Файл: Теоретико-методологические основы процесса и методов управления предприятием.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Другой метод контроля - это наблюдение. Этот метод является своеобразным комплексом целенаправленных действий, способом выявления недостатков, скрытых резервов, значимых тенденций.

Метод фильтрующего контроля применяется в разовом порядке в ходе реализации решения. В его содержание входит приостановление выполнения решения на каком-либо участке при резких отклонениях фактических результатов от запланированных.

Рисунок 2 - Виды методов контроля [3]

Таким образом, при переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жёсткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительской власти к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. Поэтому необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей.

1.3 Принципы социального управления предприятием

Под принципами социального управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления [4].

Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Следовательно, принципы социального управления - это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления.

Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей можно представить в такой последовательности: законы социального развития социальные законы соответствующего периода (этапа) социального развития законы и закономерности социального управления принципы социального управления.

При этом важное различие между принципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают – им следуют [1].

К основным принципам социального управления относят принципы: единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении; единства воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы; сочетания отраслевого и территориального управления; приоритетности в достижении стратегических целей; научности социального управления; прогнозирования социального управления; мотивации (стимулирования) труда; ответственности за результаты социального управления; рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров; экономичности и эффективности управления; системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев); иерархичности (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы; при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню); необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система); обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным); сочетания единоначалия и коллегиальности; ситуационного управления по прогнозированию возмущений; программно-целевого обеспечения; делегирования полномочий; гуманизма и нравственности в управлении; гласности в принятии решения.


Принципы управления позволяют формировать систему методов и выбирать каждый метод в отдельности; однако каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления [12].

Таким образом, принципы социального управления должны:

– основываться на законах развития общества, на законах управления;

– соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления;

– учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления;

– в необходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных документах.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что реализация рассмотренных принципов управления осуществляется применением различных методов управления. Каждая организация выбирает тот метод управления, который по мнению руководства наиболее всего подходит для данной организации.

2. Особенности функционирования гостиницы ООО «Юджин»

2.1. Организационная и кадровая характеристика гостиницы

ООО «Юджин»

Гостиница Юджин – это бутик-отель авторского дизайна, предоставляющий комплексные услуги, способные удовлетворить самого взыскательного гостя.

Организационная структура управления в гостинице ООО «Юджин» линейно-функциональная, которая представлена в приложении 1. Она обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные - консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, задач, целей планов. Процесс формирования командных отношений предоставляет возможность устранить слабые стороны функциональных структур, а также использовать некоторые преимущества добиться разрешению коммуникационных барьеров между отделами, что значительно затрудняет достижение целей команды. Все участники команды должны быть проинформированы о возникающих проблемах своих коллег, чтобы быстрее найти решение и компромисс. Работа в команде в гостинице ООО «Юджин» значительно влияет на формирование здорового и благоприятного климата в организации. Так, сотрудники, работающие в команде, ощущают причастность к деятельности компании, что существенно сказывается на эффективности работы организации в целом. Кроме того, соучастие сотрудника в деятельности компании является мотивирующим фактором, который создает у человека внутреннее удовлетворение. Таким образом, сама работа является вознаграждением. Чувство причастности, достижения результата, значимости и содержательности от выполняемой работы формирует у сотрудника самоуважение.


Данная гостиница является одной из перспективно развивающихся гостиниц в Москве. ООО «Юджин» предоставляет высококачественные услуги по размещению гостей. Гостиница заминает высокие позиции на рынке предоставления туристских услуг города Москва.

Кадровый потенциал гостиницы ООО «Юджин» может быть определен с помощью различных параметров, каждый из которых имеет свою отличительную особенность.

Среднесписочная численность на 2018 г. по сравнению с предыдущим не значительно изменилась и составила человек (приложение 2). Структурная и штатная численность персонала гостиницы ООО «Юджин» представлена в приложении 3. Исходя из ее данных, можно сказать, что штатная численность составляет 50 человек.

Что касается соотношения женщин и мужчин, работающих в гостинице ООО «Юджин», то можно сказать, что 58% составляют лица женского пола, а 42% - мужчины (приложение 4).

По данным приложения 4 была составлена диаграмма, отражающая возрастной состав сотрудников гостиницы ООО «Юджин» на 2018 г. (рисунок 3). По ее данным можно сказать, что руководители возраст руководителей колеблется от 31 до 40 лет, а наибольшее число рабочих составляет от 20 до 30 лет.

Рисунок 3 - Количественное отображение возрастного состава персонала

гостиницы ООО Юджин» на 2018 г.

