Файл: Эффективность менеджмента организации (Теоретические основы организации системы менеджмента организации).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические основы организации системы менеджмента организации
Сущностная характеристика системы менеджмента
Роль менеджмента в современных условиях
2. Анализ эффективности менеджмента организации и направления его совершенствования
2.1. Общеэкономическая характеристика организации
2.2. Содержание деятельности предприятия по управлению персоналом
2.3. Предложения по совершенствованию менеджмента в деятельности организации
С целью снижения текучести кадров, производится плановая ротация кадров, которая является хорошим методом обучения работников, обеспечивает взаимозаменяемость персонала, повышает мотивацию труда, позволяет формировать персонал на должности руководителей и специалистов.
Руководство предприятия приветствует стремление работников к повышению уровня профессиональной компетентности и инвестирует значительные средства в профессиональное развитие персонала с целью повышения стоимости человеческого капитала компании.
Общество уделяет большое внимание развитию кадрового потенциала, повышению его квалификации. Только за 2018 год по различным образовательным программам прошли подготовку, переподготовку и повышение квалификации 3868 работников или 38% (таблица 2.6). В 2018 году среди руководителей доля работников с высшим образованием составила 58,9%, среди специалистов и служащих - 41,4%, что выше, чем в 2017 году соответственно на 1,1 и 1,2 процентных пункта. Восемь работников Общества имеют ученую степень кандидата наук.
Таблица 2.6
Динамика показателей повышения персонала по категориям (чел.)
2016 г. |
2017 г |
2018 г. |
|
Количество работников, проходивших повышение квалификации и переподготовку, в том числе: |
5268 |
4298 |
3868 |
Рабочие |
2392 |
2711 |
3081 |
Руководители и специалисты |
2876 |
1587 |
686 |
в том числе: по графику ПАО «Газпром» |
43 |
76 |
101 |
Анализ показателей таблицы 2.6 показывает, что:
-
- за последние три года снижается численность работников, прошедших квалификацию и переподготовку;
- возросли масштабы обучения рабочих и резко сократилось число обученных руководителей и специалистов.
Профессиональную подготовку в 2018 году прошло 3868 человек. Повысили свою профессиональную компетентность около более 26% руководителей, специалистов и служащих (в целом ИТР - 787 человек), освоили вторые и смежные специальности, а также повысили квалификацию около 43% рабочих (3081 человек).
Значительные средства затрачены на подготовку руководителей высшего и среднего звена. В 2016-2018 г.г. продолжают обучение по программе «Мастера делового администрирования» 11 работников.
За последние 3 года расходы на профессиональное образование персонала в ООО «Газпром трансгаз Казань» существенно возросли (в 1,7 раза) и составили 18 862 тыс. руб.
Руководство предприятия приветствует стремление работников к повышению уровня профессиональной компетентности и инвестирует значительные средства в профессиональное развитие персонала с целью повышения стоимости человеческого капитала компании.
Таблица 2.7
Численный состав и структура персонала по образованию
Образование |
2017 |
В % к итогу |
2018 |
В % к итогу |
Два высших, аспирантура, докторантура |
14 |
1 |
14 |
1 |
Высшее |
2978 |
28 |
2969 |
29 |
Среднее специальное |
5507 |
50 |
5253 |
49 |
Среднее |
2156 |
20 |
2003 |
20 |
Неполное среднее |
10 |
1 |
6 |
1 |
Всего |
10665 |
100 |
10245 |
100 |
Структура персонала по уровню образования неоднородна, что определяется функциональной и профессионально-квалификационными структурами персонала, отраслевыми особенностями.
На конец 2018 года более 29% работников (более 70% руководителей, около 70% специалистов, почти 30% служащих и более 10% рабочих) имеют высшее профессиональное образование. Более 40% (44,4%) рабочих и служащих имеют начальное или среднее профессиональное образование. Студентами высших и средних учебных заведений являются 1105 работников.
Рис. 2.2 – Структура персонала компании по уровню образования в 2018 г.
Для ООО «Газпром трансгаз Казань» очень важно из большого числа кандидатов, находящихся на рынке труда и заинтересованных в трудоустройстве, выбрать наиболее соответствующих данным требованиям.
Система отбора персонала построена на оценке уровня профессиональных знаний и умений, а также потенциальных способностей и профессионально важных личностных качеств соискателя. При этом решение принимается коллегиально.
Процедура профессионального отбора состоит из:
- - анализа документов, предоставляемых кандидатом;
- оценки кандидата путем психодиагностического обследования (тестирование);
- профессионального собеседования, профессионального тестирования.
После прохождения кандидатом процедуры предварительных испытаний (тестирования и собеседований) полученные результаты анализируются и принимается решение о возможности трудоустройства.
Критериями оценки деловых качеств руководителей и специалистов являются признак и уровень проявления признака у работника. Они дифференцируются по функциональным и профессиональным группам (таблица 2.8).
Аттестация персонала в ООО «Газпром трансгаз Казань» проводится с целью повышения эффективности системы управления персоналом; повышения ответственности и исполнительской дисциплины.
Основными задачами аттестации являются: оценка результатов труда сотрудников, оценка профессиональных и личностных качеств сотрудника, определение служебного соответствия сотрудника занимаемой должности, определение необходимости повышения квалификации или переподготовки, определение соответствия результатов труда и заработной платы, планирование карьеры сотрудников, определение возможности включения сотрудника в состав резерва на выдвижение.
