Файл: Корпоративная культура на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важно понимать, если во главе компании стоит сильный и яркий лидер, то основное влияние на формирование корпоративной культуры окажет именно он, а корпоративная культура, в свою очередь, начнет работать на своего создателя.

Однако, отметим, что без четкого «научного» управления всем этим процессом, без создания «платформы» корпоративного кодекса, а так же без осознанного использования элементов корпоративной культуры в рекламных и PR-материалах, основной цели не достигнуть, а именно — самоподдержания и саморазвития организации.

Многие руководители рассматривают свою корпоративную культуру как важный стратегический инструмент, который позволяет ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу некоторых сотрудников, обеспечивать лояльность и облегчать общение.

На сегодняшний день нет единой типологии корпоративной культуры. Различные источники по-разному классифицируют и подразделяют на отдельные типы. Рассмотрим несколько из них.

В типологии одного известного экономиста Дж. Зонненфельда (Jeffrey Sonnenfeld) различаются 4 типа корпоративных культур: «бейсбольная команда», «клубная культура», «академическая культура», «оборонная культура» («крепость»). [20.] Каждая из предложенных культур имеет разный потенциал для поддержки состояния и успеха компании, а так же по-разному сказывается на карьере работников.

Для более наглядного и удобного изучения данной типологии составлена таблица 1. [20.]

Таблица 1. Типология корпоративной культуры (по Джеффри Зонненфельду)

Тип корпоративной культуры

Краткое описание

1.Бейсбольная команда

Проявляется в ситуациях, когда принимаются крайне рискованные решения и реализуется быстрая и непосредственная взаимосвязь с внешней средой. Все решения принимаются очень быстро. Поощряется талант, инициатива, нестандартный подход, новаторство. Наблюдается борьба между компаниями за главных сотрудников. Пример: производство фильмов, музыкальные, информационные технологии, театральные, маркетинг, танцевальные и др.

2.Клубная культура

Характеризуется особой лояльностью, преданностью и сработанностью всех членов коллектива (командной работой). Поощрению преимуществ сотрудников за счет возраста, опыта или должностного положения. Карьерный рост происходит медленно и постепенно. Примером являются библиотечные учреждения

3.Академическая культура

Характерна для давно образованных учреждений. В компании (организации) с академическим стилем набирают новых молодых и активных сотрудников, которые проявляют интерес к долговременному сотрудничеству и готовы к медленному продвижению по служебной лестнице. Предполагает постепенный карьерный рост внутри этой компании. Однако, в отличие от клубной культуры, работники здесь крайне редко переходят из отдела в отдел. Каждый сотрудник имеет свое специфическое направление, в котором он совершенствует опыт и мастерство. Основание для поощрения - хорошо сделанная работа и профессиональное мастерство. Хотя узкая специализация и гарантирует работу, все же подобная культура ограничивает широкое развитие личности сотрудника и препятствует внутриорганизационной кооперации. Примером развития данной КК являются крупные музеи.

4.Оборонная культура

При этой культуре нет никакой гарантии постоянной работы, отсутствуют возможности для профессионального роста, так как компаниям часто приходится подвергаться реструктуризации и сокращать свой персонал, чтобы адаптироваться к новым внешним условиям. Такая культура губительна для сотрудников, но при этом предоставляет прекрасные возможности для некоторых уверенных в своих силах менеджеров, которые любят принимать вызов. Пример - небольшие провинциальные учреждения культуры (клубы, музеи, библиотеки).


Для сравнения, рассмотрим еще одну известную классификацию корпоративных культур. Автор данной типологии – К. Камерон и Р. Куинн. В основе данной классификации лежит сочетание таких показателей, как ориентирование организации на внутренние или внешние процессы в сочетании с гибкостью, стабильностью или индивидуальностью, а так же контролем (таблица 2).[5.]

Таблица 2. Типология корпоративной культуры (по К. Камерону и Р. Куинну)

Тип корпоративной культуры

Краткое описание

1. Клановая (семейная) культура

Характерна для организаций, которые фокусируются на заботе о сотрудниках и внутреннем уважении к индивидуальности и уникальности каждого. Главная ценность - команда. Организации напоминают одну большую семью, которая связывает всех сотрудников преданностью, дружбой и традицией. Взаимоотношения внутри коллектива основаны на чувствах, официальные правила четкое разделение обязанностей и функционала между работниками отсутствуют. Такая позиция часто приводит к серьезным ошибкам и снижению эффективности.

