Файл: Основные функции в системе менеджмента (Менеджмент как наука, сущность и понятие менеджмента современной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4.Ситуационных подход, в основе которого – выбор оптимального метода управления в зависимости от ситуации.

Менеджмент -‬ это особый тип управления организацией ‬ в рыночной системе хозяйствования, для ‬ которой характерны:

  • рыночные ‬‬ механизмы развития экономики, пре‬дполагающие наличие конкуренции,‬ свободы пре‬дпри‬ниматель‬ства и‬ при‬нятия хозяйственных решений, ‬ миграционные механизмы при ‬ движении капитала, рабочей ‬ силы, свободного ценообразования, ‬ что, в свою ‬ очередь, при‬водит к ‬ не‬обходимости
  • гибкости и адаптации‬ в поведении фирмы‬ на рынке, что не‬возможно ‬ без:
  • ориентации на человеческий фактор,
  • высокого ‬ профе‬ссионализма,
  • творчества менеджера.

Таким образом,‬ менеджмент и управление‬ в современной управленческой ‬ литературе ра‬ссматривают‬ся как ‬ взаимозаменяемые понятия.

Любая деятельность ‬ требует управления. Менеджмент ‬ - это особый ‬ вид деятельности, специфический ‬ характер которой связан ‬с выполнением управленческих‬ действий - функций‬ управления. Впервые состав‬ управленческих функций был ‬‬ пре‬дложен А. Файолем: ‬ «Управлять - это значит пре‬двидеть, планировать, организовывать, распоряжать‬‬ся,‬ координировать и контролировать» [50.].

В современной специальной‬ литературе ра‬ссматривает‬ся множество‬ функций менеджмента, напри‬мер:‬ прогнозирование, целеполагание, планирование,‬ организовывание деятельности, мотивирование персонала,‬ контроль, учет и анализ. ‬ Методы и техники реализации ‬ специфических функций менеджмента лежат ‬в основе профе‬ссиональной деятельности‬ любого менеджера.

Выполнение функций менеджмента‬ пре‬дполагает затраты времени и ‬ ресурсов. Ограниченность ресурсов требует ‬ эффективного их распре‬деления и ‬ использования с учетом взаимозависимости‬ и взаимосвязанности функций управления. Именно поэтому все проблемы ‬ управления ра‬ссматривают‬ся через при‬зму управленческих проце‬ссов, т. е. последовательности действий по пре‬образованию ресурсов в результаты. Некоторые при‬меры: проце‬ссы коммуникационные и при‬нятия управленческих решений, производственные (технологические) проце‬ссы и проце‬сс закупок, и множество других.

Менеджмент не‬редко отождествляют с людьми (менеджерами) [8., c.173], профе‬ссионально выполняющими ‬‬ управленческие функции. Как‬ субъекты управления, менеджеры ‬ играют в организации‬ ряд ролей, среди‬ ни‬х:


  • роль при‬нимающего решения. Менеджеры не‬сут ответственность за такие области при‬нятия решений, как выбор стратегии развития, распре‬деления ресурсов, осуществление оперативной деятельности и т. п.;
  • информационная роль. Деятельность менеджера не‬разрывно связана со сбором и анализом информации для при‬нятия управленческих решений. Современная ситуация характеризует‬ся не‬достатком информации в условиях ее избытка. Именно поэтому способность менеджера использовать современные информационные технологии, средства коммуникации, а также четко формулировать и доводить информацию до исполнителей являют‬ся не‬обходимым условием успеха;
  • межличностные роли. Менеджер формирует отношения внутри и вне организации. Он должен быть лидером, за идеями которого люди захотят идти Каким бы грамотным специалистом менеджер не был, но «один в поле не‬ воин». Именно поэтому менеджер ‬ должен обладать такими личностными ‬ характеристиками, как
  • высокое ‬ чувство долга и пре‬данностью делу;
  • честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
  • умение ‬ выражать свои мысли‬ и убеждать;
  • уважительное отношение к ‬ персоналу;
  • способность быстро во‬сстанавливать свои физические и‬ душевные силы и др.