Что касается показателей численности персонала, то среднесписочная численность за 2018 г. составила 50 человек, а это на 11 человек меньше, чем в предыдущем. . В 2008-2012 гг. количество руководителей на предприятии не менялось и составило 7 чел., а численность служащих и рабочих изменялась, но незначительно. Так, в 2012 г. по сравнению с предыдущим количество служащих сократилось на 9,68%, в то время как количество рабочих также сокращалось на 8%. Сокращение штатной численности работников в ООО «Юджин» говорит об уменьшении числа штатных единиц по одноименной должности, при этом должность сохраняется, а численность рабочих уменьшается.

Для более точного представления об уровне кадрового потенциала организации необходимо проанализировать уровень образования персонала в гостинице ООО «Юджин». В таблице 1 отображены данные об уровне образования каждой категории персонала: руководители, служащие, рабочие.

Таблица 1

Структура персонала по уровню образования в гостинице

ООО «Юджин» в 2018 г.

Категория персонала

Всего работников

Образование

Высшее

Среднее профессиональное

Начальное

профессиональное

Среднее общее

Руководители

5

5

-

-

-

Служащие

25

20

1

2

2

Рабочие

20

-

12

10

8

Все категории

50

29

13

10

8


Для более точного представления об уровне кадрового потенциала организации необходимо проанализировать уровень образования персонала в ООО «Юджин». Так, в приложении представлены данные об уровне образования каждой категории персонала: руководители, служащие, рабочие (таблица 2).

Таблица 2

Структура персонала по уровню образования в ООО «Юджин» в 2018 г.

Уровень

образования

Показатели

Годы

Отклонение

2014

2015

2016

2017

2018

2017 г. от 2018 г.

(+/-)

%

Высшее

Руководители

7

7

7

7

7

-

-

Служащие

15

17

21

21

20

-1

-4,73

Рабочие

-

-

-

-

-

-

-

Итого:

22

24

28

28

27

-1

-3,57

Среднее

профессиональное

Руководители

-

-

-

-

-

-

-

Служащие

8

9

4

4

3

-1

-25

Рабочие

17

19

19

19

17

-2

-10,5

Итого:

25

28

23

23

20

-3

-0,13

Среднее

Руководители

-

-

-

-

-

-

-

Служащие

-

-

-

-

-

-

-

Рабочие

11

9

12

12

11

-1

-8,33

Итого:

11

9

12

12

11

-1

-8,33

Всего работников:

58

61

63

63

58

-5

-7,93


На основании данных таблицы 2 можно отметить, что наибольшую долю работающих в ООО «Юджин» составляет персонал с высшим образованием, в то время как наименьшая доля работников обладает средним образованием. Что касается руководителей, то они характеризуются как обладатели высшего образования, и в 2014-2018 гг. их состав не изменялся и составлял 7 человек. Если говорить о такой категории персонала как служащие, то в 2014-2018 гг. наибольшая их доля обладает высшим образованием, а служащие со средним образованием отсутствует, что говорит о качественном и высококвалифицированном составе персонала. Такая категория как рабочие в ООО «Юджин» преимущественно обладает средне профессиональным образованием. Так в 2014-2018 гг. количество рабочих со средне профессиональным составило 19 человек, а в 2018 г. их количество сократилось на 2 человека.

Немаловажную роль в деятельности предприятии играет такой показатель как соотношение числа мужчин и женщин. В ООО «Юджин» в 2014- 2018 гг. соотношение мужчин и женщин можно представить в виде графика, который изображен на рисунке 4.

Рисунок 4 - Соотношение численности мужчин и женщин

в ООО «Юджин» в 2014-2018 гг.

Исходя из данных рисунка 4, можно отметить, что наибольшую долю работников в ООО «Юджин» в 2014-2018 гг. занимают женщины, так на отчетный период 58% составляют лица женского пола, а 42% - мужчины.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что уровень кадрового потенциала в ООО «Юджин» довольно высок. Так, например, наибольшая доля сотрудников обладает высшим образованием, в то время как общее среднее образование имеют небольшое количество человек от общего объема.

2.2. Индикаторы, характеризующие эффективность производства и

реализации продукции ООО «Юджин»

На современных предприятиях особое значение приобретает проблема оценки эффективности производства и реализации продукции. Для выполнения поставленных целей и задач той или иной организации необходимо систематизированное измерение, анализ затрат и результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Так, одним из важных индикаторов, характеризующих эффективность производства ООО «Юджин» является объем выручки, полученный за оказание услуг размещения, аренды, ресторанов и прочие. Данные о доходах ООО «Юджин» в 2014-2018 гг. составлены на основании пояснительной записки о доходах (приложение 5).

На основании данных таблицы 3 можно утверждать, что в 2018 г. по сравнению с предыдущим общий объем выручки за оказанные услуги составил 106202 тыс. руб., а это на 7586 тыс. руб. больше, чем в предыдущем году.