформлению курсового проекта
1.7. Порядок защиты курсового проекта
Раздел 2. Использование процедуры «Поиск решения» в среде табличного процессора MS Excel
2.1. Общие сведения о работе с процедурой «Поиск решения»
2.2. Пример выполнения вычислений в надстройке Поиск решения
3.2. Варианты индивидуальных заданий
Результат решения задачи оптимизации рациона
3.4. Пример анализа оптимального решения
Критерии оценки курсового проекта по дисциплине:
«Методы принятия управленческих решений»
на тему: «_____________________________________________»
Выполнил(а): студент(ка) 2_ группы
Введение
Методы принятия управленческих решений - учебная дисциплина, занимающаяся изучением и практическим применением методов решения оптимизационных и неоптимизационных задач, разработкой методов управления различными организационными системами.
Цель методов принятия управленческих решений - количественное и качественное обоснование принимаемых решений по организации управления.
При решении поставленной экономической задачи управления предполагается:
построение экономико-математической модели для сложившейся ситуации или в условиях неопределенности,
изучение взаимосвязей для записи математических выражений, установление критериев, помогающих оценить преимущество того или иного варианта решения (плана действий).
При исследовании процесса используют разные решения, например, опорное и оптимальное. И опорное и оптимальное решения содержат базисные переменные, то есть переменные, коэффициенты которых образуют единичный столбец. Переменные, не являющиеся базисными, называются свободными. Все переменные в опорном решении – неотрицательные. Математические выражения, устанавливающие взаимосвязи между переменными и объемами ресурсов в виде неравенств и равенств, являются ограничениями задачи. Целевая функция связывает переменные в виде математической функции. Если функция стремится к экстремуму, то задача является оптимизационной. Опорное решение, при котором достигается экстремум целевой функции, является оптимальным. При опорном решении удовлетворяется только система условий задачи (система ограничений и условия неотрицательности). Экономико-математическая модель задачи математически записывается в виде ограничений, условий неотрицательности и целевой функции.
При решении оптимизационной задачи линейного программирования используется любая модификация симплексного метода: алгоритм симплексного метода, алгоритм искусственного базиса (М-метод), двойственный симплексный метод; применяются решение задачи в таблицах, решение в матрицах, решение на персональном компьютере. Если же задача содержит только две переменные, то ее легко решить графическим методом.
Кроме прямой задачи линейного программирования можно записать и решить соответствующую ей двойственную задачу. Прямая задача имеет оценки (двойственные), которые являются значениями переменных двойственной задачи. Двойственные оценки называют также теневыми ценами или объективно обусловленными оценками. Наш соотечественник Л.В. Канторович создал теорию двойственности, которая полезна для экономического и качественного анализа.
Диагностические вопросы самостоятельной проверки знаний
-
Что такое опорное решение задачи линейного программирования?
-
Что такое оптимальное решение задачи линейного программирования?
-
Что такое модель задачи линейного программирования?
-
Что такое целевая функция задачи линейного программирования?
-
Что такое ограничение задачи линейного программирования?
-
Всегда ли задача линейного программирования имеет условия неотрицательности переменных?
-
Какие способы решения задач линейного программирования Вы знаете?
-
Какие пары задач линейного программирования Вы знаете?
-
Есть ли в задачах линейного программирования основные, базисные, свободные, дополнительные, вспомогательные, балансовые, отраженные переменные? О каких из них Вы слышали?
-
Какой экономический смысл дополнительных переменных, введенных в ограничения типа больше или равно?
-
Какой экономический смысл дополнительных переменных, введенных в ограничения типа меньше либо равно?
-
Знаете ли Вы, где находятся значения базисных переменных в симплексных таблицах и в таблице, полученной после применения процедуры Поиск решения в MS EXCEL?
Раздел 1. Содержание, оформление курсового проекта и рекомендации по его выполнению
1.1. Внешние и внутренние требования
Целью курсового проекта является закрепление теоретических знаний и практических навыков самостоятельного решения экономических задач, развития творческих способностей, умение пользоваться специальной, справочной и нормативной литературой.
В курсовом проекте модульной дисциплины (Б2.Б.3) « Методы принятия управленческих решений» необходима реализация требований ФГОС ВПО по направлению 080200.62 - «Менеджмент» при формировании следующих общекультурных (ОК) компетенций: (ОК-15, ОК-17, ОК-18) из учебного плана.
Владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования - ОК-15.
Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией - ОК-17.
Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах - ОК-18
При выполнении курсового проекта по курсу «Методы принятия управленческих решений" необходимо владение материалом следующих учебных дисциплин:
-
математика;
-
информатика,
-
технологические дисциплины.
а также знание следующих разделов учебной дисциплины «Методы принятия управленческих решений":
-
линейное программирование;
-
целочисленное программирование;
-
нелинейное программирование;
-
динамическое программирование.
