Файл: Основные функции в системе менеджмента (Менеджмент как наука, сущность и понятие менеджмента современной организации).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
4.Ситуационных подход, в основе которого – выбор оптимального метода управления в зависимости от ситуации.
Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:
- рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости
- гибкости и адаптации в поведении фирмы на рынке, что невозможно без:
- ориентации на человеческий фактор,
- высокого профессионализма,
- творчества менеджера.
Таким образом, менеджмент и управление в современной управленческой литературе рассматриваются как взаимозаменяемые понятия.
Любая деятельность требует управления. Менеджмент - это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: «Управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» [50.].
В современной специальной литературе рассматривается множество функций менеджмента, например: прогнозирование, целеполагание, планирование, организовывание деятельности, мотивирование персонала, контроль, учет и анализ. Методы и техники реализации специфических функций менеджмента лежат в основе профессиональной деятельности любого менеджера.
Выполнение функций менеджмента предполагает затраты времени и ресурсов. Ограниченность ресурсов требует эффективного их распределения и использования с учетом взаимозависимости и взаимосвязанности функций управления. Именно поэтому все проблемы управления рассматриваются через призму управленческих процессов, т. е. последовательности действий по преобразованию ресурсов в результаты. Некоторые примеры: процессы коммуникационные и принятия управленческих решений, производственные (технологические) процессы и процесс закупок, и множество других.
Менеджмент нередко отождествляют с людьми (менеджерами) [8., c.173], профессионально выполняющими управленческие функции. Как субъекты управления, менеджеры играют в организации ряд ролей, среди них:
- роль принимающего решения. Менеджеры несут ответственность за такие области принятия решений, как выбор стратегии развития, распределения ресурсов, осуществление оперативной деятельности и т. п.;
- информационная роль. Деятельность менеджера неразрывно связана со сбором и анализом информации для принятия управленческих решений. Современная ситуация характеризуется недостатком информации в условиях ее избытка. Именно поэтому способность менеджера использовать современные информационные технологии, средства коммуникации, а также четко формулировать и доводить информацию до исполнителей являются необходимым условием успеха;
- межличностные роли. Менеджер формирует отношения внутри и вне организации. Он должен быть лидером, за идеями которого люди захотят идти Каким бы грамотным специалистом менеджер не был, но «один в поле не воин». Именно поэтому менеджер должен обладать такими личностными характеристиками, как
- высокое чувство долга и преданностью делу;
- честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
- умение выражать свои мысли и убеждать;
- уважительное отношение к персоналу;
- способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и др.
В зависимости от позиции менеджера в организации, характер реализуемых функций может быть различным, но каждый менеджер при этом принимает решения на основе собранной информации и руководит организацией выполнения принятого решения, взаимодействуя с персоналом.
Аппаратный подход к менеджменту фокусирует внимание на структуре и связях между звеньями и уровнями управления, на полномочиях и ответственности работников, занимающих различные позиции (должности) в аппарате.
Современная научно-техническая революция производит новые товары, технологии и услуги, но и рождает новые тенденции и явления в социально-экономической жизни общества.
Коренным образом поменялась роль человека в производстве. Раньше он воспринимался как один из факторов производства наравне с оборудованием и машинами, сегодня человек превратился в основной стратегический ресурс организации в конкурентной борьбе и источник прибыли. Определено это способностью людей к творчеству, которая сейчас является одной из решающих условий успеха любой их деятельности.
Сегодня затраты, связанные с персоналом, следует рассматривать уже не как расходы организации, а инвестиции в человеческий капитал. Их объектами являются организация медицинского обслуживания, занятий спортом, отдыха и пр. Поэтому ХIХ столетие и стало веком человеческого измерения экономики.
Роль организаций изменилась. Ощутимое воздействие на общество и окружающую среду стало оказывать увеличение масштабов их деятельности, появление гигантских производственных комплексов.
В 60-е гг. ХХ в. образовалась концепция социальной ответственности менеджмента непосредственно перед обществом.
Под социальной ответственностью понимается обязанность менеджмента принимать решения и выполнять действия, которые увеличивают уровень благосостояния организации, не нарушая интересов общества. Она осуществляется посредством принесения пользы обществу через использование прибыли и участие в решении широкого спектра социальных проблем.
В современное понятие социальной ответственности входит:
• ориентация организации на перспективные социальные интересы;
• возмещение общественных издержек;
• оптимизация перспективной прибыли;
• сохранение капитала организации как элемента национального богатства.
Поэтому менеджмент сегодня во многом обеспечивает успешное социально-экономическое развитие общества.
Выделяют следующие виды социальной ответственности:
• экономическую (заключается в максимизации доходов);
• правовую (выражается в соблюдении организацией юридических обязательств в сфере экономики);
• этическую (проявляется в достойном поведении компании, соблюдении ею более жестких стандартов, чем общепринятые).
Стремительно ускорились темпы изменений, появилась нестабильность в социально-экономической жизни. Стали набирать темпы процессы глобализации.