Пример: розничная торговля, услуги, небольшие муниципальные (сельские) дома народного творчества, музеи, библиотеки.

2.Адхократическая культура

В организации проявляется через внимание к внешним позициям на рынке, к потребителям в сочетании с высокой гибкостью в решении задач. Сотрудниками движет новаторство, готовность идти на риск. Поощряется личная инициатива и свобода. Такой тип культуры характерен для высокотехнологичных производственных организаций, которым всегда надо держать “руку на пульсе”. Сюда можно отнести киностудии, различные творческие лаборатории по разработке и реализации крупномасштабных проектов в сфере культуры

3. Рыночная культура

Внимание на внешних позициях (расширение доли рынка, прирост клиентской базы) в сочетании со стабильностью и контролем (поддержание определенного уровня рентабельности). Такие компании ориентированы, на результат, стремление побеждать. Поощряется соперничество. Пример: только что открывшиеся художественные галереи, выставочные центры, частные музеи.

4. Иерархическая (бюрократическая) культура

Это культура организаций, в которых важна внутренняя поддержка сотрудников и регламентированная упорядоченность всех процессов. Они, как правило, отличаются высоким уровнем контроля. Целью компаний является поддержание формализованных отношений и стабильности в коллективе. Пример: государственные структуры и предприятия, которые ориентированы на соблюдение всех правил и внутренний комфорт (крупные учреждения культуры федерального или регионального значения).


Наряду с описанными выше типами корпоративных культур, имеют место быть и виды. Рассмотрим некоторые виды корпоративной культуры, которые для удобства оформлены в общую схему.[7.]

Рассмотрим каждый вид более подробно. Рассматривать будем по следующим параметрам: вид, описание, преимущества и недостатки.

Авторитарная корпоративная культура.

Описание: наблюдается централизация власти, строгая служебная иерархия, а так же тотальный контроль над всеми сотрудниками. Мнение рабочего коллектива, как правило, не учитывается. Руководитель все решения принимает сам или в узком кругу ближайших сподвижников

Преимущества: руководитель контролирует все участки работы. Строгая дисциплина. Данная культура может быть эффективна в условиях антикризисного управления, в переходный период, но ее нельзя использовать постоянно.

Недостатки: отрицательно влияет на психологический климат коллектива, так же ведет к снижению инициативы и личной ответственности сотрудников. Полное отсутствие обратной связи в отношениях подчиненный-начальник вызывает взаимное недопонимание, недомолвки и негативно сказываются на деятельности организации.

Либеральная корпоративная культура

Описание: руководство компании не принимает особого активного участия в управлении коллективом, при разрешении возникающих проблем занимает нейтральную позицию, предпочитает не вмешиваться в конфликты. Работа в таких организациях часто пускается на самотек.

Преимущества: отсутствует жесткий контроль, что дает больше возможностей для самореализации сотрудников. Эта культура может благополучно функционировать в различных творческих коллективах (театрах, художественных и реставрационных мастерских) при условии , что у всех работников достаточно развита самодисциплина.

Недостатки: отсутствие полного контроля над выполнением различных обязанностей и соблюдением установленных правил внутреннего распорядка при слабом уровне самодисциплины и ответственности коллектива может привести к срыву всей работы компании. В переломные и кризисные моменты, требующие волевых решений руководства, поддерживать такую корпоративную культуру нецелесообразно.

Демократическая корпоративная культура

Описание: наблюдается рациональное распределение обязанностей между всеми членами рабочего коллектива, делегирование всех полномочий, коллегиальное принятие важных решений, а так же наличие двухсторонней обратной связи, что положительно сказывается на работу коллектива, в целом.


Преимущества: данная корпоративная культура способствует формированию особого - благоприятного психологического климата в коллективе, а так же стимулирует лояльность и повышает личную ответственность каждого сотрудника. Рекомендуется в периоды стабильного развития компании.