Промежуточная оценка знаний и умений студентов осуществляется с помощью проверки преподавателем текста, расчётов и выводов в курсовом проекте. Итоговый контроль проводится в виде защиты курсового проекта комиссии преподавателей.
1.2. Основные этапы курсового проектирования
В процессе курсового проектирования студент должен:
-
осуществить анализ конкретной предметной области;
-
выполнить постановку задачи;
-
самостоятельно подбирать и работать с литературой по выбранной теме;
-
структурировать собранный материал по главам в логической последовательности;
-
использовать знания изученных ранее дисциплин;
-
освоить новые методы решения задач;
-
использовать возможности новых информационных технологий;
-
уметь сформулировать выводы;
-
уметь привести пример экономических задач к изучаемому математическому методу.
1.3. Примерная тематика курсового проекта
Выбор темы курсового проекта
Тема курсового проекта выбирается студентом самостоятельно из числа тех, которые рекомендованы по изучаемой дисциплине. Кроме того, студенту предоставляется право предложить свою тему работы. В группе должно быть не более 2-3 работ на одну тему. Тема курсового проекта в обязательном порядке должна быть согласована с преподавателем. При выборе одной темы более чем тремя студентами преподаватель может ограничить выбор этой темы, но не должен требовать от студентов выполнения конкретной темы.
Тематика курсовых проектов может отражать:
-
использование изученных математических методов принятия управленческих решений и моделирования для решения конкретных экономических задач;
-
изучение и освоение математических методов, не рассматриваемых в данном курсе;
-
автоматизацию расчета по выбранному математическому методу для решения конкретной экономической задачи;
-
использование прикладных программ, автоматизирующих математические методы для решения конкретной экономической задачи.
Таблица 1
Примерная тематика курсовых проектов по учебной дисциплине
«Методы принятия управленческих решений»
№ п/п |
Тема |
|
Автоматизация получения исходного опорного решения общей задачи линейного программирования. |
|
Транспортная задача по критерию времени и ее автоматизация. |
|
Задача о назначениях. Её решение венгерским методом. Автоматизация алгоритма. |
|
Задача о назначениях. Её решение методом потенциалов. Автоматизация алгоритма. |
|
Блокировки и ограничения пропускной способности в транспортных задачах. Автоматизация алгоритма. |
|
Совместный учет транспортных и производственных затрат. Автоматизация алгоритма. |
|
Сетевая постановка транспортной задачи. Автоматизация алгоритма. |
|
Градиентный метод движения шагами. Автоматизация алгоритма. |
|
Решение задач дробно-линейного программирования в таблицах. Автоматизация алгоритма. |
|
Решение задач параметрического программирования с параметром в целевой функции. Автоматизация алгоритма. |
|
Дискретное программирование. Решение задач целочисленного программирования. Автоматизация алгоритма. |
|
Сравнение графических методов решения задач линейного, дробно-линейного, целочисленного программирования, квадратичного программирования. Автоматизация алгоритма. |
|
Автоматизация получения исходного опорного решения транспортной задачи линейного программировании разными способами и сравнение результатов. |
|
Графический метод решения задач нелинейного программирования. Автоматизация алгоритма. |
|
Метод последовательного изменения координат. Автоматизация алгоритма. |
|
Решение задач линейного программирования двойственным симплексным методом. Автоматизация алгоритма. |
|
Метод наискорейшего подъема (спуска). Автоматизация алгоритма. |
|
Метод локального и нелокального случайного поиска. Автоматизация алгоритма. |
|
Метод штрафных функций для выпуклого и линейного программирования. Автоматизация алгоритма. |
|
Постановка и решение экономических задач линейно-динамического программирования. Автоматизация алгоритма. |
|
Постановка и решение экономических задач динамического программирования. Автоматизация алгоритма. |
|
Распределение инвестиций между предприятиями. Автоматизация алгоритма. |
|
Постановка и решение задач сетевого планирования. Автоматизация алгоритма. |
|
Постановка и решение задач теории массового обслуживания. Автоматизация алгоритма. |
|
Методы нахождения компромиссных планов. Автоматизация алгоритма. |
|
Постановка и решение задач управления запасами. Автоматизация алгоритма. |
|
Разработка модели и решение задачи оптимизации кормопроизводства. |
|
Разработка модели и решение задачи оптимизации использования кормов. |
|
Разработка модели и решение задачи оптимизации распределения минеральных удобрений. |
|
Разработка модели и решение задачи оптимизации рациона кормления животных. |
|
Разработка модели и решение задачи оптимизации ассортимента колбасных и мясных изделий. |
|
Разработка модели и решение задачи оптимизации ассортимента молочных изделий. |
|
Разработка модели и решение задачи оптимизации ассортимента овощных изделий. |
|
Разработка модели и решение задачи оптимизации ассортимента плодовых изделий. |
|
Разработка модели и решение задачи оптимизации размеров и структуры посевных площадей в сельскохозяйственной организации. |
Примечание: Тематика курсовых проектов и графики их выполнения согласуются с руководителем. Данный перечень тем является примерным.