Таблица 2.8
Критерии деловой оценки различных категорий персонала
Руководители |
Специалисты |
Рабочие |
Компетентность – знание специальных вопросов, осведомленность в смежных областях знаний, широта творческого кругозора |
Компетентность – знание специальных вопросов, осведомленность в смежных областях знаний |
Самостоятельность, инициативность, новаторство и участие в рационализаторском движении |
Способность четко организовывать труд подчиненных – умение распределить работу, осуществлять контроль и проверку выполнения |
Способность четко организовывать и планировать свой труд – умение работника рационально использовать свое рабочее время, четко планировать выполнение порученных заданий, умение сосредоточиться на главном |
Отсутствие нарушений правил и инструкций по охране труда, аккуратное содержание рабочего места, инструмента и обслуживаемого оборудования |
Заинтересованность и инициативность во внедрении новой техники, совершенствовании технологии, улучшении организации труда |
Ответственность – осознание необходимости полностью отвечать за последствия своих действий, принимаемых решений при выполнении должностных функций |
способность четко, качественно и в срок выполнять заданную работу |
Дополнительными задачами аттестации являются проверка совместимости работника с коллективом, улучшение морально-психологического климата в коллективе.
В целях объективной оценки сотрудников руководители всех уровней осуществляют постоянный учет результатов труда своих подчиненных, оценивают их профессиональные и личностные качества.
Уровень проявления признака у аттестуемого (специалиста и руководителя) оценивается по 4 уровням:
- удовлетворительный;
- средний;
- выше среднего;
- высокий.
Индивидуальные коэффициенты трудового участия рабочим устанавливаются на календарный год, что является фактором стимулирования работника в повышении компетентности, улучшении деловых качеств и ответственности. От этого напрямую зависит его оклад (тарифная ставка).
В начале каждого квартала руководитель ставит перед своим подчиненным персональные цели/задачи, вытекающие из общих задач Бизнес-плана подразделения, и заносит их в оценочную форму. Сотрудник расписывается в оценочной форме, принимая данные цели/задачи к исполнению на текущий квартал.
После ознакомления сотрудника с результатами квартальной оценки оценочная форма направляется в подразделение по работе с персоналом для учета и реализации представлений руководителя.
Оценочная форма хранится в личном деле сотрудника и используется при подготовке аттестации персонала.
Таким образом, кадровая политика ООО «Газпром трансгаз Казань», сочетая в себе главные принципы управления персоналом и основываясь на передовых отечественных и мировых достижениях в сфере кадрового менеджмента, направлена на комплексное планомерное развитие и совершенствование человеческих ресурсов Общества, создание условий для эффективного производительного труда и обеспечение социальными гарантиями работников, формирование высококвалифицированного, сплоченного и ответственного коллектива, на основе эффективной корпоративной культуры способного успешно решать задачи по достижению стратегических целей Компании.
2.3. Предложения по совершенствованию менеджмента в деятельности организации
Нами предлагаются следующие мероприятия по совершенствованию менеджмента в ООО «Газпром трансгаз Казань».
Решающая роль в развитии организации принадлежит службе управления персоналом, сотрудники которой будут осуществлять большинство мероприятий, связанных с ее изменением. Однако существующая на предприятии структура управления персоналом, представленная в виде отдела кадров и двумя экономистами по труду, ни коем образом не может способствовать эффективному процессу развития организационной культуры и требует оптимизации.
Процесс формирования службы управления персоналом должен идти от производственного придатка к современному подразделению, регулирующему распределение человеческих ресурсов в компании и способствующему их развитию. Для успешного формирования новой службы персонала необходимо создать группу стратегического развития, в которую войдут начальник отдела кадров, топ-менеджмент компании и внешние консультанты. Основной целью работы группы должно стать совершенствование деятельности по управлению персоналом, разработка кадровой политики предприятия и создание службы, способной адекватно обеспечивать реализацию основных стратегических целей предприятия.
В таблице 2.9 представлен проект штатного состава кадровой службы и предложения по его комплектованию.
Руководитель службы управления персоналом, руководитель отдела по работе с персоналом, менеджер по персоналу должны заниматься управлением организационной культурой, что должно быть зафиксировано в должностных инструкциях.
Таким образом, целесообразно увеличить штат кадровой службы на 7 человек и набрать их.
Таблица 2.9
Порядок замещения новых должностей
№ п/п |
Название должности |
Лица, занимающие должность |
1 |
Руководитель службы управления персоналом |
Нынешний начальник отдела кадров |
2 |
Руководитель отдела по работе с персоналом |
Вакантное место |
3 |
Менеджер по персоналу |
Вакантное место |
4 |
Менеджер по подбору персонала |
Вакантное место |
5 |
Менеджер по работе с молодежью |
Вакантное место |
6 |
Руководитель отдела труда и заработной платы |
Нынешний начальник экономического отдела |
7 |
Ведущий экономист по труду и заработной плате |
Нынешний экономист по труду и заработной плате |
8 |
Ведущий экономист по нормированию труда |
Нынешний экономист по нормированию труда |
9 |
Руководитель группы социально-бытового обеспечения |
Вакантное место |
10 |
Руководитель группы отдела обучения |
Вакантное место |
11 |
Специалист по организации обучения |
Нынешний инженер по подготовке кадров 1 категории |
12 |
Психолог |
Вакантное место |
13 |
Менеджер по учету и оформлению персонала |
Нынешний инспектор по кадрам |
14 |
Event-менеджер |
Вакантное место |