В развитых странах произошел переход от индустриальной экономики к постиндустриальной, а сегодня — и к информационной экономике, основанной на компьютерных технологиях.
В результате понадобилась смена управленческой парадигмы, иными словами, базовой концептуальной модели. Но все же старая классическая модель менеджмента не отвергается. Элементы командного управления применяют в экстремальных случаях, когда требуется быстрая концентрация и оперативная координация ресурсов.
Особенностями современного российского менеджмента являются высокий интеллектуальный потенциал руководителей, наличие большого опыта государственного управления и освоение высоких технологий.
1.2 Функции менеджмента
Процессы, которые так или иначе неразрывно связаны с управлением, обычно происходят на предприятии на основе так называемого функционального распределения.
Суть теории менеджмента проявляется в ее функциях. Осуществление функций на практике является трудовым процессом.
Под функцией менеджмента следует понимать:
• какую-либо общую задачу, которую он решает;
• относительно самостоятельный вид управленческой деятельности, выделившийся в процессе разделения и специализации труда (планирование);
• отдельную сферу такой деятельности, где принимаются специфические решения;
• целевое назначение управленческой деятельности вообще.
Функции бывают общими и специфическими.
Общие функции менеджмента в 1916 г. сформулировал Анри Файоль.
В качестве таковых он выделил:
• планирование;
• организацию;
• координацию;
• контроль;
• распорядительство.
В настоящее время к ним можно добавить мотивацию, информирование и развитие.
Главная функция менеджмента — планирование. Реализуя эту функцию, менеджер, опираясь на глубокий и всесторонний анализ ситуации, в которой находится организация и прогноз дальнейшего развития, составляет текущие и перспективные цели и задачи, а также разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы.
Практическое воплощение идей, содержащихся в планах, программах и стратегиях, берет на себя организационная функция. Эта функция реализуется в двух аспектах: в формировании структуры и упорядочивании деятельности работников путем делегирования полномочий.
Реализация целей организации совершается посредством совместной деятельности субъектов, которую нужно своевременно координировать: упорядочивать, объединять в единое целое, согласовывать во времени и пространстве с помощью установления рациональных коммуникаций и обмена информации между ними. Координация реализуется формальными и неформальными методами, с помощью различных подходов (создания специальных групп, внедрения руководителя, личных неформальных контактов и пр.). Координация обеспечивает слаженность действий внутри организации.
Функция контроля заключается в установлении стандартов, измерении фактически достигнутых результатов и разработке плана по ликвидации возникших отклонений. Контроль позволяет заблаговременно выявить угрозы, обнаружить ошибки, определить формирующиеся неблагоприятные тенденции.
Доведение до сведения каждого субъекта того, что и как тот должен делать для достижения поставленных целей, берет на себя распорядительная функция. Она характеризуется субординацией — служебным подчинением старших младшим.
Для современных менеджеров важнейшей функцией является мотивация. Она предполагает выявление интересов работников и выбора наиболее подходящего способа воздействия на них.
Информационная функция предполагает создание и пополнение базы данных, предоставление их всем нуждающимся в удобной для использования форме. Значение информации в управлении велико, она является предметом и результатом труда в управлении. Принятие управленческого решения начинается со сбора, обработки и анализа информации.
В составе специфических функций можно выделить:
В зависимости от организационной роли:
- функции интеграции (объединение),
- функции дифференциации (разделение, выделение, обособление, специализацию);
В зависимости от целей:
- ситуационную функцию, которая необходима для поддержания устойчивости и работоспособности организации,
- стратегическую, которая направлена на развитие и совершенствование организации, перевод ее в качественно и количественно иное состояние;
С точки зрения процесса управления можно выделить:
- функцию принятия управленческого решения,
- функцию реализации решения,
- функцию контроля и корректировки решения.
Сегодня самыми главными функциями менеджмента называют планирование, организацию, мотивацию, координацию, контроль.
Раньше в России функции менеджмента были несколько иными и включали в себя такие понятия, как контроль, регулирование, стимулирование, координацию, организацию и планирование.
Также стоит выделить версию, представленную американскими учёными Майклом Месконом, Майклом Альбертом и Франклином Хедоури. Они и вовсе выделили всего лишь четыре функции менеджмента: планирование, организацию, мотивацию, контроль.
Перечисленные функции управления так либо иначе связаны с процессами принятия решений и общением, то есть коммуникацией.
Сегодня же чаще всего рассматривается вариант наличия ещё более широкого перечня функций менеджмента.
Первое, что необходимо сделать — это поставить цель. (Для этого необходимо ответить на вопрос «Чего я хочу?»).
Следующий этап — это планирование. Планирование заключается в поэтапном описании шагов, которые необходимы для достижения той либо иной цели.
Также не следует забывать и про маркетинг. Для этого необходимо ответить на такие вопросы, как «Что у меня есть и что из этого мне может помочь или помешать на пути достижения цели?»
Также следует решить вопрос и с организацией. Для этого следует ответить на вопросы о том, «Где и что располагается и как всё это лучше всего связать?»