Тема курсового проекта избирается студентом на основе примерного перечня тем по согласованию с научным руководителем (преподавателем, ведущим дисциплину). Выбор темы курсового проекта фиксируется преподавателем в журнале. При сдаче курсового проекта на проверку преподавателю он регистрируется на кафедре в журнале регистрации курсовых проектов.
С целью исключения возможности написания курсового проекта по одной теме большим числом студентов устанавливается, что преподаватель должен сформировать не менее двадцати тем (или вариантов) курсового проекта по учебной дисциплине.
1.4. Структура курсового проекта
Курсовой проект по дисциплине «Методы принятия управленческих решений» может иметь реферативно-практический, теоретический либо практико-ориентированный характер.
Курсовой проект должен состоять из следующих частей: введения, основного текста, заключения, библиографического списка и приложений. Структура может изменяться в зависимости от темы и ее сложности.
Во введении автор отражает степень изученности и разработанности проблемы и формулирует задачи, которые будут решаться в работе.
В основном тексте излагается содержание темы. Эту часть рекомендуется разделить на два вопроса: теоретические основы изучаемой проблемы и практическая реализация (постановка задачи, программа реализации алгоритма, контрольный пример или анализ решенной экономической задачи). Работоспособность алгоритма проверяется на контрольном примере, специально подготовленном для решения конкретной задачи и являющемся частью проекта.
В заключении формулируют выводы, которые вытекают из материалов курсового проекта. Они должны быть четкими, определенными, а порядок их следования определяется структурой работы и степенью важности каждого из них.
В конце курсового проекта ставится подпись и дата, прилагается библиографический список, составленный в алфавитном порядке, приложения и бланк рецензии.
В приложения выносятся материалы, дополняющие основной текст: справочные таблицы, схемы, диаграммы, вспомогательные расчеты, распечатки оптимальных решений и т.п.
К курсовому проекту прилагается диск (компакт-диск) с файлами, полностью соответствующими рукописи:
-
текст курсового проекта;
-
исходные данные для контрольного примера и результаты его выполнения;
-
исполняемый и исходный код разработанного программного продукта.
Таблица 2
Структура курсового проекта и объем отдельных ее разделов
№ п/п |
Элемент структуры курсового проекта |
Объем (примерный) страниц |
1 |
Титульный лист |
1 |
2 |
Содержание |
1-2 |
3 |
Введение |
1 - 2 |
4 |
Теоретическая часть (теоретические и методические основы исследуемого вопроса) |
8 -10 |
5
|
Практическая часть: |
|
Постановка проблемы (задачи). Практическая проработка (программный продукт или числовая экономико-математическая модель), контрольный пример или анализ оптимального решения модели, инструкция по использованию программного продукта. |
10-15 |
|
6 |
Заключение/выводы, предложения и рекомендации |
1,5-2 |
7 |
Список использованной литературы |
10-15 источников |
8 |
Приложения (включают примеры входных и по необходимости выходных данных) |
По необходимости, должны быть пронумерованы |
Примечание: В таблице 2 представлена типовая структура курсового проекта. Все части курсового проекта должны быть изложены в строгой логической последовательности, вытекать одна из другой и быть взаимосвязанными.
Любой курсовой проект имеет свои отличительные особенности, вытекающие из своеобразия объекта исследования, наличия и полноты источников информации, глубины знаний студентов, их умений и навыков самостоятельной работы. Вместе с тем, каждый курсовой проект должен быть построен по общей схеме на основе данных методических указаний, отражающих современный уровень требований государственного стандарта к подготовке бакалавров искомых направлений.
Таблица 3
Структура курсового проекта
Характер курсового проекта |
||
реферативно-практический |
опытно-экспериментальный |
технологический |
введение, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы; |
введение, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы; |
введение, в котором раскрывается актуальность темы, формулируется цель;
|
обзор литературы, в котором даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы; |
обзор литературы, в котором даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы; |
описание технической части, на которую разрабатывается технологический процесс;
|
теоретические основы разрабатываемой темы;
|
описание методов и условий проведения эксперимента;
|
описание спроектированной оснастки, приспособлений и т.д.; |
практические разработки и рекомендации (представленные расчетами, графиками, таблицами, схемами и т.п.); |
описание основных этапов эксперимента, результатов обработки и анализа результатов опытно- экспериментальной работы; |
заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов проекта; подпись, дата; |
заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы; подпись, дата; |
практические разработки и рекомендации (представленные расчетами, графиками, таблицами, схемами и т.п.); |
список используемой литературы;
|
список используемых источников; |
заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации о возможности применения полученных результатов; подпись, дата; |
приложения.
|
приложения. |
список используемых источников; |
|
|
приложения. |
|