Файл: Основные функции в системе менеджмента (Менеджмент как наука, сущность и понятие менеджмента современной организации).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином «управление» стал активно применяться термин «менеджмент», который используется как синоним управления предприятием.
Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических) [5, c.165].
Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата [6, c.38].
Менеджмент, хотя и играет вполне определенную роль в организации, тем не менее, как бы пронизывает всю организацию, касаясь и затрагивая практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко установить границы деятельности, которые составляют содержание менеджмента, а также достаточно четко определить субъекты управленческой деятельности — менеджеров [12, c.182].
Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности, или доходности в деятельности предприятия путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций. Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации.
Структура организации определяет также структуру подцелей, которая служит критерием выбора при подготовке решений в различных частях организации. Она устанавливает ответственность подразделений организации за тщательное исследование отдельных элементов внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого внимания.
Состояние изученности темы исследования. Проблемы адаптации предприятий к быстро меняющимся условиям внешней среды на основе проектирования их деятельности достаточно подробно исследуются в трудах таких ученых, как Р. Акофф, И. Ансофф, Р. Бодци, П. Дойль, П. Друкер, Дж. Джонсон, Ф. Котлер, Дж. Коттер, Ж.- Ж. Ламбен, М. Мескон, Л. Пайн, Р. Питере, М. Портер, К. Скоулз, А. Стрикленд III, А. Томпсон (мл.), Д.Уолш, Т. Уотерман, А. Хоскинг и других. Однако простого копирования разработок, критических замечаний при проектировании организационных структур управления, при управлении ресурсами предприятия недостаточно, чтобы сформировать представление об изученности темы, а тем более, перенести их в российскую практику.
Необходимо отметить, что в последнее время проблемам создания систем управления, приспособленных к российским условиям, уделяется все больше внимания. Можно выделить таких отечественных исследователей, как О. Глудкин, Н. Горбунов, А. Гуров, Ю. Зорин, Ю. Казанский, А. Климов, И. Мазур, Б, Мильнер, В. Павлюченко, А. Поршнев, В. Шапиро, В. Шеремет, А. Юданов и другие.
Отдельные аспекты формирования организационных структур управления посредством управления проектами, а также реструктуризации рассматриваются в работах А. Беляева, В. Воропаева, А. Игнатьевой, Е. Кадышева, М. Комарова, Э. Короткова, И. Ладанова, М. Максимцова, В. Ременникова.
Однако многие теоретические и методологические выводы, касающиеся проблемы проектирования организационной структуры управления, до сих пор находятся в стадии разработки и являются предметом научных дискуссий. Известные работы не всегда ориентированы на современные задачи, не отражают особенностей процессов последнего времени. Ряд важных аспектов исследованы недостаточно. Отсутствие упорядоченности и единства в результатах научных исследований в части определения влияния на организационную структуру управления факторов внешнего и внутреннего воздействия, поиска критерия сравнительной оценки эффективности вариантов организационных решений, - препятствует построению методики проектирования оптимальной организационной структуры управления.
Исходя из вышесказанного, определена цель работы – рассмотреть особенности функций менеджмента в ООО «Ультра»
Объект исследования: ООО «Ультра».
Предмет исследования: функции управления ООО «Ультра».
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
- рассмотреть особенности определения эффективности менеджмента предприятия;
- описать организационно-экономическую характеристику предприятия;
- провести исследование показателей, характеризующих эффективность системы менеджмента, сделать выводы.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, нормативных актов организации.
Глава 1. Методологические основы менеджмента
1.1 Менеджмент как наука, сущность и понятие менеджмента современной организации
Менеджмент как область самостоятельных знаний, как наука сформировался в конце XIX века. Научная дисциплина «менеджмент» представляет собой совокупность эмпирических знаний, аккумулирующих разнообразный управленческий опыт и знания, накопленные за сотни и тысячи лет практики и обобщения в виде подходов, принципов и методов, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности [14., c.39]. В разные периоды времени перед управленцами-практиками возникали проблемы, решения которых лежали за пределами их опыта, что вынуждало практиков обращаться за помощью к ученым. Например, в начале XX века одной из основных проблем было повышение производительности труда, в то время как в конце XX века - проблемы гибкости и адаптивности постоянным изменениям внешней среды, которая, в конечном счете, переросла в проблему управления средой организации. Таким образом, в начале XX века появились такие научные школы, как школа научного управления, административная школа, школа человеческих отношений, школа количественного подхода [15., c.11]. Дальнейшее развитие принципы менеджмента, сформулированные в рамках этих научных школ, получили в процессном, системном, ситуационных и др. современных подходах менеджмента.
