Файл: Основные функции в системе менеджмента (Менеджмент как особый тип научно-практического управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Согласно современной управленческой парадигме организации являются сложными социотехническими или социоэкономическими системами, которые функционируют в условиях неопределенности и нестабильности внешнего окружения, высоких рисков, а также динамично изменяющейся рыночной среды, и если организация собирается добиться успеха, то выполнение управленческих функций в ней является необходимым условием.

Подготовка менеджеров реализуется в процессе изучения теории менеджмента, предметом которого являются теоретические и практические вопросы функционирования, развития и эффективной деятельности системы управления в различных типах организаций.

Функции управления (менеджмента) - это одна из важнейших характеристик процесса управления, которая несет в себе набор действий и решений, являющихся основанием всего организационно-производственного процесса любого предприятия, поэтому тема курсовой работы является актуальной при освоении профессии.

Целью данной курсовой работы является раскрытие основных функций и их роли в системе менеджмента.

В задачи входит рассмотрение понятия, значения, определения менеджмента, системного подхода, раскрытие таких функций как планирование, организация, мотивация и контроль.

Курсовая работа содержит три главы. Глава 1 раскрывает понятие менеджмента как особого типа научно-практического управления. Глава 2 посвящена функциональным основам менеджмента, в которой описываются понятия функций, их значение и содержание в менеджменте, а также формирование состава функций для реализации поставленных целей. Глава 3 показывает содержание основных функций менеджмента: планирования, организации, мотивации и контроля.

Глава 1 Менеджмент как особый тип научно-практического управления

Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты создают организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.

Менеджмент ‒ это область науки, человеческих знаний, позволяющих осуществлять функцию управления. Он составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практическую деятельность управления научными рекомендациями.


Под функцией управления понимают вид профессиональной деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики (промышленности, сбыте, финансах и др.), если она направлена на получение прибыли (предпринимательского дохода) как конечного результата. Люди, работающие в организациях и с организациями, ‒ это главнейший фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях.

Менеджмент объединяет под своим началом труд многих специалистов: экономистов-аналитиков, статистиков, инженеров, психологов, юристов, бухгалтеров и др. В качестве объекта менеджмента выступает хозяйственная деятельность предприятия в целом или ее конкретная сфера (финансы, сбыт и т. д.). Таким образом, менеджмент охватывает деятельность предприятий, банков, страховых обществ, гостиниц и целый ряд других хозяйственных организаций, которые выступают в рыночном механизме в качестве самостоятельных экономических субъектов.

Особенности содержания хозяйственной деятельности предприятия определяются сферой его деятельности. Но общим для всех сфер является обеспечение процесса производства необходимыми ресурсами и поддержание его непрерывности. Под воздействием менеджмента находятся такие виды деятельности, как внедрение в производство результатов научных исследований, совершенствование технологического процесса, поддержание необходимого уровня качества продукции, материально-техническое снабжение, учет и отчетность, обеспечение финансовыми ресурсами и кадрами.

Предметом изучения науки менеджмента являются отношения, которые представляют собой сложный комплекс устойчивых взаимосвязей и взаимодействий людей и коллективов в процессе управленческого воздействия. Эти связи отражают совместный труд участников управления и производства.

Задачей менеджмента является выявление закономерностей, разработка принципов и методов целенаправленной организации и координирования деятельности людей для достижения максимального эффекта в процессе производства.

Предметом труда в менеджменте является информация. Информация как научная категория ‒ это сведения, несущие в себе что-то новое. Информация воспринимается в процессе управления только по отклонениям. Наличие достоверной, полной, оперативной и т. п. информации создает объективные условия для эффективного управления. Правильное определение объемов информации и ее качества для каждой ступени управления необходимо для повышения эффективности менеджмента.


Результатом деятельности менеджера является принятие управленческих решений для реализации функций управления. Решение как научная категория ‒ это выбор оптимального варианта из ряда альтернатив.

Наука менеджмент имеет особенно тесную связь с практикой. Поэтому разработка проблем менеджмента основывается на изучении, систематизации и обобщении прогрессивного опыта. Именно связь с практикой придает научным разработкам по вопросам менеджмента объективность и научный характер. Несомненно, наука менеджмента должна основываться на знании экономических законов общества, закономерностей развития общественного производства, учитывать их действие в процессе управления. Однако наука менеджмент имеет и свои четко очерченные методы и закономерности, ей присущие.

Менеджмент является одной из форм отношений в процессе производства и всегда отражает конкретную социально-экономическую обстановку в обществе. Поэтому процессы управления рассматриваются в конкретно-исторических условиях. Естественно, что вместе с развитием общества, с изменением политических и экономических задач, которые оно решает, меняются организационные формы и методы управления. Следовательно, одной из методологических посылок при изучении менеджмента является исторический подход к явлениям.

Менеджмент затрагивает ряд областей жизни и деятельности общества, поэтому методологической основой при исследовании и обобщении практики в области менеджмента применяется комплексный подход к проблемам управления.

