Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия (Сущность судебной власти государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вступившие в законную силу судебные решения обязательны для исполнения на территории всего российского государства, обязательны к выполнению для всех государственных и негосударственных учреждений, должностных лиц, граждан и их объединений. Судебная власть осуществляется в рамках, установленных нормами права процедур, и не может действовать вне нормативного регулирования.

Судебная власть носит правоприменительный характер. Однако ее деятельности присущи возможности толкования норм права и законотворческая функция со своими особенностями.

Судебная власть управляет деятельностью общества и реализуется через функцию правосудия. Результаты деятельности судебной власти выражены в судебных актах (решениях, приговорах, определениях, постановлениях). Нарушение формы правового процесса влечет за собой отмену решения суда, которое по существу правильно. Действуя в конкретной процессуальной форме, суд рассматривает и решает конкретные дела:

- уголовные, оценивая доказательства совершения преступления и вынося приговор;

- гражданские, решая имущественный или иной спор между сторонами (юридическими и физическими лицами);

- административные (споры между органами управления и гражданами);

- трудовые (споры между работниками и работодателями).

Используя государственную власть суд разрешает конфликты в обществе. Особым признаком судебной власти считается решение конфликтов в обществе. Она отличается от законодательной и исполнительной, не создавая общих правил поведения (законов), не занимаясь исполнительной деятельностью. Судебная власть имеет конкретный характер, осуществляя правосудие, обеспечивает господство права, защиту прав граждан, устанавливает значимые юридические факты, принимает решения в соответствии с законом и внутренним убеждением судьи, судебной коллегии в процессе рассмотрения дела.

Таким образом, судебная власть считается гарантом равновесия всех властей государства, посредником между исполнительной и законодательной властями, определяющим степень допустимого вторжения одной конституционной власти в полномочия другой. Судебная власть обязана быть самостоятельной и отделенной от законодательной и исполнительной, выступать при наличии полномочий, полученных от общества. Формы проявления судебной власти должны соответствовать ее сущности.

1.2. Функции судебной власти


Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, установленных Конституцией, является одним из условий развития России как правового государства. Закрепление судебной власти в качестве отдельной, независимой ветви власти не влечет законодательного формулирования определения судебной власти в актах, которые непосредственно регулируют систему и деятельность судебных органов. В Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», в иных законодательных актах определения «судебной власти» нет. Установление сущности судебной власти и конкретного, чётко определенного функционального ее назначения имеет огромное, важное теоретическое и практическое значение.

Современная судебная власть представляет собой самостоятельную, независимую ветвь государственной власти, которая организационно оформлена и представлена судебными органами, обладающими компетенцией в области защиты прав и законных интересов субъектов.

По мнению А.В. Кочетовой, суд не создает общие правила поведения (законов), не занимается исполнительной деятельностью. Судебная власть имеет конкретный характер. Суд не обладает административными и законодательными функциями, которые присущи исполнительной и законодательной ветвям государственной власти.

Задача судебной власти заключается в применении закона, действующего на момент рассмотрения спора, в процессе рассмотрения возникшего спора (гражданское судопроизводство), либо при рассмотрении дела относительно совершенного преступного деяния (уголовное судопроизводство). Суд обязан действовать в защиту охраняемых государством прав и интересов, а сам процесс осуществляется в порядке, который достаточно конкретно определен процессуальными нормами.

В.Г. Редченко выделяет два аспекта понятия судебной власти – функциональный и институциональный. В функциональном аспекте судебная власть представляет собой совокупность юрисдикционных полномочий, ограниченных юридической конституцией и общими принципами права, и связанных с ними полномочий государства, которые реализуются от имени народа независимыми должностными лицами (судьями) в особо оговоренной законом судебной процедуре и другими должностными лицами, обеспечивающими юрисдикционную деятельность судей. В институциональном аспекте судебная власть является обособленной группой связанных между собой государственных учреждений (судов), организующих и обеспечивающих реализацию судьями юрисдикционных полномочий [29, с. 187].


В рамках функционального предназначения судебная власть устанавливает истину по делу и принимает беспристрастное решение, восстанавливает справедливость, защищает интересы государства, права и свободы личности, защищает законные интересы иных субъектов общественных отношений (юридических лиц, муниципальных образований).

Н.В. Ткачева одной из главных функций судебной власти признает ограждение свободы личности. На ее охрану становится суд для устранения посягательств, направленных против нее преступными действиями частных лиц, распоряжениями властей посторонних [33, с. 67].

В числе функций судебной власти автор указывает:

- функцию правосудия, осуществления судебного контроля, конституционного контроля,

- функцию толкования Конституции РФ, судебного надзора,

- воспитательную функцию и миссию предупреждения правонарушений, формулирование законодательной инициативы, работу по обобщению судебной практики и анализу современной судебной статистики;

- функцию вышестоящих судов по надзору за нижестоящими судами, осуществление контроля за процессом организацией работы судебных органов;

- функцию правотворчества;

- деятельность по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, по защите судом иных прав и свобод личности;

- судопроизводство определяется в качестве основной функции судебной власти, ее социальное предназначение возможно осуществить лишь посредством определенных видов судопроизводства;

- судебная власть призвана обеспечивать господство права в государстве.