Менеджмент является специфической разновидностью управления.
Управление — это деятельность человека, направленная на упорядочение элементов окружающей среды, обеспечение необходимых условий их согласованного функционирования и развития в интересах достижения поставленных целей или решения возникающих проблем.
Управление бывает техническим, естественным и социальным.
К техническому управлению относится управление рукотворными объектами (автомобилем, станком и т. д.).
Объектом естественного управления являются процессы, протекающие в природе, например развитие растений, движение водных потоков и пр.
Объектом социального управления являются отдельные люди и их общности, их отношения, деятельность, поведение. Процессы социального управления могут осуществляться в самых различных сферах общества — политической, военной, идеологической и т. д. Но главной остается хозяйственная сфера.
Хозяйственное управление может осуществляться в двух формах: командно-административной и менеджерской.
Административное управление осуществляет правительство по отношению к подконтрольным ему субъектам, например армии.
Противоположностью административного управления является менеджмент.
Под ним понимают деятельность собственников и их представителей по профессиональному управлению рыночными хозяйственными структурами (организациями, командами, проектами), отдельными людьми и бизнес-процессами, в которых они участвуют с целью максимизации результата.
Менеджмент в современном понимании — это рыночное хозяйственное управление предпринимательского типа. Менеджмент — это не только управление подчиненными, это и управление бизнесом, делом.
Менеджмент (англ. Management — управление, руководство, умение владеть) означает разработку (моделирование), создание, максимально эффективное использование (управление) и контроль социальноэкономических систем.
Как наука менеджмент носит междисциплинарный характер и опирается на теоретические положения, практические рекомендации социологии, экономики, права, теории организации и др.
Объект менеджмента как науки — деятельность по управлению бизнесом и людьми в условиях рынка, а предмет — отношение, складывающееся в ее рамках между участниками управленческого процесса. Это особая разновидность организационных отношений, осуществляемых в форме информационного обмена.
Слово «менеджмент» пришло к нам из английского языка и в переводе означает «управление, заведывание, организация, правление, администрация, умение справляться» [36., c.5].
Как видим, толкование данного термина многозначно.
Во-первых, менеджмент – это управление производством, самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением комплекса принципов, функций и методов.
Менеджмент – это управление в условиях рынка [11., c.49], что означает:
- ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намеченную прибыль;
- постоянное стремление к повышению эффективности производства с меньшими затратами, получение оптимальных результатов;
- хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
- постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
- определение конечного результата деятельности фирмы на рынке в процессе обмена;
- необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии оптимальных и обоснованных решений.
Таким образом, термин «менеджмент» сходен по сути с термином «управление», иногда их используют как синонимы, однако это верно лишь отчасти. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным сферам человеческой деятельности.
Так, традиционно управление понимается как руководство вышестоящих структур нижестоящими с помощью приказов, распоряжений, инструкций.
Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне коммерческой фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять и в отношении некоммерческих организаций.
Второе значение слова «менеджмент» можно описать следующим образом. Менеджмент – это администрация, орган управления или группа лиц, осуществляющих в рамках организации управленческие и предпринимательские функции [31., c.16].
Самостоятельной сферой деятельности управление было признано только в ХХ столетии. На рубеже веков наблюдались крупнейшие сдвиги в производстве:
- выросли его масштабы и концентрация;
- появились предприятия-гиганты, на которых были заняты тысячи рабочих и инженеров;
- использовалось дорогостоящее оборудование;
- применялись сложнейшие технологические процессы;
- работники стали достаточно грамотными и образованными [22., c.117].
Появилась необходимость разработки и внедрения новых организационных структур, схем управления, позволяющих наиболее эффективно управлять производством. Возникновение и развитие теории управления стало ответом на вызовы времени.
Анализ развития управленческой научной мысли ХХ века позволяет определить четыре основных подхода [10., c.217]:
1.Подход с позиции выделения четырех различных школ, а именно:
- школы научного управления;
- классической, или административной школы;
- школы психологии, включающей школу человеческих отношений и школу поведенческих наук;
- количественной школы, или школы науки управления.
2.Процессный подход, рассматривающий управление, как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
3.Системный подход, предполагающий, что организацию следует рассматривать, как совокупность элементов, ориентированных на достижение целей в изменяющейся среде.