Объектом менеджмента являются предприятия и организации, представляющие собой открытые, сложные, вероятностные и динамичные системы. Эти системы включают сложный комплекс технических, экономических, организационных элементов, весьма разнообразных и отличающихся различной мерой подвижности, восприимчивости, отзывчивости к воздействию, оказываемому со стороны управления.

При анализе деятельности отдельных частей и всей системы, а также при проектировании новых моделей управления применяется системный подход к явлениям. Нельзя решать вопросы управления, не учитывая особенностей действия всей системы, ее внутренних частей, ее связи с другими системами в обществе.

Последнее время в процессе изучения менеджмента все больше используется моделирование как метод научного познания. Конечно, не все стороны менеджмента поддаются моделированию, однако для решения многих задач моделирование является действенным методом.


Технический прогресс вооружил менеджмент высокопроизводительной техникой, в частности компьютерами. Это позволило в целях повышения его эффективности широко использовать экономико-математические методы.

Нельзя не отметить и того обстоятельства, что важным методом познания процессов, происходящих в обществе, в коллективе, являются методы социологических исследований.

Другой стороной связи науки менеджмента с практикой является построение гипотез и проведение экспериментов в области менеджмента. Метод проверки научных разработок опытом, практикой в процессе управления себя вполне оправдал.

Большое место в процессе управления занимают психологические проблемы: отношения в коллективе, вопросы психологической совместимости его членов. Важно знать основы отношений между личностью и коллективом, между членами коллектива; видеть не только границу, разделяющую психологию труда, инженерную психологию и психологию управления, но и тесную связь между ними.

Все методы и приемы действуют не изолированно, а взаимосвязанно, дополняя друг друга. Все они используются в процессе организации менеджмента и в том или ином сочетании представляют собой механизм для повышения эффективности и результативности менеджмента.

Решить задачи совершенствования управления без современных информационных технологий управления невозможно. Техника управления должна стать адекватной технике производства. Она помогает человеку выбрать в процессе управления наиболее эффективный вариант. Эта техника позволяет оптимизировать управленческие решения, быстро производить отбор необходимой для данного периода информации, требующей внимания управляющей системы. Но техника только помогает решать проблемы управления. Состав и количество техники для данного уровня управления целиком зависят от содержания экономико-организационной модели, от сочетания применяемых методов менеджмента, от рациональности его организации, структуры управления, документооборота, системы решений.

Менеджмент является важнейшей сферой деятельности в обществе, определяет многие стороны его жизни. В силу этого в процессе развития общества вопросы совершенствования менеджмента всегда находятся в центре внимания. Совершенствование управления является объективной необходимостью развития.

Системный подход позволяет устранить главный недостаток подходов различных школ управления, который заключается в том, что они сосредотачивают внимание на каком-то одном важном элементе. Системный подход означает анализ не в отдельности, а в системе, т.е. определенной связи элементов этой системы.


Методы системного анализа были впервые разработаны и применены в США для отбора и планирования систем вооружения в связи с анализом военно-политических целей США. Позже эти методы применялись в государственных учреждениях и крупных фирмах США.

Системный подход входит в состав четырнадцати научных подходов, которые рекомендуется применять при разработке управленческих решений. Остановимся на нем поподробнее.

Система ‒ это целое, созданное из частей и элементов, взаимодействующих между собой, для целенаправленной деятельности. Среди ее основных признаков следует назвать: множественность элементов, целостность и единство между ними, наличие определенной структуры и т. д. Вместе с тем система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов. Всякая система в общем виде имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты (выход) и обратную связь (рис. 1).

Рис. 1. Схема функционирования системы

Управление ‒ это процесс воздействия на систему с целью поддержания заданного состояния или перевода ее в новое состояние. Система управления это:

‒ механизм такого воздействия;

‒ совокупность всех элементов, подсистем и их взаимосвязей, а также процессов, обеспечивающих функционирование организации в заданном направлении (рис. 2).

Рис. 2. Схема системы с механизмом управления

При этом любая система управления должна иметь четыре основных элемента:

‒ выход основной системы;

‒ воспринимающее устройство, измеряющее и передающее информацию о состоянии выхода;

‒ канал обратной связи;

‒ блок управления, сравнивающий фактический и заданный выход и в случае необходимости вырабатывающий управляющее воздействие (рис. 3).

Очевидно, что именно система управления организации имеет возможность адекватно реагировать на внешние и внутренние воздействия, что придает организации способность к адаптации в изменяющихся условиях, делает ее саморегулируемой.

Рис. 3. Схема системы управления организации

Теория менеджмента рассматривает организации как системы двух основных типов: закрытую и открытую.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей системы. Такая система обычно характерна: для начального этапа развития рыночных отношений, при незначительной роли государства в их регулировании, при общем невысоком уровне развития экономики в стране. Рост конкуренции между товаропроизводителями, активная роль государства в развитии рыночных отношений, ряд других факторов, образно говоря, приводят к «раскрытию» замкнутой системы.