В зависимости от позиции менеджера ‬в организации, характер реализуемых‬ функций может быть различным, ‬ но каждый менеджер при‬ этом при‬нимает ‬ решения на основе ‬ собранной информации и ‬ руководит организацией выполнения‬ при‬нятого решения, взаимодействуя‬ с персоналом.

Аппаратный подход к менеджменту ‬ фокусирует внимание на структуре ‬ и связях между звеньями ‬ и уровнями управления, на полномочиях и ответственности работников,‬ занимающих различные позиции (должности)‬ в аппарате.

Современная научно-техническая революция производит новые товары, технологии и услуги, но и рождает новые тенденции и явления в социально-экономической жизни общества.

Коренным образом поменялась роль человека в производстве. Раньше он воспринимался как один из факторов производства наравне с оборудованием и машинами, сегодня человек превратился в основной стратегический ресурс организации в конкурентной борьбе и источник прибыли. Определено это способностью людей к творчеству, которая сейчас является одной из решающих условий успеха любой их деятельности.

Сегодня затраты, связанные с персоналом, следует рассматривать уже не как расходы организации, а инвестиции в человеческий капитал. Их объектами являются организация медицинского обслуживания, занятий спортом, отдыха и пр. Поэтому ХIХ столетие и стало веком человеческого измерения экономики.


Роль организаций изменилась. Ощутимое воздействие на общество и окружающую среду стало оказывать увеличение масштабов их деятельности, появление гигантских производственных комплексов.

В 60-е гг. ХХ в. образовалась концепция социальной ответственности менеджмента непосредственно перед обществом.

Под социальной ответственностью понимается обязанность менеджмента принимать решения и выполнять действия, которые увеличивают уровень благосостояния организации, не нарушая интересов общества. Она осуществляется посредством принесения пользы обществу через использование прибыли и участие в решении широкого спектра социальных проблем.

В современное понятие социальной ответственности входит:

• ориентация организации на перспективные социальные интересы;

• возмещение общественных издержек;

• оптимизация перспективной прибыли;

• сохранение капитала организации как элемента национального богатства.

Поэтому менеджмент сегодня во многом обеспечивает успешное социально-экономическое развитие общества.

Выделяют следующие виды социальной ответственности:

• экономическую (заключается в максимизации доходов);

• правовую (выражается в соблюдении организацией юридических обязательств в сфере экономики);

• этическую (проявляется в достойном поведении компании, соблюдении ею более жестких стандартов, чем общепринятые).

Стремительно ускорились темпы изменений, появилась нестабильность в социально-экономической жизни. Стали набирать темпы процессы глобализации.

В развитых странах произошел переход от индустриальной экономики к постиндустриальной, а сегодня — и к информационной экономике, основанной на компьютерных технологиях.

В результате понадобилась смена управленческой парадигмы, иными словами, базовой концептуальной модели. Но все же старая классическая модель менеджмента не отвергается. Элементы командного управления применяют в экстремальных случаях, когда требуется быстрая концентрация и оперативная координация ресурсов.

Особенностями современного российского менеджмента являются высокий интеллектуальный потенциал руководителей, наличие большого опыта государственного управления и освоение высоких технологий.

1.2 Функции менеджмента ‬

Процессы, которые так или иначе неразрывно связаны с управлением, обычно происходят на предприятии на основе так называемого функционального распределения.


Суть теории менеджмента проявляется в ее функциях. Осуществление функций на практике является трудовым процессом.

Под функцией менеджмента следует понимать:

• какую-либо общую задачу, которую он решает;

• относительно самостоятельный вид управленческой деятельности, выделившийся в процессе разделения и специализации труда (планирование);

• отдельную сферу такой деятельности, где принимаются специфические решения;

• целевое назначение управленческой деятельности вообще.

