Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия (Сущность судебной власти государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы обусловлена ролью судебной власти в современной истории развития Российской Федерации. Ее роль в стратегии современного развития российского общества и государства заключается в призвании гарантированных реальных прав и свобод человека и гражданина, обеспечении действия законодательной и исполнительной ветвей государственной власти в пределах правового действия Конституции Российской Федерации.

Судебная власть является разновидностью государственной власти и находится в постоянном взаимодействии с другими ветвями государственной власти, вместе с этим является самостоятельной и отлично подготовленной профессионально, организационно оформленной. Она имеет высокий статус и действует в процессуальном порядке ради идеи верховенства справедливости и права.

В советское время исследование проблемы организации деятельности правосудия проводилось не столь значительно, как в настоящее время. Термин «судебная власть» утвердился в Декларации о государственном суверенитете РСФСР 1991 года. Ранее данное понятие исследовалось как понятие «судебная система», суд считался одним из правоохранительных органов. Генезис судебной власти рассматривает ее становление в роли самостоятельной ветви государственной власти.

Актуальным становится разработка и уточнение теоретических понятия «судебная власть», ее функции, сущность, структура, которые детерминированы изменением общественной и политической, социально-экономической реальностью постсоветской России.

Цель курсовой работы – изучить особенности организации судебной власти государства и ее полномочия.

Задачи:

  1. Изучить сущность судебной власти
  2. Рассмотреть особенности организации судебной власти в Российской Федерации
  3. Проанализировать судебную власть Российской Федерации в настоящее время.

Предмет – судебная власть государства, ее организация и полномочия.

Характеристики источников.

В статье А.А. Смагиной, Н.В. Наруцкой «Функции судебной власти» рассматривается понятие судебной власти в институциональном и функциональном аспектах. Проводится анализ функционального назначения судебной власти. Также рассматривается общеправовая и специально-юридическая функция судебной власти.

Статья А.В. Кочетовой «Сущность понятия «судебная власть»» посвящена исследованию данного понятия. Понимание роли судебной власти в государственном управлении находится в зависимости от политического устройства страны, представления о власти в целом.


1. Сущность судебной власти государства

Понятие «судебная власть»

Согласно ст.1 ФЗ «О судебной системе Российской Федерации», судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Другие органы и лица не имеют права принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть является самостоятельной государственной ветвью управления и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть осуществляется через конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство [3].

Статья 10 Конституции РФ закрепляет принцип разделения государственных властей и рассматривает судебную власть как самостоятельную и независимую ветвь государственной власти. Законодательно в статье определение «судебная власть» не присутствует. Понятие сущности судебной власти важно в теоретическом и практическом значении, характеризуя ее функций в государственном управлении. В настоящее время в России судебная власть является самой молодой ветвью государственного управления, ее сущность и назначение на разных этапах развития страны соответствовало политическому и государственному устройству. В начале двадцатого века И.Я. Фойницкий считал, что суд является функцией государственной власти [35, с. 8].

По мнению С.И. Викторского, судебная власть вместе с законодательной и правительствующей считается составной частью верховной власти, задача которой заключается в применении закона при возникновении каждого отдельного случая нарушения благ и интересов, оберегаемых государством в указанных законом порядке. Также автор считал, что судебная власть подчиняется высшей власти и действует от ее имени и ей подчиняется [13, с. 85].

Высшая власть закрепила за собой право помилования, утверждения законов, регулирующих устройство и производство судебной власти. Назначения судей реализуется непосредственно верховной властью и право высшего надзора закреплено за деятельностью судебных органов [13, с. 86].

По мнению С.И. Викторского, судебная власть не является отдельной ветвью государственной власти и ее деятельность характеризуется волей монарха, который передает некоторые свои полномочия по разрешению споров определенным образом организованным чиновникам [13, с. 30].


Такие размышления в те времена, когда единственным источником власти считался монарх, были типичными. Н.А. Захаров считал, что вопрос о судебной власти ясен и не может предполагать особые толкования, так как главой является монарх, реализующий судебную власть в установленном законом порядке посредством специальных учреждений [20, с. 170].

По мнению С.В. Познышева, судебная власть призвана осуществлять закон, утверждать его господство в жизни и бороться с насилием. Она является ветвью государственной власти и реализуется отдельными органами, которые не несут административные или законодательные функции [27, с. 87].

Отличное от существующего на тот момент мнения отношение к судебной власти складывалось после 1917 года. Задача основной роли пролетариата способствовала возникновению необходимости формирования государственного аппарата, в котором суды имели силу не столько по закону, сколько по революционной целесообразности. Считалось, что суд в коммунистическом обществе лишь ведет праздные разговоры [21, с. 32].

По мнению В.И. Ленина, суд при капитализме являлся в основном аппаратом угнетения, буржуазной эксплуатации. Главной обязанностью пролетарской революции стало уничтожение в полной мере старый суд и его аппарат. Данную задачу Октябрьская революция выполнила успешно [25, с.162].

Размышляя о судах, В.И. Ленин отмечал, то они являются органом привлечения бедноты к государственному управлению, органом власти пролетариата и беднейшего крестьянства, орудием воспитания к дисциплине [25, с. 197].

По мнению А.Я. Вышинского, суд в каждом государстве является органом управления. Его основная задача заключается в проведении политики господствующего класса, направленной на укрепление и защиту основ политического и экономического господства [14, с. 22].