Недостатки: вызывает затруднения при принятии решений, если слишком большая разобщенность членов коллектива во взглядах на тот или иной вопрос. При небольшом авторитете руководителя может приветсти к саботированию его решений и неуместной фамильярности в общении.

Стабильная корпоративная культура

Описание: постоянство и предельная четкость всех действующих в организации норм, правил поведения и других элементов организационной культуры

Преимущества: коллектив ясно понимает, что от него ждут; знает, «как можно» и «как нельзя» себя вести во всевозможных ситуациях, возникающих в ходе рабочего процесса. Существующие нормы очень прозрачны и едины для каждого.

Недостатки: Недостаточная гибкость, консерватизм, отсутствие желая меняться в соответствии с возникающими изменениями.

Нестабильная корпоративная культура

Описание: Неустойчивость в общей системе управления компанией, отсутствие единых четких норм и правил поведения, наблюдается избирательное отношение в коллективе.

Преимущества: Отсутствие каких – либо четких норм и правил, поначалу рассматривется как доверие руководства к своим сотрудникам, предоставление свободы, а так же широких возможностей для неформального общения. Этак культура может быть уместна в небольших организациях, в которых отсутствует четкая иерархическая структура.

Недостатки: отсутствие четких норм и правил сбивает с толку и демотивирует персонал. Нестабильная корпоративная культура может негативно сказаться так же на внешнем имидже организации.

Интегрированная корпоративная культура

Описание: сплоченность всего коллектива, внутри формируется единое общественное мнение. Большинство сотрудников поддерживают и разделяют все элементы.

Преимущества: высокий уровень командного духа, снижают уровень конфликтности, а значит, положительно влияют на конечный результат деятельности всей организации.

Недостатки: зашоренность во взглядах, нежелание строить конструктивный диалог с инакомыслящими.

Дезинтегрированная корпоративная культура

Описание: наблюдается отсутствие единого общественного мнения, полная разобщенность во взглядах, недовольство многих сотрудников принятыми в организациями нормами и правилами поведения; а как следствие – повышенная конфликтность среди большинства членов коллектива.


Преимущества: если руководитель искреннее пытается руководства наладить конструктивный диалог с коллективом и выслушать все имеющиеся мнения, ситуацию можно повернуть в лучшую сторону. Возможно, для этого придется пойти на компромисс и пересмотреть отдельные элементы корпоративной культуры.

Недостатки: наблюдается демотивация персонала, очень низкий уровень самоотдачи работников, а так же несоблюдение действующих норм и правил. Все это приводит к снижению эффективности работы и как следствие - ухудшение имиджа организации в глазах общественности.

Личностно ориентированная корпоративная культура

Описание: главная ценность организации – ее сотрудники. Руководство различными способами поддерживает сотрудников, знает их потребности и проблемы. Особое внимание уделяется развитию человеческих ресурсов

Преимущества: предоставление огромных возможностей для профессиональной и творческой самореализации, что само по себе - хороший стимул для сотрудников, повышает степень их ответственности к должностным обязанностям и уровень лояльности по отношению к работодателю

Недостатки: в некоторых случаях наблюдается излишняя лояльность руководителя по отношению к сотрудникам, граничащая с попустительством. В угоду личным интересам некоторых сотрудников может снижаться внимание к производственным вопросам.

Функционально ориентированная корпоративная культура

Описание: Главное - четкое выполнение функциональных алгоритмов деятельности с соблюдением всех существующих в компании норм и требований. Личные интересы сотрудников либо остаются без внимания, либо все сводится к минимуму.

Преимущества: Эта культура способна обеспечивать постоянное функционирование организации и выполнение поставленных задач.

Недостатки: существует риск чрезмерной унификации и обезличивания всех производственных процессов. Полное игнорирование личных потребностей и возникающих у персонала проблем негативно сказывается на конечных результатах деятельности компании.

Таким образом, рассмотрены все основные типы и виды корпоративной культуры. После того, как выявлены и обоснованы основные типы и виды культуры, целесообразно рассмотреть сам процесс создания корпоративной культуры. Процесс создания корпоративной культуры очень сложен и не однозначен. Подробное описание самого процесса будет представлено в следующем параграфе.