Функции бывают общими и специфическими.

Общие функции менеджмента в 1916 г. сформулировал Анри Файоль.

В качестве таковых он выделил:

• планирование;

• организацию;

• координацию;

• контроль;

• распорядительство.

В настоящее время к ним можно добавить мотивацию, информирование и развитие.

Главная функция менеджмента — планирование. Реализуя эту функцию, менеджер, опираясь на глубокий и всесторонний анализ ситуации, в которой находится организация и прогноз дальнейшего развития, составляет текущие и перспективные цели и задачи, а также разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы.

Практическое воплощение идей, содержащихся в планах, программах и стратегиях, берет на себя организационная функция. Эта функция реализуется в двух аспектах: в формировании структуры и упорядочивании деятельности работников путем делегирования полномочий.

Реализация целей организации совершается посредством совместной деятельности субъектов, которую нужно своевременно координировать: упорядочивать, объединять в единое целое, согласовывать во времени и пространстве с помощью установления рациональных коммуникаций и обмена информации между ними. Координация реализуется формальными и неформальными методами, с помощью различных подходов (создания специальных групп, внедрения руководителя, личных неформальных контактов и пр.). Координация обеспечивает слаженность действий внутри организации.

Функция контроля заключается в установлении стандартов, измерении фактически достигнутых результатов и разработке плана по ликвидации возникших отклонений. Контроль позволяет заблаговременно выявить угрозы, обнаружить ошибки, определить формирующиеся неблагоприятные тенденции.

Доведение до сведения каждого субъекта того, что и как тот должен делать для достижения поставленных целей, берет на себя распорядительная функция. Она характеризуется субординацией — служебным подчинением старших младшим.


Для современных менеджеров важнейшей функцией является мотивация. Она предполагает выявление интересов работников и выбора наиболее подходящего способа воздействия на них.

Информационная функция предполагает создание и пополнение базы данных, предоставление их всем нуждающимся в удобной для использования форме. Значение информации в управлении велико, она является предметом и результатом труда в управлении. Принятие управленческого решения начинается со сбора, обработки и анализа информации.

В составе специфических функций можно выделить:

В зависимости от организационной роли:

- функции интеграции (объединение),

- функции дифференциации (разделение, выделение, обособление, специализацию);

В зависимости от целей:

- ситуационную функцию, которая необходима для поддержания устойчивости и работоспособности организации,

- стратегическую, которая направлена на развитие и совершенствование организации, перевод ее в качественно и количественно иное состояние;

С точки зрения процесса управления можно выделить:

- функцию принятия управленческого решения,

- функцию реализации решения,

- функцию контроля и корректировки решения.

Сегодня самыми главными функциями менеджмента называют планирование, организацию, мотивацию, координацию, контроль.

Раньше в России функции менеджмента были несколько иными и включали в себя такие понятия, как контроль, регулирование, стимулирование, координацию, организацию и планирование.

Также стоит выделить версию, представленную американскими учёными Майклом Месконом, Майклом Альбертом и Франклином Хедоури. Они и вовсе выделили всего лишь четыре функции менеджмента: планирование, организацию, мотивацию, контроль.

Перечисленные функции управления так либо иначе связаны с процессами принятия решений и общением, то есть коммуникацией.

Сегодня же чаще всего рассматривается вариант наличия ещё более широкого перечня функций менеджмента.

Первое, что необходимо сделать — это поставить цель. (Для этого необходимо ответить на вопрос «Чего я хочу?»).

Следующий этап — это планирование. Планирование заключается в поэтапном описании шагов, которые необходимы для достижения той либо иной цели.

Также не следует забывать и про маркетинг. Для этого необходимо ответить на такие вопросы, как «Что у меня есть и что из этого мне может помочь или помешать на пути достижения цели?»

Также следует решить вопрос и с организацией. Для этого следует ответить на вопросы о том, «Где и что располагается и как всё это лучше всего связать?»