Наряду с правосудием судебная власть в механизме государства выполняет множество иных функций [33, с. 67].

Н.А. Тузов, осуществляя широкий анализ функций судебной власти, к таковым относит: правоприменительную, правоустановительную, правоохранительную, культурно-воспитательную, идеологическую, политическую, экономическую, социальную, управленческую, диагностическую, контрольную, предупредительную (профилактическую, превентивную), защитную, правовосстановительную [34, с. 95].

В число внутренних функций судебной власти также относится работа по внутреннему структурированию деятельности органов суда, по унификации судебного правоприменения, по обобщению и анализу судебной практики.

В связи с активным реформированием судебной власти в рамках федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1406, значимым является выделение информационной функции судебной власти. Направления информационной функции судебной власти, по мнению А.А. Герасимовой, заключаются в следующем:


«1) обеспечение доступа к информации о деятельности судебной власти (пассивное информирование). Способами такого информирования являются: обеспечение доступа к информации о судебной деятельности в зданиях судов, доступ к ней через Интернет путем создания судебных сайтов и т. д.;

2) обеспечение распространения информации о деятельности судебной власти (активное информирование), осуществляемое следующими способа- ми: взаимодействие со средствами массовой информации (далее – СМИ), создание собственных печатных изданий, создание пресс-служб судов и судебных департаментов, обеспечивающих донесение судебной информации до граждан, интерактивное общение между гражданами и судами и т. д. Данные способы предполагают информационное взаимодействие с заинтересованными лицами и СМИ» [15, с. 12].

Информационная функция, ввиду своей значимости и расширенного значения, следует отнести к категории общеправовых функций судебной власти. Именно к такой категории данную функцию относит А.А. Герасимова в своём диссертационном исследовании, где обоснованно утверждает, что функции судебной власти возможно классифицировать (разделить) на две группы:

1) общеправовые функции, к которым, по мнению А.А. Герасимовой, следует относить правозащитную функцию, правоохранительную функцию, правоприменительную функцию, интерпретационную и правотворческую функции, информационную функцию, воспитательно-исправительную, а также функцию реализации юридической ответственности;

2) специально-юридические функции, среди которых А. А. Герасимова выделяет функции правосудия, судебного контроля, а также внутрисистемного управления [16, с. 9].

Полностью соглашаясь с перечисленными выше функциями, которые бесспорно выполняет судебная власть, на наш взгляд, функцию правосудия следует выделить отдельно, в качестве основной функции, так как именно функция правосудия принадлежит только судебной власти (и никому больше), в то время, другие функции, например, информационные, правозащитные, воспитательные и т. д. выполняют и иные органы государственной власти.

Судебная власть РФ представлена совокупностью многогранных полномочий, заключающихся в:

- осуществлении правосудия;

- конституционном контроле;

- контролем за вынесением законных и обоснованных решений государственных органов и должностных лиц;

- обеспечении исполнения приговоров;

- разбирательстве и разрешении дел об административных правонарушениях;

- разъяснении вопросов действующего законодательства по вопросам судебной практики;


- участии в формировании судейского корпуса и содействии в функционировании этих органов.

Реализация всех этих полномочий и является реализацией судебной власти. Самым главным полномочием является осуществление правосудия, которое имеет право совершать только суд. Это полномочие является специфически судебным. Но судебная власть, как уже отмечалось выше, не ограничивается только этим полномочием, а включает еще много других, имеющих большое социальное значение. В законе «О судебной системе РФ» дается полный перечень полномочий каждого суда.

Таким образом, важнейшей, основополагающей функцией судебной власти в Российской Федерации является функция правосудия, т. е. функция осуществления правоприменительной деятельности в установленном законом процессуальном порядке по рассмотрению и разрешению споров и дел в целях защиты и охраны законных интересов человека, организаций, государства.

Судебная система Российской Федерации

2.1 Организация судебной системы Российской Федерации

Основополагающим принципом правового демократического государства является соблюдение норм права гражданами, должностными лицами и органами государства, а также соотношение применяемых ими решений и действий с действующими нормами права. Задачи по предотвращению и разрешению возникающих правовых конфликтов, обеспечению законности и правопорядка выполняют специализированные органы государственной власти- суды, образующие в своей совокупности судебную систему государства.

Основываясь на вышеизложенном, можно сказать, что суд – это орган государственной власти, на который возлагается выполнение соответствующих функций судебной власти.

Судебной системой Российской Федерации является система специализированных органов государственной власти (судов) осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации. Суд образуется в установленном государственном порядке, наделяется определенной компетенцией, государственно-властными полномочиями, материальными и организационными средствами, а также имеет свою структуру. Кадровым составом суда являются люди, состоящие на государственной гражданской службе, осуществляющие полномочия судебной власти на профессиональной основе.