Из данных рассуждений считалось, что суд является государственным органом и реализует политическую волю государства. Подчинение всех государственных органов единым политическим целям было закономерным явлением, как и установление государственного управления в целом [21, с. 33].

В современное время судебная власть определяется через систему органов, ее осуществляющих. Ю.А. Дмитриев и Г.Г. Черемных считают, что судебная власть является самостоятельным публично-правовым образованием, представляющим собой систему определенных государственных и муниципальных органов, которые обладают предусмотренными законом полномочиями на восстановление справедливости, установление истины, разрешение споров и наказание виновных. Решения судебной власти обязательны к исполнению всеми лицами, которых они касаются [19, с. 48].


Данный подход считается «механическим» [21, с. 42] и подвергается определенной критике. По мнению Л.К. Савюк, нельзя судебную власть как вид власти отождествлять с судами, судебной системой. Однако, по мнению автора, необходимо обеспечить их взаимодействие, так как неэффективная судебная система порочит в итоге судебную власть, которая в свое время превращается в «пустое сотрясение воздуха» [31, с. 71].

К.Ф. Гуценко поддерживал данную точку зрения и считал, что судебная власть – «это роль, но не актер», которая имеет определенные полномочия, функции, но не является исполнителем. Судебной властью как видом государственной власти автор считал не орган (суд) или должностное лицо, а ее способности и возможности. Понятие «судебная власть» характеризовалось двумя компонентами: она могла реализовываться лишь специально создаваемыми государственными учреждениями – судами, а также этим органам должны быть присущи свои уникальные способности и возможности воздействия. Данные признаки должны быть взаимозависимы и их нельзя противопоставлять или изолировать друг от друга [18, с. 43].

Стало очевидным, что судебную власть невозможно соотносить лишь с судами и органами, ее реализующими. Власть является понятием более емким и предполагает наличие конкретных возможностей и сферы влияния на поведение общества, людей, государства для получения определенного результата. Поэтому при формулировании понятия «судебная власть» функциональные возможности необходимо учитывать. С.А. Шейфер считает, что судебная власть – это принадлежащее судам, составляющая единой судебной системы государства, обладающая исключительными полномочиями по разрешению возникающих в правовой сфере жизни общества социальных конфликтов с применением установленной законом процедуры, реализуемое в форме гражданского, конституционного, административного и уголовного судопроизводства [37, с. 192].

По мнению А.И. Александрова, понятие судебной власти должно происходить из понятия государственной власти в ее единстве и неделимости по своему источнику и носителю, и в то же время являться ее функций [12, с. 124].

Судебная власть предназначена для разрешения правовых споров, возникающих в процессе жизни и деятельности личности, общества и государства в целом. Данный правовой институт формируется государством для осуществления управленческих функций. Следовательно, судебная власть считается видом государственной управленческой деятельности, принятую обществом особую форму взаимоотношений, большинство которого считает необходимым наличие данных полномочий власти в руках судебной олигархии и обязаны подчиняться ей [21, с. 45].


Таким образом, под судебной властью понимается реализуемое в установленном законном порядке воздействии государства на поведение людей, их объединения, организации и иные правовые образования, посредством деятельности органов судебной системы Российской Федерации. Также важно выделить характерные черты судебной власти, определяющие специфику ее организации и деятельности в системе управления государством.

Судебная власть является разновидностью государственной власти, реализуя властные полномочия по разрешению социальных (правовых) конфликтов, которые возникают в пределах общественных отношений. Государство берет на себя обязанность разрешить спор, обязуя следовать нормам права, а общество обязано исполнить вынесенное решение. Судебная власть реализуется лишь судами, входящими в судебную систему государства в лице судей и привлеченных в законном порядке граждан к реализации правосудия в лице присяжных и арбитражных заседателей.

Судебная власть является независимой, самостоятельной и достаточно обособленной государственной ветвью. При реализации своих полномочий суды подчиняются Конституции РФ и федеральным законам (ст. 118 Конституции РФ). Они имеют права действовать без постороннего вмешательства в реализации правосудия. За вмешательство в деятельность судьи с целью воспрепятствования осуществлению правосудия существует уголовная ответственность (ст. 294 УК РФ).

Закон «О статусе судей в РФ» характеризует систему гарантий независимости судей как носителей судебной власти. Самостоятельность характеризуется неделимостью судебной власти. Судебная система никому не подчиняется организационно и обособлена от других государственных органов. Вынесенное судом решение не требует подтверждения со стороны других государственных органов и должностных лиц.

Возможно взаимодействие судебной власти с другими ветвями государственной власти. Законодательная власть на основе Конституции Российской Федерации определяет систему органов судебной власти, правовой статус судей, процессуальный порядок рассмотрения дел. Исполнительная власть реализует подготовку судебных кадров, направлена на обеспечение материальной базы судов при организации системы мировой юстиции. Судьи Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации назначаются органом законодательной власти - Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Все другие федеральные судьи назначаются Президентом Российской Федерации. Законодательная и исполнительная власть не имеют право внедряться в деятельность судебной власти. Судебная власть в установленном законом порядке имеет право проверять нормативные и иные акты, издаваемые органами исполнительной власти, разрешать конфликты между государственными органами, рассматривать жалобы граждан.